Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:
«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvyordye_i_myagkie_soglasnye._zvukovoy_analiz_slov._1_klass.docx | 40.62 КБ |
prezentatsiya_k_urokuu.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара
«Создание особой пространственной образовательной среды для детей,
испытывающих трудности в обучении»
Учитель: Белова Мария Николаевна
Место работы: город Самара, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45, г.о. Самара»
Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов.»
Цель урока: систематизировать знания детей о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках; рассмотреть случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Задачи урока:
личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре и группе;
регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение;
- уценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- находить ответы на вопросы.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи (открытие нового знания). Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Рефлексия Звуковой столбик Динамическая пауза Рефлексия Индивидуальная работа с учащимися Рефлексия | Включает в деловой ритм. Организует погружение в проблему. Дает задание, сталкивающее разные мнения учеников Слайд 1. Добрый день ребята, добрый день, уважаемые гости! Давайте поприветствуем наших гостей. А сейчас предлагаю улыбнуться друг другу, так как от этих улыбок мы будем ещё добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. Сегодня с нами, как всегда, работают наши помощники Маша и Миша. Они составили для вас предложение «Учитесь… открывать». Одно слово в их предложении пропало, вам необходимо его подобрать по смыслу из имеющихся слов на слайде (школа, тайны, наука) (работа в парах). - Какое предложение у вас получилось? («Учитесь тайны открывать») - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? - Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха? Ведёт подводящий и побуждающий диалог. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Готовность к уроку: Слайд 2. -Откройте учебник на стр.42, где на голубой полоске нарисован один кленовый лист и отметьте страницу закладкой. -Отложите учебник на край парты. -По условному обозначению найдите нужную стр. в тетради и отметьте стр. закладкой. -Отложите раб. тетрадь на край парты. -Начнём работу с минутки чистописания. (на доске – слоги) зи ся бе ру лё ню - Прочитайте слоги. Назовите слог с нижним соединением. Спишите. - Какой из слогов лишний? – - Почему? Какие буквы показывают мягкость предыдущего согласного звука? - Прочитайте предложение: «Октябрь плачет холодными слезами». Назовите слова с нижними соединениями букв. Спишите предложение. - Что вы написали? Как понимаете смысл пословицы? - Какие гласные буквы показывают твёрдость предыдущего согласного звука? - Назовите орфограммы. Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Организует учебное исследование. Даёт задание на преобразование информации: вывести правило - Чтобы сформулировать тему нашего урока посмотрите пожалуйста, что лежит в ваших конвертах. -Что там? (В конверте лежит вата и камень.) -Потрогайте предметы. -Возьмите в левую руку вату, а в правую камень. -Что можете сказать о предмете в левой руке по отношению к предмету в правой руке? (в левой руке предмет мягкий, лёгкий, пушистый, а в правой руке предмет твёрдый, жесткий, тяжелый, гладкий…) Да, на ощупь вы ощущаете…. -Что может быть твёрдым и мягким в русском языке? -А в русском языке мы можем почувствовать звуки на ощупь? –Какие «тайны» будем открывать на уроке? Слайд 3. Посмотрите на следующий слайд, перед вами слоги. Давайте пропоём каждый слог. ла-ля ру-рю ло-лё мы – ми -Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? -Какие звуки вы услышали? (мы услышали и твёрдые звуки и мягкие звуки.) -По закладке откройте учебник на нужной странице. -О чем говорит голубая полоска с кленовым листком? -Найдите и прочитайте тему урока? Совпало ли наше предположение с темой урока?
-Назовите цель урока! (Наша цель научиться различать и находить твёрдые и мягкие согласные звуки, повторить звуковой столбик.) Рассмотрите упражнение №14, в нём несколько заданий. -Прочитайте только первое требование. -Прочитайте только второе требование… -На стр.43 найдите двустишье про зяблика. «Зяблик в роще…» -Ребята, послушайте внимательно задание: «Покажи, в каких словах есть звук [з], а в каком слове - [з']. Запиши своё решение. -Автор учебника просит выполнить это задание в тетради. - В какой тетради будем работать? -Итак, запишите одно слово со звуком [з] и одно слово со звуком [з']. Работаем самостоятельно. -Маша, прочитай и объясни, какие слова ты выбрала? (Я выбрала слово - засвистал[з] первый звук твёрдый, т.к после него стоит гласная [а], и слово – зяблик [з'] первый звук мягкий [з'], т.к после него стоит звук, который его смягчает) -Прочитайте следующее двустишье. -Прочитайте задание к нему. -Выполните его самостоятельно. (Продолжаем писать в строчку, через запятую) -Миша, прочитай и объясни, что ты записал? (В слове бегемот [б'], первый звук мягкий, т.к после него стоит гласная, которая его смягчает. В слове булки [б] первый звук твёрдый, т.к после него стоит гласный звук [у].) Слайд 4. -Проверьте свою работу. -Молодцы! С упражнением 14 мы справились!
