Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель | Tютюнова Елена Валерьевна | ||||
Класс | 3 А | ||||
Предмет | Русский язык | ||||
Тема | Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями. | ||||
Тип урока | Урок обобщения м систематизации знаний | ||||
Цель | Обобщить и систематизировать знания обучающихся о русском алфавите. | ||||
Задачи | обр | Закреплять знание порядка букв в русском алфавите, формировать умения пользоваться алфавитом, учить практическому использованию алфавита при работе с энциклопедиями. | |||
восп | Воспитывать любознательность, любовь к родному языку. | ||||
разв | Расширять словарный запас, развивать мышление, внимание, память, речь. | ||||
кор | Развивать слуховое восприятие, корректировать звукопроизношение, формировать умение правильно воспроизводить слова, активизировать речевую деятельность обучающихся с опорой на остаточный слух. | ||||
Формы работы | Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа | ||||
Методы | Словесный (беседа), наглядно-иллюстративный, практический, репродуктивный, методы самостоятельной работы, методы стимулирования, методы контроля и самоконтроля, проблемно-поисковый. | ||||
Планируемые результаты | |||||
предметные | Правильно называть буквы русского алфавита, различать гласные и согласные буквы, знать последовательность букв в алфавите, уметь располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитным указателем для поиска информации в энциклопедиях. | ||||
метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД) | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; желание и умения вступать в устную коммуникацию с детьми и взрослыми в знакомых обучающимся типичных жизненных ситуациях; готовность давать оценку событий, поступков людей, излагать свое мнение; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений. | ||||
личностные | Принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие самостоятельности; навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; развитие адекватных представлений о собственных возможностях. | ||||
Межпредметные связи | Развитие речи, чтение, математика. | ||||
Ресурсы для подготовки и проведения урока | Урок проводится в школьном информационно-библиотечном центре. Ресурсы для подготовки и проведения урока: компьютер, видеозапись музыкальной физкультминутки, магнитная доска с буквами русского алфавита, индивидуальные карточки для игры «Алфавит-лабиринт», книжная выставка с детскими энциклопедиями, карточки с именами обучающихся, карточки с индивидуальными заданиями для работы с энциклопедиями, фигурки человечков Ох и Ах. | ||||
Ход урока | |||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||
Мотивационно-ориентировочный этап (5 мин.) | |||||
Активизация внимания - Прозвенел звонок, начинается урок. - Сегодня у нас на уроке гости, поздоровайтесь. - Ребята, сегодня у нас необычный урок, он будет проходить в библиотеке, я надеюсь, что у вас хорошее настроение. - А еще у нас в гостях 2 веселых человечка Ах и Ох. (картинки) Ах - активный, трудолюбивый, хорошо учится, веселый. А Ох – ленивый, недовольный, грустный. В конце урока подумаете, удалось ли вам быть такими как Ах или же как Ох. (н/с) - Диана. (Я Диана Евдокимова. Я тут.) (н/с) - Женя, как ты слышишь? (н/с) - Какое сегодня число, Дима? (н/с) - Гриша, какой сегодня день недели? (н/с) - Полина, как ты слышишь? (н/с) - Всё ли готово к уроку? Давайте проверим. Я буду называть, что нам понадобится на уроке, а вы кладите руку на названный мной предмет: тетрадь, ручка, карандаш, резинка. (н/с) - Дима, спроси у Жени, он готов к уроку? (н/с) - Женя, спроси у Полины, она готова к уроку? (н/с) - Женя, спроси у Гриши, какой сейчас урок? Речевая зарядка (с/з)- Сегодня на уроке мы будем хорошо говорить. Скажите равильно звук «в». - Внимательно послушайте, как я прочитаю. (организация работы над произношением, речевым дыханием и слитностью речи) | -Здравствуйте. -Я тут. Я слышу. Называют число, день недели, распознают на слух и указывают на школьные принадлежности. Слушают образец чтения, проговаривают коллективно и по одному: Ова – ова – слово Ава – ава – словарь Уква – уква – буква Всем известна буква А Буква очень славная. Да к тому же буква А В алфавите главная. | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки. Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания Л Знать своё имя, проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Сообщение темы урока (3 мин) | |||||
(с/з) - Чтобы узнать тему урока, расположите буквы так, чтобы получилось слово. - Молодцы! - Мы сегодня должны с вами повторить названия всех букв, научиться пользоваться алфавитом при выполнении различных заданий и понять, для чего же нам нужно знать русский алфавит. | Из букв собирают слово «алфавит». | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, оформлять свои мысли в устной форме. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, отвечать на простые вопросы учителя, Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Практический этап (27 мин) | |||||
