Имена существительные собственные и нарицательные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о том, как устроен наш язык, учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками, оформлением на письме.
Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку; формирование у детей представления о Родине, её природе, истории, великих представителях культуры.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
репродукции с картины М. Джикаева «Ос - Багатыр — прославленный полководец Осетии», Е.А. Шугаева «Родина Коста», портреты И.А. Плиева, С. Адырхаевой, В. Гергиева.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ.
Тема: «ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ»
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о том, как устроен наш язык, учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками, оформлением на письме.
Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку; формирование у детей представления о Родине, её природе, истории, великих представителях культуры.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
Демонстрационный материал:
репродукции с картины М. Джикаева «Ос - Багатыр — прославленный полководец Осетии», Е.А. Шугаева «Родина Коста», портреты И.А. Плиева, С. Адырхаевой, В. Гергиева;
учебник «Русский язык» 3 класс, ч.2 (С.И. Иванов, А.О. Евдокимова) — М.: Вентана — Граф, 2012.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка, смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке;
2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;
3) определить содержательные рамки урока: имена существительные собственные и нарицательные
Организация учебного процесса на этапе 1:
- Откройте, пожалуйста, учебник на странице 66. В каком блоке мы будем сегодня работать? (Как устроен наш язык)
- Чем, по вашему мнению, мы будем заниматься сегодня?(Пополнять запас лингвистических знаний)
- Будем ли мы работать над правописанием и развитием речи? (Нет)
-Вы снова правы!
-Что значит «узнавать новое»? Скажите конкретнее. (Мы должны понять « чего мы не знаем » и «сами найти способ» узнать это новое)
-Тогда давай возьмём в качестве девиза урока такое утверждение:
ГДЕ ЕСТЬ ЖЕЛАНИЕ – НАЙДЁТСЯ ПУТЬ! (на доске карточка )
-У вас есть желание добывать новые знания? (да)
-Тогда в путь-дорогу. Я желаю вам успеха!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
Цель:
1) актуализировать представления об именах существительных собственных и нарицательных;
2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию – при повторении всего, что знают учащиеся об именах существительных;
3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение;
4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Актуализация представлений об именах существительных.
- Объясните понятие: «существительное»? (Слова, отвечающие на вопросы кто? что? и обозначающие предмет.)
- Назовите свойство, которое объединяет эти слова: школа, класс, учитель, ученики (обозначают предмет)
- Можно ли отнести к множеству этих слов слова дружный, строгий, прилежные? (Нет.)
- Почему? (обозначают признаки предметов)
- Уточнение по какому принципу задаются вопросы кто? что?
3) Тренинг мыслительных операций (блиц- опрос):
- Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду?
- Одушевленные существительные отвечают на вопрос что?
- Неодушевленные существительные отвечают на вопрос что?
- Имена существительные изменяются по числам?
- Как вы думаете, что я вам сейчас предложу и зачем? (Вы нам предложите задание, которое мы никогда не делали, для того чтобы мы поняли чего мы ещё не знаем. Мы попробуем с ним справится.)
4) Задание для пробного действия.
- Вы отлично справились с определением имени существительного, с тем, по какому принципу задаются вопросы кто?, что? А теперь пробное задание.
Учитель раздает на листках задание. Учащиеся должны индивидуально ответить на вопрос:
- Почему некоторые имена существительные в середине предложения пишутся с заглавной буквы?
Россия. Русь… вслушайтесь в музыку Чайковского, вглядитесь в картины Шишкина, вчитайтесь в стихи Пушкина, Есенина, Некрасова – в них поэзия русской природы, ее красота и величие. Россия – самое большое государство в мире. По ее земле текут великие реки – Обь, Енисей, Волга. Гирлянды горных цепей тянутся на тысячи километров. Старинные города: Москва, Санкт- Петербург, Суздаль, Владимир, Смоленск, Новгород хранят память о прошлом.
При выполнении данного задания возникает затруднение ― некоторые дети смогут ответить на вопрос, другие ― нет. Возникшее затруднение фиксируется:
1.- Кто ничего не смог ответить на вопрос? В чём у вас возникло затруднение? (Я не смог определить ...)
2.- Кто ответил?
- Вы можете обосновать свой ответ на вопрос, каким способом?
