Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием технологии «Критическое мышление».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Основные цели урока по теме "Несклоняемые имена существительные": знакомство с несклоняемыми именами существительными наиболее часто встречающимися в речи, с их происхождением и значением, правильное употребление их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе с использованием технологии «Критическое мышление».
Тема урока: «Несклоняемые имена существительные»
Цели:
- обобщить знания учащихся по теме «Имя существительное»;
- познакомить с несклоняемыми именами существительными, наиболее часто встречающимися в речи;
- познакомить с происхождением и значением некоторых несклоняемых существительных;
- учить правильному употреблению их в речи;
- учить детей исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого имени существительного; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
Планируемые результаты
Метапредметные:
Личностные УУД:
- Устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;
формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения
Регулятивные УУД
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь работать по алгоритму; проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки; давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
-Сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, учится учитывать позицию собеседника формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД
- Уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям; обобщать в виде правила; ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и знания.
Предметные:
- Уметь использовать в речи речевые единицы,
- Уметь сравнивать разные формы имен существительных;
Приемы: «Цветок ассоциаций», «Лови ошибку», кластер, «Верите ли вы…»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Применяемая технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо», ИКТ.
Формы работы на уроке: индивидуальная; групповая.
План урока
(Узловые моменты урока, формы и методы работы)
- Вводно-мотивационный этап
Психологический настрой
1.1.
Целеполагание
Работа в парах
2. Стадия вызова
2.1. «Цветок ассоциаций», «Кластер»
2.2. «Лови ошибку», «мозговой штурм»
2.3.Обмен информацией в парах
Индивидуальная работа в тетради
3. Стадия осмысления
3.1. Работа с информационным текстом
3.2. Представление результата работы по групповому проекту
3.3. Выполнение задания на редактирование текста
4. Стадия рефлексии
4.1. «Верите ли вы…»
4.2. Подведение итогов
Ход урока:
–Здоровья всем, радости, радужного настроения!
Ребята, улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную, активную работу!
Помните: «Если есть желание – найдётся и путь!»
–Послушайте притчу: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « переверни и прочитай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: « Зачем ты ищешь новое знание, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?» В чем сила этих слов? Что это значит?
- Сегодня мы будем учиться новому, опираясь на старые знания.
- Тема урока сегодня …. (Попробуйте сами догадаться каким будет сегодня новое знание, и тему назовёте сами). Подсказка кроется в задании (листочки у каждого на столе)
- Догадались, без какого важного слова текст теряет свой смысл?
Наш язык назвал слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, именами _______________. “______________” – это звучит серьезно. Недаром писатель Эдуард Успенский сказал так: «Имя ______________ – хлеб языка» Очевидно, это надо понимать так: хлеб – вещь самая существенная.
- Вы уверены в том, что речь идёт об имени существительном? Можете доказать?
- А как вы понимаете высказывание Успенского? (Это самая необходимая часть речи, без нее мы не можем обойтись; все, что нас окружает, живет рядом с нами, различные явления, события – все это названо именами существительными, и все они живут своей жизнью. Хлеб – то, без чего нельзя обойтись человеку (каждый день покупается к столу). Так и существительное в языке – основная, главная, необходимая часть речи, основа языка)
-Какой будет тема урока? (на доске появляется серединка ромашки)
-Как вы считаете, мы будем открывать какие-то новые секреты этой части речи или повторять уже известные?
-Какие задачи мы поставим перед собой на урок?
(Что я знаю об именах существительных?
- Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах существительных, и, обязательно, узнаем что-то новое. (Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи).
- Стадия вызова.
Прием «Цветок ассоциаций»
- Обратите внимание на доску (на доске/экране цветок без лепестков). Перед нами цветок, который называется «Имя существительное», вот только он растерял все свои лепестки. Давайте поможем их найти. Соберём на лепестки все ассоциации, связанные с этой частью речи (называют по цепочке признаки, стараясь не повторяться, помощники прикрепляют лепесток на место; педагог тоже заполняет на случай, если учащиеся что – то упустили).
- Давайте посмотрим, что у нас получилось:
- Вы назвали много ассоциаций, связанных со словом «существительное».
- Можно на этом остановиться? (Хотелось бы, что бы знания были организованы, структурированы в систему. Надо оформить их в кластер)
Составление кластера
- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер.
Сначала пишем слово «Имя существительное » в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
(далее намеренно выделяю лепесток ПАДЕЖ)
- А умеете ли вы склонять существительные по падежам? Сейчас мы это проверим.