-Поднимите ладошку, кто уже слышит и различает твёрдые и мягкие согласные звуки? -Поднимите кулачок, кому трудно пока слышать твёрдые и мягкие согласные звуки. Молодцы, что сказали!
-А сейчас мне бы хотелось уделить внимание звуковому столбику на стр. 43. -Мы с вами - исследователи! -Давайте подумаем, какие буквы работают, чтобы показать мягкость согласных звуков на письме? -Дети первого варианта хором прочитают все твёрдые согласные звуки. -Дети второго варианта хором читают только мягкие согласные звуки. -А сейчас, взяли простые карандаши. -Обведите в круг звуки, которые всегда мягкие. [ч'], [щ']- всегда мягкие. -Подчеркните те звуки, которые всегда твёрдые.[ц],[ш] – всегда твёрдые. Нам это пригодится позже. -Закройте и отложите на край парты учебник и тетрадь в линейку. -А сейчас немного отдохнём и поиграем. -Встаём! -Если первый звук в слове мягкий-хлопок в ладоши. -Если первый звук в слове твёрдый топаем ногами. -Слушайте внимательно! (дятел, дуб, заяц, земля, бегемот, ветер, волк, лиса, лось, лес, гора, нора, гиря….) Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Устанавливает осознанность восприятия. Предлагает привести примеры на изученное правило.
-Перевернули стр.44 Итак, мы продолжаем путешествие по волшебному лесу. И сейчас узнаем, что же произошло с Машей и Мишей. -Ребята, а делать мы это будем по ролям. -за волшебницу читает Кира, за мальчика Мишу - Егор, а за автора читаю я. -Поставили пальчики на 1-ую строчку, следим за чтением по ролям. - -Какие вы молодцы, что никогда не оставляете Машу и Мишу в трудной ситуации! -Предлагаю разделиться! Так как волшебница приготовила много заданий. Организует самостоятельную практическую работу. -У кого на конвертике изображена девочка – это будет Машина команда. - У кого мальчик – Мишина команда. -Волшебница приготовила вам задание в учебнике, откройте разворот страниц 12-13. -Слушайте внимательно, что делает Машина команда и Мишина команда. -Ребята, надо поделить всех животных на две группы. -Поднимите руки Машина команда. Ваша группа животных, чьи названия начинаются с буквы твёрдого согласного звука. -Мишина команда поднимите руки. Ваша группа животных, чьи названия начинаются с буквы мягкого согласного звука. -Но! Обе команды должны выписать по 10 животных. -Открыли тетрадки в линейку. Работаем на следующей строчке, пишем в строчку и через запятую. -Работаем самостоятельно! Медленно! Никуда не торопимся!
-Остальные ребята, посмотрите на свои конверты. Какая картинка у вас? -Подумайте, какое задание приготовила для вас Анишит –Йокоп? Выскажите свои предположения! Молодцы! Совершенно верно! -По закладке, откройте рабочие тетради для самостоятельной работы. -Рассмотрите упражнение 1 на стр.27 -Сколько заданий в этом упражнении? -Докажите! -Рассмотрите иллюстрации к заданию. -Ребята, вспомните начало урока, что напомнили вам ватка и кумушек? -Кто прочитает первое задание? -Выполняем работу самостоятельно. Соединяем ровными стрелками. Чётко прочитайте только первое слово….дальше с.р. СЛАЙД 5. Проверьте задание по слайду! -Обратите внимание на модели, около подушки и кирпича. -Кто прочитает, какими могут быть мягкие звуки? (Мягкие звуки могут быть звонкими и глухими.) -Кто прочитает, какими могут быть твёрдые звуки? (твёрдые звуки могут быть тоже звонкими и глухими.)
