Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Медникова Инна Александровна

Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Проведён с использонием презентации. Состоит из шести этапов. Цель урока : систематизировать знания детей о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках. Рассмотреть обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Первый этап - самоопределение к деятельности. Цель - заинтересовать детей, настроить их на работу. Второй этап -актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. С обучающимися ведётся диалог, который подводит их к формулировке темы урока. Третий этап - открытие нового знания. Четвёртый этап - первичное закрепление. Игра "Найди друга". Следующий этап - самостоятельная работа обучающихся с использованием электронного приложения к учебнику. Завершающий этап урока - рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на конкурс методических разработок уроков

«Идеи ФГОС в уроках УМК «Перспектива»

Учитель: Медникова Инна Александровна

Место работы: город Котовск, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

Номинация:  «Элементы проектной и исследовательской деятельности при обучении в начальной школе»

Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме»

Цель урока: систематизировать знания детей о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках; рассмотреть случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Задачи урока:

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре и группе;

регулятивные:

- развивать умение высказывать своё предположение;

- уценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.

Учебник: Л.Ф. Климанова, Т. Е. Бабушкина «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2012

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной задачи (открытие нового знания).

Первичное закрепление.

Самостоятельная работа.

Рефлексия.

Включает в деловой ритм. Организует погружение в проблему. Дает задание, сталкивающее разные мнения учеников

Ребята! Начнём наш урок. За окном поздняя осень, дождь, а у нас тепло и уютно. Какое у вас настроение? Желаю вам успеха на уроке.

Слайд 1

Сегодня с нами, как всегда, работают наши помощники Аня и Ваня. Они составили для вас предложение «Учитесь… открывать». Одно слово в их предложении пропало, вам необходимо его подобрать по смыслу из имеющихся слов на слайде (школа, тайны, наука) (работа в парах).

Слайд 2

- Какое предложение у вас получилось?  («Учитесь тайны открывать»)

- Как вы думаете,  почему именно с этих слов  мы начинаем наш урок?

- Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха?

Ведёт подводящий и побуждающий диалог. Выявляет уровень знаний.  Определяет типичные недостатки.

-Начнём работу с минутки чистописания. (на доске – слоги)

зи ся бе ру лё ню

- Прочитайте слоги. Назовите слог с нижним соединением. Спишите.

- Какой из слогов лишний? –

-  Почему? Какие буквы показывают мягкость предыдущего согласного звука?

- Прочитайте предложение:

«Октябрь плачет холодными слезами». Назовите слова с нижними соединениями букв.

Спишите предложение.

- Что вы написали? Как понимаете смысл пословицы?

- Какие гласные буквы показывают твёрдость предыдущего согласного звука?

- Назовите орфограммы.

- Сформулируйте тему урока.

–Какие «тайны» будем открывать на уроке?

Слайд 3

Прочитайте слова на слайде.

Н_род, вдру_, д_ревня, ул_ца, к_пуста, _днажды, г_рой, мес_ц, к_ртина, _тец

- Какие это слова?

-Разделите их на две группы по самостоятельно выбранному признаку.

- Напишите слова, в которых гласные буквы обозначают мягкие согласные звуки. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную.

- Поменяйтесь тетрадями. Проверяем словарь. Оцените себя с помощью знаков !, +, -

Слайд 4

- Прочитайте новое словарное слово (р_сунок). Найдите правописание этого слова в орфографическом словаре.

- Составьте предложение с новым словом. Какое предложение вам больше всего понравилось? Запишем его под диктовку Подчеркните орфограммы.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Организует учебное исследование. Даёт задание на преобразование информации: вывести правило

Слайд 5

- Прочитайте слова на слайде

«мел, мель»

- Ваня и Аня делали звуко-буквенный анализ слов и поспорили. Ваня говорит, что в этих словах одинаковое количество звуков, а Аня считает, что разное.

– Что нам поможет разрешить их спор?

– Сделайте звуковую схему и решите, кто же прав.

- Какими звуками различаются эти слова?

-Какие буквы показывают на мягкость предыдущего согласного звука?

- Вспомним, на какие группы делятся согласные звуки?

- Какие согласные звуки не образуют пары?

- Какие из них всегда твёрдые, а какие – всегда мягкие?

- Проверим себя, послушав сообщение профессора Самоварова (работа с электронным приложением к учебнику).

-На что профессор Самоваров обращает наше внимание? Сделайте вывод.

На доске – опора:

«Всегда твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц]

«Всегда мягкие согласные звуки [ч’], [щ̒], [й΄]»

- Приведите примеры слов с этими звуками.

