Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова" по программе "Школа 2100"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» г. Волгореченск Костромской области
Конспект
урока по русскому языку
в 3 классе
по теме: Понятие об окончании и основе слова.
Учитель: Железова В.Ю.
Дата проведения: 15.12.2011.
Урок русского языка в третьем классе
Тема: « Понятие об окончании и основе слова»
Цель урока: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова.
Задачи:
- образовательная – развивать умение находить в слове основу и окончание;
- развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
- воспитательная – воспитывать любовь к родному языку, интерес к учению, дружбу.
Оборудование урока:
Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 3 класс, часть 1.
Картинки Снеговика, Деда Мороза, карточки со словами, оперативная система опроса.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент 2. Актуализация знаний. Подготовительная работа, введение в тему. 3.Чистописание. 4. Словарно – орфографическая работа. 5.Целеполагание и мотивация. 6.Первичное усвоение учебного материала. 7.Первичное закрепление учебного материала. 8.Физкультминутка. Гимнастика для глаз 9.Домашнее задание. 10. Рефлексия (подведение итогов урока). | Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся с нашими гостями. Здравствуйте, уважаемые гости! -Ребята, давайте, улыбнемся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. - Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами отправимся в гости к самому любимому, самому желанному, а к кому вы узнаете чуть позже. А вот уже за нами приехал водитель на своем грузовике. А кто он, угадайте. Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель ... снеговик. - Он отправится с нами в гости. Догадались к кому? Ну, конечно же, к Деду Морозу! - Но Снеговик пришел не с пустыми руками, у него мешок, а в мешке задания, выполнив их, мы с вами доберемся благополучно до нашего важного друга всей детворы – Деду Морозу. - Снеговик желает, чтобы вы написали букву, с которой начинается его название. Что вы можете рассказать об этой букве? Сс -На следующей строке запишите сочетание букв, с которых начинается слово «Снеговик»? сн -Какие слова вы можете назвать, начинающиеся на данное буквосочетание? - Можно ли назвать их родственными? Почему? - Можно ли назвать эти слова «зимними»? Снеговик вам предлагает отгадать свои «зимние» словарные слова? Запишите отгадки и объясните орфограммы. А Снеговик будет их доставать из своего мешка. По полю скачет, Ушки прячет. Встанет столбом - Ушки торчком. (Заяц). Не снег и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней) Есть ребята у меня Два серебряных коня Езжу сразу на обоих Что за кони у меня? (Коньки) Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это... ветер Ну и ловкая воровка! Все блестящие вещицы Очень любит эта птица! И она вам всем знакома, Как зовут ее? ...(Ворона) Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз) - Это не просто слова, эти слова хранят в себе задания. - Найдите слово, где количество звуков и букв не совпадает. Докажите. - Сегодня Снеговик впервые у нас в гостях и не все понимает и знает, поэтому мы с вами поможем Снеговику. Снеговик слышал несколько правил, все ли они верны. Если нет, докажите его ошибочность. 1) Корень – это значимая часть слова. 2) Корень – это главный член предложения. 3) Корень – это главная значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. -Откройте учебник на странице 121, прочитайте название раздела. -Что уже вам известно? -Над чем задумался Афанасий?
-Какие предположения мы можем сделать? - Опираясь на тему нашего урока, сформулируем цель. а) Работа под руководством учителя. -Допишите слова так, чтобы получилось предложение: Мам_ слушает дочк_. -Прочитайте полученные предложения. -Объясните смысл каждого предложения. Почему он изменяется? Сравните буквы, которые вы вставили в первом слове, в третьем слове. -Мама и маму – это однокоренные слова? А дочка и дочку? Измените последнюю букву на другую. Вы получили новое слово? -Как называется эта изменяемая часть слова? -Проверьте свои предположения, прочитав первую часть правила на стр. 122. -Интересно, для чего слову нужно окончание? При помощи приставки и суффикса образуются новые слова. Какую роль играет окончание? Попробуем ответить на этот вопрос. Работа с деформированным текстом. Ночь, ударять, сильный, мороз. Пушистый, снежинка, падать, земля. -Прочитайте слова первой строчки. Понятен ли смысл каждого из них? Можно ли сказать, что здесь записано предложение? Что надо сделать, чтобы составить из этих слов предложения? Прочитайте слова второй строчки. -Достаточно ли только изменить окончание у слов, чтобы получилось предложение? Составьте и запишите предложение. -Почему же вы изменяли окончания слов? -Так для чего служит окончание? -Сравните свой вывод с определением в учебнике, прочитайте его вторую часть. -В слове есть изменяемая часть – это …(окончание), а оставшаяся часть – неизменяемая. Это… (основа). -Найдите в тексте определения, как графически обозначаются окончание и основа. Выделите окончания и основу в записанных словах. -Прочитайте вопрос под рамкой на стр. 122. Кто может ответить? Прочитайте, как вы думаете, это одно и то же слово с разными окончаниями или разные слова? Объясните свою точку зрения. Какой вывод вы можете сделать? Отвечаем на вопросы из учебника на стр. 123 -Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? -Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? -Как найти в слове окончание? Прочитайте, как А.С.