Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Светлана Тиде

Конспект урока по русскому языку "Род имён существительных" 3 класс, Бунеев, Школа 2100.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._rod_imyon_sushchestvitlnyh.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык.

Тема урока: Род имён существительных.

Тип урока: Закрепление изученного материала.

Цель урока: закрепить знания учащихся по теме «Род имён существительных».

Задачи:

  • Обучающие:

- формирование умения определять род имен  существительных путём подстановки личных и притяжательных местоимений.

  • Развивающие: 

- развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, наблюдательность, речь учащихся;

- развивать умение работать самостоятельно и в парах.

  • Воспитывающие:

- формировать позитивное, эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

Формировать УУД:

  • Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке;

- выбирать нужные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

- осознавать практическую важность определения морфологических признаков части речи;

  • Познавательные УУД:

- осуществлять для решения учебной задачи действия анализа, сравнения, обобщения.

  • Регулятивные УУД: принимать цели и задачи учебной деятельности;

- оценивать собственное поведение и окружающих;

- определять степень успешности своей работы.

  • Коммуникативные УУД:

- активно участвовать в обсуждении;

- учиться работать с соседом по парте;

- учиться строить высказывания в соответствии с задачами.

Литература: Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, 2 часть, Методическое пособие для учителя «Русский язык», 3 класс, «Баласс»,2013

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Цель: поприветствовать учащихся, создать благоприятный эмоциональный настрой.

Метод: словесный

Приём: диалог.

Время: 1-2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы. Пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого!».

Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный день.

  1. Чистописание.

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Метод: Словесный. Практический.

Приём: Показ процесса письма буквы с объяснением на доске.

Время: 3 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Сегодня мы повторяем написание одной из букв русского языка.

Буква, которую вы будете писать, встречается во всех именах существительных, записанных на доске. Назовите их.

- Расскажите про букву я.

- Будем писать заглавную письменную букву Я в соединении со строчной письменной буквой я.

- Во всех словах встретилась буква я.

- Буква я обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.

На доске слова: земля, язык, пятнистый, якорь, яркая, ягода.

  1. Мотивационный.

Цель: Проверить степень усвоения нового материала.

Метод: Словесный, проблемный.

Приём: Создание речевой ситуации, требующей разрешения.

Время: 4 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Сейчас мы с вами проведём эстафету. Каждый ряд получит карточки со словами. Вы должны по очереди вставить пропущенную букву в слово, указать род и предать карточку следующему ученику. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.

- Что это за слова?

- К какой части речи относятся эти слова?

- А что такое имя существительное?

- Как изменяются имена существительные?

- Приведите примеры, из наших слов, в единственном и во множественном числе.

- Есть ли среди этих слов имена собственные?

- Приведите примеры имён собственных.

- Какой ещё грамматический признак вы можете определить у данных существительных?

- А теперь по памяти запишите по одному слову мужского, среднего и женского рода, обозначая орфограмму и указывая род.

- Сейчас мы вспомнили всё об имени существительном. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Повторенье – мать ученья.

Наберитесь дети, терпения.

Если же не повторять,

Знания, как тараканы,

Разбегутся, не догнать.

- Это словарные слова. Их написание нужно запомнить.

- Эти слова являются именами существительными.

- Имя существительное – части речи, отвечающая на вопрос «кто» или «что» и означающая предмет.

- Имена существительные изменяются по числам.

- Берёзы, лопаты, недели, ошибки, праздники, секунды.

- Нет.

- Города, имена.

- У данных существительных мы можем определить род.

Выполняют задание.

- Работать с именем существительным.

Карточка для первого ряда:

Ар..мат

Л..пата

С..ребро

Т..мат

М..шина.

Карточка для второго ряда:

Вет..р

Орф..грамма

Ябл..ко

Юн..ша

К..лендарь.

Карточка для третьего ряда:

Л..мон

Б..рёза

Прав..ло

Ш..ссе

Ч..рёмуха.

Проверка на слайде:

Первый ряд:

Аромат (м.р.)