(делятся на группы )
Проблемное задание
Прием «Лови ошибку».
- Каждая группа (6 групп по 4 человека) получит задание. В этом задании даны словосочетания, в которые входят существительные. У них уже определен падеж. Попробуйте найти ошибки. 2 минуты
А. 1) Работать на фабрике (предложный)
2) По широкой улице (дательный)
3) Выйти без пальта (родительный)
4) Гордиться учеником (винительный)
Б. 1) Смотрю в окно (именительный)
2) Фотографироваться с кенгурой (творительный)
3) Мечтаю о собаке (предложный)
4) Склоняется по падежам (дательный)
В. 1) Сидеть на троне (предложный)
2) посыпались с неба (винительный)
3) укрыть одеялом (творительный)
4)Ехать в метре (предложный)
(выступления групп, возможна дискуссия по поводу ошибок)
- К какому выводу мы пришли? Ошибки разные или однотипные?
(есть ошибки в определении падежа и неправильно употреблена форма слова во всех группах, слова в неправильной форме – на доске/слайде).
-Никаких вопросов у вас не возникает?
(Что это за слова? Чем они отличаются от других имён существительных? Как такие слова называются? Много ли таких слов в русском языке? Откуда они появились в русском языке? Зачем их нужно знать? )
2. Стадия «Осмысление». Восприятие и переработка информации.
- Вот как много вопросов мы перед собой поставили.
- С какого начнём?
- Что это за слова? Есть предположения? (Допустим, скажут, что эти слова не изменяются)
-Как не изменяются? По каким признакам?
-Кто сможет предположить, как такие слова в русском языке называются?
- Где можем проверить свои предположения? (в учебнике, в справочнике по грамматике, спросить у профессора Ивана Ивановича Самоварова, или у Мудрого совёнка)
- Кто уже соориентировался с поиском информации? (стр. 15)
- Прочитайте с пометками (помечают новое знание и под вопросом то, что требует дополнения) сообщение профессора.
- Обменяйтесь в парах информацией и покажите свою готовность.
- Что –нибудь стало понятнее? Какую новую информацию получили?
(1. Эти слова называются несклоняемые имена существительные (появляется лепесток)
2. Они так называются, потому что не изменяются по числам и падежам
3.У них нет окончаний … Как графически показать это свойство?
4. У этих существительных можно определить падеж)
- Это профессор вам сказал или предположение Ани? (Ани)
- Что же с этим предположением нам делать? А что, если Аня ошибается?
- Можем мы её предположение проверить? Как? (1. провести исследование, понаблюдать, сделать выводы; 2. Прочитать в справочнике по грамматике; 3. Спросить научных экспертов)
- Попробуем провести эксперимент и понаблюдать, подтвердится наше предположение или нет?
-Составьте предложение с одним из наших слов («Вчера из кино мы ехали в метро»
-Попробуйте (в парах) определить признаки рода и падежа.(Выписываем словосочетания, определяем признаки).
- К какому выводу вы пришли? (Падеж можно определить по вопросу и предлогам, род тоже определяется - средний)
- Странно…
-Почему же другие слова среднего рода изменяются, а эти нет? Что же в этих словах особенного?
-Могут ли нам наши эксперты ответить на этот вопрос? (представление проектной работы экспертами)
- Работая над темой «Склонение имён существительных» мы задали себе такой же вопрос «Почему одни существительные изменяются по падежам и числам, а другие нет?». Что нового мы узнали? Оказывается, к несклоняемым существительным относятся заимствованные иноязычные существительные с конечным гласным -О, - Е, -И, -У, -Э, -Ю. Слов, пришедших к нам из других языков, немало: около 10% от всех слов русского языка. Ко многим из них мы так привыкли, что даже забыли, что они – иноязычные: библиотека, флот, фонарь, математика… Этот список можно долго продолжать. И все эти слова склоняются по падежам. То есть несклоняемые – не все иноязычные слова, а только небольшая часть их. Например, метро, пюре, жалюзи, кенгуру и другие…
- Но это ещё не всё! К несклоняемым относятся также и собственные имена существительные иноязычного происхождения, оканчивающиеся на те же гласные. Например: роман Дюма, город Баку, тетрадь Саши Лу.
- А так же иноязычные собственные и нарицательные имена существительные женского рода и оканчивающиеся на согласный: мадам, мисс, сказки Астрид Линдгрен, стихи Вики Нестерёнок.
