Конспект урока русского языка.1 класс.Использование алфавита при работе со словарями.
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник В.П.Канакина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1a_sdo_shrayner_urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse_2.docx | 37.88 КБ |
ispolzovanie_alfavita_pri_rabote_so_slovaryami.ppt | 842.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шрайнер С.М. Урок русского языка в 1 классе
Тема: "Использование алфавита при работе со словарями."
(урок обобщения знаний)
Цели:
1. Образовательно-развивающие
1.1. Применение опорных понятий: буква, алфавит, слово, словарь (орфографический, толковый).
1.2. Развитие у учащихся УУД :
- познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
- регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка;
- коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.
1.3. Развитие у учащихся специальных умений: правильно называть буквы русского алфавита, распределять слова по алфавиту, находить слова в толковом и орфографическом словарях, определять порядок фамилий группы в алфавитном порядке.
II. Воспитательные цели:
2.1. Формирование у уч-ся мировоззрения на основе философских категорий: общее – особенное ; единство-многообразие; целое – часть; причина-следствие.
2.2. Развитие личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно-этическое оценивание.
Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточка №1), карточки с заданиями, орфографический и толковый словари.
Заявка на оценку:
"Умница" - 16 баллов и более;
"Молодец" – 12 - 15 баллов;
"Хорошо" – 8 - 11 баллов
22б +2б=24б :3=8б 19 учеников
№ | Деятельность учителя | Время, балл | Деятельность учащихся | ||
I
| Организация начала урока Приветствие
| 15 сек | |||
| Знакомство учащихся с заявкой на оценку - За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов. Баллы будете проставлять в карточке внизу. Желаю удачи! | 30 сек | Выбор арбитра на урок. Ожидаемая оценка проставляется на карточке в отведённом месте У М Х Для арбитра – список учащихся | ||
II
| Целеполагание : Что такое буква? Для чего в русском языке нужны буквы?
Отгадайте ! (на слайде) Первая буква стоит перед буквой «бэ» , вторая буква - после буквы «жэ», третья – перед буквой «вэ», четвёртая – между буквами «тэ» и «эф», пятая – перед буквой «эль», шестая – перед буквой «бэ». - Назовите синоним слову «азбука». - как доказать , что слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.
Что такое синонимы проверим по словарю - Сформулируйте тему и цель урока.
| 3 мин
| Буква – знак… - Буквы обозначают звуки речи. - из букв составляют слоги, из слогов слова, из слов - предложения. - Азбука. - Алфавит. Слова, близкие по значению, называются синонимами .А слова «азбука» и «алфавит» - слова, близкие по значению. Следовательно, слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами. - Правильность понятия проверм нашего умозаключения по словарю. Ученик зачитывает определение понятия. Тема урока : Алфавит. Использование алфавита при работе со словарями. Цель : знать порядок букв русского алфавита, правильно их называть, формировать умение пользоваться знанием алфавита при работе со словарями. Повторить буквы алфавита. Повторить порядок букв в алфавите | ||
III
| Актуализация знаний Задание . Сформулируйте вопросы – понятия по карточке № 1. Какие ещё словари вам известны? По орфографическому словарю можно узнать, как правильно писать слова. Толковый словарь – словарь, который объясняет значения слов. В разных словарях уже по алфавиту составлены слова. Над составлением словарей работали взрослые люди. На уроке мы будем пользоваться алфавитом при работе со словарями. | 4 мин
| -Что называется алфавитом? Что считается алфавитом? Что представляет собой порядок букв? Что такое алфавит?... -Что называется словарём? Что считается словарём? Что представляет собой орфографический словарь? толковый словарь? Что такое словарь?... Орфографический словарь – это словарь, с помощью которого можно узнать как правильно писать слова. Не надо спрашивать много детей. не нужны повторы, иначе трата времени на уроке. Несколько ответов на вопросы-понятия | ||
IV. | Работа по теме урока:
Цифровой диктант по опорным понятиям по Буква , словарь, алфавит, слово. | 5 мин
4б |
Записывают цифры в карточке. Взаимопроверка по вариантам. Проверка по слайду. 1 – вариант 2 – вариант | ||
1вариант | 2 вариант | ||||
1.Порядок букв. | 1. Знак для письменного обозначения звука речи. | ||||
2.Единица языка, служащая для названия отдельных понятий. | 2. Сборник слов в алфавитном порядке. | ||||
3. Знак для письменного обозначения звука речи. | 3. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий. | ||||
4. Сборник слов в алфавитном порядке. | 4. Порядок букв. | ||||
Проверка по слайду. 1 – вариант 2 – вариант | |||||
2. Соотнести понятие и вариант ответа: | Соотносят понятие и вариант ответа: Взаимопроверка . Один ученик читает понятия и варианты ответов. 1.Буква - знак для письменного обозначения звука речи. 2.Слово - единица языка, служащая для названия отдельных понятий. 3.Словарь - сборник слов в алфавитном порядке. 4.Алфавит- порядок букв. В ходе ответов принимаются возражения, дополнения. | ||||
1.Буква | сборник слов в алфавитном порядке. | ||||
2.Слово | порядок букв. | ||||
3.Словарь | единица языка, служащая для названия отдельных понятий. | ||||
4.Алфавит | знак для письменного обозначения звука речи. | ||||
Самооценка. Если всё записано правильно – 4 бала. За каждую ошибку минус 1 балл. | |||||
Повторение пройденного алфавита. Звучит песенка про алфавит 1.Расположить в порядке алфавита имена детей своей группы. 2. Найти имена в орфографическом словаре. Девочки и мальчики по алфавиту по фамилиям ( если резерв времени) | 3 мин | Выходят , обсуждают, строятся в алфавитном порядке Проверка, дополнения, возражения и т.д. Находят имена в орфографическом словаре.
