Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д] , [д']
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Ознакомление и изучение учащихся 1 класса с буквами Д,д ,обозначающими согласные звуки д,д/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_dd.docx | 29.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОУ-СОШ №21 МО РФ Асланян Анжела Ованесовна
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема урока: «Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д] , [д']»
Учитель: Асланян Анжела Ованесовна, учитель начальных классов
ФГОУ-СОШ№21МО РФ
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
Образовательные: познакомить с буквами Д, д, обозначаемыми ими буквами, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.
Деятельностные :
формировать связную речь, оперативную память, произвольное
внимание,вербальное, наглядно-образное мышление, повышать интерес к чтению.
Воспитательные:
воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительного отношения к людям труда и разных профессий.
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А..Виноградская, модели звуков, шаблоны для конструирования букв, демонстрационные карточки.
Ход урока.
1. Организационный момент. «Психологическая установка на работу»
Учитель:- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в работе.
Ученики :- Мы умные, мы дружные, Слайд 2
Мы внимательные, мы старательные,
Мы в первом классе учимся,
Всё у нас получится!
2. Определение темы и целей урока.
Учитель: - О какой букве идёт речь в загадке?
Буква - домик аккуратный Слайд 3
С высокой крышею двускатной.
Ученица: -Буква Д.
Кто догадался, какая тема нашего урока?
Ученик:- Знакомство с буквой Д. Слайд 4
Учитель:- На какие 2 группы делятся все звуки?
Ученик:- Гласные и согласные.
Учитель :--Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?
Ученик:- Ударные и безударные.
Учитель:- А про согласные звуки?
Ученица:- Твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Учитель:- Рассмотрите рисунки, что вы видите? Слайд 5
Ученики:- Дом, дятел, дерево, дупло.
.Учитель:- Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?
Ученики:- [Д],[д’])
Учитель:- Кто знает, какой буквой они обозначаются?
Ученик:- буквой Д д.
3.Изучение новой темы.
Ученикам предлагаются картинки: дом, арбуз, шар,астра. Слайд 6
Учитель:- Составьте слово по первым звукам слов. Узнали?
Ученик: - Это имя девочки - Даша.
Учитель:- А это мальчик Дима. Какие звуки слышим в начале слов Даша, Дима?
Ученик:- Звуки [Д], [Д ‘]
Учитель:- Дайте характеристику звуку.
Дети: - Согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. Слайд 7
Учитель: -Подумайте и определите тему урока.
Ученик:-Знакомство с новой буквой и новыми звуками. Буквы Д, д, звуки [Д ],[Д‘].
Учитель:- Послушайте меня и скажите, что я произнесла.
-Дала Дина дыню Диме.
Дети:- Скороговорка, предложение.
Учитель:- Повторите скороговорку, послушайте друг друга.
-Что заметили интересного?
Речевая зарядка.
Да – до – ду – ды ди- де – дя – дю Слайд 8
Ду – до – да – гудят провода.
Учитель:- Произнести 3 раза, меняя логическое ударение:
Дарья дарит Дине дыни.
Работа над новым материалом.
Учитель:- Кто больше запомнит слов со звуками [д ] , [д’]) ?
Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.
Учитель: - Откройте «Азбуку» по закладке. Проведите наблюдение, обсудите в паре вопрос: «Какие цели у нас сегодня на уроке?»
4. Выделение звука, знакомство с буквой Д.
Учитель: - Кто из вас знаком с буквой д?
- С какими буквами рядом стоит в алфавите? На что похожа буква Д?
* Д – это домик аккуратный * Вот стоит дымок пуская,
С высокой крышею двускатной. Буква Д – труба печная
- Проведём небольшое исследование, ответим на вопрос: «Что это за звук?»
Чтение звукобуквенных моделей, выделение новых звуков. (Работа в парах)
Учитель: -Рассмотрите первую картинку. Сделайте звукобуквенный анализ слова.
- Какой первый звук в этом слове? Что вы можете сказать о нём?
Дети: - Согласный, звонкий, твёрдый.
Учитель: - Рассмотрите вторую картинку. Сделайте звукобуквенный анализ слова.
- Какой первый звук в этом слове? Что вы можете сказать о нём?
Дети: - Согласный, звонкий, мягкий.
- Какой буквой обозначим звуки [д] [д ']?
Дети: -Буквой Д.
На что похожа буква?
Вот домик- буква Д. Слайд 9
В домике окошко.
Из трубы идёт дымок.
А в окошке кошка.
Учитель: - Назовите место буквы в алфавите: перед какими знакомыми буквами находится буква Д?
Дети: -А,Б,В,Г.
Динамическая пауза.
Учитель: - Рассмотрите рисунок, найдите слова, при произношении которых вы слышите звук [д].
Дети выходят к доске, указывают на предмет и называют слово, интонационно выделяя звук [д] или [д ']
«Слоговой» аукцион.
да (дача, дар, дама, Даша, …) ду (дуб, душа, дуга, …) Слайды 10-11.