Лопата (ж.р.)

Серебро (ср.р.)

Томат (м.р.)

Машина (ж.р.)

Второй ряд:

Ветер (м.р.)

Орфограмма (ж.р.)

Яблоко (ср.р.)

Юноша (м.р.)

Календарь (м.р.)

Третий ряд:

Лимон (м.р.)

Берёза (ж.р.)

Правило (ср.р.)

Шоссе (ср.р.)

Черёмуха (ж.р.)

  1. Подготовка к обобщению изученных правил и применение алгоритма.

Цель: Повторить алгоритм определения рода имён существительных.

Метод: Словесный. Практический. Фронтальный опрос.

Приём: Проверка усвоенных знаний. Проверка усвоенный знаний.

Время: 5 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Сейчас я вам буду читать загадки, а вы должны отгадать и определить род у отгадки. В тетради записать только одну букву м – мужской род, ж – женский род, с – средний род.

1. Пьет бензин как молоко.

Может бегать далеко.

2. Сама не ем, а всех кормлю.

3. Кто учит детишек читать и писать?

Природу любить. Стариков уважать?

4.Весной веселит, летом холодит,

Осенью питает, зимой согревает.

5.Без рук, без ног, а ворота открывает.

6. Ускользает как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

7. Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет.

8. Одной рукой всех встречает.

А другой провожает.

9. Не часы, а тикает.

Не мотор, а кровь гонит.

10. С неба звездой,

На ладошке водой.

- Давайте проверим как вы справились с заданием. Внимание на слайд.

- Что помогло вам определить род существительных?

- Как вы определили род существительных?

- Сегодня  мы продолжим работу над именем существительным, закрепим умение определять их род.

- Но прежде давайте вспомним алгоритм определения рода имени существительного.

- А какие окончания бывают у мужского, женского и среднего рода?

- А как определить род существительного во множественном числе?

- Молодцы ребята. А теперь проверим, как вы усвоили эти знания.

1.Машина – ж

2.Ложка – ж

3.Учитель – м

4.Дерево – с

5.Ветер – м

6.Мыло – с

7.Сосулька – ж

8.Дверь – ж

9.Сердце – с

10.Снежинка – ж

- По стишку запоминалке: Женский род запомню я

И скажу: она, моя.

Я запомню род мужской

И скажу: он, мой.

Средний род: оно, мое –

Это правило твое.

- Алгоритм работы с именем существительным.

1 .Читаю слово.

2. Ставлю слово-подсказку.

3. Выделяю окончание.

4. Делаю вывод.

- У мужского рода окончания –а, я и нулевое.

У женского рода окончания –а, я и нулевое.

У среднего рода окончания –о, е, я

- Поставить в форму единственного числа, задать вопрос.

На слайде ответы:

Ж, ж, м, с, м, с, ж, ж, с, ж.

Алгоритм работы с именем существительным на слайде:

1 .Читаю слово.

2. Ставлю слово-подсказку.

3. Выделяю окончание.

4. Делаю вывод.

  1. Использование сформированных умений и навыков.

Цель: Закрепить полученные знания на уроке.

Метод: Словесный. Практический.

Приём: Упражнения.

Время: 20 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Так как за окном зима, следующее задание будет у нас зимним. Мы будем лепить снеговика, да не простого, а из слов-существительных.

Внимание! Работаем в парах, помогаем друг другу лепить снеговика.

1-й ряд «лепит» к нашему снеговику основание, придумывает слова на тему «Зима» мужского рода. Запишите их в тетрадь через запятую.

2-й ряд «лепит» к нашему снеговику средний ком, придумывает слова на тему «Зима» женского рода.

3-й ряд «лепит» третий ком, придумывает слова на тему «Зима» среднего рода. Запишите их в тетрадь через запятую.

На это задание вам даётся 3 минуты.

- Откройте учебник, страница 22. Упражнение 237 Коля и Маша будут делать у доски. Коля выписывает в столбик одушевлённые существительные, указывая род, а Маша неодушевлённые существительные, указывая род. Остальные ребята делают упражнение 238 в тетради.