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель:
1) организовать восстановление выполненных операций;
2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;
Организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для ответа на данный вопрос.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Стоп! Уточните еще раз, на какой вопрос вам нужно ответить? (- Почему некоторые имена существительные в середине предложения пишутся с заглавной буквы?)
- Где возникло затруднение?
- А почему некоторые не смогли это определить?
4. Построение проекта выхода из затруднения .
Цель:
Организовать построение проекта выхода из затруднения:
1) учащиеся ставят цель проекта: определить принцип разбиения имен существительных на собственные и нарицательные;
2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;
3) учащиеся определяют средства (приемы, правила и т.д.).
4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- Так какую цель мы поставим перед собой? (определить, по какому принципу существительные делятся на собственные и нарицательные)
- Какова же тема урока? ( Имена существительные собственные и нарицательные.)
-Что нам пригодится в открытии новых знания? (все, что мы знаем об именах существительных)
5 . Реализация построенного проекта.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
2) организовать согласование способов и фиксацию построенного способа действия в речи;
- организовать уточнение общего характера нового знания.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Я предлагаю вам разделить имена существительные на две группы. По какому принципу вы разделили бы слова?
Организовать работу можно в группах, необходимо вспомнить правила работы в группах.
Задание группам:
1, 3 группы: существительные, называющие такие предметы, которые единичны, неповторимы ( Россия, Русь, Чайковский, Шишкин...)
Вопросы:
1) перечислите существительные, которые вы выписали;
2) можно ли к множеству этих слов отнести слова страна, композитор и т. д.?
3) как вы это определили?
4) вывод.
2, 4 группы: существительные, называющие неединичные предметы (музыка, картина, стихи...)
Вопросы:
) перечислите существительные, которые выписали вы;
2) можно ли к множеству этих слов отнести слова Россия,Чайковский и т. д.?
3) как вы это определили?
4) вывод.
Представители групп у доски обобщают свою групповую работу, при этом уточняется, что
ВСЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА
ДВЕ БОЛЬШИЕ ГРУППЫ — СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.
СОБСТВЕННЫЕ НАЗЫВАЮТ …
НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАЗЫВАЮТ...
На доске появляется «собранное» правило.
- Проверим по учебнику, правильно ли вы рассуждали. Прочитайте в рубрике «Тайны языка» ( с.66) о том, как называются такие существительные и что они обозначают.
- Пользуясь каким правилом вы смогли разбить существительные на собственные и нарицательные?
- Приведите примеры собственных имен существительных.
-- Приведите примеры нарицательных имен существительных.
- В истории Осетии запомнились имена трех цариц: Зарины, Томирис и Амаги.
Просклоняйте эти имена.
- Поделитесь своими наблюдениями.
- Как определить род таких имен существительных?
Вывод (дети делают сами, затем сверяют свой вывод с учебником на с. 67 в разделе «Обрати внимание»).
Среди собственных имен существительных встречаются несклоняемые слова, например, Томирис. Род таких существительных определяется по роду нарицательных имён существительных, которыми можно эти слова заменить.
Томирис — царица (ж. р.)
- Вспомните, как изменяются имена существительные?
- Измените имена нарицательные по числам:
город -
река -
поэт -
- Можно ли поставить в форму множественного числа собственные имена существительные:
Владикавказ -
Терек -
Коста Леванович Хетагуров -
- Какой вывод можно сделать?
Собственные имена существительные не изменяются по числам.)
(сверяют свой вывод с учебником на с. 68 в разделе «Обрати внимание»)
В завершение, обсуждается вопрос, вызвавший затруднение в начале урока.
- Ребята, вы поняли по какому принципу существительные делятся на собственные и нарицательные?
- Как определить род несклоняемых имен существительных?
- Изменяются ли по числам собственные имена существительные?
- Решили вы свою задачу? (Да.)
- Молодцы!
6. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель:
создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6:
- У каждого человека есть свой заветный уголок земли, где он родился, где впервые ощутил ласку матери и увидел свет солнца, где лежит прах его предков. К этому уголку он испытывает особую привязанность.
- Как называется ваша малая Родина?
- А знаете ли вы, как назывались осетины раньше?
- Скифы, сарматы, аланы — прародители осетин.
