технологическая карта урока русского языка по теме "Знакомство со сложными словами", 3 класс, "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
данный урок представлен в виде технологической карты. это первый урок по теме "Знакомство со сложными словами". урок построен в форме проблемно-диалогического обучения. в урок введены разные формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, парная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор – Игнатьева Е.В., учитель начальных классов МАОУ ДСОШ №2
Класс, учебник – 3 класс, «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В Пронина
Тема «Знакомство со сложными словами»
Оборудование: компьютер, проектор, карточки для самостоятельной работы
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить учащихся с понятием, что такое «сложные слова»; Формировать умение нахождения двух корней в сложных словах, уметь различать сложные слова от обычных слов;
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, сверстника.
Познавательные:
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- осуществлять анализ слов с выделением существенных признаков.
Коммуникативные:
- строить понятные для партнёра высказывания;
- вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные: обладать мотивационной основой учебной деятельности;
- использовать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Технологическая карта урока
№п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Средства обучения |
I. | Организационный момент. | Мы сегодня снова будем писать, | Настраиваются на работу | Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу | Текст стихотворения, речь учителя |
II. | Актуализация знаний |
За- под- в- -к- -ик- -ищ- - Что вы увидели? -Зачем они нужны? Запишите красиво эти приставки и суффиксы, подберите и допишите свои приставки и суффиксы. - Какие вы дописали приставки и суффиксы? -Так как же могут образовываться слова? 2) Словарная работа. -Вспомните словарные слова, пользуясь нашими записанными суффиксами и приставками, подберите и запишите однокоренные слова (один у доски). -Запись слов под диктовку, выделение корней. | Записывают суффиксы и приставки, подбирают свои варианты суффиксов и приставок Дети называют Отвечают: с помощью приставок и суффиксов Дети сами подбирают слова и называют их. Один человек у доски записывает. | Познавательные: делать выводы, обобщать | Школьная доска Письменная речь |
III. | Постановка проблемы. |
(слайд 1) Стихи весёлые читай, -Какое слово вы услышали? Что оно обозначает? Подберите однокоренные слова. -Запишите его, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, выделите корень. Сделайте это самостоятельно. -Что вызвало у вас затруднение? Почему? Что с этим словом не так? Сколько слов в нем соединилось? (два) Какие корни вы увидели? (слайд2) – Какая буква соединяет эти два корня (слайд2). – Как эту гласную можно назвать, если она соединяет корни?. - Ребята, эти слова получились путём сложения двух корней. Как вы думаете, как они будут называться? 2) Сообщение темы и целей урока . - Какова тема нашего урока? (слайд3) - Что мы с вами будем учиться делать? - Я тоже записала наши цели для урока. Сравним их с вашими (слайд 4). -Будем учиться образовывать сложные слова. - Учиться писать сложные слова. -Выделять корни в сложных словах. - отличать простые слова от сложных. | Называют слово, подбирают однокоренные слова. Работа в тетради Какой в этом слове будет корень? В этом слове два корня. Называют корни. Гласная – О Соединительная Сложными планирование деятельности дети перечисляют | Регулятивные: Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других. Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. | Текст стихотворения Е. Измайлова, компьютер, проектор, презентация Письменная речь, рабочая тетрадь, Презентация Устная речь Презентация Устная речь Презентация |
IV. | Развитие умений | – Ребята, предлагаю потренироваться в образовании сложных слов. *Жили – были слова НОС и РОГ. – Какое слово получилось? – С помощью какой гласной соединили эти слова? – Запишите это слово в тетрадь, выделите корни. ( Вызываю ученика к доске.) – Что означает слово НОСОРОГ? *Жили-были слова ПТИЦА и ФЕРМА. – Когда их соединили, что получилось? – С помощью какой гласной соединили эти слова? - Запишите слово в тетрадь и выделите корни. ( Вызываю ученика к доске.) – Объясните значение этого слова. *Жили-были слова ЛЁД и КОЛ. – Когда их соединили, какое слово получилось? – Запишите это слово и выделите корни. – Объясните значение этого слова. . – Сделаем вывод: какие слова называются сложными? - Чтение правила на стр. 106 учебника | Носорог (С помощью гласной буквы о.) (Крупное травоядное млекопитающее животное южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.) Птицеферма (С помощью гласной -Е). – Птицеферма – это предприятие, где занимаются разведением домашней птицы. ( ЛЕДОКОЛ) Ученик выходит к доске.) – Ледокол – мощное судно, оборудованное для прохода сквозь льды -Слова, которые состоят из нескольких корней. В этих словах корни соединяются гласными буквами О или Е. | Познавательные: Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, выявлять сущность, особенности объектов. Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме. | Устная речь На экране высвечивается картинка с этим животным (слайд 4) Доска На экране высвечивается картинка. (слайд 5) (слайд 6) Доска Учебник |
