Технологическая карта урока русского языка "Сложные слова. Образование сложных слов".
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по программе Занкова "Сложные слова. Образовние сложных слов"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Пояснительная записка
Тема: Cложные слова. Образование сложных слов.
Тип урока: введение нового знания.
Предмет: русский язык.
Класс: 3, общеобразовательной школы
УМК: развивающая система Л.В. Занкова
Учебник: Русский язык. А.В. Полякова
Учитель: Китаева Светлана Анатольевна, МБОУ СОШ №4, «Рабочий поселок Ванино»
Цель:1.введение понятия «сложные слова»;
2.формировать умение образовывать сложные слова
Ожидаемые результаты:
Предметные: формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь различать сложные слова от обычных слов; уметь образовывать «сложные» слова.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, особенности объектов.
3. На основе анализа объектов делать выводы.
4. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с разными источниками.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план ответа, действий).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, самостоятельно.
Личностные:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к окружающим, выражать свои эмоции.
2. Оценивать действия в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность детей | Формирование УУД |
I.Самоопределение к деятельности. Орг. момент IΙ. Актуализация знаний. III. Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока. | -Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. – Откройте тетрадь. Запишите дату и вид работы. -Какая орфограмма в слове НОЯБРЯ.(безуд.непроверяемая гласная О и пров. гласная Я – ноябрь) -Как написали слово КЛАССНАЯ (СС)? -Что значит классная?(в классе). -А еще значение КЛАССНАЯ? (самая лучшая, успешная) -Давайте сегодня построим свою работу так, чтобы она у нас была - КЛАССНАЯ!!! Повторение опорных знаний -Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы ВАРОНА, САРОКА, МУХОЛОФКА. -Что можно сказать про эти слова? (оро, птицы) Запишите эти слова в тетрадь. (Один работает у доски) - На какие группы можно разделить эти слова? (зимующие и перелетные птицы). Каких птиц называем перелетными? Зимующими? - Сейчас наступила холодная пора. Что мы с вами можем сделать, чтобы помочь птичкам перезимовать? 1)-Выделите корни в словах. (При проверке выясняется, что у одних учащихся один корень в слове мухоловка, а у других – два). - А что, существуют слова с двумя корнями? -Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?) 2)Выясняют значение слова (ловит мух), - Как же быть? - Давайте подберем однокоренные слова к слову муха (подбирают), теперь к слову ловит. - Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? -Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные) -Сформулируйте тему урока. КЛАСТЕР - Что знаете про сложные слова?
Два корня Два корня и соед.О ? Сложные слова ? (два корня без гласн)
Два корня и сод. Е ? ? (многозначные) (образование сложных слов) | Ответы детей Подготовка к работе Комментированное письмо даты и вида работы. Дети записывают слова в тетрадь. Один работает у доски. Ответы детей Высказывают свои понятия сложных слов Фронтальные работа: ответы детей, сравнение с образцом. | Познавательные УУД - На основе анализа объектов делать выводы. - Обобщать и классифицировать по признакам. Познавательные УУД -Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. - Выявлять сущность, особенности объектов. - На основе анализа объектов делать выводы. - Находить ответы на вопросы. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения («мозговой штурм» в форме подводящего диалога)
| 1) 1)-Что означают пустые квадраты? (мы этого еще не знаем) -Вернемся к слову МУХОЛОВКА. -Кто знает значение этого слова? -Давайте обратимся к нашему помощнику толковому словарю Ожегова. СЛАЙД: Значение слова Мухоловка по Ожегову: Мухоловка, -и, женский род 1. Приспособление для истребления мух. 2. Небольшая птица отряда воробьиных. Серая м. 4. Членистоногое животное отряда губоногих, охотящееся за мухами и другими насекомыми. СЛАЙД: -Это птица, это липучка, это растение, это насекомое. (картинки) -Как называются такие слова? – Сложные слова могут быть МНОГОЗНАЧНЫМИ.(кластер)
2)-Давайте поиграем с этим словом. МУХОЛОВКА – 2 корня 1 – МУХ – придумайте новые сложные слова с корнем МУХ (мухобойка) 2 – ЛОВ – (рыболов, птицелов) - Дети, какую сейчас мы работу проделали? (образовывали сложные слова) Откроем еще одно окошко в кластере. Работа по учебнику. - Поработаем с учебником. - Как же образуются эти слова? Упр. 171. Написать на доске. -А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171. Лес, степь - лесостепь - Прочитаем правило на странице 92. Тренажер для глаз -Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ? Вывод: - Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже. А теперь, ребята, встали! Быстро-быстро побежали. Руки в стороны, вперед. Полетел наш самолет. Повернулись вправо, влево. Тихо сели и за дело. | Проблемный диалог Фронтальная работа, поиск решения проблемы Аргументированный выбор верного ответа Работаем в тетради. По одному работают у доски. ФИЗМИНУТКА Все выполняют на листочках, по одному – у доски. На листочках образовывают новые сложные слова. Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е». ФИЗМИНУТКА | Регулятивные УУД - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом разных источников. - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД - Выявлять сущность, особенности объектов. - На основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД - Прогнозировать предстоящую работу (составлять план действий). Коммуникативные УУД -Развиваем умение слушать и понимать других. Личностные результаты - Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД - Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. |
V. Первичное закрепление |
-Какое слово из физминутки соответствует теме урока? САМОЛЕТ Докажите, что оно сложное. -Образуйте новые слова с данными корнями.
