Технологическая карта урока русского языка "Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №6»
Технологическая карта
урока русского языка
Тема: Однокоренные слова
3 класс «Б»
Учитель начальных классов
Климова Ольга Викторовна
2015- 2016 учебный год
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Однокоренные слова
УМК «Школа России»
Цель урока:
Научить распознавать однокоренные слова. Выделять корень.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
– воспитание чувства гордости за Родину, за родной язык;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
– умение работать с информацией;
– умение добывать информацию;
– формировать умения грамотно строить речевые высказывания.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
– развитие речи, мышления, умение выбирать средства языка;
– освоение первоначальных знаний о грамматике;
– умение грамотно писать, участвовать в диалоге.
Планируемый результат:
Познавательные умения:
– умение выделять корень в однокоренных словах;
– подбирать однокоренные слова.
Регулятивные умения: выполнять учебное задание в соответствии с правилом.
Коммуникативные умения: формулировать понятия, используя термины.
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир, музыка, изобразительное искусство.
Этап урока | Цель | Содержание взаимодействия с учащимися | Методы и приемы работы | ФОУД * | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
I. Орга-низацион-ный момент | Проверка готовно-сти уча-щихся | Ну-ка всё проверь, дружок, ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадь? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать только лишь оценку «пять»? | Ф | Привет-ствует обучаю-щихся, проверяет их готов-ность к уроку. | Привет-ствуют учителя. Проверяют свою гото-вность к уроку. | Регулятивные: - нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
II. Акту-ализа-ция знаний 1.Чис-тописа-ние. | Развитие орфогра-фической зоркости | Загадка: Что за звездочки такие на пальто и на платке? Все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке. (Снежинка) - А какую букву будем писать догадайтесь. Она есть в слове отгадке. Она образует согласный звук, всегда твёрдый, звонкий, парный по звонкости и глухости. (Буква Жж). Показ учителем на доске Жж | Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Повторе-ние. | И | Указыва-ет объект наблюде-ния. | Выполняют упражнение в тетради. Обосновы-вают выбор написания. | Регулятивные: - умение осуществлять действие по образцу. Познавательные: - постановка и решение проблемы. Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске ранее приобретённых знаний. |
2. Сло-варно-орфо-графи-ческая работа. | - О каком времени года идёт речь? Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. -Назовите зимние меся-цы. - Запишите их название. - Какой орфограммой вы воспользовались при за-писи этих слов? - Запишите рядом с каж-дым словом количество букв и звуков. - Какое слово лишнее? Почему? | Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Работа по плану урока. Работа у доски. | И Ф | Органи-зует диа-лог с уча-щимися, в ходе ко-торого конкрети-зирует понятие «орфо-грамма». | Записывают слова в тетради, выделяют орфограм-мы, выпол-няют фоне-тический разбор. Самопро-верка. Оценка лесенкой. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основании соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. Познавательные: - постановка и решение проблемы. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные: - умение ясно и чётко излагать своё умение выстраивать речевые конструкции. | |
III. По-станов-ка цели и задач урока. Моти-вация деятельности. | Подведе-ние детей к форми-рованию темы и поста-новке задач урока | Запись однокоренных слов. - Почему «водитель» - чужак? Докажите. - Ребята, сформулируйте тему урока. - Корень слова. Однокоренные слова. - Сформулируйте цель урока. | Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. Работа с текстом. «Грамма-тическая сказка». «Чужак». | Ф | Органи-зует диа-лог с обу-чающи-мися. Подводит детей к формули-рованию темы уро-ка и постанов-ке задач. | 1). Слуша-ют. Делают выводы. Решают поставлен-ную проб-лему. 2). Запись однокорен-ных слов. Выявляют лишнее слово. 3).Форму-лируют тему урока. Ставят за-дачи. | Регулятивные: - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать побольше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Первичное ус-воение новых знаний. 1). Под-бор род-ствен-ных слов. | Проверка понима-ния спо-соба дейс-твия. | Давайте собирать родственников зимы и верных её слуг. - Записать родственные слова к слову зима. - Выделите корень, поставьте ударение. - Назовите слова с безударной гласной, которая требует проверки. - Какие слова являются проверочными? - Сделайте вывод: - Как пишутся корни родственных слов? | Наблю-дение. Проблем-ная ситу-ация. | Г П И | Органи-зует диа-лог. Даёт задание. Уточняет правило. Нацели-вает на вывод, как пишется корень род-ственных слов. Нацели-вает на работу с толковым словарём. | Записывают одноко-ренные слова, выделяют корень, де-лают вывод, чита-ют правило в учебнике. Работают с толковым словарём, выбирают однокоренные слова, которые им незнакомы. Решают проблему, какое слово из родственных лишнее. | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение; доказательство; умение работать со словарём; умение добывать информацию самостоятельно. Регулятивные: - составление плана и последовательных действий. Личностные: - знание основных моральных норм работы в паре. Справедливо распределять обязанности, взаимопомощь. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
2) Рабо-та с толко-вым слова-рём. | - Найдите родственников зимы и запишите те, которые у вас не записаны. зимородок зимохвал зимник - Докажите, что данные слова можно назвать родственными? | Поиско-вый | П | ||||
