Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Боронина Елена Александровна

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные

Задачи урока

Дидактические:

  1. Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;
  2. Формирование умений различать числительные по строению, правильно писать их и произносить.

Развивающие:

  1. Развивать умение создавать текст на заданную тему с числительными, правильно употребляя их окончания;
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 02. 03. 2021

Школа: МАОУ СОШ № 104

Класс: 4 «Б»

Урок: 2

Время: 8:55-9:35   Кабинет: 206

Студент: Боронина Елена

Группа: 31

Учитель: Копотева Людмила Ильинична

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока «Имя числительное. Простое, сложное, составное»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительные

Задачи урока

Дидактические:

  1. Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;
  2. Формирование умений различать числительные по строению, правильно писать их и произносить.

Развивающие:

  1. Развивать умение создавать текст на заданную тему с числительными, правильно употребляя их окончания;
  2. Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
  2. Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

 Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный (психологиечский настрой, эпигра)

Ф

Осуществляет психологический настрой учащихся  на  продуктивную работу на уроке.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Александровна.

- Хочу начать урок с эпиграфа. Прочитайте его.

- «На уроках русского языка формируется личность с ценностным взглядом на родной язык, постоянным стремлением совершенствоваться в знаниях и умениях.»

- Как вы его понимаете?

Ответное приветствие

Отвечают. (Русский язык всегда важен, изучая его, мы совершенствуемся, становимся более грамотными)

Л.: мотивация к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Практический (стихотворение), проблемный, моделирование (аналитический), Ф

1. Задает задание для дальнейшей работы
- Ребята, запишите число в тетради. Сегодня Второе марта. Сидите прямо, держите ручку правильно. Определите часть речи слова второе. Один ученик.

Минутка чистописания

- Запишите предложения, меняя цифры на слова. Сделайте синтаксический разбор предложений.

100рож построил про100рный дом.

Ча100 3 40ножки бродят у него под 100лом.

-Что в этих предложениях интересного? Какая часть речи вам встретилась? Какое это числительное?

2. Организует самооценивание деятельности.

- Сегодня на уроке я приготовила вам карту успеха, куда вы будете записывать баллы за правильно выполненное задание. Критерии оценивания такие: правильно выполнено – это 2 балла, допущено 2-3 ошибки – это 1 балл.

Задает вопрос и предлагает задание на новое понятие, изученное раньше.
- Ребята, а что же такое имя числительное? Посмотрите на слайд и вставьте пропущенные слова. Отвечаем по руке.

- Имя числительное - _____ часть речи, которая обозначает ______ предметов, ____ их при счете. По значению имя числительное делится на _______ и ______. ______ числительные отвечают на вопрос ________, _____ числительные отвечают на вопрос ________.

- Молодцы.

3. Создает проблемную ситуацию.

-Давайте откроем учебники на странице 112, упр-е 188. Прочитаем задание.

- Начинаем по цепочке, читаем слово и выделяем в нем корень.

- Что мы с вами заметили в этих словах?

- Давайте распределим эти слова в группы. Как вы думаете, по какому признаку?

- Верно. Но я приготовила вам еще некоторые слова (распечатка на доске), которые вы также должны соотнести в какую-либо группу.

Выполняют. (Имя числительное)

Списывают.

Отвечают. (Имя числительное. Количественное)

Отвечают. (самостоятельная, количество, порядок, количественные и порядковые, кол-ые, сколько, пряд-ые, который)

Читают.

Выполняют.

- У некоторых 2 корня

- Слова с 1 корнем, 2 и более

П: извлечение необходимой информации

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Презентация

Презентация

Учебное пособие

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный (беседа, рассуждение), Ф

4. Предлагает сформулировать  тему и цель.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какую цель мы с вами можем поставить?

5. Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Давайте составим план. Я подготовила вам опорные слова, а вы должно продолжить:

1. Узнать…

2. Находить…

3. Закрепить…

Отвечают.

- Имя числительное.

