Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д] , [д']
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Асланян. Анжела Ованесовна

Ознакомление и изучение учащихся 1 класса с буквами Д,д ,обозначающими согласные звуки д,д/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_dd.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ-СОШ №21 МО РФ Асланян Анжела Ованесовна

                                      Урок обучения грамоте в 1 классе.  

Тема урока: «Буквы Д, д, обозначающие согласные звуки [д] , [д']»

 Учитель: Асланян Анжела Ованесовна, учитель начальных классов

 ФГОУ-СОШ№21МО РФ

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока:

Образовательные: познакомить с буквами Д, д, обозначаемыми ими буквами, учить характеризовать звуки по алгоритму, учить читать слоги, слова, текст с изученной буквой.

Деятельностные : 

формировать связную речь, оперативную память, произвольное

внимание,вербальное, наглядно-образное мышление, повышать интерес к чтению.

                 Воспитательные:

                 воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству    ответственности, трудолюбию, уважительного отношения к людям труда и разных      профессий.

                 Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, учебник «Азбука» В.Г.Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А..Виноградская, модели звуков, шаблоны для конструирования букв, демонстрационные карточки.

Ход урока.

 1. Организационный момент.  «Психологическая установка на работу»

Учитель:- Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем успехов в работе.

Ученики :- Мы умные, мы дружные,                      Слайд 2

                     Мы внимательные, мы старательные,

                     Мы в первом классе учимся,

                     Всё у нас получится!

2. Определение темы и целей урока.

Учитель: - О какой букве идёт речь в загадке?

  Буква -  домик аккуратный                                       Слайд 3

С высокой крышею двускатной.  

Ученица: -Буква Д.

Кто догадался, какая тема нашего урока?

Ученик:- Знакомство  с буквой Д.                               Слайд  4                   

Учитель:- На какие 2 группы делятся все звуки?

Ученик:- Гласные и согласные.

Учитель :--Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

Ученик:- Ударные и безударные.

Учитель:- А про согласные звуки?

Ученица:- Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

 Учитель:- Рассмотрите рисунки, что вы видите?           Слайд 5

Ученики:- Дом, дятел, дерево, дупло.

.Учитель:- Какие звуки чаще всего повторяются в этих словах?

Ученики:- [Д],[д’])

Учитель:- Кто знает, какой буквой они обозначаются?

Ученик:- буквой Д д.

3.Изучение новой темы.

Ученикам предлагаются картинки: дом, арбуз, шар,астра.  Слайд 6

Учитель:- Составьте слово по первым звукам слов. Узнали?

Ученик: - Это имя девочки - Даша.

 Учитель:-  А это мальчик Дима. Какие звуки слышим в начале слов Даша, Дима?

 Ученик:-  Звуки [Д], [Д ‘]

Учитель:- Дайте характеристику звуку.

Дети: - Согласный, звонкий, в словах бывает твёрдым и мягким. Слайд 7

Учитель: -Подумайте и определите тему урока.

Ученик:-Знакомство с новой буквой и новыми звуками. Буквы Д, д, звуки [Д ],[Д‘].

Учитель:- Послушайте меня и скажите, что я произнесла.

-Дала Дина дыню Диме.  

Дети:- Скороговорка, предложение.

Учитель:- Повторите скороговорку, послушайте друг друга.

-Что заметили интересного?

 Речевая зарядка.

 Да – до – ду – ды               ди- де – дя – дю                                        Слайд 8

 Ду – до – да – гудят провода.

  Учитель:- Произнести 3 раза, меняя логическое ударение:

  Дарья дарит Дине дыни. 

 Работа над новым материалом.

   Учитель:- Кто больше запомнит слов со звуками [д ] , [д’]) ?

Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.

Учитель: - Откройте  «Азбуку» по закладке. Проведите наблюдение, обсудите в паре вопрос: «Какие цели у нас сегодня на уроке?»

4. Выделение звука, знакомство с буквой Д.

     Учитель:   - Кто из вас знаком с буквой д?

        - С какими буквами рядом стоит в алфавите? На что похожа буква Д?

       * Д – это домик аккуратный                        *  Вот стоит дымок пуская, 

        С высокой крышею двускатной.                    Буква Д – труба печная

- Проведём небольшое исследование, ответим на вопрос: «Что это за звук?»

Чтение звукобуквенных моделей, выделение новых звуков. (Работа в парах)

Учитель: -Рассмотрите первую картинку. Сделайте звукобуквенный анализ  слова.

- Какой первый звук в этом слове? Что вы можете сказать о нём?

Дети: - Согласный, звонкий, твёрдый.

Учитель: - Рассмотрите вторую картинку. Сделайте звукобуквенный анализ слова.

- Какой первый звук в этом слове? Что вы можете сказать о нём?

Дети:  - Согласный, звонкий, мягкий.

- Какой буквой обозначим звуки [д]  [д ']?

Дети: -Буквой Д.

На что похожа буква?

Вот домик- буква Д.                                              Слайд 9

В домике окошко.

Из трубы идёт дымок.

А в окошке кошка.

Учитель: - Назовите место буквы в алфавите: перед какими знакомыми буквами находится буква Д?

Дети: -А,Б,В,Г.

 Динамическая пауза.

Учитель: - Рассмотрите рисунок, найдите слова, при произношении которых вы слышите звук [д].

Дети выходят к доске, указывают на предмет и называют слово, интонационно выделяя звук [д]  или [д ']

«Слоговой» аукцион.

       да (дача, дар, дама, Даша, …)             ду (дуб, душа, дуга, …) Слайды 10-11.