| |||
V. | Практическая работа по теме урока: №1."Наведи порядок". Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ? Уч.ник, к.р.ндаш , р.бота , красивее, банты, звонит, абзац.
№ 2.
Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк. Проверьте по толковому словарику С. 63.
Подчеркните слова, значение которых непонятно.
Акуратный , виртекальный, калиграфия, патреот .
Почему у всех детей разные задания? Как будете обсуждать ответы, если ребёнок это не выполнял? | 15- 18 мин 3б. 3б. 10б. 2б. | Распределяют по алфавиту. Над словами ставят цифры. - Орфографический: Уч.ник, к.р.ндаш , р.бота, -Толковый : абзац. - Орфоэпический: красивее, банты, звонит. 6 2 Ученик, карандаш , 4 5 работа , тетрадь , 3 1 пенал , абзац.
На этапе простой кооперации необходимо задания поделить на группы. Как Вы собираетесь это сделать? Распределяют по алфавиту , ставят цифры над словами. Подчеркивают слова, значение которых непонятно. 1 группа 3 1 5 Финиш , фантазия, фойе, 4 2 фиолетовый, фейерверк. Проверяют по толковому словарику С. 63. Выписывают из толкового словаря ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе. Подчеркивают слова, значение которых непонятно. 2 группа Уважать , увлекательный, умелый, упорный, упрямый, усердие, усидчивый, успех, учтивый, уяснить. 3 группа Находят ошибки в словах по орфографическому словарю. Аккуратный , вертикальный, каллиграфия, патриотизм. Значения слов находят в толковом словаре. Выходят , обсуждают Проверка, дополнения, возражения и т.д. | ||
VI. | Итог урока: - Каждая группа подготовит и задаст вопрос - понятие (карточка № 1) другой группе . Вопрос - понятие - 1 б. Ответ - 2б.
| 5 мин | №1. - Что называется алфавитом? - Что представляет собой алфавит? - Что понимается под словарём? …….. | ||
VII | Оценки за урок - Сосчитайте баллы. Дополнительные баллы поощрения получают..... | 3 мин | Встаньте у кого совпали ожидаемые оценки. "Умница" - 16 баллов и более; "Молодец" – 12 - 15 баллов; "Хорошо" – 8 - 11 баллов |
Ф.И. ____________________ Отгадка : ________________________________
Ожидаю : ____ Мои баллы:_________________________________
Цифровой диктант по вариантам: 2б
1- вариант | 2- вариант |
1.Порядок букв. | 1. Знак для письменного обозначения звука речи. |
2. Сборник слов в алфавитном порядке. | 2. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий. |
3. Знак для письменного обозначения звука речи. | 3. Сборник слов в алфавитном порядке. |
4. Единица языка, служащая для названия отдельных понятий. | 4. Порядок букв. |
Соотнесите понятие и вариант ответа: 4б.
1.Буква | сборник слов в алфавитном порядке. |
2.Слово | порядок букв. |
3.Словарь | единица языка, служащая для названия отдельных понятий. |
4.Алфавит | знак для письменного обозначения звука речи. |
Задание №1 Вставить пропущенные буквы. Распределите слова по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Какие словари понадобятся ?
Уч. ник, к .р .ндаш ,р. бота. красивее, банты, звонит, абзац.
Задание № 2. Индивидуально, в парах, в группе, выступление.
1.Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. Сформулируйте задания к данным словам.
Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк.
Проверьте по толковому словарику С. 63.
