Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._rod_imyon_sushchestvitlnyh.docx | 35.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Род имён существительных.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Цель урока: закрепить знания учащихся по теме «Род имён существительных».
Задачи:
- Обучающие:
- формирование умения определять род имен существительных путём подстановки личных и притяжательных местоимений.
- Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность, речь учащихся;
- развивать умение работать самостоятельно и в парах.
- Воспитывающие:
- формировать позитивное, эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.
Формировать УУД:
- Личностные УУД:
- проявлять способность к самооценке;
- выбирать нужные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- осознавать практическую важность определения морфологических признаков части речи;
- Познавательные УУД:
- осуществлять для решения учебной задачи действия анализа, сравнения, обобщения.
- Регулятивные УУД: принимать цели и задачи учебной деятельности;
- оценивать собственное поведение и окружающих;
- определять степень успешности своей работы.
- Коммуникативные УУД:
- активно участвовать в обсуждении;
- учиться работать с соседом по парте;
- учиться строить высказывания в соответствии с задачами.
Литература: Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, 2 часть, Методическое пособие для учителя «Русский язык», 3 класс, «Баласс»,2013
Ход урока:
- Организационный момент.
Цель: поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.
Метод: словесный
Приём: диалог.
Время: 1-2 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого!». | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день. |
- Чистописание.
Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Метод: Словесный. Практический.
Приём: Показ процесса письма буквы с объяснением на доске.
Время: 3 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Сегодня мы повторяем написание одной из букв русского языка. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех именах существительных, записанных на доске. Назовите их. - Расскажите про букву я. - Будем писать заглавную письменную букву Я в соединении со строчной письменной буквой я. | - Во всех словах встретилась буква я. - Буква я обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного. | На доске слова: земля, язык, пятнистый, якорь, яркая, ягода. |
- Мотивационный.
Цель: Проверить степень усвоения нового материала.
Метод: Словесный, проблемный.
Приём: Создание речевой ситуации, требующей разрешения.
Время: 4 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Сейчас мы с вами проведём эстафету. Каждый ряд получит карточки со словами. Вы должны по очереди вставить пропущенную букву в слово, указать род и предать карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит. - Что это за слова? - К какой части речи относятся эти слова? - А что такое имя существительное? - Как изменяются имена существительные? - Приведите примеры, из наших слов, в единственном и во множественном числе. - Есть ли среди этих слов имена собственные? - Приведите примеры имён собственных. - Какой ещё грамматический признак вы можете определить у данных существительных? - А теперь по памяти запишите по одному слову мужского, среднего и женского рода, обозначая орфограмму и указывая род. - Сейчас мы вспомнили всё об имени существительном. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? - Повторенье – мать ученья. Наберитесь дети, терпения. Если же не повторять, Знания, как тараканы, Разбегутся, не догнать. | - Это словарные слова. Их написание нужно запомнить. - Эти слова являются именами существительными. - Имя существительное – части речи, отвечающая на вопрос «кто» или «что» и означающая предмет. - Имена существительные изменяются по числам. - Берёзы, лопаты, недели, ошибки, праздники, секунды. - Нет. - Города, имена. - У данных существительных мы можем определить род. Выполняют задание. - Работать с именем существительным. | Карточка для первого ряда: Ар..мат Л..пата С..ребро Т..мат М..шина. Карточка для второго ряда: Вет..р Орф..грамма Ябл..ко Юн..ша К..лендарь. Карточка для третьего ряда: Л..мон Б..рёза Прав..ло Ш..ссе Ч..рёмуха. Проверка на слайде: Первый ряд: Аромат (м.р.) Лопата (ж.р.) Серебро (ср.р.) Томат (м.р.) Машина (ж.р.) Второй ряд: Ветер (м.р.) Орфограмма (ж.р.) Яблоко (ср.р.) Юноша (м.р.) Календарь (м.р.) Третий ряд: Лимон (м.р.) Берёза (ж.р.) Правило (ср.р.) Шоссе (ср.р.) Черёмуха (ж.р.) |
- Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма.
Цель: Повторить алгоритм определения рода имён существительных.
Метод: Словесный. Практический. Фронтальный опрос.
Приём: Проверка усвоенных знаний. Проверка усвоенный знаний.
