Урок русского языка во 2 классе "Озаглавливание текстов".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Главная задача урока: научить детей грамотно озаглавливать тексты. Урок проходит в виде дидактичской игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_dlya_2_klassa.docx | 47.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта урока для учащихся 2 класса
по программе «Школа 2100» «Озаглавливание текстов».
Цели:
- Формировать умение выявлять главную мысль текста;
- Научить соотносить заглавие с главной мыслью;
- Развить умение самостоятельно подбирать к тексту заглавие.
Личностные УУД:
– формировать интерес к письму; оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие».
Регулятивные УУД:
– умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Коммуникативные УУД:
– умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать группе.
Познавательные УУД:
.– умение вычитывать все виды текстовой информации.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем,
Урок русского начнем.
– Девизом нашего урока будут слова:
Знаем. Хотим узнать. Узнали!
- Повторите хором.
II. Проверка домашнего задания.
-Ребята, перед тем как перейти к теме урока, давайте проверим задание, которое давалось вам на дом. Кто скажет, что вам было задано домой? (упр.36 в учебнике, упр.22 в «дидактическом материале»)
- Откройте учебники на странице 31, упр.36. Чье стихотворение вы записывали дома? Какое у него заглавие?
- Прочтите это стихотворение. Какие слова вы ставили на месте пропусков?
СКАЗКА ПО ЛЕСУ ИДЕТ
Сказка по лесу идёт -
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка-умница и прелесть,
С нами рядышком живёт.
- В каких строчках выражено авторское отношение к сказке? Какая в стихотворении главная мысль?
- В каких словах вы подчеркнули буквосочетание «жи»?
- Откройте «дидактический материал» на странице 12, упр.22. Кто такая Варакушка?
- Какое из заглавий вы выбрали? Почему? (Нужно найти ключевое слово. Здесь ключевое слово Вапакушка, умная и быстрая птичка).
- Какое из заглавий связано с темой текста, а какое передает главную мысль? («Варакушка» - отражает тему, а «Мудрая птичка» и «Умница» - передает главную мысль – эти качества птички автор подчеркивает и восхищается ею).
- Какое опасное место вы подчеркнули в выделенном слове? Почему? На какой слог падает ударение? Как вы разделили на слоги и для переноса слова «Варакушка» и «опасен».
- Молодцы, ребята, вы отлично справились с домашним заданием.
III. Актуализация знаний.
- Откройте свои тетради. Запишите число, «классная работа». Сегодня минутка чистописания будет посвящена словарным словам.
А для того, чтобы узнать написание каких слов нам нужно запомнить разгадаем кроссворд. Я буду загадывать вам загадки, а вы запишите отгадки в тетрадь, поставите ударение и подчеркнете опасное место.
- На стене висит давно,
На холсте всего полно:
Лес и речка, и машина,
Называется - … (Картина)
- Запишите слово в тетрадь. Поставьте карандашом ударение, подчеркните опасное место.
- Каким словом можно заменить слово дети? (Ребята)
- Какая безударная гласная, которую нужно запомнить, есть в этом слове? Запишите слово ребята, поставьте карандашом ударение, подчеркните опасное место.
- Кто приносит на хвосте
Много разных новостей?
Всем расскажет все до срока
Белобокая ... (Сорока)
- Какая безударная гласная, которую нужно запомнить, есть в этом слове?
Запишите слово сорока, поставьте карандашом ударение, подчеркните опасное место.
- Столица нашей Родины? (Москва)
- Плотная, очень твердая бумага называется… (Картон)
- По вертикали у меня получилось слово ТЕКСТ. Почему я выделила его? Давайте вспомним все, что мы узнали о тексте. Что такое текст, опорные слова, основная мысль текста, тема текста, заглавие текста?
(Текст - группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных друг с другом по смыслу. Ключевые (опорные) слова - слова, по которым можно понять основную мысль текста. Основная мысль текста - самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Тема текста - это то, о чем или о ком говорится в тексте. Заглавие текста - отражает то, о чем или о ком говорится в тексте (обозначает тему текста) или выражает главную мысль текста. Оно должно быть коротким и понятным. )
- Ребята, к нам на урок пришел Незнайка. Он просит у вас помощи. Знайка задал ему задания, а он никак не может справиться с ними. Поможем Незнайке?
Задания:
- Прочитайте внимательно рассказ.
В деревне Саше и Маше подарили ёжика. Глазки у ежика, как черные смородины. Он жил у детей все лето. Прибегал на их зов. Дети очень любили ёжика. Каждый день приносили стакан молока. (По М.Быкову)
- Запишите в тетрадь ответы на вопросы к тексту. Следите, чтобы ответы были полными!
- Кому подарили ёжика?