V. | Физминутка. | Руки ставим мы в разлёт: - кто запомнил физминутку? -Я прочитаю её ещё раз. -Какое сложное слово вы услышали в стихотворении? | Выполняют движения Самолёт | ||
VI. | Первичное закрепление. | - Упр. 123, стр. 105 коллективно, по одному слову берём на доске (напечатано на карточке) и подходим к месту, где закреплён нужный корень (на двух сторонах : на одной корень –вод-, на другой –пад-) -Что удивило? -Почему слово водопад можно отнести к обеим группам? -Как это слово называется? Почему? -Какой буквой соединяются - Оцените свою работу. Кто полностью сможет сам сделать это упражнение? - кто ещё сомневается? - Кто сможет выполнить это упражнение, но завтра? | Берут слова по очереди (выбегают), ставят к нужному корню, записывают. Дети, рассуждая, отвечают. Оценивают свою работу по вопросам | Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. Познавательные: Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы. | Доска, карточки со словами Алгоритм самооценки |
VII. | Самостоятельная работа. | Работа в парах. Задание на карточке: Замените данные словосочетания одним словом. Запишите слова, выделите корни. Образец: рубить мясо – мясорубка. 1.Резать овощи – ……… Проверка. - Оцениваем работу: -Кому было комфортно работать в парах? - У кого возникли затруднения?
-Упр. 124 стр. 105 (задания по выбору) - Проверка - Оцениваем работу: -кому легко было выполнить упражнение? - у кого возникли затруднения? | Дети зачитывают получившиеся слова: овощерезка, кофеварка, мышеловка, книголюб, луноход. Самооценка Выбирают посильное для себя задание, выполняют, записывая в тетрадь Зачитывают выполненное задание. Самооценка | Коммуникативные: Умение работать в паре. Регулятивные: Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы. | Карточки слайд 8 Учебник Письменная речь |
VIII. | Домашняя работа (на выбор) | 1)Упр. 125, стр. 106, правило 2) Сочини сказку о сложных словах 3) Карточка: Замени предложение одним словом, запиши. Аппарат, которой сам летает по воздуху. Поток воды, который падает с большой высоты. Человек, который пашет землю. Одежда, которая греет тело. Жилет, который защищает тело солдата от пуль, как броня. Кастрюля, которая быстро варит. - выделите корень. От каких слов они образованы? | Делают выбор, записывают в дневники. | Слайд 9, Карточки | |
IX. | Подведение итогов, актуализация. | -Каков были цели нашего урока? Проверим, выполнили ли мы их. - О каких словах вы сегодня узнали? - Почему они так называются, что такое сложные слова? Три ученика ответили на этот вопрос так:
- Кто из них прав? - Научились ли выделять корни в сложных словах? - Научились ли писать сложные слова? -Научились ли образовывать сложные слова? - Что нового вы еще узнали на уроке? -Работа в группах: составление схем сложных слов. - Ребята, а кто не понял, что такое сложные слова, кому было трудно на сегодняшнем уроке? -Ребята, а зачем нам нужно было сегодня изучать сложные слова? - Оцените своё настроение, с которым вы уходите с урока | Отвечают, смотрят на слайд С помощью смайликов | Познавательные: Представлять информацию в виде схемы. Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной форме, работать в группе. | Устная речь слайд 10 Слайд 11 Смайлики |
Используемые источники:
- nsportal.ru
- area7.ru
- Yandex.ru/картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме " Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки" 2 класс ПНШ с использованием ЭОР
Технологическая карта урока русского языка с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"
Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...
Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительныеЗадачи урокаДидактические:Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;Формировани...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» УМК "Школа России"
Тема урока «Способы проверки слов с непроизносимой согласной в корне слова» Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: совершенствование и углубление знаний учащихся о способах проверки сло...
Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова" 3 класс...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова»...