V. Пер-вичная проверка понима-ния урока. Письмо по памяти. | Развитие умения распоз-навать и подби-рать од-нокорен-ные слова | Зима не приходит одна. С ней её верные слуги. Кто они? М . ро . тр . щит – б . льшому хол . ду быть. - Вставить пропущенные буквы. - Запишите по памяти. | Наблю-дение. Доказа-тельство. Рефлек-сия. | И П Ф Г | Даёт установку на запо-минание предло-жения. Обращает внимание на орфо-граммы. | Объясняют написание слов. Записывают предло-жение. Взаимо-проверка тетрадей. Рефлексия. | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность. - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, используя интерактивную доску. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказание помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
V.Пси-хофи-зическая трениров-ка. 1). Письмо по памяти. | Релаксация | Ребята, повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Словес-ный, работа в парах. | П | Органи-зация психо-физичес-кой тре-нировки. | Выполнение упражнения для релаксации | Коммуникативные: - умение работать в паре, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. |
2). Гим-настика для глаз. | Снятие усталости с глаз. | Просмотр мультимедийной презентации. | Просмотр презента-ции. | Г | Органи-зует вы-полнение гимнастики для глаз. | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации. | |
3). Работа с учеб-ником. | Выявле-ние од-нокорен-ных слов. | Чтение текста упражне-ния. - Какое слово повторяется? - Дети записывают: (один ребенок у доски) Каток, катка, к катку, за катком. - Являются ли эти слова однокоренными? (Дети приходят к выводу, что это форма одного слова). Беседа о правилах без-опасного поведения на катке. | Словес-ный, упраж-нения, работа с учебни-ком. | Г | Состав-ляет диа-лог. Подводит к выводу. Организует беседу о правилах без-опасного поведе-ния на катке, о зимних видах спорта. | Выписывают слова. Делают вывод. Вступают в беседу. | Регулятивные: - умение адекватно воспринимать оценки. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; - уметь различать однокоренные слова от формы одного слова. Личностные: - формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки; - испытывать гордость за свою страну. Коммуникативные: - управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий); - владение монологической и диалогической формами речи родного языка; - уметь оказать помощь товарищам. |
VII. Первичное закреп-ление. 1).Творческая работа. | Развитие речи уча-щихся. Умение состав-лять связ-ный текст | - Зиму воспевали в своих стихах поэты. Создавали картины великие худож-ники. Полюбуйтесь этими картинами и послушайте музыку П.И. Чайковского. - Вы можете проявить своё творчество и воспеть зимушку. Даны опорные слова: Разгулялась, в, снежные, укутала, зимушка-зима, деревья, наряды, ветки, варежки, надела, пуховые, снег, солнце, яркими, лучами. - Составить текст, используя слова. Проверка: Чтение текс-тов каждой группой. Выбор лучшего. - Назовите однокорен-ные слова. | Демон-страция, наблю-дение, просмотр. | Г | Органи-зует бесе-ду о ху-дожниках и карти-нах о зи-ме. О компози-торе П.И. Чайков-ском. Нацели-вание на работу. | Слушают музыку Чайковского «Зима». Просмат-ривают слайд программу. Работа в группах. Составление текста. Выделение одноко-ренных слов. | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; - самостоятельное формулирование познавательной цели; - самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, принимать решение; - выбор главного в групповой работе. Личностные: - готовность к сотрудничеству; - оказание помощи; - развитие творческих способностей; - умение слушать и слышать. |
2). Игра «Редактор». | - Какие осадки выпада-ют зимой? (Снег) -Какой орфограммой будете пользоваться, что-бы записать это слово? - Подберите однокорен-ные слова. | Инструк-таж, сло-весный. | И Ф | - Восста-нови текст, добавив одноко-ренные слова. Выделите корень. | Производят предва-рительную оценку ра-боты. Записывают слова, сверяют с записями на доске, ставят констати-рующую оценку себе. | Регулятивные: - контроль в форме сличения способов действия и его резуль-тата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений, доказательства; - выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: - оценивание усваиваемого содер-жания, исходя из социальных и личностных ценностей. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог; - участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
VIII.За-ключи-тельный. 1). Под-ведение итогов. 2). Реф-лексия. | Под-ведение итогов. Умение выделить главное. Обеспечение по-зитивного настроя. | Рефлек-сия. Контрольно-оце-ночная деятель-ность. | Ф И | Подвести учащихся к под-ведению итогов урока. Обеспе-чить по-ложительную реакцию учащихся на уроке. | Подведение итогов. Получают позитивный настрой от урока. | Регулятивные: - оценка-осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; - проявлять активность в деятельности. | |
IX. До-машнее задание | Урок наш окончен и вы-полнен план. Спасибо, ребята, огромное вам, За то, что упорно, усерд-но трудились! И знания ваши, нам всем пригоди-лись. Работа с листками самооценки. |
ФОУД* – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение"
Урок русского языка. УМК "Перспектива". Тема урока "Слово и его значение" во 2 класе составлен в соответствии с новыми требованиями. На уроке использованы новые технологии: проблемное обучение, исслед...
Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива"
Технологическая карта урока русского языка "Слово, предложение и текст в речевом общении" УМК "Перспектива" 2 класс...
Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"
Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Технологическая карта урока русского языка: "Слова-синонимы" для 2 класса к УМК "Начальная школа 21 века".
Урок составлен к УМК "Начальная школа 21 века" с использованием технологии критического мышления с соблюдением основных требований ФГОС. Тип урока: "Сообщение новых знаний"....
Технологическая карта урока русского языка "Слово и слог" 1 класс. Школа России
Работа содержит технологическую карту урока русского языка с применением материала портала Учи.ру...
Технологическая карта урока русского языка «Слова с удвоенной буквой согласного», 4 класс, УМК «Перспективная Начальная Школа»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока «Слова с удвоенной буквой согласного»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для повторения материа...