- Давайте проверим как Коля выполнил задание. Верно всё?

- Как выполнила задание Маша?

- Молодцы. Ребята отлично справились с заданием.

1 ряд – мужской род: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год..

2 ряд – женский род: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка..

3 ряд – средний род: солнце, небо, облако, веселье, рождество..

- Сказочная принцесса (ж.р.), храбрый портняжка (м.р.), мой одноклассник (м.р.)

- Чайное блюдце (ср.р.), цветочная рассада (ж.р.), длинное письмо (ср. р.), больное сердце (ср.р.), крутой подъём (м.р.), просторный класс (м.р.), еловая аллея (ж.р.)

Проверка на слайде:

1 ряд – мужской род: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, Дед мороз, салют, лёд, снегопад, холод, праздник, Новый год..

2 ряд – женский род: метель, варежка, перчатка, оттепель, сосулька, зима, горка, шапка, вьюга, снежинка..

3 ряд – средний род: солнце, небо, облако, веселье, рождество..

Физ. минутка.

Цель: Снятие эмоционально напряжения с целью переключения на другой вид деятельности.

Метод: Практический.

Приём: Динамическая разгрузка.

Время 1-2 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Я буду называть слово, если оно мужского рода - вы приседаете,  женского - хлопаете в ладоши над головой, среднего рода - делаете наклоны туловищем влево-вправо.

Выполняют упражнение.

Класс, иней, пальто, герой, месяц, одежда, молоко, ягода, собака, картина,                    компьютер, Россия, облако, щавель, фамилия.

Продолжение этапа использование сформированных умений и навыков.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- А сейчас будет работать в группах. Кто помнит правила работы в группе?

- Делимся на три группы. 1 ряд – первая группа, 2 ряд – вторая группа и 3 ряд – третья группа.

Каждой группе я раздам лист и слова, ваша задача распределить слова на 3 группы по родам: мужской, средний и женский. Вам даётся всего три минуты.

- Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием.

- Упражнение 240, на странице 22. Марина, прочитай задание.

- Прочитайте первое неполное предложение.

- Какое слово помогает определить род имени существительного?

- Верно. А теперь добавьте подходящее существительное. Какого оно будет рода.

- Какое существительное среднего рода можно подставить?

- Верно. Что у нас получилось?

- Запишите получившееся предложение.

- Попробуйте следующие слова подставить сами, запишите предложения и укажите род всех имён существительных.

- Саша, прочитай, что у тебя получилось?

- Ребята, а род – это постоянный признак имени существительного?

- А вот Незнайка не согласен с этим выводом. Он сказал, что одно и то же существительное может быть то женского, то мужского рода. Например, «Ученик (м.р.) – Ученица (ж.р.). Как вы это объясните?

- Что это за слова.

- Правильно. Как по-незнайкиному вы бы назвали стол в женском роде? А в среднем роде? Получается чепуха. А почему?

- Упражнение 241. Как вы можете определить род у этих существительных? Почему у этих слов трудно запомнить род?

- Что предлагается вам в задании?

- Спишите эти предложения указывая род существительных.

- А теперь устно составьте предложения с этими существительными.

- Слушай, что говорят другие.

Говори спокойно ясно, только по делу.

Анализируй свою деятельность, во время корректируй недостатки.

Помогай товарищам, если они об этом просят.

Точно выполняй возложенную на тебя роль.

- …Плыло по небу.

- Глагол «плыло».

- Среднего.

- Облако.

- Облако плыло по небу.

- Облако плыло по небу. За окном щебетала синичка. Ястреб парил высоко-высоко над землёй.

Остальные варианты детей.

-Да.

- Это разные слова.

- Это однокоренные слова.

- Потому что род – это постоянный признак имени существительного.

- В определении их рода может помочь зависимое слово «Горячее какое».

- Запомнить род этих существительных.

