урок русского языка по теме "Тип текста"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа.
Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов.
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.
Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_teksta.docx | 23.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Текст. Тип текста.
Цель: Закрепить умения учащихся определять тип текста и составлять тексты разного типа.
Задачи: Систематизировать знания учащихся о типах текстов.
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение; способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации; стимулировать познавательную активность учащихся.
Воспитывать ответственность, чувство коллективизма.
Оборудование:
-учебник для 3класса «Русский язык» В.И.Бычков, А.В.Рыбакова.
- презентация «Виды текстов: повествование, описание, рассуждение».
- карточки для определения видов текстов (на каждого ученика).
- сигнальные цветовые полоски для определения видов текста.
- заготовка газеты
1.Организационный момент.
Русский язык красив и богат. С его помощью мы выражаем свои мысли, общаемся друг с другом. Он помогает нам дружить, лучше понимать друг друга. И сегодня мы продолжаем глубже узнавать его.
2.Вхождение в тему.
-Ребята, взгляните в окно, какая хорошая погода, зимняя. Давайте мысленно погуляем по зимнему лесу. Мороз и солнце день чудесный. Сколько звуков можно услышать в зимнем лесу! Ребята, вы слышите? Неужели вы ничего не слышите?(прикрепляю на доску слово звук.) Что вы слышите?
- Ветка хрустнула, снег скрипит, дятел долбит дерево, ветер завыл.
-Какие слова ассоциируются со словом зима. Называйте слова, связанные с зимой, зимние слова.
-Снег, Снегурочка, Снежинка, снеговик, санки, сугроб, Ёлка,(прикрепляю на доску слово слово)
-(Выставляю на доску предметные картинки, составляя картину (Зима.»)
-какая красивая картина получилась. Зимняя. Составьте предложения по этой картине.(Выставляю слово предложение.)
Восстановите перепутанную логическую цепочку слов
(Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:
звуки => слоги => слова => предложения)
Какое слово в этой последовательности является завершающим? Почему?
С текстом мы с вами уже знакомы.
(Учитель выставляет это слово)
Почему это слово выделено красным цветом?
(Я думаю, это тема нашего урока)
Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст». Давайте по
этимологическому словарю определим его первоначальное значение.
Ученик работает со словарем и отвечает, что первоначальное значение слова «текст»- «ткань, сплетение».
Поясняю, демонстрируя два кусочка ткани.
Перед вами кусочек ткани, он состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой, так и текст состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
-Давайте вспомним, что такое текст?(Ответы детей)
-Ребята, перед вами кусок черной ткани, все нити в нем крепко сплетены, он прочен, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани, он красив и навевает на нас хорошее настроение.
- Почему?
- Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Так же и в тексте, когда составляем предложения, используя выразительные средства, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих. А какие выразительные средства вы знаете из уроков литературы?(Ответы детей)
- Сегодня у нас необычный урок русского языка, а мастерская. И нам понадобится умение правильно и красочно составлять предложения и текст.
- Как вы понимаете, что такое мастерская?
- Кто в ней работает?
- Я предлагаю вам, стать мастерами, по выпуску школьных газет и совместно выпустить первый номер нашей классной газеты.(Показ заготовки газеты.)
3. Систематизация знаний.
- Что же такое газета? (Работа с толковым словарём)
- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет
-журналист, редактор. Репортёр(словарная работа)
-Люди, которые выпускают газеты и журналы, должны хорошо уметь работать с текстом. Хорошо уметь определять тип текста и подбирать определённый тип в зависимости от ситуации.
Тексты, как вы знаете, бывают разными.
В одних рассказывается о том, что произошло, другие словами « рисуют» картины природы, людей, животных и даже удивительные заморские страны. А в третьих, авторы размышляют о чём- нибудь важном и интересном, иногда даже спорят.
И мы сегодня будем продолжать, учится работать с текстами, которые понадобятся нам при выпуске газеты.
1) Определение типа текста.
- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты.
- Дайте определение, что такое текст.
а) чтение текста учителем.
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.
- О чём этот текст?
- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?
Вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ.
б) чтение текста учеником.
Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.
Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.
- А о чём этот текст?
- Что можно представить, читая его?
- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?
Вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ.
в) чтение текста учеником.
И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.
- Что объясняется в этом тексте?
- Как называются тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо?
Вывешивается табличка зелёного цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ.
(На доске вопросы. Надо эти вопросы правильно рспределить.
- Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.
- Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили с какими типами текстов мы знакомы. Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?
4.Минутка чистописания.
Урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным. Хотели бы вы стать волшебником? Правда, здорово быть волшебником! Но для этого нам необходимо что? Правильно, волшебная палочка. Волшебной палочкой сегодня у нас будет обычная авторучка. Вы до сих пор и не подозревали, что это самая настоящая волшебная палочка, способная творить чудеса. Но этому нужно учиться. Ребята, как вы думаете, если мы в газете напишем некрасивым кривым почерком, это будет приятно читателю?. Значит, мы должны каллиграфически правильно и красиво уметь писать. Я объявляю минутку чистописания. Какую букву будем прописывать? Угадайте!. Эта буква согласного звука в слове «рассуждение». Этот согласный звук непарный, звонкий, твёрдый.(Р).Молодцы. Следующая буква находится в слове описание. Этот согласный звук парный, глухой, мягкий.(П). Отлично справились. И Следующая буква в слове повествование. Этот звук смягчает согласный звук н(И). Вы справились с заданием. Теперь будем прописывать буквы. Придумайте сами последовательность соединения.
5. Работа над темой.
1. Определение типа текста в зависимости от ситуации.
- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки. Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:
а) Твои родители уезжают в другой город и спросили, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать.
в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка.
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно подбирать в зависимости от ситуации).
- Если мы с вами сегодня мастера слова, должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь переделать один тип текста в другой.
Начинаем работу над выпуском газеты. Первая страничка так и называется – И это всё онас..
2. Работа в группах.
Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи своё мнение)
В каждой газете есть реклама. Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.(1 группа)
Наш класс самый лучший, потому что… Нам уютно и хорошо вместе
Наш класс очень хороший, потому что… Здесь учатся мои друзья
Наш класс особенный, так как… Нам легко и весело
Наш класс замечательный потому, что… Мы поддерживаем друг друга, когда
трудно
- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.(2 группа)
Дружные, добрые и весёлые.
Уже 3 года мы вместе, вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих________________________________. Мы скучаем, когда долго ________________.
В нашем классе учится 11 __________________ и 17 __________________. Девочки _________ и ________________ ,а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ____________________.
3. Индивидуальная работа.-
Есть такая детская песенка:
Сто тысяч «почему?» живут на белом свете,
Сто тысяч «почему?» гуляют по планете…
Действительно, очень много вокруг «почему?». Есть загадочные «почему?»- почему птицы летают. Почему летом идёт дождь, а зимой снег? Есть сердитые – почему не приготовил урок? Есть внимательные «почему?» - почему ты такой грустный сегодня? Вот такие разные «почему?» - и все требуют ответа. А ответить – объяснить и доказать - нелегко.
Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый. Придумайте и запишите несколько таких «почему?» для нашей газеты.
Физкультминутка.
4.Составление текстов о зиме.(Работа в парах)
- Сейчас мы создадим свой художественный мир. Как мы захотим, так все и будет. Захотим, чтобы день был веселый, яркий, прозрачный, - он будет таким. Захотим, чтобы снег сверкал на солнце. Как серебро - и произойдет чудо! Нужно только это написать. (Вы не забыли, что в ваших руках волшебная палочка?) Пока чудо не произошло, но все в ваших силах.
- Живописец рисует красками, а мы вместо красок используем слова.
- Итак, перед нами зимняя страничка нашей газеты. Придумайте задание в соответствии с темой нашего урока.
-Описать зимний день, написать о птицах, о том, чсто зимой их нужно кормить, о животных, о детях, которые катаются с горки, на коньках, на лыжах, строят зимний дворец, снеговиков.
наша с вами задача – описать зимний день.
Проверка: Прочитайте предложения, которые вы написали.
- Какие красивые предложения у вас получились! А к какому стилю можно отнести ваши предложения?
5.Работа с фишками.
Составьте предложения из фишек про свой класс, приклейте на листочки. Предложения запишите в своих тетрадках.
6.Фотоколлаж.
- И конечно, в каждой газете есть фотоснимки. Сделайте небольшой фотомонтаж «Наше будущее». Учащиеся делают коллаж из заранее приготовленных картинок с изображением людей разных профессий и знаменитостей.
Все «статьи» приклеиваются в газету.
6. Итог.
- Перед вами первый выпуск нашей классной газеты.
- Что вы чувствуете, глядя на него?
- Подумайте, почему она называется «Классная газета»? (Всем классом, о нашем классе)
- А еще почему «классная»? (лучшая, замечательная)
- Значит мы какие? (классные)
- Покажите это друг другу!
-Ребята, газета не завершена. Осталась последняя страничка. Дома вы напишете шуточные рассказы, а потом мы их приклеим в газету.
7. Рефлексия.
Что узнали?
Чему научились?
Что будем делать?
Выйдите к доске и прикрепите своё имя на лесенке. На какой ступеньке ты себя видишь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".
Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....
Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.
Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....
Конспект урока русского языка по теме "Текст" .Презентация к уроку по теме "Текст"
Коспект урока по русскому языку...