Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_slozhnye_slova_3_klass.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта урока в соответствии с ФГОС
Предмет: русский язык Класс: 3 учитель: Горбачева Светлана Бориевна
Тема: «Употребление в речи и правописание сложных слов»
Тип урока: урок рефлексии.
Цели:
- Закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образованием сложных слов;
- Упражнять в написании сложных слов с орфограммами-буквами соединительных гласных и буквами безударных гласных а корне слова, объяснять и графически обозначать орфограммы, выделять корни в сложных словах;
- Развивать умения разных видов устной и письменной речи, понимать и передавать содержание прочитанного текста;
- Обогащать словарный запас учащихся;
- Развивать мыслительные операции: сравнение, анализ, классификация.
- Учить выявлять причины своих ошибок и корректировать их.
Ход урока:
Название этапа | Содержание | Формируемые УУД |
I. Орг. момент Цели: создание положительного самоопределения на уроке. Средства: беседа (добрые пожелания). Результат: внутренняя актуализация, положительное личностное отношение. | Проверка готовности класса к уроку и правильной посадки. -Ну-ка проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте Все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку («пять») - А все ли хотят получить отметку «пять», поднимите-ка руки! А все ли смогут? (смогут, если захотят), Что для этого нужно? (активно работать в ходе урока, использовать ранее изученные знания, давать правильные, полные ответы) - Вижу, что все знают, как нужно поработать на уроке, чтобы получить хорошую отметку. Ну, что же, я желаю всем успехов! Давайте приступим. | 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
II. Актуализация и фиксация затруднений в деятельности. Цели: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков необходимых и достаточных для работы на данном уроке. Средства: фронтальная беседа, мыслительная гимнастика Результат: готовность учащихся к воспроизведению известных способов работы над заданной темой. | – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». -Прочитайте пословицу. Когда так говорят? От одних слов толку мало. Объясните значение пословицы. (Надо не только говорить, но и дело делать). -Прочитаем пословицу по слогам. Спишите пословицу в тетрадь. Вот и мы с вами будем сегодня не только говорить (вспомним, что знаем), но и дело делать (применим наши знания на практике). С чего мы начинаем нашу работу на уроке?
Выполняют взаимопроверку, заносят результат в листы оценивания.
Писать словарные (слова).
. (гОрЯчИй, вАсИлЁк, дОрОгА, кОстЁр, АвтОр, вЕздЕ, вОстОк, кАкАО, кАпИтАн, кОрзИнА, жЁлтЫй) Самопроверка по эталону на слайде, оценивание с помощью сигнальных карточек, занесение результатов в листы оценивания. - все ли справились с заданием, какую работу необходимо выполнить, чтобы предотвратить в дальнейшем появление подобных ошибок. (продолжать отрабатывать написание словарных слов, знакомиться с новыми словарными словами) -Прочитайте слова. Чистотел, зверобой. Почему растения так названы? Что это за слова? Спишите, выделите корни. (Работают самостоятельно в тетрадях). -Проверяем. Выделим корни в словах, записанных на доске. (Ученик у доски, все проверяют с помощью сигнальных карточек). На основе этих слов сформулируйте тему урока. Назовите тему урока. (Сложные слова) Открываю тему на доске. -Сегодня на уроке мы будем работать со сложными словами. Это новая тема? (нет)Что мы знаем по этой теме? | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Развитие мыслительных операций. Повторение правописания слов с безуд. гласными Повторение правописания слов с непроверяемыми безударными гласными Обогащение словарного запаса учащихся. Повторение словообразования Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог |
III. локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений. Цель: уточнить цель дальнейшей деятельности на уроке и тему самого урока. Средства: побуждающий к проблеме диалог, создание проблемной ситуации Результат: учебная проблема как вопрос | Игра-диалог «Блицопрос»
Если сложишь две основы, То получишь сложное слово.
Если это не урок открытия новых знаний, то какой вопрос возникает? Что мы будем делать на уроке? Сформулируйте цель урока. Будем продолжать учиться писать сложные слова, выделять корни в сложных словах, обозначать орфограмму. Слайд. | Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). |
IV. Обобщение затруднений во внешней речи. Цель: открытие нового знания Средства: подводящий к решению диалог Результат: понимание нового знания | -Попробуем записать сложные слова в два столбика. Как вы думаете, по какому признаку будем разбивать сложные слова? (В первый столбик слова с соединительной гласной о, во второй – с е). -Обозначим название столбиков. о е -Я буду диктовать предложения, вы должны заменить их одним словом. Выделим корни и основы, подчеркнем соединит. гласную.
