Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Лунькова Дарья Дмитриевна

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать что такое научный и художественный текст; отличительные признаки;

Уметь самостоятельно анализировать содержание текста; определять тип текста.

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение.
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников.
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 29.04.2020

Школа: № 95

Класс: 2-1

Кабинет: 302

Учитель: Богданова В.П.

Студентка: Лунькова Дарья

Методист: Солопова Т.В.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема «Типы текстов. Научный и художественный текст»

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать что такое научный и художественный текст; отличительные признаки;

Уметь самостоятельно анализировать содержание текста; определять тип текста.

Личностные:

  • Учиться формировать собственное мнение.
  • Учиться уважительно относиться к мнению одноклассников.
  • Формировать способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм; учиться взаимодействовать в парах, группе.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: УМК «ПНШ» Каленчук М.Л., Малаховская О.В., 2 класс, 2 часть, рабочая тетрадь, презентация, раздаточный материал

Челябинск, 2020

Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя

1 мин

- Здравствуйте, ребята.

Дети, вам тепло?

В классе светло?

Прозвенел уже звонок?

Уже кончился урок?

Только начался урок?

Хотите учиться?

Значит, можно всем садиться!

- Присаживайтесь, надеюсь на вашу активную работу!

-Да!

- Да!

- Да!

- Нет!

- Да!

- Да!

Л: самоопределение

2.Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа

Практический – работа с пословицей

5 мин

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ТЕКСТ?

(на доске записываются предположения)

-- А теперь давайте приведём всё это в систему. Вот вы сказали, что текст состоит из предложений, а может ли текст состоять из одного предложения?

- Докажите почему это текст?

- Определите у этой пословицы тему и главную мысль.

Старый друг лучше новых двух.

- Определите тему.

- Определите главную мысль.

- Что ещё вы знаете о тексте? С какой целью автор создаёт текст?

- А что мы можем определить у каждого текста?

- Какие типы текстов вам знакомы?

Высказывают предположения.

- Да, пословица.

- У неё есть тема и главная мысль.

- Пословица о дружбе.

- О старом друге ты всё знаешь, он тебя понимает, помогает тебе во всём, а о новом друге ты ничего ещё не знаешь.

- ОПИСАТЬ какое- либо явление или РАССКАЗАТЬ о каком-либо явлении.

- Его тип.

- Текст повествования и текст описания.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

3.Постановка

 учебной задачи

Словесный - беседа

2-3 мин

-А как вы думаете, мы всё узнали о тексте? Давайте посмотрим, откройте учебник на стр.83.

-Прочитайте тему урока, попробуйте определить цели урока.

- Молодцы!

 Открывают учебник.

- Научный и художественный текст.

- Узнать что такое научный текст; художественный и их отличительные признаки.

Р: целеполагание

4.Открытие

 нового знания

Практический: языковой анализ текста

Словесный – беседа

Практический: работа с определениями

8-10 мин

 - Давайте поработаем с упр.52. Женя, прочитай нам текст.

- О чём рассказывает этот текст?

-Мы узнаём о лебеде какую-то историю или точные сведения?

- Верно! Теперь давайте прочитаем интересный текст Сергея Воронина «Девять белых лебедей» (упр.53). Катя, прочитай нам, пожалуйста, остальные внимательно слушают. 

- А сейчас поработайте в парах и ответьте на вопросы:

- Догадываешься, кто такие Белопух и Легкокрылая?

- О чём рассказал писатель?

- С каким мнением вы согласитесь?

(опрос одной пары на оценку)

- Посмотрите и скажите, к какому из текстов подходит эта иллюстрация?

- Итак, как вы думаете, цели авторов этих двух текстов были разными или одинаковые?

- Чтобы проверить верно ли мы определили, куда мы должны обратиться?

- Давайте посмотрим, подтвердятся ли наши предположения? Читаем вывод вороны на стр.85.

- Попробуйте сами сформулировать, что такое художественный текст по аналогии.

- Этот текст про лебедя.

- Точные сведения.

Работают в парах, отвечают на вопросы.

- 1 текст можно встретить в энциклопедии, т.к. автор сообщает точные научные сведения. 2 текст можно встретить в учебнике «Литературное чтение» т.к. автор рассказывает о птицах, которым он дал клички.

- К 1-му тексту.

- В 1 тексте автор формирует представление о лебеде как о птице, даёт нам подробную информацию о лебеде. Во 2 тексте автор рассказывает нам историю о том, как лебедь защищал свою семью.

- К учебнику.

- Художественный текст – это текст, в котором автор рассказывают какую-либо историю и передаёт свои чувства, переживания читателю.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

П.: дополнять и расширять знания

Динамическая пауза

3 мин

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся.

(видео)

Выполняют упражнения.

5.Первичное закрепление во внешней речи

Практический – обобщение знаний о художественном и научном текстах

5 мин

- А сейчас давайте поработаем в парах.

