Урок по русскому языку для 4 класса (УМК "Школа 2100") по теме "Спряжение глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему
Урок с презентацией знакомит учеников с понятием "спряжение глагола", помогает запомнить отличительные признаки двух спряжений, потренироваться в определении спряжения глаголов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spryazhenie_glagolov.rar | 254.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 4 классе
(УМК «Школа 2100»)
(Февраль 2015 г.)
Тема урока: Спряжение глаголов.
Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о спряжении как изменении
глаголов по лицам и числам.
Задачи:
Обучающие:1) Помочь ученикам «открыть» новое знание – наличие у глаголов постоянного признака – спряжения.
2) Ввести понятие I и II спряжения глаголов.
3) Формировать умение отличать глаголы 1 и 2 спряжения
Развивающие:
1) Развивать умение определять спряжение глаголов по их личным окончаниям.
2) Развитие мыслительных операций, внимания, памяти.
3) Развитие связной устной и письменной речи.
Воспитывающие:
1) Воспитывать умение работать в коллективе.
2) Воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету.
Место урока: 1-ый урок по теме.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы обучения:
Частично - поисковый, исследовательский, репродуктивный; беседа, фронтальный опрос, инструктаж, работа с учебником, практическая работа.
Оборудование: интерактивная доска, учебник для 4 класса, презентация к уроку, карточки для алгоритма, для самостоятельной работы.
Формирование УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация:
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; самооценка.
Ход урока.
1. Организационный момент. (1 мин)
Слайд 2.
-Сегодня у нас на уроке много работы: нужно думать, запоминать. Желаю вам удачи! Пусть урок пролетит как одно мгновение, но оставит след в ваших головах. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.
- На уроке пусть наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).
- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).
- Голова хорошо (думает) и всё (запоминает).
- Молодцы!
- Я предлагаю девизом нашего урока выбрать слова: «От незнания к знанию».
- Как вы понимаете данное высказывание?
- Вы с ним согласны?
- Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
2. Подведение к теме урока. Минутка чистописания. (3 мин)
- Итак, мы начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Слайд 3.
- Прочтите про себя пословицу «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».
Объясните ее смысл? Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком, постарайтесь запомнить.
- Прочтите пословицу еще раз.
-В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
Слайд 4.
- Про себя она говорит:
Что без меня предметы?
Лишь название
А я приду-
Всё в действие придёт:
Летит ракета,
Люди строят здания,
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдет разговор на уроке, догадались? (Глагол)
- Сформулируйте тему урока. (Выставляется карточка «Тема урока: Глагол»)
- Найдите все глаголы в пословице.
3. Актуализация опорных знаний. Приём «Знаю, хочу узнать, узнал». (3 мин)
- Является ли эта тема для вас новой?
- Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе?
Глагол: - самостоятельная часть речи.
- обозначает действие;
- отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
- в предложении чаще всего бывает сказуемым;
- не с глаголами пишется отдельно;
- перед глаголами никогда не пишется предлог;
-изменяется по временам, числам, а в прошедшем времени - по числам, в ед.ч.- по родам.
- в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.)
- А всё ли мы знаем про глагол? Все ли тайны Глагола мы открыли?
- Что ещё мы можем не знать? (Другие признаки глагола: постоянные и непостоянные).
- Какая цель сегодняшнего урока? (Узнать, есть ли у глагола постоянные признаки или другие непостоянные признаки).
4. Усвоение новых знаний. (22 мин)
а) Проблемная ситуация. (5 мин)
- Глагол загадал вам про себя загадку (Что без меня предметы?..). Найдите в ней все глаголы и выпишите их. Выделите в них окончания. Определите время глаголов.
- Что можно определить у глагола в настоящем и будущем времени? (Лицо и число).
- Определите лицо и число глаголов.
- Почему у глаголов, стоящих в одном и том же лице и числе разные окончания?
б) Решение учебной задачи. (10 мин)
Слайд 5.
- Глагол “дружит” кроме существительного, действие которого обозначает, ещё с одной частью речи, которая часто используется вместо существительного. Что это за часть речи? (Местоимение).
- Назовите, какие местоимения вы знаете.
- И дружба эта не случайна, т.к. и глагол, и местоимение можно изменить по …
(Глаголы можно изменять по лицам и числам, так же как местоимения)
- Вот сейчас мы и будем изменять глаголы вместе с местоимениями по лицам и числам.
(Коллективно изменяют глагол «летит» по слайду презентации,
выделяют окончания).
- Измените самостоятельно глагол «цветёт» и «растёт» по вариантам.
(На доске 2 ученика выполняют эту работу).
- Сравните глаголы в одном и том же лице и числе.
(Сравнение самостоятельно изменённых глаголов в парах, затем с изменением слова “летит” на доске).
в) Выведение нового знания. Знакомство с наборами личных окончаний глаголов первого и второго спряжений. (7 мин)
- Откройте учебники на с. 74. Сравните, что изменялось у глаголов, записанных вами, и глаголов в упражнении № 247 учебника. (Изменялись окончания)
- Какой глагол при изменении имел окончания как у глаголов «цветёт, растёт»? как у глагола «летит»?