Время: 5 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Сейчас я вам буду читать загадки, а вы должны отгадать и определить род у отгадки. В тетради записать только одну букву м – мужской род, ж – женский род, с – средний род. 1. Пьет бензин как молоко. Может бегать далеко. 2. Сама не ем, а всех кормлю. 3. Кто учит детишек читать и писать? Природу любить. Стариков уважать? 4.Весной веселит, летом холодит, Осенью питает, зимой согревает. 5.Без рук, без ног, а ворота открывает. 6. Ускользает как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. 7. Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою. Но солнце ее припечет, Заплачет она и умрет. 8. Одной рукой всех встречает. А другой провожает. 9. Не часы, а тикает. Не мотор, а кровь гонит. 10. С неба звездой, На ладошке водой. - Давайте проверим как вы справились с заданием. Внимание на слайд. - Что помогло вам определить род существительных? - Как вы определили род существительных? - Сегодня мы продолжим работу над именем существительным, закрепим умение определять их род. - Но прежде давайте вспомним алгоритм определения рода имени существительного. - А какие окончания бывают у мужского, женского и среднего рода? - А как определить род существительного во множественном числе? - Молодцы ребята. А теперь проверим, как вы усвоили эти знания. | 1.Машина – ж 2.Ложка – ж 3.Учитель – м 4.Дерево – с 5.Ветер – м 6.Мыло – с 7.Сосулька – ж 8.Дверь – ж 9.Сердце – с 10.Снежинка – ж - По стишку запоминалке: Женский род запомню я И скажу: она, моя. Я запомню род мужской И скажу: он, мой. Средний род: оно, мое – Это правило твое. - Алгоритм работы с именем существительным. 1 .Читаю слово. 2. Ставлю слово-подсказку. 3. Выделяю окончание. 4. Делаю вывод. - У мужского рода окончания –а, я и нулевое. У женского рода окончания –а, я и нулевое. У среднего рода окончания –о, е, я - Поставить в форму единственного числа, задать вопрос. | На слайде ответы: Ж, ж, м, с, м, с, ж, ж, с, ж. Алгоритм работы с именем существительным на слайде: 1 .Читаю слово. 2. Ставлю слово-подсказку. 3. Выделяю окончание. 4. Делаю вывод. |
- Использование сформированных умений и навыков.
Цель: Закрепить полученные знания на уроке.
Метод: Словесный. Практический.
Приём: Упражнения.
Время: 20 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Так как за окном зима, следующее задание будет у нас зимним. Мы будем лепить снеговика, да не простого, а из слов-существительных. Внимание! Работаем в парах, помогаем друг другу лепить снеговика. 1-й ряд «лепит» к нашему снеговику основание, придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в тетрадь через запятую. 2-й ряд «лепит» к нашему снеговику средний ком, придумывает слова на тему «Зима» женского рода. 3-й ряд «лепит» третий ком, придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в тетрадь через запятую. На это задание вам даётся 3 минуты. - Откройте учебник, страница 22. Упражнение 237 Коля и Маша будут делать у доски. Коля выписывает в столбик одушевлённые существительные, указывая род, а Маша неодушевлённые существительные, указывая род. Остальные ребята делают упражнение 238 в тетради. - Давайте проверим как Коля выполнил задание. Верно всё? - Как выполнила задание Маша? - Молодцы. Ребята отлично справились с заданием. | 1 ряд – мужской род: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год.. 2 ряд – женский род: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка.. 3 ряд – средний род: солнце, небо, облако, веселье, рождество.. - Сказочная принцесса (ж.р.), храбрый портняжка (м.р.), мой одноклассник (м.р.) - Чайное блюдце (ср.р.), цветочная рассада (ж.р.), длинное письмо (ср. р.), больное сердце (ср.р.), крутой подъём (м.р.), просторный класс (м.р.), еловая аллея (ж.р.) | Проверка на слайде: 1 ряд – мужской род: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год.. 2 ряд – женский род: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка.. 3 ряд – средний род: солнце, небо, облако, веселье, рождество.. |
Физ. минутка.
Цель: Снятие эмоционально напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.
Метод: Практический.
Приём: Динамическая разгрузка.
