Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Колегаева Ольга Владимировна

Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием».                             

 В данном конспекте урока содержится подробная разработка урока по заявленной теме. В ходе урока подробно излагается деятельность учителя и деятельность учеников. Четко сформулированы задачи урока и оборудование к уроку.

 Этапы урока: актуализация знаний и умений; ознакомление с новым материалом; предварительные итоги, выводы; первичное закрепление нового материала; составление текста-описания; итог урока; домашнее задание.

Невозможно категорично утверждать к какой ступени обучения (2, 3 или 4 класс) можно отнести данный урок. Разрешено к применению в общеобразовательных учреждениях несколько учебно-методический комплектов, в которых просматривается несоответствие учебного материала и плана подачи его ученикам.  Рекомендую использование данного урока в контексте тех УМК, в которых разрешено учителю использовать дополнительный учебный материал. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка22.31 КБ
Файл приложение 113 КБ
Файл приложение 211.37 КБ
Файл приложение 321.73 КБ
Файл рисунок 1435.9 КБ
Файл рисунок 218.11 КБ

Предварительный просмотр:

Колегаева О.В. [229-274-391]

Тема урока: «Текст. Ознакомление с текстом-описанием.»

Задачи урока: дальнейшее формирование умения отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст; учить определять тему и главную мысль текста; повторить признаки текста; развивать умение определять и различать текст-описание; развивать внимание, память, речь; воспитание уважения, терпеливости при работе с одноклассниками в группе и в паре.

Оборудование: 1) раздаточный материал для работы в парах; 2) изображение кота (мозаика) для работы в группах; 3) надписи типов текста; 4) картинка сказочного героя (Чебурашка).

Этапы урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Актуализация знаний и умений учащихся на основе повторения изученного о тексте

 На парте печатный материал для работы в парах.

Приложение 1.docx

-Сегодня на уроке мы будем говорить о текстах, будем учиться распознавать тексты, познакомимся с новым научным термином.

-Прочитайте предложения, записанные под № 1.

-Можно утверждать, что прочитанные предложения являются текстом?

-Почему? Что такое текст?

-Прочитайте предложения под № 2.

-А в данном случае можем утверждать, что это текст?

-Почему?

-Прочитайте предложенные названия к тексту, выберите подходящее.

-Какое слово может оказать помощь при выборе названия текста?

-Объясните лексическое значение слова.

-Как же озаглавили текст?

Текст читает вслух один ученик.

-Да, можно.

-Группа предложений, связанных по смыслу, объединены одной темой, записаны в строгом порядке.

Предложения читает другой ученик.

-Нет.

-Предложения не связаны между собой по смыслу, не выражают общую мысль.

Дети работают в парах, обсуждая совместно название текста.

-Драчливый.

-Любящий драться.

-Драчливый землекоп.

2.Ознакомление с текстом-описанием. Работа над новым материалом.

Класс делится на группы. В каждой группе не более 5-7 человек. Группы получают изображение кота, разрезанное на несколько частей в виде мозаики.

Рисунок 1.docx

Ученик читает текст для всего класса.

Приложение 2.docx

-Следующий этап работы поможет нам познакомиться с новым научным понятием.

-Ребята, вы будете сейчас работать в группе. Слушайте внимательно мнение других ребят.

-Соберите картинку.

-Посмотрите, кто пришел к нам в гости на урок?

-Как бы вы хотели назвать его?

-А хотите узнать, как на самом деле зовут котика?

-Но это не так просто! Нужно быть очень внимательным!

-Как же зовут нашего гостя?

-Что же нужно поменять, чтобы мы смогли называть кота Пафнутием?

-Что говорится в тексте о глазах, какого они цвета?

-А у нашего кота?

-Сколько нужно будет нарисовать картинок, чтобы описать нашего кота?

-Почему?

Дети работают в  группах.

-Кот.

Дети называют клички.

-Да, хотим.

Ответы различные (не верный-Пафнутий, верный ответ-описание не нашего кота)

-Цвет глаз.

-Зеленые.

-Желтые.

-Одну.

-Все видно: кто изображен, какого цвета глаза, шерсть, усы.

3.Вывод учащихся, введение нового понятия.

На доску вывешиваются понятия: описание, рассуждение, повествование.

После выбора описания остальные надписи убираются с доски.

-Ребята, прочитайте названия типов текстов, с которыми мы будем с вами знакомиться на уроках русского языка.