- На что были похожи глаза у ежа?
- Как долго прожил ёжик у детей?
- Как ребята относились к ёжику?
- Что они ему приносили каждый день?
- Проверьте написанное. Не забудьте, что орфограммы нуждаются в подчёркивании!
- Составьте транскрипцию к словам ЁЖИК, ЗОВ, ОЧЕНЬ.
- Какой заголовок можно придумать к данному тексту?
- Молодцы, ребята. Незнайка вами очень доволен.
- Для чего нам нужен заголовок перед текстом? Как вы думаете, помогут нам эти знания при озаглавливании текстов?
IV. Формулирование темы урока. Введение нового знания.
- Итак, какая будет тема урока? (Озаглавливание текстов)
- Давайте вспомним, как нужно действовать, чтобы озаглавить текст:
Прочитать и понять, о чём говорится в тексте
Найти самое главное слово или слова, передающие тему или основную мысль текста.
Соединить эти слова и составить краткое сочетание или предложение.
Отразить содержание кратко и точно.
Физминутка:
Вышли мышки как - то раз
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Убежали мышки вон.
- Откройте учебники на странице 33, упр.38. Прочитайте текст. Какие предложения не соответствуют теме? Зачеркните их аккуратно карандашом.
- Подумайте, как можно изменить заглавие, что бы оно передавало главную мысль текста. (Хорошо весной в горах!)
- Какое слово выражает в этом заглавии авторское отношение? (Хорошо.)
- Спишите исправленный текст. Подчеркните опасные места в словах. Как можно разделить на слоги и для переноса слова: навстречу, каждая?
- Посмотрите на упражнение 39. Прочитайте текст. О ком говорится в тексте?
- Сколько в тексте частей? Назовите ключевые слова. (Серёжа, боялся, трусишка, стать храбрым).
- Изменился ли мальчик? Что самое важное, главное в этом тексте?
- Легко ли быть храбрым?
- Как можно озаглавить текст? («Трусишка», «Как Серёжа решился стать храбрым», «Трудно стать храбрым»).
-Запишите заглавие в тетрадь. Посмотрите на сноску внизу учебника. Прочитайте эти слова. Какие опасные места есть в каждом слове? Выпишите предложение со словом «однажды». (Однажды Серёжа решил стать храбрым).
V. Физминутка для глаз.
- Ребята, вы наверняка устали. Предлагаю вам сделать гимнастику для глаз.
- Посмотрите на картинку на доске. Я буду водить указкой по линиям, а вы внимательно за ней следите и повторяйте глазками движения указки.
VI. Повторение и обобщение изученного.
- Мы немного отдохнули, а теперь продолжим.
- Ребята, откройте рабочие тетради на странице 14. Прочтите текст в упражнении 4. О чем этот текст? Ниже представлены варианты основной мысли текста. Прочтите их. Какой из вариантов верный?
- Прочтите варианты заголовков текста. Какой из них отражает содержание, основной смысл текста?
- Молодцы, ребята. Посмотрите на упражнение 6. Прочтите текст. О чем говорится в тексте? Какое из перечисленных названий это отражает?
- Подберите название из упражнения 7, которое отражает основное содержание, его смысл.
VII.Итог урока.
- Итак, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? Какие операции выполняли над текстом?
- Что может быть заглавием текста? (Заглавием может быть главная мысль или тема текста.)
- На следующем уроке мы продолжим говорить о озаглавливании текстов.
VIII. Рефлексия.
- Если вам понравился урок, вам было интересно и вы усвоили весь материал сегодняшнего урока, то нарисуйте на полях в тетради веселый смайлик. А если вам было скучно, вы не все поняли на уроке, то нарисуйте на полях грустный смайлик.
IX. Домашнее задание.
- Запишите домашнее задание к следующему уроку. Страница 34, упражнение 40.
- Ребята, вы сегодня отлично поработали. Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
Тема: «Текст и его признаки». Цель:· Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...
Урок русского языка по теме:"Текст. Ознакомление с текстом-описанием".
Тема урока:«Текст. Знакомство с текстом-описанием»....
Презентация к уроку русского языка по теме: Текст. Деление текста на предложения.
Презентация будет полезна при проведении урока русского языка на тему "Тект. Деление текста на предложения"...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Текст – повествование, текст – описание, текст – рассуждение» 4 класс УМК «Перспектива»
Цели деятельности учителя: совершенствование умений определять тип текста и составлять собственные тексты разных типов, развитие орфографической зоркости при объяснении изученных орфограмм....
Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России").
Методическая разработка урока русского языка по теме: «Текст. Что такое текст?» ( 2 класс, УМК "Школа России")....
Конспект урока русского языка по теме "Текст" .Презентация к уроку по теме "Текст"
Коспект урока по русскому языку...