Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Урок представлен в виде технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС. Проведён с использонием презентации. Состоит из шести этапов. Цель урока : систематизировать знания детей о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках. Рассмотреть обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака. Первый этап - самоопределение к деятельности. Цель - заинтересовать детей, настроить их на работу. Второй этап -актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. С обучающимися ведётся диалог, который подводит их к формулировке темы урока. Третий этап - открытие нового знания. Четвёртый этап - первичное закрепление. Игра "Найди друга". Следующий этап - самостоятельная работа обучающихся с использованием электронного приложения к учебнику. Завершающий этап урока - рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на конкурс методических разработок уроков
«Идеи ФГОС в уроках УМК «Перспектива»
Учитель: Медникова Инна Александровна
Место работы: город Котовск, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Номинация: «Элементы проектной и исследовательской деятельности при обучении в начальной школе»
Тема урока: «Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме»
Цель урока: систематизировать знания детей о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках; рассмотреть случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Задачи урока:
личностные:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- уметь работать в паре и группе;
регулятивные:
- развивать умение высказывать своё предположение;
- уценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
познавательные:
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- находить ответы на вопросы.
Учебник: Л.Ф. Климанова, Т. Е. Бабушкина «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2012
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи (открытие нового знания). Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Рефлексия. | Включает в деловой ритм. Организует погружение в проблему. Дает задание, сталкивающее разные мнения учеников Ребята! Начнём наш урок. За окном поздняя осень, дождь, а у нас тепло и уютно. Какое у вас настроение? Желаю вам успеха на уроке. Слайд 1 Сегодня с нами, как всегда, работают наши помощники Аня и Ваня. Они составили для вас предложение «Учитесь… открывать». Одно слово в их предложении пропало, вам необходимо его подобрать по смыслу из имеющихся слов на слайде (школа, тайны, наука) (работа в парах). Слайд 2 - Какое предложение у вас получилось? («Учитесь тайны открывать») - Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? - Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха? Ведёт подводящий и побуждающий диалог. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. -Начнём работу с минутки чистописания. (на доске – слоги) зи ся бе ру лё ню - Прочитайте слоги. Назовите слог с нижним соединением. Спишите. - Какой из слогов лишний? – - Почему? Какие буквы показывают мягкость предыдущего согласного звука? - Прочитайте предложение: «Октябрь плачет холодными слезами». Назовите слова с нижними соединениями букв. Спишите предложение. - Что вы написали? Как понимаете смысл пословицы? - Какие гласные буквы показывают твёрдость предыдущего согласного звука? - Назовите орфограммы. - Сформулируйте тему урока. –Какие «тайны» будем открывать на уроке? Слайд 3 Прочитайте слова на слайде. Н_род, вдру_, д_ревня, ул_ца, к_пуста, _днажды, г_рой, мес_ц, к_ртина, _тец - Какие это слова? -Разделите их на две группы по самостоятельно выбранному признаку. - Напишите слова, в которых гласные буквы обозначают мягкие согласные звуки. Поставьте ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную. - Поменяйтесь тетрадями. Проверяем словарь. Оцените себя с помощью знаков !, +, - Слайд 4 - Прочитайте новое словарное слово (р_сунок). Найдите правописание этого слова в орфографическом словаре. - Составьте предложение с новым словом. Какое предложение вам больше всего понравилось? Запишем его под диктовку Подчеркните орфограммы. Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Организует учебное исследование. Даёт задание на преобразование информации: вывести правило Слайд 5 - Прочитайте слова на слайде «мел, мель» - Ваня и Аня делали звуко-буквенный анализ слов и поспорили. Ваня говорит, что в этих словах одинаковое количество звуков, а Аня считает, что разное. – Что нам поможет разрешить их спор? – Сделайте звуковую схему и решите, кто же прав. - Какими звуками различаются эти слова? -Какие буквы показывают на мягкость предыдущего согласного звука? - Вспомним, на какие группы делятся согласные звуки? - Какие согласные звуки не образуют пары? - Какие из них всегда твёрдые, а какие – всегда мягкие? - Проверим себя, послушав сообщение профессора Самоварова (работа с электронным приложением к учебнику). -На что профессор Самоваров обращает наше внимание? Сделайте вывод. На доске – опора: «Всегда твёрдые согласные звуки [ж], [ш], [ц] «Всегда мягкие согласные звуки [ч’], [щ̒], [й΄]» - Приведите примеры слов с этими звуками. Физкультминутка Слайд 6 На слайде вы увидите изображение предметов. Если в слове, называющим предмет, ест мягкие согласные звуки, то приседаем, если только твёрдые – хлопаем в ладоши