Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Китаева Светлана Анатольевна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Пояснительная записка

Тема: Cложные слова. Образование сложных слов.

Тип урока: введение нового знания.

Предмет: русский язык.

Класс: 3, общеобразовательной школы

УМК: развивающая система Л.В. Занкова

Учебник: Русский язык. А.В. Полякова

Учитель: Китаева Светлана Анатольевна, МБОУ СОШ №4, «Рабочий поселок Ванино»

Цель:1.введение понятия  «сложные слова»; 

          2.формировать умение образовывать сложные слова

Ожидаемые  результаты:

Предметные: формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь  различать сложные слова от обычных слов; уметь образовывать «сложные» слова.

Метапредметные: 

Познавательные:

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3. На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с разными источниками.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план ответа, действий).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре,  самостоятельно.

Личностные:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции.

2. Оценивать действия в  соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Этапы урока

Содержание взаимодействия с учащимися
Деятельность учителя

Деятельность детей

Формирование УУД

I.Самоопределение к деятельности. Орг. момент

IΙ. Актуализация знаний.

III. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы урока.

-Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы  будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.      
                Пожелаем друг другу успешной работы.

– Откройте тетрадь. Запишите дату и вид работы.

-Какая орфограмма в слове НОЯБРЯ.(безуд.непроверяемая гласная О и пров. гласная Я – ноябрь)

-Как написали слово КЛАССНАЯ (СС)?

-Что значит классная?(в классе).

-А еще значение КЛАССНАЯ? (самая лучшая, успешная)

-Давайте сегодня построим свою работу так, чтобы она у нас была -  КЛАССНАЯ!!!

 Повторение опорных знаний

-Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы

ВАРОНА, САРОКА,  МУХОЛОФКА.

-Что можно сказать про эти слова? (оро, птицы) Запишите эти слова в тетрадь. (Один работает у доски)

- На какие группы можно разделить эти слова? (зимующие и перелетные птицы). Каких птиц называем перелетными? Зимующими?

- Сейчас наступила холодная пора. Что мы с вами можем сделать, чтобы помочь птичкам перезимовать?                                                                

1)-Выделите корни в словах.

(При проверке выясняется, что у одних учащихся один корень в слове мухоловка, а у других – два).

- А что, существуют слова с двумя корнями?

-Какой вопрос возникает?          (Сколько корней в слове мухоловка?)

2)Выясняют значение слова (ловит мух),

 - Как же быть?

- Давайте подберем однокоренные слова к слову муха (подбирают),  теперь к слову ловит.

- Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня?

-Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

-Сформулируйте тему урока.

КЛАСТЕР   - Что знаете про сложные слова?

                                                 

                                         Два корня          Два корня и соед.О

                                           ?      Сложные слова        ? (два корня без                      гласн)

                                 

                               Два корня и сод. Е       ?               ?  (многозначные)  

                                                                   (образование сложных слов)

 Ответы детей

Подготовка к работе

Комментированное  письмо даты и вида работы.

Дети записывают слова в тетрадь. Один работает у доски.

Ответы детей

Высказывают свои понятия сложных слов

Фронтальные работа: ответы детей, сравнение с образцом.

Познавательные УУД

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

Познавательные УУД

-Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

- Выявлять сущность, особенности объектов.

- На основе анализа объектов делать выводы. 

- Находить ответы на вопросы.

IV. Построение проекта выхода из затруднения («мозговой штурм» в форме подводящего диалога)

 

1) 1)-Что означают пустые квадраты? (мы этого еще не знаем)

-Вернемся к слову МУХОЛОВКА.

-Кто знает значение этого слова?

-Давайте обратимся к нашему помощнику толковому словарю  Ожегова.

СЛАЙД:

Значение слова Мухоловка по Ожегову:
Мухоловка

Мухоловка, -и, женский род

1. Приспособление для истребления мух.

2. Небольшая птица отряда воробьиных. Серая м. 
3. Насекомоядное растение семейства росянковых.

4. Членистоногое животное отряда губоногих, охотящееся за мухами и другими насекомыми.

СЛАЙД:

-Это птица, это липучка, это растение, это насекомое. (картинки)

-Как называются такие слова?

– Сложные слова могут быть МНОГОЗНАЧНЫМИ.(кластер)

                                                                                                                             

2)-Давайте поиграем с этим словом.

МУХОЛОВКА – 2 корня

1 – МУХ – придумайте новые сложные слова с корнем   МУХ (мухобойка)

2 – ЛОВ – (рыболов, птицелов)

- Дети, какую сейчас мы работу проделали? (образовывали   сложные слова)

Откроем  еще одно окошко в кластере.

Работа по учебнику.

- Поработаем с учебником.

- Как же образуются эти слова?

Упр. 171. Написать на доске.