- узнать, какие имена числительные бывают по строению

- Узнать, какие бывают имена числительные, находить эти имена числительные в тексте, закрепить новый материал

П:  постановка и формулирование проблемы

Р: целеполагание

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный (частично-поисковый), репродуктивный (объяснительно-иллюстративный), Ф, П

- Посмотрите, как мы распределили с вами слова на группы. Как вы думаете, как можно назвать каждую из этих групп? Например, как называется группа, где один корень? Или два?

- Давайте посмотрим, что нам дает учебник, какие числительные бывают по строению.

- Ребята, я предлагаю вам рассказать это друг другу еще раз, чтобы вы запомнили.

Осуществляется проверка материала.

- Я спрошу пару человек. Что тебе рассказал твой сосед? Какие имена числительные называются простыми?

- Правильно. Следующая пара, расскажи, какие числительные бывают сложными?

- И еще одна пара. Какие числительные составные?

- Вы совершенно правы.

- Давайте с вами проверим, как вы запомнили строение имен числительных. Упражнение 189. Прочитайте его.

- Составьте по 3 примера на каждое строение. Запишите примеры у себя в тетрадях, прочитайте их соседу, а ваш сосед должен назвать, какие строения вы использовали в данных примерах. И наоборот. Выполняем.

- Ребята, кто хочет прочитать нам свои примеры, а ваши одноклассники определят, какие числительные вы использовали.

- Вы большие молодцы. Обратимся к нашей карте успеха. Какой вывод мы можем сделать с вами по первому и второму заданию? Чему вы узнали, научились? Что вы умеете?

- Верно. Отметьте свой балл. Напомню, 2 балла – не было ошибок, 1 балл – есть несколько ошибок.

ФИЗМИНУТКА
если услышите простое числительное - простой хлопок перед собой,
сложное числительное – хлопок за спиной,
составное числительное - два хлопка над головой.
Семнадцать, пятьсот, тридцать первое, Триста семьдесят, первый, Сорок, Шестьдесят, восьмое, 1941 

Предполагают.

Читают.

Рассказывают.

Отвечают. (простые – это те, где есть один корень)

(Где есть 2 корня)

(Такие числительные состоят из нескольких слов)

Выполняют.

Один ученик выходит и читает, другие определяют строение.

Отвечают. (умеем определять строение имени числительного: простое сложное, составное)

Р: познавательная инициатива

П: поиск необходимой информации

П: анализ, синтез, обобщение

Учебное пособие

Учебное пособие

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический (упражнение) Ф, И

Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Давайте обратимся к учебнику. Упражнение 191. Прочитайте задание.

- Итак, ребята. Кто хочет прочитать первый вопрос и ответить на него?

- Назови имена числительные, которые ты употребил. Какие они по строению?

- Запишите все свой ответ в тетради, подчеркните имя числительное и укажите его строение.

Организует проверку.

- Вы большие молодцы! Кто назовет мне еще раз, какие числительные мы с вами употребляли? И почему именно они, а не другие?

Читают.

Отвечают.

Отвечают.

Р: выполнение учебного действия

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

К: аргументация своего мнения

Учебное пособие

Самостоятельная работа с взамопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический (упражнение), И

Осуществляется самостоятельная работа с взаимопроверкой.

- Посмотрите на свои парты, у каждого лежит листок, где написаны вопросы, на которые вам нужно ответить, используя числительные.

- На работу у вас есть 4 минуты. Время пошло.
1) Сколько лет жили старик со старухой в сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина?(30 лет и 3 года)

2)Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?(семь)

3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?(семь)

4) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не догнать?(два)

Сверка с эталоном.

- Ребята, а теперь поменяйтесь листочками с соседом. Сверьте с эталоном на экране вопросы. Если правильно, поставьте + за каждый правильный ответ. Внимательно проверяйте, правильно ли ваш сосед ответил и написал имя числительное. Если есть вопросы, задавайте.

- Посмотрите, какого строения не хватает. Придумайте и допишите.