       ды (дыра, дым, дыня, …)                     ди (диван, динозавр, диво, Дима, Диана, …)

       до (дом, дочка, дорога, доля, …)      де (девочка, деньги, дети, дерево, декабрь.)

до        ди        ду

да        де        ды

 Гимнастика для рук 

Раз-два – шли утята.

Три-четыре – за водой.

А за  ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко – громко запищал:

- Пи-пи - пи – не пищи!

- Мы тут рядом, поищи!

5. Работа в Прописи.

Учитель: - Сравните  печатные и письменные буквы.   Слайд 12

- Что необходимо знать, чтобы правильно написать букву?

Дети: -Элементы.

Учитель: - Выберите письменные элементы для буквы д.

 Дети:- Линия с петлёй внизу, овал.

 Рисование узоров Раскраскина.

Учитель: - В каких буквах встречались эти элементы?

Дети: а, о, у.

Конструирование строчной буквы д.

Учитель: -Откуда начнём писать букву?

Дети: -Чуть выше нижней линии рабочей строки.

 Письмо строчной буквы на доске с объяснением учителем.

Учитель: - «Пишем правильно  с Машей»

  Письмо буквы детьми в воздухе под счёт.

 Самостоятельная работа в тетради (1строка)

6. Работа над словом.

Чтение слов ( на доске и на экране)                               Слайд 13

вода

водолаз

водопад

водные

подводные

  Учитель: - Прочитайте слова  столбика. Что вы заметили? Что можете о них сказать?

 Дети:- Это однокоренные слова.

 Учитель:  - Назовите корень.

Водопад – стремительно падающий с высоты поток воды. Самые знаменитые водопады:

Ниагара и Виктория. Ниагара находится на границе США и Канады. Виктория – в Африке- имеет высоту 107 м. Каждую минуту через этот водопад проносится около 100 млн. л воды.

Водолаз – человек, занимающийся подводными работами в специальной одежде

Учитель: - Подберём ещё несколько однокоренных слов.

  Водяное растение, служит пищей и убежищем для морских животных

Дети:- Водоросли

Учитель:- Сказочное существо, живущее в воде .

Дети: - Водяной.

Учитель:- Составим словосочетания со словом вода. Вода какая?

Дети:- Чистая, мутная, газированная, минеральная, солёная, …

Учитель:- Что значит выражение «воды в рот набрать»?

Дети: -Упорно молчать, ничего не говорить.

7. Звуко – буквенный анализ слова вода.

     Физминутка

     Море волнуется раз,

     море волнуется два,

     море волнуется три –

     морская фигура замри.

(Дети имитируют движения)

8. Работа в «Азбуке» (работа с текстом)

Учитель:- Проведите свои наблюдения. Задайте вопросы, на которые  знаете ответы.

    1. Чтение вслух.

    2. Чтение «цепочкой».

    3. Ответы на вопросы, выборочное чтение.

Учитель:- Где работают водолазы?

Дети:- Водолазы работают на дне реки.

Учитель: - О ком это предложение?

Дети: О водолазах.

Учитель:- - Что делают водолазы?

Дети: -Работают.

Учитель:- Водолазы работают. Что мы сейчас назвали?

Дети:- Основу предложения.

Учитель:- Прочитайте предложение, в котором есть имена собственные. Назовите имена собственные. Что вы можете сказать об их правописании?

Учитель: - Сколько предложений в тексте?

Учитель:- Какие это предложения?

•        Чтение слогов с новыми звуками под моделями.

•        Чтение слогов и слов в столбике.

•        Выполнение заданий:

Учитель:- Прочитайте слова, в которых буква «д» обозначает мягкий звук;

Учитель: - Прочитайте слова- признаки, слова-действия.

9. Работа в «Прописях».

Письмо слогов с буквой Д, отработка соединений букв.

- Письмо с комментированием «цепочкой»(2,3, 4  строки)

- Чтение предложения. Составление модели предложения (индивидуально).

Проверка (составление модели предложения на доске)

9. Гимнастика для глаз (электронная физминутка «Дельфины»)

     Закрепление изученного.

  Учитель:-   - Прочитайте слова (на доске).

    Дети: - Девочка, дятел, дерево, радио, дети, Дима, дудочка.

   Учитель: - Какое слово может быть лишним и по какому признаку?

      Например: Слово Дима может быть лишним, так как это имя собственное, а остальные нарицательные имена.

 Учитель:  - На какие 2 группы можно разделить эти слова?

Дети:-Одушевлённые и неодушевлённые.

Учитель:- Слова, в которых 2 слога и 3 слога.

Учитель:- Собственные и нарицательные.

10 .Подведение итогов урока.

   - Какие звуки мы сегодня изучили?

   - Какой буквой они обозначаются?

 Учитель: - Как мы будем читать букву д в слогах – слияниях?

Дети: -Мягко или твёрдо. Это зависит от гласной, стоящей за ней.

   - Какое задание понравилось?

   - Что вызвало затруднение?

11. Итог  урока.

Учитель. Урок окончен. А каким секретом мы бы хотели поделиться со всеми?        Дети. Тем, кто любит приключенья,

           Я открою свой секрет:

           Увлекательнее чтенья

           Ничего на свете нет!

. Рефлексия.

-  Самооценка деятельности на уроке.  Слайд

– Выберите и подойдите к Смайлику, который выражает ваше настроение на уроке.

Спасибо за урок!

Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.

Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...

Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."

Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;;                        - научиться различать звуки и букву;      ...

«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»

Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки  соз...

«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»

Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...