Пушкин рисует картину зимнего утра? -Какое задание вы хотите выполнить в соответствии с темой урока? Как вы будете искать окончание? Взаимопроверка. Прочитайте. Догадайтесь, какие окончания пропущены. Спишите 1 строфу на выбор. Выделите окончания. В каком слове окончание нулевое? Проверка – учащиеся по «цепочке» записывают окончания на доске. Дома выучите определения на стр. 122, 123. И выполните упр. 1, стр. 138. Кто желает, сочините сказку, где героями будут части слова. Попытайтесь в сказке ответить на вопрос – почему окончание не входит в основу. Снеговик очень доволен вашей работой и просит с помощью пультов (оперативной системы опроса) ответить на вопросы. - Окончание – часть слова? -Окончание - изменяемая часть слова? - Окончание – часть основы? - Окончание – служит для связи слов в предложении? -У одного и того же слова могут быть разные окончания? - С помощью окончания образуются новые слова? Какие учебные задачи мы ставили на уроке? Мы их выполнили? Отметьте на шкалах, насколько хорошо вы поняли тему урока, и насколько она вам была интересна? - Ну вот, мы и добрались до заветной цели. Мы пришли к нашему другу Он и добрый, он и строгий, Бородой до глаз зарос, Красноносый, краснощекий, Наш любимый ...Дед Мороз Вот он Дед Мороз какой! Ладно нарисован: Вышел с сумкой не пустой Перед годом Новым! До чего ж хорош старик На рисунке этом: Улыбается, стоит У еловых веток. Если лес укрыт снегами, Если пахнет пирогами, Если елка в дом идет, Что за праздник? ... Новый Год! | Рассказ подготовленного ученика. Снегови́к (он же — Сне́жная ба́ба) — простая снежная скульптура, создаваемая зимой — в основном, детьми. Лепка снеговиков — дошедшая до нас с древних времен детская зимняя игра. Предполагается, что на Руси снеговики почитались как духи зимы, и что к ним, как к Деду Морозу, возносили просьбу о помощи, милосердии и уменьшении длительности холодов. Возможно, поэтому в «руки» снеговику придавалась метла — чтобы он мог взлететь в небо. Не исключено, что на Руси некогда верили, что воздух населен небесными девицами, повелевавшими туманами, облаками, снегами, и поэтому в их честь устраивались торжественные ритуалы, включая лепку снежных баб. В русских новогодних сказках и мультфильмах часто выступает в качестве спутника Деда Мороза. Отвечают, пишут. Пишут сочетание 5 раз. -Снежок, снег, снежинка, Снегурочка. -Это родственные слова, у них одинаковый корень. Предположения детей. Записывают отгадки. В тетрадях записаны слова: мороз, коньки, иней, ветер, ворона, заяц. Коньки – 6 б., 5 зв., заяц – 4 б., 5 зв. Находят ошибку. Доказывают ее ошибочность. Открывают учебник, читают название. -Части слова: корень, приставка, суффикс. -Что такое окончание и основа. Это тоже части слова, окончанием заканчивается слово. -Мы продолжаем знакомиться с составом слова. Узнать, что такое окончание и основа, для чего они нужны. Учиться находить окончание и основу в словах. Работа в парах. Записывают предложения, вставляя окончания. Мама слушает дочку. Маму слушает дочка. Нет, это одно и то же слово. Изменилась его роль в предложении. Нет. Высказывают предположения Работа в группах. Нет. Слова между собой не связаны. Изменить окончания. Составляют первое предложение: Ночью ударил сильный мороз. Нет. Надо добавить предлог, который служит для связи слов в предложении. Пушистые снежинки падали на землю. Для изменения слова и связи слов в предложении. Работа в группах. 1.про снеговика к снеговику со снеговиком 2.снег 3. Снегурка без снега у Снегурки к снегу Снегурке за снегом со Снегуркой о снеге о Снегурке Вывод: окончание не образует новые слова, а изменяет слово. Предлагают варианты ответов на третий вопрос. Следят под музыку за движениями снежинки глазами Зимнее утро. Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Спишем выделенные слова и обозначим окончания и основу в них. Зимн_ холод_ пахнуло На пол_ и на лес_. Ярк_ пурпур_ зажглися Пред закат_ небес_. Ночь_ бур_ бушевал_, А с рассвет_ на сел_, На пол_, на сад_ пустынн_ Перв_ снег_ понесло… Записывают по желанию одну строфу. Проверяют. Отвечают с помощью пультов (оперативной системы опроса). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие об окончании и основе слова
Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Понятие об окончании и основе слова». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....
Урок русского языка в 3 классе по теме : «Понятие об окончании и основе слова»
Тип урока: ОНЗОсновные цели: 1) формирование представления о понятиях «окончание», «основа слова»;2)формирование умения находить в словах окончание , выделять основу слова; 3)трениро...
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Основа слова. Окончание"
Урок русского языка по учебнику Зелениной Л.М. 3 класс...
План-конспект урока по русскому языку "Окончание и основа слова. Нулевое окончание." 2 класс "Перспективная начальная школа".
Тип урока: открытие новых знаний. На уроке используются различные формы работы -индивидуальные, групповые и фронтальные....
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме "Понятие об окончании и основе слова"
Цель: ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении, с основой слова. Задачи: создавать условия для получения языковых умений и навыков: нахождение в слове ок...
Краткосрочный план урока русского языка в 3 классе "Состав слова. Окончание и основа слова"
Урок составлен на основе идей 7 модулей. Урок проводился по русскому языку в 3 классе, тип - изучение нового материала. Цель урока : содействовать умению образовывать формы слова с пом...
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»
Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...