-Выберите из своего списка самые интересные слова. - С корнем сам. (Самокат, самовар, самоход , самосвал, самопал, самоделка, самописец, самовар, самогон, самодур) - С корнем лет..(Вертолет, звездолет, космолет) Вывод. -Какую работу сейчас провели? (тоже образовывали новые слова) Обращение к кластеру. - А какую пользу приносит такой вид работы? (поиск новых слов, развивается речь) 2)Игра «Образуй сложное слово». -Давайте поиграем. Я говорю вам два простых слова, вы возвращаете мне одно сложное. Можно хором. Лес, рубить - лесоруб снег, падать – снегопад сталь, варить - сталевар
| Аргументированный выбор верного ответа Фронтальное выполнение задания с проговариванием выбора слова. Осуществление самопроверки Коллективная работа | Коммуникативные УУД- -Умение работать в паре. Регулятивные УУД - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД - Развиваем умение слушать и понимать других. - Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. -Оформлять свои мысли в устной форме. |
VI. Самостоятельная работа c проверкой по эталону. | - Соедините части сложных слов (на карточках) СЛАЙД: тепло косилка сено комбинат мясо ход везде лаз масло рубка верх кол сад завод лед вод СЛАЙД: Проверь! теплоход сенокосилка мясорубка вездеход маслозавод верхолаз садовод ледокол | Самостоятельная работа на листочке Взаимопроверка ( работа в парах) | Регулятивные УУД - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты -Оценивать действия в соответствии с определённой ситуацией. |
VII. Итог урока. Рефлексия. VIII.Домашнее задание. | – О каких словах вы сегодня узнали? – Что такое сложные слова? (Слова, в которых два корня) - Что еще вы узнали про сложные слова? по кластеру проработать -Как вы думаете, почему одно окошечко все-таки осталось пустым? Это новое, которое мы узнаем на следующем уроке. - Как схематически можно изобразить сложные слова? о/е - Закончить урок мне хотелось бы высказыванием Виссариона Григорьевича Белинского (СЛАЙД) «Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». - Сегодня вы обогатили свой словарный запас и свои познания русского языка? – Отлично работали, хорошо! (Звучат фамилии учеников). – Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. – Покажите, на сколько: ∙вы сегодня поняли тему урока; ∙активно работали на уроке; ∙вам понравился урок. (Сидят за партами – плохо, слабо; -Предлагаю вам выполнить одно из трех заданий, которое вам по силам. 1.Придумать 5 сложных слов. 2.Составить предложения. 3. Составить рассказ, используя сложные слова. | Ответы детей. Самооценка собственной учебной деятельности | Познавательные УУД - На основе анализа объектов делать выводы. - Обобщать и классифицировать по признакам. Регулятивные УУД - Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. - Осуществлять познавательную и личностную рефлексию . |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Сложные слова . Образование сложных слов .
Открытый урок по русскому языку в 3 классе...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.
Урок рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...
введение понятия "сложные слова", образование сложных слов
На уроке создаются условия для самостоятельного определения нового понятия, темы и целей урока, используются игровые, информационные технологии, парная работа....
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.
Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....
Понятие о сложных словах. Образование сложных слов.
Расширить знания о составе слов русского языка, познакомить учащихся с новым понятием "сложные слова"....
Открытый урок по русскому языку в 4 классе. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
Тип урока – урок открытия нового знания. Урок выстроен в технологии междисциплинарного обучения, в центре которого метод исследования. Выбор данного метода обучения обусловлен тем, что он наибол...
Русский язык. Тема: Сложные слова. Образование сложных слов.
Сложные слова. Образование сложных слов....