Актуализация знаний - Перед вами алфавит, но некоторых букв в нем не хватает, дополните алфавит недостающими буквами. - Давайте вспомним, сколько букв в алфавите? - Назовите гласные буквы. - Назовите согласные буквы. - Какая первая буква в алфавите? - Какая последняя буква в алфавите? - Какая буква стоит после «б»? - Какая буква стоит перед «щ»? - Какая буква стоит между «к» и «м»? Игра «Алфавит-лабиринт» - А сейчас мы выполним задание на карточках. Вы должны соединить буквы по алфавиту и дописать недостающие. - Поменяйтесь карточками, проверьте у соседа и поставьте карандашом оценку. Музыкальная физминутка «Алфавит» Расположение имен по алфавиту (с/з) - На доске карточки с вашими именами, расположите их в алфавитном порядке. (Дима, Диана) если первая буква в словах одинаковая, смотрим на вторую; если и первая, и вторая буквы одинаковые, то смотрим на третью. - Прочитайте, что у нас получилось. - А теперь возьмите ручки, сядьте правильно, положите перед собой тетрадь с наклоном. Запишите по памяти. - Давайте проверим, правильно ли вы написали? Назначение алфавита (работа с энциклопедиями) - Ребята, а для чего надо знать алфавит? Где его используют? Мы с вами в библиотеке не случайно, здесь очень много книг, у каждой книги есть автор. По фамилии автора, книги расположены в алфавитном порядке. (посмотреть) - Все книги переписаны на карточки, которые тоже лежат по алфавиту. (показать) - Где еще можно встретить алфавит вам расскажет Наталья Евгеньевна – наш библиотекарь. Библиотекарь: - Ребята, мне очень приятно, что ваш урок проходит в библиотеке, я всегда рада видеть вас здесь. В нашей библиотеке есть детские энциклопедии (показать на книжной выставке). В конце энциклопедии есть алфавитный указатель, по которому легко найти то, что вам нужно. Например, я хочу узнать о ….. Как мне найти? Я выберу энциклопедию «», открою алфавитный указатель, выберу нужную букву и найду слово. Напротив этого слова указана страница, открою нужную страницу и прочитаю про ….. - А теперь попробуйте вы. У меня есть карточки с заданиями. Возьмите энциклопедии и выполните задание. - Молодцы, вы справились с заданием. | Аа ? Вв ? Дд Ее ? Жж Зз Ии ? Кк Лл ? Нн ? Пп Рр Сс ? Уу ? Хх ? Чч Шш ? ъ ы ? Ээ Юю ? Дополняют алфавит недостающими буквами, отвечают на вопросы, связанные со знанием алфавита, гласных и согласных букв, понятиями «после», «перед», «между». Выполняют дифференцированные задания на индивидуальных карточках. Контроль в виде взаимопроверки. Под видеозапись выполняют движения под музыку и повторяют слова песенки. Карточки с именами обучающихся класса располагают в алфавитном порядке. Затем по памяти записывают их в тетрадь. Проверка проходит в форме самоконтроля. Обучающиеся рассматривают как расположены книги на полках в библиотеке. Рассматривают картотеку. Обучающиеся выполняют задания, предложенные им на индивидуальных карточках. В соответствии с заданием они выбирают энциклопедию и по алфавитному указателю находят нужное слово. | К Слушать и понимать других, участвовать в диалоге, беседе, читать вслух, определять основное содержание прочитанного, оформлять свои мысли в устной форме, активно участвовать в работе группы. П Формулировать учебные цели с помощью учителя, произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки, ориентироваться в учебнике, находить необходимые картинки, слова, предложения, самостоятельно выполнять задания по устным инструкциям учителя, читать тексты и понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту. Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим. | |||
Рефлексивно-оценочный этап (5 мин) | |||||
- Спасибо, Наталья Евгеньевна, за интересные задания. - Ребята, отгадайте загадку. - Сегодня мы повторили все об алфавите, вспомнили названия всех букв, научились находить в энциклопедиях то, что нам нужно. Вы молодцы! - Оцените свою работу на уроке. Если у вас хорошее настроение, все получилось, урок вам понравился, поднимите человечка по имени Ах, а если настроение грустное – человечка по имени Ох. - Домашнее задание мы подготовили с Натальей Евгеньевной – это карточки с заданиями, которые вы выполните в библиотеке с помощью энциклопедий, как сегодня на уроке. | Буквы построились, как на парад, В строгом порядке стоят они в ряд, Каждая на своем месте стоит, Так получился у нас … (алфавит) Обучающимся предлагаются фигурки человечков «Ах» и «Ох» для определения своего настроения в конце урока. | К Активно участвовать в работе группы. П Произносить слова слитно, голосом нормальной высоты, силы, с ударением, соблюдая правила орфоэпии, уметь исправлять свои ошибки Р Активно работать, прилагать усилия к выполнению задания, соотносить выполненное задание с образцом. Л Проявлять доброжелательное отношения к окружающим, иметь своё мнение на происходящие события. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/29/picture-1215-1454097698.jpg)
Ахмаева О. А. Конспект урока русского языка (развитие речи) с использованием проектной методики: « Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением. Проект « Краткость речи – сестра таланта»
Идея этого урока будет близка и понятна коллегам, которые любят украшать свою речь (в данном случае, используя фразеологические обороты) и прививают любовь к красоте русского языка своим ученикам...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/24/picture-301901-1380000743.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ.
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка и чтения путём использования разнообразных видов работ
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедител...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/12/picture-915865-1492004292.jpg)
Конспект урока русского языка.1 класс.Использование алфавита при работе со словарями.
Урок дан по СДО (способу диалектического познания) по ФГОС. учебник В.П.Канакина...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-1181701-1589982398.jpg)
Конспект урока русского языка «Алфавит. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе со словарями» (УМК «Школа России», 1 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование и углубление знаний о русском алфавите, о значении русского алфавита.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятие «алфав...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/07/picture-935206-1499439944.png)
Конспект урока русского языка класс
Тема урока русского языка в 3 классе "Сложные слова и их правописание"...