- Кенгуру прыгал в зоопарке. Кофе был очень горячий.

1 группа - деревня, метель, иголка, березы, звезда, конфеты, книги, огонь, море, утенок, пальто, сугробы, конь, карандаши, портфель, грибы, здоровье, сердце, деревья, платье, облако, телефон.

2 группа - Девочка, грибы, окно, метро, котик, дерево, ягода, петух, облако, молоко, воробей, ведро, ребенок, озеро, лестница, река, ключи, книги, камыши, сосны, земляника, снег, яблоки.

3 группа - Зима, мороз, снег, пороша, сугробы, снегирь, поле, стекло, одеяло, шуба,  Снегурочка, снеговики, подарок, ёлки, сосулька,  лёд, каток, хоккей, хлопушка, шапка, шарф,  кормушка, зерно,  холод,

  1. Самостоятельная работа.

Цель: Проверить сформированность знаний и умений по теме.

Метод: Упражнение.

Приём: Выполнение упражнений.

Время: 6 минут.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- В учебнике упражнение 239 выполняем по заданию самостоятельно. Я выборочно подзову вас к себе на проверку.  

- Упражнение 242. Вадим, прочитай предложения.

- Поему из предложений, который составил Афанасий, неясно какого рода имена существительные кенгуру, кофе, какао, шампунь?

- Какие слова нужно добавить, чтобы было понятно, какого рода эти слова?

 Выполняют упражнение.

- Нужно добавить имена прилагательные: большого кенгуру, крепкий кофе, сладкое какао, мыть голову (чем?) шампунем.

  1. Итог урока. Домашнее задание. Рефлексия.

Цель: Обобщение знаний на уроке о роде имени существительного. Тренировать письменный навык употребления изученного материала.

Метод: Словесный.

Приём: Диалог.

Время: 3 минуты.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечание.

- Над какой частью речи мы сегодня работали?

- Что такое имя существительное?

- Какого рода бывает имя существительное?

- Как узнать род имени существительного?

- Как определить род имени существительного во множественном числе?

- Как вы понимаете выражение постоянный признак?

- Род каких имён существительных вы сегодня запомнили?

- Ребята, а где вам пригодятся полученные знания?

- Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 2 страница 27 в рабочей тетради.

-Нарисуйте свой смайлик - настроения и прикрепите к дереву на доске.

- Имя существительное.

- Часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопросы «кто», «что».

- Мужского, среднего и женского рода.

- Подставить слова подсказки «Он, мой», «Она, моя», «Оно, моё».

- Чтобы определить род имени существительного во множественном числе, надо образовать форму единственного числа, а затем подобрать подходящие вспомогательные слова.

- Это значит неизменяемый.

- Кенгуру, кофе, какао, шампунь.  

Домашнее задание на слайде.

Дерево настроения на доске.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока Как устроен организм человека 4 класс ОС Школа 2100

Материалы позволят коллеге плодотворно провести урок.  Мне помогли, в свою очередь, наработки других учителей.Удачи!...

План-конспект урока математики по теме "Уравнение" 1 класс, ОС "Школа 2100"

План урока по теме "Уравнение" в 1 классе по ОС "Школа 2100" Использована технология проблемного лбучения...

Презентация к конспекту урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные" (УМК "Школа 2100) 4 класс

На слайды вынесены основные моменты из урока по русскому языку по теме: "Несклоняемые имена существительные"....

Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Конспект урока по литературному чтению во втором классе ОП "Школа 2100" по теме: сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Урок по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа 2100") по теме "Спряжение глаголов"

Урок с презентацией знакомит учеников с понятием "спряжение глагола", помогает запомнить отличительные признаки двух спряжений, потренироваться в определении спряжения глаголов....

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе, УМК "Школа 2100": "Слова, которые отвечают на вопрос -кто?,что?".

Данный урок- путешествие знакомит детей с алгоритмом нахождения слов предметов, где ещё вместе с девочкой Сашей и Петей Зайцевым ребята повторяют правила дорожного движения....