-Как вы думаете, с каким типом текста мы познакомились сегодня?

-Конечно, вы правы! Это текст-описание.

-А сколько картинок нужно нарисовать для такого текста?

Ученик читает для всего класса.

Учащиеся выбирают безошибочно описание.

-Одну.

4.Первичное закрепление нового материала.

Раздаточный материал у каждого ученика.

Приложение 3.docx

После выполненного задания можно провести беседу.

-Теперь вам нужно будет поработать самостоятельно. У каждого из вас есть текст и рисунок к этому тексту.

-Прочитайте внимательно и раскрасьте картинку так, как велит текст!

-Про кого прочитали текст?

-А что говорится про него?

-Какой это текст?

-А сколько картинок нарисовано после текста?

-Ребята, посмотрите у друг друга рисунки. Верно ли раскрасили ослика?

Дети самостоятельно читают предложенный текст. Далее работают с рисунком, если необходимо перечитывают текст неоднократно.

-Про ослика.

-Какие глаза, ушки, носик и т.д.

-Описание.

-Одна.

Дети обсуждают в парах, находят несоответствие рисунка и текста, корректируют свою работу.

5.Составление текста-описания.

Работа ведется фронтально. На доске – картинка сказочного героя появляется после отгадывания загадки.

Рисунок 2.docx

Поскольку целью урока не является обучение составлению текста-описания, поэтому нужно предложить детям план, по которому они будут рассказывать.

Этот этап  можно организовать как устную работу учащихся, так и письменную.

-К нам пришел еще один гость.

-Отгадайте загадку и вы узнаете кто это.

-Загадка:

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не волчонок, не сурок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

А зовется ….

-Конечно же вы узнали следующего гостя.

-Как вы думаете, почему я повесила картинку, где Чебурашка один? Какой тип текста попробуем составить?

На доске запись:

1.рост

2.цвет

3.голова и уши

4.глаза

Чебурашка.

-Будем описывать сказочного героя. Другие изображения не нужны. Будем составлять текст-описание.

Дети составляют текст-описание по предложенному плану и записывают в рабочие тетради. Параллельно ведется редактирование предложений, текста.

6.Итог урока.

-О чем говорили на уроке?

-Что нового узнали про тексты?

-С каким типом мы познакомились сегодня на уроке?

-Понравилось работать с такими текстами?

-Мне очень понравилось, как вы работали на уроке: дружно, внимательно слушали мнения других ребят, следили за ходом урока, были участниками урока, а не просто слушателями. Молодцы! Урок окончен!

-О текстах (другие ответы детей).

-Тексты могут быть различных типов.

-С описанием.

Дети высказывают свое мнение.

7.Домашнее задание.

Этот этап урока строится в зависимости от уровня подготовленности, обученности класса. Возможны несколько вариантов заданий.

Составить текст-описание ( по предложенной картинке). Этот задание может выполняться фронтально, индивидуально, по группам.



Предварительный просмотр:

Приложение 1. Героиня мультфильма «Смешарики» - Нюша


Приложение 2.

Вышивка крестом по схеме


Приложение № 3.   Материалы и инструменты

Канва - Канву используют для особой вышивки. Ячейки канвы обычно полностью закрывают вышивальными стежками. Канва бывает разных номеров, номер ее зависит от количества нитей на каждые 2,5 см.
Бывают разные виды канвы: простая одинарная канва, двойная, коверная, крупноклеточная канва, и даже, пластиковая

Ножницы. Хороши иметь две пары ножниц. Одни - большие, для раскроя ткани, а вторые - маленькие, с закругленными концами, для обрезания нитей. Лезвия маленьких ножниц должны быть длинной не более шести сантиметров.
Очень аккуратно отнеситесь к выбору маленьких ножниц, ведь от их качества зависит, то насколько аккуратно Вам будет удаваться заделывать концы нитей в вышивке.

Наперсток - Металлический или пластмассовый, должен хорошо надеваться на средний палец.

Простые круглые пяльцы состоят из двух обручей, сделанных из пластика или дерева. Размер внешнего обруча регулируется для вышивки по различным по толщине тканям, при помощи винта.

Нити «Мулине» - разноцветные


Приложение 4.

Техника безопасности.
Правила техники безопасности при работе с иглой.

