Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.doc | 101 КБ |
prilozhenie_no_1.ppt | 1.82 МБ |
prilozhenie_no_12.ppsx | 1.21 МБ |
prilozheniya.zip | 575.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к уроку русского языка
Класс: 3
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Место урока в учебном курсе: урок № 55 (2-я четверть), блок «Правописание», курс «Русский язык» для учащихся 3-го класса рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю).
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: создание условий для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных морфемах; организация совместной деятельности при составлении алгоритма написания данной орфограммы в словах.
Задачи: Обучающие: формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму, наблюдать за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой. Развивающие : развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, внимание, орфографическую зоркость учащихся, умение работать в парах, группах. Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, уважение друг к другу.
Планируемые результаты: Личностные: - ученик проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Предметные: ученик научится: - распознавать способы обозначения звука [ы] после звука [ц] в разных частях слова; ученик получит возможность научиться: - участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Метапредметные УУД: Познавательные:- строить речевое высказывание в устной форме по типу рассуждения. Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве. Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; пытаться принимать иную точку зрения; быть готовым корректировать свою точку зрения.
Межпредметные связи: математика, литературное чтение, окружающий мир.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны парная, групповая, индивидуальная формы организации учебной работы, применён системно-деятельностный подход.
Методические рекомендации:
На этапе первичного закрепления можно вместо динамического пособия «Пишем правильно»
(приложение № 9) использовать тренажёр Фокиной Л.П.(приложение № 12) с применением оптической мыши. При работе в паре дети «заряжают» контакты: поворачиваются друг к другу, улыбаются и хлопают в ладоши. При работе в группе дети «налаживают» контакты: производят хлопки ладонями с каждым членом группы или рукопожатие. Смена слайдов в презентации (приложение № 1)- «по щелчку».
Необходимое оборудование и материалы:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска; презентация - приложение № 1, тренажёр – приложение № 12 (по времени), автор: Фокина Л.П., видеоклип «Что такое доброта?» - приложение № 8; учебник «Русский язык. 3 класс. 1 часть» С.В. Иванов и другие, Москва, «Вентана – Граф», 2013 г.; рабочая тетрадь «Пишем грамотно». 3 класс. 1 часть С.В. Иванов и другие, Москва, «Вентана – Граф», 2013 г.; Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., ООО «ИТИ Технологии», 2006 г.; смайлики - приложение № 2; карточки планирования УД: - приложение № 3; карточки со словами - приложение № 4; схемы к алгоритму – приложение № 5; правило - приложение № 6-а; тетрадь-памятка, клей - приложение № 6-б; алгоритм - приложение № 7; динамическое пособие «Пишем правильно» – приложение № 9; тест – приложение № 10; бумажные телефоны – приложение № 11.
Литература: 1. Русский язык «Комментарии к урокам», авторы С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, изд. «Вентана- Граф», 2013г.;
2. Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Москва, ООО «ИТИ Технологии», 2006г..
Интернет – ресурсы: 1. Тренажёр – приложение № 12, автор: Фокина Л. П.;
2.Видеоклип «Что такое доброта?» - приложение № 8.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Формы, приемы, методы | Деятельность учащихся |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу». 1-2 мин. | -Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей, улыбнитесь. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку и мысленно пожелайте успеха (Слайд № 1- приложение № 1). -Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2). Желтый – «всё отлично» Зелёный-«мне хорошо» Красный – «мне грустно» (Слайд № 2). | психологический настрой рефлексия настроения | Приветствие учителя и гостей. Показывают цветовую карточку настроения |
2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы урока учащимися в виде вопроса, на который предстоит ответить и цели.5-6 мин. | -Задание «Лови ошибку» (Слайды № 3-4). (На слайдах появляются слова, содержащие ошибочную информацию). - А у вас в данный момент, запись каких слов вызывает затруднение? Почему? - А в каких частях слова неясное написание и после, какого именного звука? - Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока? ( Слайд № 5). - Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? -Зачем нам этот урок необходим? | проблемная ситуация побуждающий диалог работа в паре | Дети читают про себя. Вставляют нужные буквы, озвучивают орфограммы, вспоминают правила проверки. Высказывают свои предположения, формулируют тему урока и цели. Объясняют значимость данного урока. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. Этап изучения новых знаний и способов действий. Цель: составление плана достижения цели и алгоритма действий. 15 мин. Планирование УД | - Давайте составим план изучения новой темы. Работаем в группах по 3 человека. Для чего мы работаем в группе? Выберите консультанта. Наладим контакты в группе. - Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки? (приложение № 3). ( Слайд № 6) (направляет, помогает) _А теперь сопоставим нашу лесенку с готовой. (Слайд № 7) «Лесенка» УД | работа в группе сопоставление | Объясняют необходимость работы в группе, разбиваются на группы, налаживают контакты, выбирают консультанта. Фиксируют на листе «лесенку» УД. Желающие пытаются выставить план действий. Сопоставляют с готовой «лесенкой» УД |
