Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Простые и сложные предложения" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Использование материала обеспечивает формирование у младших школьников предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий, личностных качеств в условиях реализации ФГОС НОО
Предназначено учителям начальных классов общеобразовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 59 КБ |
Презентация "Простые и сложные предложения" | 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе
УМК «Перспектива»
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Тип урока: Открытия нового знания
Цель урока: - Создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями простые и сложные предложения, сформировать представления о простых и сложных предложениях.
- Развивать умения формировать цель своей работы и прогнозировать её результаты.
- Формировать коммуникативные умения сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
- Формировать умения следовать устным и письменным инструкциям учителя.
Планируемые результаты:
Предметные: различать простые и сложные предложения, находить грамматическую основу, применять правила правописания, знаков препинания (запятой) в сложных союзных и бессоюзных предложениях.
Метапредметные:
- Познавательные умения: использовать знаково-символические средства для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
- Регулятивные умения: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта ошибок.
- Коммуникативные умения: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуациях, сотрудничать в совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- Личностные: ценить и понимать позицию другого, освоение личностного смысла учения, выбор образовательного маршрута.
Основные понятия: простые и сложные предложения; грамматическая основа; подлежащее и сказуемое; правила постановки знаков препинания в сложных предложениях.
Основные методы: проблемно-поисковый, проблемный диалог, лингвистическое исследование. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная. Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, словари, рабочие тетради, индивидуальные карточки.
План урока:
I этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель – мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
Включение в деловой ритм, устное сообщение учителя.
- Сегодня у нас на уроке много гостей, поприветствуем их.
- Я рада видеть своих коллег, и думаю, что сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и новые открытия. Пусть вам, ребята, помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Вам предстоит активно потрудиться.
-Итак, наш девиз: «Знаем – повторяем, не знаем – узнаем!»
- Откройте тетради и запишите дату. Настраиваются на работу.
Личностные: выработка на личностном уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности
II этап Актуализация знаний и выявления индивидуальных затруднений.
Цель - актуализировать знания
- Начнем урок со словарной работы.
Словарная работа (по лексическому значению угадывают и записывают слово)
Салют (Военное приветствие или отдание почестей выстрелами, ракетами, а также стрельба и
фейерверк в ознаменование торжественной даты, события)
Интерес (Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять)
Ноябрь (Одиннадцатый месяц календарного года)
Телефон (Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических
сигналов по проводам или по радио)
Аллея (Дорога в саду, парке с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам)
Костер (Горящие дрова, сучья, хворост, сложенные в кучу)
Сейчас (В настоящее время, теперь)
Инженер (Специалист с высшим техническим образованием)
Столица (Главный город государства)
- Самопроверка. Оцените себя
- Составьте слово из первых букв данных словарных слов (СИНТАКСИС)
- Что такое синтаксис? (раздел языка, который изучает словосочетания и предложения)
- Понятно, когда изучают глубины океанов, космическое пространство, недра нашей Земли, а что значит изучать предложение? (Это значит: дать характеристику предложению, рассказать о нем всю информацию)
- Напомните, что же такое предложение? (Одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль, чувства.) Ноябрь. Чувствуется приближение зимы.
- По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные; по интонации: восклицательные, невосклицательные; по наличию второстепенных членов предложения бывают: распространенные и нераспространенные; в предложении могут быть однородные члены предложения:
(Над душистыми цветами порхают бабочки и пчелы.)
Учитель вывешивает на доску два больших гриба.
- Эти грибы были маленькими, а теперь вон как выросли и олицетворяют они ваши знания о предложении, как единицы речи (грамматически оформленной по законам русского языка)
III этап. Работа над новым материалом. Подведение детей к самостоятельному выводу
- Как вы думаете, вся ли информация о предложении добыта вами? Или возможны еще есть неоткрытые странички в Книге знаний? (ответы детей) Ну что ж, в споре рождается истина!
- Давайте поиграем!
Игра «Договори предложение»
Глаза боятся, а руки (делают). пословица
Белые бараны ( били в барабаны). скороговорка
Унылая пора (очей очарованье). стихотворение
Мартышка к старости (слаба глазами стала) басня
- Назовите жанры литературы.
- Запишите пословицу. Как понимаете смысл пословицы?
- Выполним разбор предложения по членам.
