Открытый урок по русскому языку во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Слова, в которых пишется и не пишется буква ь" + презентация + дидактический материал
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Полугримова Галина Валентиновна

Материал содержит конспект урока по ФГОС, презентацию и дополнительный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_i_prezentatsiya.zip2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ

Урок 110 (84).

Тип урока. Урок развития умений

Тема: Слова, в которых пишется и не пишется буква ь.

Цель: развитие умений писать слова с орфограммой-буквой ь для обозначения мягкости согласных, а также различать по смыслу слова с мягкими и твёрдыми согласными на конце.

Символы:

Н

П

М

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

Долгожданный дан звонок – начинается урок.

– Откройте тетрадь.

Сколько строк пропустим?

На какой напишем?

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

3   3

Словарная работа.

Откройте учебник на с.126, найдите слово, с которым мы сегодня познакомимся.

Знакомство со словом скоро.

а) – Объясните значение этого слова, подобрав другое, близкое по смыслу. (В ближайшее время, вот-вот.)

б) – Поставьте к слову вопрос. Вспомните, что мы узнали о таких словах из «Букваря».

Вывешиваю табличку со словом.

в) – Запишите слово. Выполните его звуко-буквенный анализ.

Открыли с. 171 «Памятки» №2.

 Скоро – ско – ро  - 2 слога, с к о р а , 5 зв.. 5 б.    (М. р. с. 138)

 Подчеркните букву безударного гласного. Запомните написание этого слова.

г) – Составьте предложения со словом скоро. (Скоро наступит весна. Скоро весенние каникулы.)

Комментированная запись лучшего предложения.

(Работа над словом скоро в «Орфографической тетради» на с. 40.)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифици-ровать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  

1  3  3

Диктант «Плюс – минус».

– Послушайте задание в стихах.

«Плюс» поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ.

– А теперь выполните его.

День, динь, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, ныть,

Кон, конь, шум, шить.

Ученики выполняют работу самостоятельно, проверка будет проходить с помощью слайда, на котором представлен правильный вариант расстановки + и – .

Ответ: + + – +

– – + +

– – + +

– + – +

Учитель просит поднять руки тех учеников, кто без ошибок выполнил задание.

Затем учитель читает стихотворение ещё раз.

– Назовите два слова, у которых наличие или отсутствие ь приводит к появлению разных значений у слов. (Кон, конь.)

– Что такое кон? А конь?

(Кон – это время, период игры 1 участника до ошибки. Затем игра переходит к другому участнику.)

– Сформулируйте тему урока на основе записи «+» и «–». (Слова, в которых пишется и не пишется ь.)

Какую цель можно поставить?

Рассмотрите с. 127 в учебнике.

Будет ли сегодня новый материал?

Значит это урок развития умений

– Составим план урока.

План 

  1. Вспоминаем то, что знаем.
  2. Определяем основной вопрос урока
  3. Развиваем умения – применяем знания.
  4. Итог урока
  5. Домашнее задание

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Физминутка на 18 минуте

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1  3  4  3  1    

Работа по учебнику.

Прочитайте самостоятельно задание. (Посчитайте, сколько предложений. Запишем в тетрадь 6 предложений)

Сразу будем писать?

Составим алгоритм работы над каждым предложением.

Упр. 192 – развивается умение определять мягкость и твёрдость согласных в зависимости от смысла слов в предложении и писать, где необходимо, букву ь.

Совместно составляется алгоритм работы над упражнением.

а) – Прочитайте предложение и определите, какой согласный произносится в слове перед пропуском буквы. Что вам помогло определить характер звука? (Смысл, значение слова.)

б) – Определите, в каком случае надо писать ь в слове.

в) – Запишите предложения, обозначьте орфограмму-букву ь для обозначения мягкости.

Если нужна помощь, то можно спросить у товарища или у меня.

После записи упражнения вопрос:

г) – Назовите пары слов, которые отличаются только одним звуком. В чём ещё их отличие? (Отличаются значением.)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

 - Используя картинки на ваших партах

приведите примеры слов, различающихся только наличием или отсутствием ь в конце или в середине слова. (Полка/полька, был/быль, удар/ударь и др.)

– В чём проявляется это отличие? (В значении слов.)    4   4

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

V. Домашнее задание.

Упр. 194

Деятельность учеников:

 – Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.

 © ООО «Баласс», 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку 1 класс Тема «Прописная буква в начале предложения»

Открытый урок, который я проводила в 1 классе, по русскому языку, программа "Школа России"...

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь.

Конспект урока русского языка по теме:Наблюдение за словами, в которых пишется и не пишется буква ь. УМК "2100", 2 класс....

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"

Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...

Открытый урок по русскому языку.1 класс."Большая буква в именах,отчествах и фамилиях".

Открытый урок по русскому языку 1 классТема урока "Большая буква в именах, отчествах и фамилиях."...

Открытый урок по русскому языку 1 класс «Письменная, заглавная буква В».

Открытый урок по обучению грамоте на районном семинаре для заместителей директоров по УВР, педагогов ОУ. "Реализация ФГОС ОВЗ для детей с задержкой психического здоровья."...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме»

Цели: уточнить представления о безударных гласных в слове; совершенствовать умение различать гласные в ударных и безударных слогах; провести наблюдение над произношением и написанием ударных и безудар...