Работа с грамматическим материалом | - Работаем в паре. «Зарядим» контакты. Для чего мы это делаем? -Перед вами на парте карточки, на которых записано 3 столбика слов (приложение № 4). - Прочитайте слова первого столбика. - В какой части слова орфограмма? Посоветуйтесь с соседом. Обозначьте. - Что заметили? Найдите нужную схему (приложение № 5). (Слайд № 8) (проверяем). - Прочитайте слова второго столбика (приложение № 4). - В какой части слова орфограмма? Обозначьте. - Что заметили? -Найдите нужную схему (приложение № 5). ( Слайд № 9) (проверяем). -На каком уроке мы используем слова циркуль, цифра? С помощью циркуля что строим? А цифры для чего нужны? - Прочитайте слова третьего столбика (приложение № 4). -Что заметили? На что оканчиваются эти слова? - Звук [ы] какой буквой обозначается? Покажите схему (приложение № 5). ( Слайд № 10) (проверяем). | работа в паре наблюдение частично-поисковый опорный сигнал работа со схемами меж предметная связь (математика) | Налаживают контакты. Читают слова. Делают вывод. (Обозначает один человек у доски, остальные в своих карточках, фиксирует схемы на доске). |
Выведение правила | - Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод, в каком случае пишется после ц - ы, а в каком - и? (Слайд № 11) (проверяем). | работа в паре | (Пытаются сформулировать правило) Ответы |
Работа с правилом Работа со словарем | - Давайте в учебнике на с. 121 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего? - Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения. - Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!»» ( Слайд № 12). .- Значение каких слов непонятно? -Кто сможет объяснить, что значит «цыкнул»? - Куда мы можем обратиться, если не знаем значение слова? Цы́кать ( разг.) - прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). -Цыгане живут у нас в Хакасии? -Повторим чистоговорку хором. -А теперь попробуем инсценировать это предложение. Кто-то цыпленок, кто-то цыган, распределите роли и попробуйте изобразить это предложение. Пока ребята готовятся, попробуем придумать родственные слова к словам исключениям, ведь они тоже пишутся с буквой ы. -Посмотрим, получилось ли у ребят. Показывают (учитель озвучивает предложение). -Откройте тетрадь-памятку, составьте последовательно правило (приложение № 6-а), проверьте друг у друга и зафиксируйте с помощью клея в памятку (приложение № 6-б). | работа с учебником частично-поисковый наблюдение фронтальная работа работа с источником информации региональный компонент работа с памяткой, деятельностный подход | Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала. - Что значит «цыц»? Цыкнул? Проговаривают вслух. Составляют родственные слова. Инсценируют чистоговорку. Восстанавливают правило и приклеивают его в тетрадь-памятку |
Составление алгоритма | Теперь мы знаем правило и исключения, и нужно научиться его применять. - Итак, определим по шагам, какие операции мы проводим? -Работаем в группах. «Подзарядим» контакты! -Какая задача перед вами стоит? (Приложение № 7). -А теперь проверим! ( Слайд № 13). | работа в группе сопоставление | «Заряжают» контакты. Определяют задачу для себя. Составляют последовательно алгоритм. |
Экран настроения | Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? ( Приложение № 2). | рефлексия настроения | Показывают карточку настроения |
Физминутка | - А сейчас мы с вами отдохнем. Для чего нам это необходимо? (Слайд № 14) Видеоклип «Что такое доброта?» (приложение № 8). | здоровьесбережение | Выполняют танцевальные движения. |
4. Первичное закрепление. Цель: применение нового знания с проговариванием. 8-10 мин. | -А теперь, ребята, будем применять свои знания! Для чего нам это нужно? ( Слайд № 15) 1) Работа с динамическими пособиями ( приложение № 9). - Откройте последнюю страницу! Какая задача перед вами стоит? Что необходимо сделать? Давайте потренируемся! -Делаем самопроверку! -Помогаем соседу! Доказываем! 2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест (приложение № 10). - Кто не допустил ошибок? -Молодцы! | работа в паре взаимоконтроль индивидуальная работа самоконтроль | Определяют задачу, выполняют, проверяют, оценивают себя выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга |
5.Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: каждый ученик для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 5-7 мин. | 3) Работа в рабочих тетрадях (по времени) (самостоятельно) (Слайд № 16). - Кто не допустил ошибок? -Молодцы! -С каким произведением Л.Н.Толстого мы познакомились на уроке литературного чтения? -С какой буквой пишется это слово? -Докажите!