- Чем интересна эта пословица, (две грамматические основы)
- Как можно назвать предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ (частей)? (многосоставное, сложное) А как мы называем предложение, в котором одна грамматическая основа? (простое)
- Кто догадался, какова тема нашего урока? Мы будем говорить о простых и сложных предложениях.
(Тема: Простые и сложные предложения)
- В чём будем упражняться (узнавать простое и сложное предложения)
- Зачем? (Чтобы грамотно оформлять их на письме)
- Почему важно говорить и писать грамотно? (Чтобы нас понимали)
- Слово профессору Ивану Ивановичу Самоварову
Работа по учебнику с 75 упр. 118 - коллективно
! Значит: сложное предложение состоит из простых предложений, связанных по смыслу.
Вывод: сложные предложения могут состоять из двух или несколько грамматических основ.
Задание: каждой паре вспомнить пословицу, в которой несколько грамматических основ, (время на обсуждение полминуты). Затем обсудим.
Труд человека кормит, а лень портит.
Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя птичка глаза продирает.
Что говорят взрослые, то дети повторяют.
Карандаш пишет, а молот - кует.
Дети плачут, а у матери сердце болит.
Добрая слава лежит, а худая слава вперед бежит.
Гора с горою не сойдется, а человек с человеком сойдется
Физкультминутка
Игра «Определи предложение по структуре» (показывают руками, стоя. Если предложение простое, поднимают 1 руку, а если сложное, то 2 руки. Объясняют свой выбор)
• Поют птицы.
• Ярко светит солнце, поют птицы.
• Краб крабу сделал грабли.
• В долине пар белеет тонкий.
• Наступили осенние дни, по небу поплыли серебристые облака.
• Ослепительно светит солнце, на реке блестит лед.
Применение новых знаний:
Наступил ноябрь. [ ___ ‗ ]
Дуют ветра. [ __ ‗ ]
Птицы попрятались. [ __ ‗ ]
.– Дайте характеристику предложениям.
- Работают с предложением: Наступил ноябрь, дуют ветра, птицы попрятались.
(сложное, состоит из трех простых, между частями ставим запятые)
[ __ ‗ ] , [ __ ‗ ], [ __ ‗ ].
- Так как же мы будем определять, какое предложение: простое или сложное?
- Чтобы определить простое или сложное предложение, составим алгоритм наших действий.
- Выстраивают алгоритм работы с предложениями.
1. Прочитать предложение.
2. Найти грамматическую основу.
3. Определить сложное или простое.
4. Если сложное, то поставить знаки препинания.
Работа в группах:
- Проведите исследование (работа с дидактическими карточками)
« Как определить: сложное или простое предложение»
Выделите основы предложений.
Расставьте знаки препинания.
Составь схемы предложений
Итог:
- Как на письме показана граница этих предложений? (запятой)
- Из чего состоят сложные предложения? (из простых, которые….на письме отделяются запятой и связаны между собой по смыслу)
- Обобщая наши рассуждения: простые предложения, входящие в состав сложных, связаны между собой по смыслу и отделяются запятой (первая цель достигнута)
Рефлексия учебной деятельности
Цель - научить осознавать свои достижения
- Подошёл к концу наш урок. Посмотри на наши грибочки. Кажется, они выросли.!!!
- Почему? ( Узнали новое о предложениях: предложения бывают не только простыми, но сложными.)
- Цели урока достигнуты.
- Благодаря чему мы их достигли? (наблюдению, исследованию, рассуждению и т.д.)
- Оцените свою работу на уроке.
Прокомментируйте свой результат:
- я старался, но не всё получилось;
- со всеми заданиями я справился;
Оценивание работу учащихся учителем
Домашнее задание
Стр. 76 упр. 121
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373;
2. Учебник «Русский язык 4 класс. В 2 частях» Климанова Л.Ф, Бабушкина Т.В.- Москва: «Просвещение», 2013
3. «Справочник учителя начальных классов» Елизарова Е.М, Киселева Ю.А - Волгоград: «Учитель», 2011
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»". 3 класс
Включение учащихся в данную деятельность по заполнению таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал» и работа с текстом из разных источников информации в группе не только определяется личностными и социальными м...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.
Урок рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...
технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"
данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы раб...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"
Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...
Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...
Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительныеЗадачи урокаДидактические:Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;Формировани...