  1. Иголки и булавки хранить в специальном месте (игольницы, подушечки)
  2. Нельзя пользоваться изогнутыми и ржавыми иголками.
  3. Нельзя брать в рот или втыкать в одежду.
  4. Если игла упадёт. Её обязательно нужно найти.
  5. После работы желательно оставлять небольшую ниточку в игле.
  6. По окончании работы убедиться, что все иголки и булавки на месте.

Правила техники безопасности при работе с ножницами.

  1. Передавать кольцами вперёд.
  2. Не класть на край стола.
  3. Не делать резких движений.
  4. Не держать остриём вверх.
  5. В нерабочем положении концы должны быть сомкнуты.
  6. По окончании работы убрать на место.

Санитарно – гигиенические требования.


1.  Перед началом работы необходимо вымыть руки

  1. Источник света должен находиться слева.
  2. Каждые 1 – 1,5 ч глазам необходим 30 минутный отдых.
  3. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины, шеи.
  4.  Нельзя перекусывать нить зубами; от этого портится эмаль зубов, кроме того, можно поранить губы, дёсны и язык.


Приложение 5.

Техника вышивания.



Название операции


Описание операции


Инструменты и материалы


1.


Подготовка к работе


Определить схему рисунка, которую будем вышивать.


Схемы


2.


Определяем размер рисунка.


Считаем количество клеточек по горизонтали и вертикали.



3.


Обрабатываем края канвы.


Обшить ниткой или обвязать крючком


Игла с ниткой,  крючок  с ниткой.


4.


Определяем на канве центр.


Сгибаем ткань пополам по вертикали, затем по горизонтали и отмечаем центр.


Канва, карандаш.


5.


Выбираем пяльцы.


Подбираем по размеру рисунка. На маленький круг кладём канву и сверху прижимаем большим кругом.


Пяльцы


6.


Крепим нитку.


Из мотка «Мулине» отделяем нить в 2- 3 сложения. Узелок не делаем.


Нитки различного цвета


7.


Вышиваем по схеме.


Квадратик на схеме соответствует квадратику на ткани.

Все крестики должны быть ровными и аккуратными.



8.


Обработка изделия.


Стирка изделия.

Глаженье вышивки.


Утюг


 Приложение 6.

Анкеты.



Вопросы


учащиеся


учителя


да


нет


да


нет


1.


Умеете ли вы вышивать крестиком?

2.

Когда вышиваете, поднимается настроение?


3.

Занимаетесь ли вы вышивкой сейчас?


4

Хотите ли вы научиться вышивать?



Вопросы


учащиеся


учителя


да


нет


не знаю


да


нет


1.


Ваши бабушки или мамы
когда – то занимались вышивкой?


2.


Занимаются ли вышивкой ваши
бабушки или мамы сейчас?

3.

Когда они вышивают, поднимается  у них настроение?

Приложение 7.

Анкетирование  среди учителей  и учеников.  


Приложение 8.

Салфетка Нюша.



Предварительный просмотр:

Колегаева О.В. [229-274-391]                          Приложение 2

          Живёт в соседском доме очень красивый кот. Усы и брови у него длинные и совершенно белые. Глаза похожи на круглые пуговицы зелёного цвета. Шерсть у этого кота чёрная, как уголь, а мордочка белая. Носик, как у поросёнка, розовый. Зовут кота очень забавно – Пафнутием.

Статья. DOC.docx



Предварительный просмотр:

Колегаева О.В. [229-274-391]                                 Приложение 3

В зоопарке мы видели ослика. Он был очень симпатичный. Сам весь серенький, маленький, а ушки беленькие. Глазки у ослика были шоколадного цвета, носик чёрненький. Он забавно вертел хвостом, на конце которого была пушистая кисточка чёрного цвета. Копыта у него тоже чёрные. Все обратили внимание на его ноги. Нам показалось, что ослику надели белые носочки.

Статья. DOC.docx



Предварительный просмотр:

Колегаева О.В. [229-274-391]                                           Статья. DOC.docx

Рисунок 1



Предварительный просмотр:

Колегаева О.В. [229-274-391]                          Рисунок 2

                                                                                                                                                      Статья. DOC.docx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Урок русского языка в 4 классе "Работа с текстом-описанием «Церковь Покрова на Нерли»

На уроке учащиеся анализируют и письменно излагают содержание описательной части текста -образца. На занятии закрепляется произношение звука [р], проходит работа по развитию слухового восприятия....

Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.

Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»

Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....