- Обратимся еще раз к нашей карте успеха. Оцените свою работу по тому, как проверил ее ваш одноклассник. Если у вас  не было ошибок, то вы ставите себе 2 балла, если у вас допущены ошибки – ставьте 1 балл.

- Что каждый из вас сейчас умеет, исходя из задания?

Выполняют работу.

Проверяют друг у друга работы.

Отвечают. (Умею писать имена числительные в нужном строении)

П: построение логической цепи рассуждения

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение"открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический (упражнение), взаимопроверка, Ф, Г

Учащимся работа в группах, задание по пройденной теме.

- А теперь вам предстоит работа в группах. Вам нужно в таблицу вписать предложенные числительные, распределив их по значению и строению. Будьте внимательны. Давайте мы с вами вспомним правила работы в группе.

Числительные

Простые

Сложные

Составные

Количественные

Шесть

Сто

Одиннадцать

Двенадцать

Пятьсот двадцать семь

Порядковые

Четвертый

Сотый

Пятидесятый

Восьми сотый

Триста девяносто первый

Проверка с эталоном.

- Давайте сверим с тем, что на экране.

- У какой группы сделано по-другому?

- Давайте рассуждать. Какая из групп хочет обосновать нам, почему они распределили имена числительные именно так?

- Какие словарные слова вы заметили?

- Кто-то считает по-другому? Таких нет. Значит, вы сделали всё правильно! Молодцы. Оцените свою работу в группе. Если вы соотносили слова, помогали, ставите 2 балла, если вы не сильно помогали группе – ставьте 1 балл.

(Говори спокойно ясно, только по делу. Точно выполняй возложенную на тебя роль. Каждый работает в группе.)

Выполняют работу в группах.

Один из представителей группы высказывает мнение своей группы. (Пять и сто – 1 корень, пятьдесят, пятьсот – 2 корня, пятьсот пятьдесят пять – несколько слов и т.д.)

- одиннадцать, двенадцать, двадцать

Отмечают.

Р: познавательная инициатива, волевая саморегуляция

Л: смыслообразование

Раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный (аналитический)

Задает вопросы по пройденной теме.

- Давайте с вами вспомним, какая тема урока у нас была?

- Какую цель мы с вами ставили? Достигли мы ее?

- Давайте вспомним про наш план на урок. Все ли пункты мы с вами выполнили?

- Отлично. А теперь давайте подсчитаем ваши баллы  в карте успеха. Кто набрал 6 баллов, поднимите руку

- Кто набрал 4-5 баллов?

- Давайте оценим работу всего класса.

- Ребята, вы большие молодцы. Вы изучили очень интересную и важную тему. Вы сегодня хорошо поработали. Спасибо за урок.

Отвечают. (Имя числительное)

(Да)

(Да)

Поднимают.

Оценивают.

П: рефлексия способов и условий действий

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Разделительный твердый и мягкий знаки» ( УМК «Перспектива» , 3 класс)

Цель урока: формирование орфографического навыка правописания разделительного твердого и мягкого знаков в корнях слов и на границе приставки и корня.Задачи урокаДидактические:Закрепить знание правил о...

Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: расширение и обобщение знаний учащихся о безударных гласных в корне слова.Задачи урокаДидактические:Закрепить  понятия «ударные» и «безударные» гласные;Соверше...

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Имя числительное»Тип урока:  «открытие» нового знания Цель урока:  создание условий  для ознакомления учащихся с особенностями имени числительно...

Технологическая карта урока русского языка «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.Задачи урокаДидактические:Научить находить имена существитель...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представления об имени прилагательном как о части речи о его роли в речи, формирование умения отличать имя прилагательное от других частей речи.Задачи уро...

Технологическая карта урока русского языка «Знаки препинания в сложном предложении» (УМК «Начальная школа XXI века», 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение знаний обучающихся о знаках препинания в сложном предложении.Задачи урокаДидактические:обобщить знания, умения по постановке зн...

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Общее представление»

Цель: -формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте;-умение выделять существенную информацию...