-А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание:  назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Записываем:

    Лес, степь -  лесостепь    

Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово  «лесостепь»?

Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик:
  Лес. Выделили её.
Учитель:  Назови основу слова «степь»?
Ученик:  Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик:
 Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется –  соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.

Учитель: Такие слова называются «сложными».
   
   лес, парк – лесопарк
   лес, тундра – лесотундра
   птица, ферма – птицеферма
   корень, плод – корнеплод                                                                                      
 

- Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов?

- Прочитаем правило на странице 92. 

Тренажер для глаз

-Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться  сложением двух основ?
Упр 172 

Вывод:
- Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?

- Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.

А теперь, ребята, встали!

Быстро-быстро побежали.

Руки в стороны, вперед.

Полетел наш самолет.

Повернулись вправо, влево.

Тихо сели и за дело.                                                                                                                     

Проблемный диалог

Фронтальная работа, поиск решения проблемы

Аргументированный выбор верного ответа

Работаем в тетради. По одному работают у доски.

ФИЗМИНУТКА

Все выполняют на листочках, по одному – у доски.

На листочках образовывают новые сложные слова.

Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е». 

ФИЗМИНУТКА

Регулятивные УУД

- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом разных источников.

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД

-  Выявлять сущность, особенности объектов.

-  На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

- Прогнозировать предстоящую работу (составлять план действий).

Коммуникативные УУД

азвиваем умение слушать и понимать других.

Личностные результаты

- Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

-  Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

V. Первичное закрепление

  1.  Работа в парах.

-Какое слово из физминутки соответствует теме урока?

САМОЛЕТ  Докажите, что оно сложное.

-Образуйте новые слова с данными корнями.

                                                                                                                         

-Выберите из своего списка самые интересные слова.

- С корнем сам. (Самокат, самовар, самоход , самосвал, самопал, самоделка, самописец, самовар, самогон, самодур)

- С корнем лет..(Вертолет, звездолет, космолет)

Вывод. -Какую работу сейчас провели? (тоже образовывали новые слова)  Обращение к кластеру.

- А какую пользу приносит такой вид работы? (поиск новых слов, развивается речь)

2)Игра «Образуй сложное слово».

-Давайте поиграем.  Я говорю вам  два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Можно хором.

Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
земля, копать – землекоп
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

снег, падать – снегопад

сталь, варить - сталевар


МОЛОДЦЫ!

Аргументированный выбор верного ответа

Фронтальное выполнение задания с проговариванием   выбора слова.

Осуществление самопроверки

Коллективная работа

Коммуникативные УУД-  -Умение работать в паре.

Регулятивные УУД

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

- Развиваем умение слушать и понимать других.

- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Оформлять свои мысли в устной форме.

VI. Самостоятельная работа c проверкой по эталону.

 - Соедините части сложных слов (на карточках)

   СЛАЙД:                                                            

тепло       косилка

сено         комбинат

мясо         ход

везде        лаз

масло       рубка                                                                                                

верх          кол

сад         завод

лед           вод

СЛАЙД:

Проверь!

теплоход

сенокосилка

мясорубка

вездеход

маслозавод

верхолаз

садовод

ледокол

Самостоятельная работа на листочке

Взаимопроверка ( работа в парах)

Регулятивные УУД

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

ценивать действия в  соответствии с определённой ситуацией.

VII. Итог урока. Рефлексия.

VIII.Домашнее задание.                                                                              

– О каких словах вы сегодня узнали?

– Что такое сложные слова? (Слова, в которых два корня)

- Что еще вы узнали про сложные слова?

по кластеру проработать

-Как вы думаете, почему одно окошечко все-таки осталось пустым? Это новое, которое мы узнаем на следующем уроке.

- Как схематически можно  изобразить сложные слова?

                о/е

- Закончить урок мне хотелось бы  высказыванием Виссариона Григорьевича Белинского (СЛАЙД)

«Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».

- Сегодня вы обогатили свой словарный запас и свои познания русского языка?

– Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников).

– Встаньте и изобразите собой шкалу успеха.

– Покажите, на сколько:

∙вы сегодня поняли тему урока;

∙активно работали на уроке;

∙вам понравился урок.

(Сидят за партами – плохо, слабо;
Просто стоят – хорошо;
Стоят, руки вверх – отлично).

-Предлагаю вам выполнить одно из трех заданий, которое вам по силам.

1.Придумать 5  сложных слов.

2.Составить предложения.    

3.  Составить рассказ, используя сложные слова.

Ответы детей.

Самооценка собственной учебной деятельности

Познавательные УУД

- На основе анализа объектов делать выводы.

- Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

- Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Сложные слова . Образование сложных слов .

Открытый урок по русскому языку в 3 классе...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

введение понятия "сложные слова", образование сложных слов

На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....

Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.

Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....

Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...

Русский язык. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.

Сложные слова. Образование сложных слов....