Физкультминутка

Слайд 6

На слайде вы увидите изображение предметов. Если в слове, называющим предмет, ест мягкие согласные звуки, то приседаем, если только твёрдые – хлопаем в ладоши

Мяч, лилия, пароход, малыш, пальто, штора, диван, книга, карандаш, ластик

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Устанавливает осознанность восприятия. Предлагает привести примеры на изученное правило.

- Предлагаю вам поиграть в игру «Найди друга». У каждой группы на карточках написаны слова. Прочитайте их. Подберите к последним согласным звукам парные звуки по твёрдости-мягкости (если они есть).

- какие слова остались без друзей? Почему?

Меч, плащ, мель, хор, карандаш, ест.

Плач, угол, кон, был, этаж, шалаш.

Брат, мол, уж, квас, заяц,

- Выполним упражнение 49 в тетради на печатной основе. Прочитайте задание. Читаем текст упражнения. Выполняем его письменно с комментированием.

Организует самостоятельную практическую работу. С целью коррекции знаний предлагает тесты.

В конце урока я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, используя электронное приложение к учебнику.

1. Выбери звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости:

[л’], [ч’], [ф], [ц], [ж], [й’], [з’].

2. В каких словах все согласные звуки непарные по твёрдости-мягкости:

Гвоздь, чужой, жизнь, чаша, чай, чаща, лист.

3. Выбери слова, в которых мягкости согласного звука обозначена буквой «ь»:

Вишня, лось, юла, кольцо, банька, люстра, галька, конь.

4. Какие согласные звуки есть в словах: карандаш, молоко, корова, собака.

- только мягкие звуки;

- мягкие и твёрдые согласные звуки;

- только твёрдые согласные звуки.

Взаимопроверка. Оцените себя, используя знаки !, +, -.

Организует работу по подведению итогов самими обучающимися.  Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Слайд 7

-Итак, какую же тайну про звуки мы сегодня открыли на уроке?

 - Мне понравилось на уроке…

-  Я узнал новое…

- Я хотел бы узнать…

- У каждого из вас на столе лежат картинки. Из трёх картинок выберите ту, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на уроке.

Подготовка  класса к работе.

 

 

Составляют предложение.

Объясняют собственное понимание высказывания.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Проводят анализ.

Списывают предложение. Объясняют собственное понимание пословицы.

Самостоятельно формулируют тему урока, ставят цель.

Работают в группах. Проводят анализ, синтез.

Осуществляют взаимопроверку и самооценку.

Работают в парах. Выполняют практическую работу со словарём. Придумывают предложение с новым словарным словом, выбирают лучшее предложение из предложенных.Пишут предложение под диктовку.

Работают в парах. Составляют звуковые схемы слов.

Вступают в диалог.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Осуществляют самопроверку.

Самостоятельно делают вывод.

Составляют схему-опору.

Придумывают слова с данными звуками.

Проводят анализ.

Работа в группах. Придумывают примеры на изученное правило.

Письмо с комментированием.

Объединяют слова в группы.

Самостоятельно выполняют тесты. Взаимопроверка. Самооценка.

Самостоятельно подводят итог урока.

Осуществляют  саморефлексию

Познавательные:

пытаются решить задачу известным способом

Регулятивные: определяют цель урока, обсуждают способы решения проблемы

Коммуникативные:

строят высказывания, осуществляют совместное  сотрудничество со сверстниками

Познавательные: доказывают и аргументируют свою точку зрения, фиксируют знания в графической модели и буквенной форме; анализируют объект с целью выделения признаков.

Регулятивные: осуществляют самоконтроль знаний

Коммуникативные:

строят высказывания, воспринимают ответы обучающихся, осуществляют учебное сотрудничество с учителем и друг с другом

Познавательные: самостоятельно формулируют понятия

Регулятивные: 

принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль

Коммуникативные:

участвуют в обсуждении содержания материала

Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций

  Регулятивные:

осуществляют самоконтроль 

Коммуникативные:

учатся формулировать собственное мнение и позицию

Познавательные: Применяют новый способ, новые знания,

Регулятивные: 

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль

Коммуникативные:

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Познавательные: Анализируют, контролируют и оценивают результат работы на уроке

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль, саморефлексию

Коммуникативные:

Умеют использовать речь для регуляции своего действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.

                    Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...

Конспект урока Русского языка на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных".

Конспект русского языка для 3 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных"....

Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".

Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

Конспект к уроку Русского языка 2 класс тема - «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...