- Не склоняются русские и украинские фамилии на –о и на –ых, -их. Например: Юли Гавриленко сегодня нет на уроке.
- А четвёртая группа включает в себя такие странные слова, как ГАИ, МГИМО, США, НИИ, МГУ – сокращения по первым буквам (Московский Государственный Университет) – это аббревиатуры. Все они заканчиваются на гласные и тоже не склоняются.
- Мы пришли к выводу, что русских несклоняемых существительных (не считая фамилий) мало, а может, их вообще нет. Мне кажется, что русский язык создавался в принципе без несклоняемых существительных, а потом, с приходом новых слов из других языков, люди обнаружили, что эти слова просто... не получается склонять.
- Ребята, мы для вас приготовили задание. Попробуйте найти все несклоняемые существительные в тексте, которые вам прочитает вам Алиса.
- «Коля очень любил животных. И вот однажды они с папой поехали в зоопарк. Кого там только не было! Важные какаду качались на ветке. Крохотные колибри порхали между цветами в красивых вазах. Забавные шимпанзе чесали друг другу спинки. У кенгуру в сумке сидел маленький кенгуренок. А доброго пони разрешили покормить хлебом. Это было так интересно!»
- Какие слова вы выписали?
- Спасибо нашим экспертам. На какой вопрос мы получили ответ? (Откуда в нашем языке появились несклоняемые существительные)
- Какой вопрос остался без ответа? (Зачем их нужно знать? Предположения?)
- Попробуйте получить ответ на этот вопрос, прослушав песенку радионяни.
Решение учебной проблемы
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать -
Будут польта выдавать.
– Что вас удивило, рассмешило? (Неверно употреблены существительные.)
– Про что эта песенка? (Про то, как не надо говорить.)
– А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение “Про то, как нельзя говорить”. (Учащиеся читают по одному четверостишию, исправляя ошибки.)
- Получили мы ответ, зачем нужно знать несклоняемые имена существительные? (Правильно употреблять их в речи)
3. Стадия «Рефлексия».
- На все ли вопросы получили ответы?
- Надо ли проверить, насколько уверенно вы чувствуете себя в новом знании?
«Верите или не верите». («Данетка»)
- Все несклоняемые существительные – заимствованные слова.
- У некоторых ребят нашего класса несклоняемые фамилии
- Все несклоняемые существительные не имеют окончаний.
- У несклоняемых существительных можно определить падеж по вопросу и предлогам
- Существительные кафе и зеркало не изменяется по падежам.
- В словосочетании тетрадь Лу Александра нет ошибки.
- В предложении «Самая интересная особенность кенгуры – сумка, в которой мама носит своих детёнышей» все слова употреблены правильно.
-Вернёмся к нашему кластеру. Что мы забыли сделать? (Найти место новому знанию). В каком направлении кластера будем двигаться дальше?
- Обменяйтесь мнениями. К какому решению вы пришли?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Отметьте на волшебной линеечке свой уровень. Довольны результатом?
- Чтобы чувствовать себя увереннее, что нужно сделать?
-Домашнее задание.
Звучит песня из «Радионяни»
- Мы послушаем «Песенку – итог» Аркадия Хайта.
Чтобы грамотными стать и писать отлично,
Никогда нельзя менять в падежах различных
Ни кино, ни домино, ни бюро и ни метро,
Ни кашне и ни пенсне, ни шоссе, ни шимпанзе.
Можно песню распевать и в гостях, и дома,
Если только не менять окончанье слова
Ни какао, ни депо, ни кафе и ни пальто,
Ни колибри, какаду, ни жюри, ни кенгуру.
- Всем спасибо, до свидания!
Приложение
Словарь
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж
Урок построен в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...
Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ....
Конспект урока русского языка.1 класс.Использование алфавита при работе со словарями.
Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник В.П.Канакина...
Методическая разработка по математике для четвёртого класса с использованием технологии критического мышления "Деление и умножение на круглые числа. Закрепление пройденного".
Методическая разработка по математике выполнена с использованием технологии критического мышления. Показана методика фронтальной работы, работы в группах и в парах.Использованы межпредметные связи с л...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"
Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...
Технологическая карта урока окружающий мир, 2 класс, с использованием технологии критического мышления, с презентацией
Тема урока: "Наша лесная аптека"...
Открытый урок математики в 3 классе с использованием технологии критического мышления
Урок математики проходил в 3 классе по теме "Единицы времени". Тип урока - закрепление. На урокет использовала технологии критического мышления: верные и неверные высказывания, инсерт, пробл...