ды (дыра, дым, дыня, …) ди (диван, динозавр, диво, Дима, Диана, …)
до (дом, дочка, дорога, доля, …) де (девочка, деньги, дети, дерево, декабрь.)
до ди ду
да де ды
Гимнастика для рук
Раз-два – шли утята.
Три-четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался –
Громко – громко запищал:
- Пи-пи - пи – не пищи!
- Мы тут рядом, поищи!
5. Работа в Прописи.
Учитель: - Сравните печатные и письменные буквы. Слайд 12
- Что необходимо знать, чтобы правильно написать букву?
Дети: -Элементы.
Учитель: - Выберите письменные элементы для буквы д.
Дети:- Линия с петлёй внизу, овал.
Рисование узоров Раскраскина.
Учитель: - В каких буквах встречались эти элементы?
Дети: а, о, у.
Конструирование строчной буквы д.
Учитель: -Откуда начнём писать букву?
Дети: -Чуть выше нижней линии рабочей строки.
Письмо строчной буквы на доске с объяснением учителем.
Учитель: - «Пишем правильно с Машей»
Письмо буквы детьми в воздухе под счёт.
Самостоятельная работа в тетради (1строка)
6. Работа над словом.
Чтение слов ( на доске и на экране) Слайд 13
вода
водолаз
водопад
водные
подводные
Учитель: - Прочитайте слова столбика. Что вы заметили? Что можете о них сказать?
Дети:- Это однокоренные слова.
Учитель: - Назовите корень.
Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды. Самые знаменитые водопады:
Ниагара и Виктория. Ниагара находится на границе США и Канады. Виктория – в Африке- имеет высоту 107 м. Каждую минуту через этот водопад проносится около 100 млн. л воды.
Водолаз – человек, занимающийся подводными работами в специальной одежде
Учитель: - Подберём ещё несколько однокоренных слов.
Водяное растение, служит пищей и убежищем для морских животных
Дети:- Водоросли
Учитель:- Сказочное существо, живущее в воде .
Дети: - Водяной.
Учитель:- Составим словосочетания со словом вода. Вода какая?
Дети:- Чистая, мутная, газированная, минеральная, солёная, …
Учитель:- Что значит выражение «воды в рот набрать»?
Дети: -Упорно молчать, ничего не говорить.
7. Звуко – буквенный анализ слова вода.
Физминутка
Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три –
морская фигура замри.
(Дети имитируют движения)
8. Работа в «Азбуке» (работа с текстом)
Учитель:- Проведите свои наблюдения. Задайте вопросы, на которые знаете ответы.
1. Чтение вслух.
2. Чтение «цепочкой».
3. Ответы на вопросы, выборочное чтение.
Учитель:- Где работают водолазы?
Дети:- Водолазы работают на дне реки.
Учитель: - О ком это предложение?
Дети: О водолазах.
Учитель:- - Что делают водолазы?
Дети: -Работают.
Учитель:- Водолазы работают. Что мы сейчас назвали?
Дети:- Основу предложения.
Учитель:- Прочитайте предложение, в котором есть имена собственные. Назовите имена собственные. Что вы можете сказать об их правописании?
Учитель: - Сколько предложений в тексте?
Учитель:- Какие это предложения?
• Чтение слогов с новыми звуками под моделями.
• Чтение слогов и слов в столбике.
• Выполнение заданий:
Учитель:- Прочитайте слова, в которых буква «д» обозначает мягкий звук;
Учитель: - Прочитайте слова- признаки, слова-действия.
9. Работа в «Прописях».
Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений букв.
- Письмо с комментированием «цепочкой»(2,3, 4 строки)
- Чтение предложения. Составление модели предложения (индивидуально).
Проверка (составление модели предложения на доске)
9. Гимнастика для глаз (электронная физминутка «Дельфины»)
Закрепление изученного.
Учитель:- - Прочитайте слова (на доске).
Дети: - Девочка, дятел, дерево, радио, дети, Дима, дудочка.
Учитель: - Какое слово может быть лишним и по какому признаку?
Например: Слово Дима может быть лишним, так как это имя собственное, а остальные нарицательные имена.
Учитель: - На какие 2 группы можно разделить эти слова?
Дети:-Одушевлённые и неодушевлённые.
Учитель:- Слова, в которых 2 слога и 3 слога.
Учитель:- Собственные и нарицательные.
10 .Подведение итогов урока.
- Какие звуки мы сегодня изучили?
- Какой буквой они обозначаются?
Учитель: - Как мы будем читать букву д в слогах – слияниях?
Дети: -Мягко или твёрдо. Это зависит от гласной, стоящей за ней.
- Какое задание понравилось?
- Что вызвало затруднение?
11. Итог урока.
Учитель. Урок окончен. А каким секретом мы бы хотели поделиться со всеми? Дети. Тем, кто любит приключенья,
Я открою свой секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
. Рефлексия.
- Самооценка деятельности на уроке. Слайд
– Выберите и подойдите к Смайлику, который выражает ваше настроение на уроке.
Спасибо за урок!
Презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."
Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;; - научиться различать звуки и букву; ...
«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»
Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки соз...
«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...