2.Выписать из толкового словаря на букву У ( с.62 – 63) пять слов , необходимых для обучения в школе.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Найти ошибки в словах по орфографическому словарю.
Акуратный , виртекальный, невежда, патреот .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ожидаемая оценка: У « умница» М «молодец» Х «хорошо»
Что такое буква ? Для чего в русском языке нужны буквы? Отгадайте ! Первая буква стоит перед буквой «бэ » , вторая буква - после буквы «ка», третья – за буквой «у», четвёртая – перед буквой «бэ » , пятая – после буквы «бэ», шестая – после буквы «зэ », седьмая - за буквой «эс». - Назовите синоним слову «алфавит». - Как доказать , что слова «азбука» и «алфавит» являются синонимами.
Тема урока : Использование алфавита при работе со словарями. Цель : знать порядок букв русского алфавита, правильно их называть, уметь пользоваться знанием алфавита при работе со словарями. Опорные понятия : буква, слово, алфавит, словарь. С какими словарями мы работаем ?
Сформулируйте вопросы – понятия по карточке № 1. . Что называется … ? Что считается … ? Что понимается под … ? Что представляет собой … ? Что выражает … ? Что является … ? Что такое … ?
Опорные понятия : Буква, слово, алфавит, словарь.
Цифровой диктант по вариантам: 1 – вариант 2 – вариант 3 4 1 2 1 2 4 3 Самопроверка
1.Буква сборник слов в алфавитном порядке. 2.Слово порядок букв. 3.Словарь единица языка, служащая для названия отдельных понятий. 4.Алфавит знак для письменного обозначения звука речи. Взаимопроверка .
1.Буква сборник слов в алфавитном порядке. 2.Слово порядок букв. 3.Словарь единица языка, служащая для названия отдельных понятий. 4.Алфавит знак для письменного обозначения звука речи.
Повторяем алфавит
Практическая работа: Индивидуальный труд. Простая кооперация. Работа в группе . Выступление .
Задание №1. "Наведи порядок". Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Сформулируйте задания к данным словам. Уч . ник, к . р . ндаш , р . бота , звонит, абзац, красивее, банты.
Самопроверка . №1."Наведи порядок". Распределите по алфавиту. Над словами поставьте цифры. Сформулируйте задания к данным словам. Уч е ник, к а р а ндаш , р а бота , звонит, абзац, красивее, банты.
Задание № 2. Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. 1) Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк. Проверьте по толковому словарику С. 63. 2) Выписать из толкового словаря ( с.62 – 63) слова , необходимые для обучения в школе. Прочитай значение непонятных слов. 3) Найти ошибки в словах по орфографическому словарю. Прочитай значение непонятных слов. Акуратный , калиграфия, невежда , патреот .
1 группа 1) Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. 3 1 5 4 Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, 2 фейерверк. Проверьте по толковому словарику С. 63.
2 группа 2) Выписать из толкового словаря ( с.62 – 63) пять слов , необходимых для обучения в школе. Прочитай значение непонятных слов. Уважать , увлекательный, умелый, упорный, упрямый, усердие, усидчивый, успех, учтивый, уяснить .
3 группа 3) Распределите по алфавиту , расставьте цифры над словами. Подчеркните слова, значение которых непонятно. Финиш , фантазия, фойе, фиолетовый, фейерверк. Проверьте по толковому словарику С. 63.
- Каждая группа подготовит и задаст вопрос - понятие (карточка № 1) другой группе . Вопрос - понятие - 1 б. Ответ - 2б. – Как доказать, что слова « акваланг , акварель, аквариум» написаны по алфавиту?
Итог урока Дополнительные баллы поощрения получают..... Арбитр : по 1б. Совпадение ожидаемой оценки:
Итоговая оценка: У « умница» М «молодец» Х «хорошо»
Спасибо за работу !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Конспект урока русского языка "Продолжение освоения алфавита" 1 класс УМК "Гармония"
Третий урок в теме "Буквы русского языка" 1 класс УМК "Гармония"...
Конспект урока русского языка на тему: ЗАКРЕПЛЕНИЕ НАПИСАНИЯ ВСЕХ БУКВ РУССКОГО АЛФАВИТА
Урок нарабатывает знание определённого порядка расположения букв в алфавите; способствует развитию речи; прививает интерес к урокам грамоты....
Конспект урока русского языка «Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о русском алфавите, о значении русского алфавита.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятие «алфав...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"
Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...
План-конспект урока русского языка в 6 классе "В гостях у словарей"
Урок русского языка в 6 классе в разделе "Лексика" по теме "Словари"...
Конспект урока в 1 классе.Использование алфавита для упорядочения списка слов
Конспект урока русского языка. 1 класс. Тема: Русский алфавит...