- Откройте, пожалуйста, ТПО стр. 89 упр. 107. Выполните данное упражнение. На работу у вас есть 5 минут.

- Итак, ребята, заканчиваем, скажите, 1 текст научный или художественный? 2?

- Молодцы, верно!

Работают в ТПО.

- Научный.

- Художественный.

П: структурирование знаний

К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный: презентация

Практический – чтение текста с  определением типа

5 мин

- А сейчас вы поработаете в четвёрках, я раздам вам тексты, ваша задача прочитать его и выполнить работу в соответствии с планом, представленным на слайде:

  • Прочитайте внимательно текст;
  • Обсудите текст в парах;
  • Определите вид текста, приведите доказательства.

(опрос одной четвёрки)

- Кто согласен хлопните в ладоши один раз.

Работают в четверках.

-  Этот текст научный, в нём сообщаются научные сведения о ежах, тема текста «Ежи как млекопитающие животные», данный текст может быть использован на уроке окружающего мира. Научные тексты не содержат переживания автора, так как их цель – сообщить точные научные сведения.

Р: коррекция

7.Включение в систему знаний

Практический – работа с текстом, определение типа текстов

5-7 мин

- Сейчас у вас на столах лежат карточки, ваша задача внимательно прослушать 3 текста и заполнить эту карточку.

Вид текста (научный или художественный).

Докажите. Почему?

1 текст

2 текст

3 текст

- Давайте проверять, сравните с эталоном, представленным на слайде. Есть те, у кого не так?

- Откройте дневники, запишите домашнее задание ТПО упр.108,109.

Заполняют карточку.

Записывают домашнее задание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесный - беседа

2 мин

- Какую тему мы изучали на уроке? –

 Достигли целей? Докажите?

 Оцени свою работу на уроке:

Сегодня я узнал …

Сегодня я научился …

Сегодня мне удалось…

 Мне было трудно…

Мне было интересно…

- Научный и художественный текст.

-Да.

Анализируют свою деятельность на уроке.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какие типы текстов мы знаем?

Слайд 2

Текст – ОПИСАНИЕ помогает представить что-то или кого-то; используются слова- названия признаков Текст –ПОВЕСТВОВАНИЕ рассказывает о каких-то событиях; используются слова- названия действий

Слайд 3

Новая тема: Научный и художественный текст Презентацию подготовила учитель высшей квалификационной категории МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска» Варавва Е.В.

Слайд 5

Красноносый нырок – крупная массивная утка, весом от 1 до 2 кг. Самца легко отличить по большой ярко-рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо – буроватой окраски. Питается красноносый нырок почти исключительно зелёными частями растений и водорослями. Сравни 2 текста (Р.т № 107) 1.

Слайд 6

2. Я пошёл на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец утята вынырнули, заплыли в камыши и спрятались от посторонних глаз.

Слайд 7

Для чего написаны эти тексты? __ - сообщает точные научные сведения об утках-нырках; __ – повествует о любопытном случае с нырками, свидетелем которого был рассказчик текста . Рядом с каждым с каждым высказыванием поставь номер текста: 1 или 2

Слайд 8

Какой текст по- вашему научный, а какой художественный ?

Слайд 9

Научный текст – текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном Художественный текст – текст, в котором автор рассказывает какую- либо историю и передаёт свои чувства и переживания читателю

Слайд 10

Закрепи новые знания Упр. 52-53 (стр. 83-84)

Слайд 11

Я ПОВТОРИЛ… НАУЧИЛСЯ… УЗНАЛ… ВЫЯСНИЛ…

Слайд 12

Оцени свою работу: Я старался, но у меня не всё получилось Мне ничего не удалось У меня всё получилось

Слайд 13

Домашнее задание: Рабочая тетрадь упр. 108 (стр. 91-93)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока русского языка. Тема: "Описание внешности. Повторение слоговых схем". УМК "Начальная школа 21 века".

Конспект урока русского языка в 1 "а" классе. Программа "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока русского языка "Деление текста на части" (2 класс, Перспективная начальная школа)

Конспект урока русского языкаТема: Деление текста на частиЦели деятельности учителя: формирование у учащихся умений делить текст на смысловые части.Планируемые результатыПредметные:Уметь самостоятельн...

Конспект урока русского языка "Состав слова. Способы образования слов" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать однокоренные слова, находить в слове основные части: корень, приставку, суффикс, окончание и основу; совершенствование навыков образования слов ...

Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Составление текста – описания по картине Ф.П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка" (2 класс, Школа России)

Конспект урока русского языкаТема: Составление текста - описания по картине Ф.П. Толстого "Букет цветов, бабочка и птичка"Цели деятельности учителя: формирование умения описывать предметы и ...

Конспект урока русского языка. Тема: "Где используются однородные члены" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об использовании однородных членах предложения, о расстановке знаков препинания; формирование умений находить в предложении однородные и неоднородные опр...

Конспект урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок, развитие объёма слухо-речевой памяти, внимания, лексического анализа слов, орфографической грамот...