- Найдите в тексте собственные и нарицательные имена существительные. Среди собственных имен существительных найдите и выделите несклоняемые.
На доске текст:
Совсем недавно исполнилось 637 лет со времен битвы алан с монголами, когда после шестимесячного сражения пала столица Алании, город Дедяков (Дзауджикау). Это произошло 8 февраля 1378 года.
В этом сражении погиб последний царь из династии Ахсартакката — Цараз. Его малолетние дети, царевичи Давид и Фидар, были переправлены до этого в столицу Грузии — город Тифлис. Сейчас этот город называется Тбилиси.
Задания выполняются с комментированием способов действий в громкой речи.
7.Физминутка
8 . Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Цель:
1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения делить имена существительные на собственные и нарицательные
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Теперь я предлагаю вам самостоятельно выполнить задание. В первый столбик выпишите имена нарицательные, во второй — собственные несклоняемые имена существительные.
Северная Осетия дала много великих людей не только России, но и всему миру. Знаменитый осетинский поэт Коста Хетагуров, замечательный писатель Дабе Мамсуров, учёный с мировым именем Васо Абаев, осетинский борец - неоднократный победитель Олимпийских игр, Давид Мусульбес.
Учащиеся работают самостоятельно. На самостоятельную работу отводится 2 - 3 минуты.
- Закончили работу?
Учитель помещает на доску образец для самопроверки.
- Проверьте себя по образцу, зафиксируйте результат проверки при помощи знаков «+» или «?».
Дети выполняют самопроверку и фиксируют ее результат.
- Какие возникли затруднения?
- Исправьте ошибки.
- Поднимите руки те, кто сделал все верно? (…) Молодцы!
9. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) учиться применять полученные знания в работе;
2) тренировать способность к анализу упражнений и их выполнению.
Организация учебного процесса на этапе 9:
1) Повторение знаний о собственных и нарицательных именах существительных.
Учитель выставляет на доске текст:
Природа щедро одарила наш край. Величественная гора Казбек, бурная река Терек, светлая Картлийская долина, глубокое Джавское ущелье.
Я люблю и горжусь народом, который дал человечеству полководца Исса Плиева, балерину Светлану Адырхаеву, дирижера Валерия Гергиева.
Работа организуется в парах. Проводится взаимопроверка. Двое учащихся работают с переносной доской, остальные ― в тетрадях. Затем те, кто работал на переносных досках, озвучивают выполнение своих заданий с доказательствами, а остальные дети проверяют и записывают в тетрадях во второй столбик задание другого варианта.
10 . Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 10:
- Какую цель мы ставили перед собой сегодня ? Достигли вы цели ? Докажите.
- Что нового узнали?
- Что вы сегодня повторили?
- В чем было затруднение? Над чем еще надо поработать?
- Какие группы сегодня слаженно работали? Кого из ребят вы отметите?
- Оцените свою работу.
- Любовь к своему народу, родному краю — святое и прекрасное чувство. Хочешь стать сыном честного и гордого народа — будь сам честным и гордым.
Домашнее задание:
- с. 55-56, выучить правило, взаимозачет ― в парах;
- найти 7 несклоняемых собственных имен существительных и
определить их род
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Имена существительные: собственные и нарицательные».
Открытый урок включает правила имен собственных и нарицательных. Идет как экскурсия по городу Альметьевск....
«Имена существительные собственные и нарицательные» Урок русского языка во 2 классе
Данный урок разработан по программе «Школа России», авторы учебника «Русский язык», 2 класс, Л.М.Зеленина, Т.Е ХохловаДанный урок находится в разделе «Части речи. Имя с...
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные»
План –конспект урока по русскому языку. 2 класс. «Имена существительные собственные и нарицательные» УМК Школа Росии. Автор учебника Зеленина Л.М....
Имена существительные собственные и нарицательные
Урок разработан по программе "Перспектива" для второго класса. Включает в себя повторение и обобщение уже имеющихся знаний у детей, а так же введение новых понятий и их закрепление в занимательной фор...
урок по теме имена существительные собственные и нарицательные
урок с использование ЦоР...
Имена существительные собственные и нарицательные
Технологическая карта урока русского языка (УМК "Начальная школа XXI века")...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык.. УМК «Начальная школа 21 века»....