-А теперь поднимите ладошку, кто легко определил первый звук в слове? -А кулачок те, кто затруднялся определять первый звук в слове. -Прочитайте второе задание в этом упражнении. -А сейчас, ваша задача выписать в строчку, через запятую все слова с первым мягким согласным звуком и три первых слова с первым твёрдым согласным звуком. -Это задание выполняют все, кроме тех, кого я назову. -Артём, Илья Спиридорнов, Никита Бекиров, Витя Захаров подойдите ко мне. -Для вас ещё есть задания от волшебницы. -Вы хотите помочь Маше и Мише? -Встаньте в круг. -К кому попадёт мяч нужно назвать животное, в названии которого первый согласный звук твёрдый….. лось, волк, крот, кабан, кот, собака… -А теперь слова с первым мягким согласным звуком. Мягкий….. лис, лиса, бегемот, тигр…. (не двойной звук, если называют такие слова…) Молодцы! Выполнили задание! Садитесь на свои места! -А сейчас хочу послушать представителя команды Маши. Им будет Кира. Остальная команда – проверяют. -А теперь отчитывается команда Миши! Представитель этой команды Алёша. Молодцы! Отчитались! Проверка письменного задания: А теперь свою работу проверяют те, кто выполнял письменное задание в рабочей тетради. -Проверьте свою работу самостоятельно, по слайду. СЛАЙД 6. Организует работу по подведению итогов самими обучающимися. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Эта команда проверяет, а остальные покажите мне ладошку, если вам легко было помогать животным, и покажите кулачок те, кто встретил трудности. (листочки с цветочком.)
-Я раздала вам волшебный цветок знаний. Он пока бесцветный! Давайте закрасим волшебный цветок. СЛАЙД 7. ***-Его лепестки окрасятся синим цветом у того, кто сегодня научился различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Кто сейчас скажет себе: «я могу различать!» ***-Его лепестки окрасятся в желтый цвет, у того, кому ещё нужно немножко поработать с этой темой. И он сейчас скажет себе «Я смогу различать!» ***-Его лепестки окрасятся в красный цвет, у того, кому нужна моя помощь! И он скажет для себя» жду помощи!» Посмотрите какой красивый букет знаний у нас получился! Спасибо за внимание! | Подготовка класса к работе. Составляют предложение. Объясняют собственное понимание высказывания. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Проводят анализ. Списывают предложение. Объясняют собственное понимание пословицы. Проводят анализ. Самостоятельно формулируют тему урока, ставят цель. Работа с учебником Самостоятельное выполнение задания Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Осуществляют самопроверку. Самостоятельно делают вывод. Самопроверка Работают в группах. Проводят анализ, синтез. Работают в парах. Выполняют практическую работу. Делят животных на группы. Работают в парах. Вступают в диалог. Самостоятельно делают задание в рабочей тетради. Самопроверка Выполняют задания в игровой форме Взаимопроверка. Самооценка. Проводят анализ. Самостоятельно подводят итог урока. Осуществляют само рефлексию | Познавательные: пытаются решить задачу известным способом Регулятивные: определяют цель урока, обсуждают способы решения проблемы Коммуникативные: строят высказывания, осуществляют совместное сотрудничество со сверстниками Познавательные: доказывают и аргументируют свою точку зрения, фиксируют знания в графической модели и буквенной форме; анализируют объект с целью выделения признаков. Регулятивные: осуществляют самоконтроль знаний Коммуникативные: строят высказывания, воспринимают ответы обучающихся, осуществляют учебное сотрудничество с учителем и друг с другом Познавательные: самостоятельно формулируют понятия Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций
Регулятивные: осуществляют самоконтроль Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: Применяют новый способ, новые знания, Регулятивные: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль Коммуникативные: Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: Анализируют, контролируют и оценивают результат работы на уроке Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль, саморефлексию Коммуникативные: Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛА - ЛЯ РУ - РЮ ЛО - ЛЁ МЫ - МИ
З яблик [ з '] , з асвистал [ з ], з аяц[ з ], б егемот [б'], б улки[б].
ЛОСЬ ЛИСТ БАНТ БИНТ НЁС НОС ГОД ГИРЯ РЕКА РУКА КОТ КИТ СОСНА СИТО
Л ист, б инт, н ёс, г иря, р ека, к ит, с ито, л ось, б ант, н ос.
Я могу различать! Я смогу различать! Жду помощи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")
Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Проведён с использонием презентации. Состоит из шести этапов. Цель урока : систематизировать знания детей о парных и н...
Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")
Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Проведён с использонием презентации. Состоит из шести этапов. Цель урока : систематизировать знания детей о парных и н...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...
Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."
Технологическая карта урока русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива". Тема: "Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме."...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные звуки"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС НОО ОВЗ
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Звонкие и глухие согласные звуки"", УМК "Школа России", соответствует ФГОС...
Технологическая карта+ план+ презентация к уроку русского языка во 2 классе по теме « Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения».
в соответствии с фгос...
Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова.
Технологическая карта урока русского языка (1 класс). Способы проверки парных по глухости-звонкости согласных звуков на конце слова. В ходе урока учащиеся научатся соотносить произношение и написание ...