Мяч, лилия, пароход, малыш, пальто, штора, диван, книга, карандаш, ластик Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. Устанавливает осознанность восприятия. Предлагает привести примеры на изученное правило. - Предлагаю вам поиграть в игру «Найди друга». У каждой группы на карточках написаны слова. Прочитайте их. Подберите к последним согласным звукам парные звуки по твёрдости-мягкости (если они есть). - какие слова остались без друзей? Почему? Меч, плащ, мель, хор, карандаш, ест. Плач, угол, кон, был, этаж, шалаш. Брат, мол, уж, квас, заяц, - Выполним упражнение 49 в тетради на печатной основе. Прочитайте задание. Читаем текст упражнения. Выполняем его письменно с комментированием. Организует самостоятельную практическую работу. С целью коррекции знаний предлагает тесты. В конце урока я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу, используя электронное приложение к учебнику. 1. Выбери звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости: [л’], [ч’], [ф], [ц], [ж], [й’], [з’]. 2. В каких словах все согласные звуки непарные по твёрдости-мягкости: Гвоздь, чужой, жизнь, чаша, чай, чаща, лист. 3. Выбери слова, в которых мягкости согласного звука обозначена буквой «ь»: Вишня, лось, юла, кольцо, банька, люстра, галька, конь. 4. Какие согласные звуки есть в словах: карандаш, молоко, корова, собака. - только мягкие звуки; - мягкие и твёрдые согласные звуки; - только твёрдые согласные звуки. Взаимопроверка. Оцените себя, используя знаки !, +, -. Организует работу по подведению итогов самими обучающимися. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. Слайд 7 -Итак, какую же тайну про звуки мы сегодня открыли на уроке? - Мне понравилось на уроке… - Я узнал новое… - Я хотел бы узнать… - У каждого из вас на столе лежат картинки. Из трёх картинок выберите ту, которая соответствует вашему эмоциональному состоянию на уроке. | Подготовка класса к работе.
Составляют предложение. Объясняют собственное понимание высказывания. Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Проводят анализ. Списывают предложение. Объясняют собственное понимание пословицы. Самостоятельно формулируют тему урока, ставят цель. Работают в группах. Проводят анализ, синтез. Осуществляют взаимопроверку и самооценку. Работают в парах. Выполняют практическую работу со словарём. Придумывают предложение с новым словарным словом, выбирают лучшее предложение из предложенных.Пишут предложение под диктовку. Работают в парах. Составляют звуковые схемы слов. Вступают в диалог. Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Осуществляют самопроверку. Самостоятельно делают вывод. Составляют схему-опору. Придумывают слова с данными звуками. Проводят анализ. Работа в группах. Придумывают примеры на изученное правило. Письмо с комментированием. Объединяют слова в группы. Самостоятельно выполняют тесты. Взаимопроверка. Самооценка. Самостоятельно подводят итог урока. Осуществляют саморефлексию | Познавательные: пытаются решить задачу известным способом Регулятивные: определяют цель урока, обсуждают способы решения проблемы Коммуникативные: строят высказывания, осуществляют совместное сотрудничество со сверстниками Познавательные: доказывают и аргументируют свою точку зрения, фиксируют знания в графической модели и буквенной форме; анализируют объект с целью выделения признаков. Регулятивные: осуществляют самоконтроль знаний Коммуникативные: строят высказывания, воспринимают ответы обучающихся, осуществляют учебное сотрудничество с учителем и друг с другом Познавательные: самостоятельно формулируют понятия Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль Коммуникативные: участвуют в обсуждении содержания материала Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций Регулятивные: осуществляют самоконтроль Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: Применяют новый способ, новые знания, Регулятивные: Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль Коммуникативные: Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: Анализируют, контролируют и оценивают результат работы на уроке Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль, саморефлексию Коммуникативные: Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во2 классе Тема: Слова с удвоенными согласными. Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Урок составлен в соответствии с требованиями по новым ФГОС.Задачи: развивать у учащихся логическое мышление, внимание; прод...
Конспект урока Русского языка на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных".
Конспект русского языка для 3 класса коррекционных школ VIII вида на тему: "Дифференциация твёрдых и мягких согласных"....
Конспект урока русского языка 2 класс "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным".
Конспект к уроку русского языка во 2 классе "Правописание слов с парным согласным на конце слова или перед согласным"....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки
Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...
Конспект урока русского языка по теме "Различение твёрдых и мягких согласных звуков.Звуковая схема слова.Предложение."
Конспект урока по русскому языку в 1 классе....
Конспект к уроку Русского языка 2 класс тема - «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Твердые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме».Цели деятельности учителя: формирование знаний о твёрдых и мягких согласных звуках и раз...