Время 1-2 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Я буду называть слово, если оно мужского рода - вы приседаете, женского - хлопаете в ладоши над головой, среднего рода - делаете наклоны туловищем влево-вправо. | Выполняют упражнение. | Класс, иней, пальто, герой, месяц, одежда, молоко, ягода, собака, картина, компьютер, Россия, облако, щавель, фамилия. |
Продолжение этапа использование сформированных умений и навыков.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- А сейчас будет работать в группах. Кто помнит правила работы в группе? - Делимся на три группы. 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа и 3 ряд – третья группа. Каждой группе я раздам лист и слова, ваша задача распределить слова на 3 группы по родам: мужской, средний и женский. Вам даётся всего три минуты. - Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием. - Упражнение 240, на странице 22. Марина, прочитай задание. - Прочитайте первое неполное предложение. - Какое слово помогает определить род имени существительного? - Верно. А теперь добавьте подходящее существительное. Какого оно будет рода. - Какое существительное среднего рода можно подставить? - Верно. Что у нас получилось? - Запишите получившееся предложение. - Попробуйте следующие слова подставить сами, запишите предложения и укажите род всех имён существительных. - Саша, прочитай, что у тебя получилось? - Ребята, а род – это постоянный признак имени существительного? - А вот Незнайка не согласен с этим выводом. Он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода. Например, «Ученик (м.р.) – Ученица (ж.р.). Как вы это объясните? - Что это за слова. - Правильно. Как по-незнайкиному вы бы назвали стол в женском роде? А в среднем роде? Получается чепуха. А почему? - Упражнение 241. Как вы можете определить род у этих существительных? Почему у этих слов трудно запомнить род? - Что предлагается вам в задании? - Спишите эти предложения указывая род существительных. - А теперь устно составьте предложения с этими существительными. | - Слушай, что говорят другие. Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, во время корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль. - …Плыло по небу. - Глагол «плыло». - Среднего. - Облако. - Облако плыло по небу. - Облако плыло по небу. За окном щебетала синичка. Ястреб парил высоко-высоко над землёй. Остальные варианты детей. -Да. - Это разные слова. - Это однокоренные слова. - Потому что род – это постоянный признак имени существительного. - В определении их рода может помочь зависимое слово «Горячее какое». - Запомнить род этих существительных. - Кенгуру прыгал в зоопарке. Кофе был очень горячий. | 1 группа - деревня, метель, иголка, березы, звезда, конфеты, книги, огонь, море, утенок, пальто, сугробы, конь, карандаши, портфель, грибы, здоровье, сердце, деревья, платье, облако, телефон. 2 группа - Девочка, грибы, окно, метро, котик, дерево, ягода, петух, облако, молоко, воробей, ведро, ребенок, озеро, лестница, река, ключи, книги, камыши, сосны, земляника, снег, яблоки. 3 группа - Зима, мороз, снег, пороша, сугробы, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба, Снегурочка, снеговики, подарок, ёлки, сосулька, лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф, кормушка, зерно, холод, |
- Самостоятельная работа.
Цель: Проверить сформированность знаний и умений по теме.
Метод: Упражнение.
Приём: Выполнение упражнений.
Время: 6 минут.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- В учебнике упражнение 239 выполняем по заданию самостоятельно. Я выборочно подзову вас к себе на проверку. - Упражнение 242. Вадим, прочитай предложения. - Поему из предложений, который составил Афанасий, неясно какого рода имена существительные кенгуру, кофе, какао, шампунь? - Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти слова? | Выполняют упражнение. - Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, мыть голову (чем?) шампунем. |
- Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.
Цель: Обобщение знаний на уроке о роде имени существительного. Тренировать письменный навык употребления изученного материала.
Метод: Словесный.
Приём: Диалог.
Время: 3 минуты.
Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Примечание. |
- Над какой частью речи мы сегодня работали? - Что такое имя существительное? - Какого рода бывает имя существительное? - Как узнать род имени существительного? - Как определить род имени существительного во множественном числе? - Как вы понимаете выражение постоянный признак? - Род каких имён существительных вы сегодня запомнили? - Ребята, а где вам пригодятся полученные знания? - Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 2 страница 27 в рабочей тетради. -Нарисуйте свой смайлик - настроения и прикрепите к дереву на доске. | - Имя существительное. - Часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы «кто», «что». - Мужского, среднего и женского рода. - Подставить слова подсказки «Он, мой», «Она, моя», «Оно, моё». - Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо образовать форму единственного числа, а затем подобрать подходящие вспомогательные слова. - Это значит неизменяемый. - Кенгуру, кофе, какао, шампунь. | Домашнее задание на слайде. Дерево настроения на доске. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока Как устроен организм человека 4 класс ОС Школа 2100
Материалы позволят коллеге плодотворно провести урок. Мне помогли, в свою очередь, наработки других учителей.Удачи!...
План-конспект урока математики по теме "Уравнение" 1 класс, ОС "Школа 2100"
План урока по теме "Уравнение" в 1 классе по ОС "Школа 2100" Использована технология проблемного лбучения...
Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс
На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....
Открытый урок по русскому языку во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Слова, в которых пишется и не пишется буква ь" + презентация + дидактический материал
Материал содержит конспект урока по ФГОС, презентацию и дополнительный материал....
Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Урок по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа 2100") по теме "Спряжение глаголов"
Урок с презентацией знакомит учеников с понятием "спряжение глагола", помогает запомнить отличительные признаки двух спряжений, потренироваться в определении спряжения глаголов....
Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа 2100": "Слова, которые отвечают на вопрос -кто?,что?".
Данный урок- путешествие знакомит детей с алгоритмом нахождения слов предметов, где ещё вместе с девочкой Сашей и Петей Зайцевым ребята повторяют правила дорожного движения....