- Как называется такое изменение глаголов по лицам и числам?
- В каком времени могут спрягаться глаголы?
Слайд 6.
- Все глаголы могут спрягаться по двум вариантам или типам: это 1 спряжение и 2 спряжение.
- На основе чего глаголы делят по спряжениям? (По окончанию)
- Что общего почти у всех окончаний глаголов 1 спряжения? 2 спряжения?
(Чтение правил в учебнике на с.76 и 77).
- Как называют окончания глаголов 1 и 2 спряжения? (Личные).
- Как обозначают спряжение глаголов? (Римскими цифрами)
Слайд 7.
- Личные окончания глаголов каждого спряжения надо отлично знать. Запомнить их поможет подсказка.
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру I, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра II. Так легко запомнить! (Повторяют).
5. Физкультминутка. (1 мин)
- Молодцы! А теперь физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Наклонились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Применение новых знаний. (12 мин)
а) Создание алгоритма для определения спряжения глаголов. (4 мин)
- Что нового о глаголе мы узнали?
- Как точнее назвать тему этого урока? (Спряжение глаголов).
(Меняется карточка с темой урока).
-А спряжение – это постоянный или непостоянный признак глагола? Почему? (Если трудно, то найдите подсказку в правиле).
- Как вы думаете, а это знание о спряжении глаголов где мы можем применить?
( Для определения спряжения глаголов. Чтобы правильно
писать окончания глаголов).
- Сейчас мы и будем учиться определять спряжение глаголов. А какие были окончания у наших глаголов? (Ударные).
(Чтение после правила).
- А теперь давайте посмотрим на доску, где записаны опорные слова: ударение, окончание, поставить, выделить, -е, -ут(-ют), -и, -ат(-ят), II спряжение, I спряжение. С помощью этих слов мы должны составить алгоритм определения спряжения глаголов.
1. Поставить ударение.
2. Выделить окончание.
3. Если -е, -ут(-ют) – I спряжение.
4. Если -и, -ат(-ят) – II спряжение.
Слайд 8.
- А сейчас прочитайте стихотворную памятку – подсказку:
Чтобы определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И ещё на ударение
Обрати внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
б) Первичное закрепление (самостоятельная работа в тетрадях) (5 мин)
Слайд 8.
- А теперь задание для закрепления. На экране даны глаголы. Все они с ударными окончаниями. Вам нужно распределить их в два столбика по спряжениям. Будьте внимательны! Что нужно знать для того, чтобы правильно определить спряжение?
(Выделить в глаголе окончание, по окончанию определить спряжение.)
- В работе можете пользоваться алгоритмом и правилом из учебника. Проверка детьми по слайду
Слайды 9 - 12.
(3 первых слова разбираются по алгоритму коллективно,
остальные – самостоятельно).
Слайды 13 - 21.
(Проверка по слайдам).
в) Работа в парах (собрать пословицу, определить спряжение глагола) (3 мин)
Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости.
Книги читаю – мир открываю.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Мир освещает солнце, а человека – знание.
7. Рефлексия. (2 мин)
Слайд 22.
- Сегодня на уроке мы с вами повторили о глаголе, а также узнали, что глаголы бывают I спряжения и II спряжения, создали алгоритм определения спряжения глагола, учились его определять по ударному личному окончанию.
- У имён существительных – склонение, а у глаголов -... ( спряжение)
- Спряжение – это изменение глагола по … (по лицам и числам)
- Спряжение – это __________признак глагола. (постоянный)
- Глаголы 1 спряжения имеют в окончании гласную… (е)
2 спряжения имеют в окончании гласную… (и)
Слайд 23.
-Кто напомнит девиз нашего урока? (От незнания к знанию).
- А теперь поставьте тот знак препинания в конце предложения, оценив свои знания и умения по теме урока,: «Глагол – мой друг» (! или ?)
8. Домашнее задание. (1 мин)
Слайд 24.
Выучить правила о спряжении глаголов.
Выполнить упр. 250.
Слайд 25.
- Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Первое и второе спряжение глагола"
Урок, проведенный в 4 классе по теме Глаголы...
Конспек урока по русскому языку 1 класс "Школа 2100"
Тема: "Заглавная буква в именах собственных" 2 класс программа "Школа 2100"...
Урок русского языка. 3 класс."Школа 2100" Тема:Определение глагола, как части речи.
Урок русского языка. 3 класс. «Школа 2100»Тема: Определение глагола как части речи.Цель: формировать грамматическое понятие «глагол»; лексическое понятие; обогатить речь учащих...
Конспект урока по русскому языку 3 класс («Школа 2100»)
Конспект урока по русскому языку 3 класс («Школа 2100») по теме «Упражнения в разборе слов по составу». ...
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Разработка урока по русскому языку , 2 класс, Школа 2100, "Родственные слова, корень слова"
Полная разработка урока, включающая в себя презентацию, раздаточны материал, конспект урока и технологическую карту....
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС
Открытый урок по русскому языку 3 класс по теме: "НЕ С ГЛАГОЛАМИ" с элементами ФГОС....