| самостоятельная работа самоконтроль оценивание межпредметная связь (литературное чтение) | Выполняют, проверяют, оценивают «Зайцы». |
6. Рефлексия деятельности. Цель: осознание каждым учеником своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и каждого. 5 мин. | -Всю ли работу мы выполнили? -Достигли ли мы поставленной цели? -Что нового узнали? (Слайд № 17). -Кто вам помогал обрести новые знания? -Кому было легко? Трудно? -Где нам пригодятся эти знания? Давайте вернёмся к началу урока и выберем, с какой буквой пишется слово ЦЫГАН? Докажите. -Но вот и всё, урок к концу подходит, Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. -А сейчас я вам предлагаю на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить, как плодотворно каждый из вас работал (приложение № 11). | фронтальная работа рефлексия приём «Комплимент» приём «СМС-сообщение» | Отвечают на вопросы Делают вывод, доказывают Оценивают друг друга Самооценка |
Экран настроения | Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение? (Приложение № 2) (Слайд № 18). | рефлексия настроения | Показывают карточку настроения |
Домашнее задание | Д/з.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр., стр.34, упр.5 (кто хочет преодолеть трудность) (Слайд № 19). -Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане, то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира. | дифференцированный подход межпредметная связь (окружающий мир) | Выбирают задание |
Спасибо за урок! (Слайд № 20). |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
А теперь, ребята, будем проверять свои знания!
Р.Т. «Пишем грамотно», стр. 33, упр.1.
Д.З.: стр.122, упр. 2 или 3; Раб. тетр., стр.34, упр.5
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ы И ц ы ган ы
Ы И ц и нк и
Ы И птенц ы ы
Ы И ц и корий и
Ы И принц ы ы
Ы И ц ы плёнок ы
Ы И пальц ы ы
Ы И ц и фры и
Ы И огурц ы ы
Ы И ц и рк и
Ы И ц и тата и
Ы И ц ы кать ы
Ы И ц и новка и
Ы И панц и рь и
Используемые источники: Фон http://allforchildren.ru/pictures/showimg/bg/bg010gif.htm Солнышко http://forum.sibmama.ru/usrpx/72342/72342_562x460_607815457_1.gif Капля http://w4.nkcsd.k12.mo.us/~danders1/picwaterdrop.gif Капля 1 http://carlsjunior.files.wordpress.com/2010/12/tear.png Цветы http://www.gifpark.su/Gifs/FLOWERS/pink_tulips.gif Цветы 1 http://www.gifpark.su/Gifs/FLOWERS/IRISES.gif «Песенка о радуге» http://www.umnyedetki.ru/detskie_pesni/Pesenka_o_raduge_mp3.html Звуки «Молодец!», «Попробуй ещё» из урока Нехорошкиной О. А. «Как использовать медиаобъекты в презентациях» http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=236875&tmpl=Thread&BoardId=236878&ThreadId =365529&page=8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс
Русский языкТема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].Цели: Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.Закрепить правила ...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...
УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...
Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....
«УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц” Задачи:Самостоятельно определять тему и цель урока.Самостоятельно планировать учебную де...
- Мне нравится (1)
Комментарии
правописание слов с ы после ц
Скачала вашу разработку. Очень понравилось! Огромное спасибо!!! Очень помогла ваша разработка!!1