выполняют самопроверку. Слайд. самолет пешеход водопад птицеферма листопад бронежилет - Почему не у всех задание выполнено правильно? Что помешало выполнить задание правильно. (не смогли составить сложные слова, не все усвоили, когда пишутся соединительные гласные О или Е в сложных словах) | Формирование умения выявлять затруднения при применении нового знания Обогащение словарного запаса учащихся. Тренировка в образовании сложных слов |
V Этап включения в систему знаний и повторение. | Гимнастика для глаз. Работа в учебнике. а) Упр. 139 с.113 – развивается умение анализировать слова, сравнивать, устанавливать сходство и различие в структуре слов. Выполняется под руководством учителя. Чтобы найти лишнее слово в каждой группе, нужно мысленно разобрать каждое слово по составу и вдуматься в смысл каждого корня. Лишние слова: 1) поговорка – только один корень, а не два, как в остальных. 2) самолёт – в трёх остальных словах один из корней лед-. 3) проводник – в слове только один корень, а в остальных два. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Руки ставим мы в разлёт, Появился самолёт, Мах крылом туда-сюда. делай «раз» и делай «два». Вправо, влево наклонись! Опустили руки вниз, И на место все садись! | 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы Развитие мыслительных операций |
VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель: демонстрация самому ученику фиксацию нового знания в его сознании Средства: самостоятельная работа, самоконтроль, самооценка Результат: индивидуальная рефлексия, адекватная самооценка | Мы с вами вспомнили, что нам известно по теме урока, повторили. Теперь давайте закрепим наши знания на практике. Выполним задания на карточках. Оба ли задания одинакового уровня сложности? - Прочитайте первое задание на карточке. Выдели корни, подчеркни соединительную букву. Какому уровню соответствует это задание? Какую отметку можно получить за правильное выполнение? -Прочитайте второе задание на карточке. Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните только те предложения, в которых есть сложные слова. В сложных словах выделите корни и подчеркните соединительную гласную. Это задание какого уровня? Определите сами свои возможности и выберите, задание какого уровня вы будете выполнять. Кто будет выполнять задание необходимого уровня, кто повышенного? -Работы некоторых ребят возьму на проверку. Проверяем на слайде (№ предложения и сложное слово). Самооценка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. (Более сильный ученик может оценить себя самостоятельно). Работа в группах. (каждая группа получает конверт с частями слов) 1. Составь из рассыпанных корней сложные слова и объясни их лексическое значение. (ученики составляют слова у доски ) Конверт №1 Лед – о – ход Сам – о - вар Рыб – о – лов Вод – о – лаз Конверт №2 Стал - е - вар Пар – о - ход Пчел – о – вод Звез д– о - пад Конверт №3 Книг – о - люб Везд – е - ход Коф – е – варка Мяс – о – рубка. – Что мы сейчас делали? (ответы детей) – Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)(Если позволяет время урока, можно предложить творческое задание: составить предложения, используя данные сложные слова) | Разноуровневые задания. Развитие умения самостоятельно определять возможный для себя уровень сложности. Развитие умения находить сложные слова, повторение правописания орфограмм (безуд. гл., соединит. гласная), (формирование умения применять алгоритм самооценки): Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. . |
VII. Итог. Рефлексия учебной деятельности. Цель: оценить соответствие целей и результатов деятельности и спланировать дальнейшую деятельность Средства: беседа Результат: анализ собственной познавательной деятельности и ее результатов. | Какова была тема нашего урока? - Над чем работали на уроке? - Давайте подведем итоги? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? - Над чем нужно поработать? Выставление отметок в листах самооценивания – Кто сегодня получит отметку в дневник? – За что? - Все ли довольны своими результатами? - Как работал класс в целом? | Регулятивные УУД 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
Домашнее задание. | -Дома выполняете упражнение 4 с. 116. Прочитайте задание. Есть ли вопросы по домашней работе? - По желанию, можете дополнить словари сложных слов новыми словами. Это будет творческое задание на выбор. Спасибо за работу на уроке! Молодцы! | Домашнее задание с объяснением учителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока русского языка в 3-ем классе по теме "Учимся писать приставки на з/с"
Методическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС . Технология системно-деятельностного подхода....
Технологическая карта урока русского языка с презентацией 2 класс по системе Занкова(А. В. Полякова) Тема урока: "Имя существительное"
разработка урока 2 класс по системе Занкова в соответствии с ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка в 3 «А» классе по системе Занкова
Тема: Распрастраненные и нераспрастраненныеЦели урока: закрепить сведения по синтаксису простого и предложения ; познакомить с предложениями распрастраненными и нераспрастраненными; формир...
Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа»
Технологическая карта урока русского языка во 2 Б классе МБОУ «СОШ №1» по УМК «Перспективная начальная школа» Предмет: русский языкКласс: 2 Б класс, МБОУ «СОШ № 1»УМК: ...
Технологическая карта урока русского языка "Местоименные слова" 4 класс
Я работаю по РО " Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова". Сделала уже один выпуск. Сейчас вот пересматриваю свои уроки в соответствии с требованиями ФГОС.Этот урок я провела в 4 классе в 2013 -2014 уч.го...
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс
технологическая карта урока Русского языка "Многозначность слов" 1 класс...
Технологическая карта урока русского языка в 3 - ем классе (УМК "21 век") на тему «Правописание «О» и «Е» в окончаниях имён существительных после шипящих и « Ц»
Урок был составлен в рамках конкурса в сетевом издании "Образование:эффективность,качество,инновации"...