Русский язык. 3 класс. УМК «Школа 2100». Тема: Образование и правописание сложных слов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка, проведенного в 3 классе по теме: Образование и правописание сложных слов.
Тип урока: Урок построения системы знаний
Цель урока: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Образование и правописание сложных слов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_po_teme_obrazovanie_i_pravopisanie_slozhnyh_slov.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык. 3 класс. УМК «Школа 2100»
Учитель: Щетинина Юлия Валентиновна
Тема: Образование и правописание сложных слов.
Тип урока: Урок построения системы знаний
Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию темы: «Образование и правописание сложных слов»
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в парах, группах
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; Педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии (создание эмоционального настроя на плодотворную работу, создание ситуаций успеха, похвала, физминутка и динамическая пауза, смена видов деятельности);
- проблемно-диалогическое обучение;
- деятельностный метод обучения;
- оценивание учебных успехов.
Формы работы:
индивидуальная, в парах, в группах, фронтальная.
Оборудование: (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- презентация, мультемедийный проэктор
- Учебник: «Русский язык» 3 класс, под ред.Бунеевых, толковые словари В.И.Даля и Н.О.Ожегова, карточки с заданиями
Ход урока:
1. Орг. момент
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
- Проверьте вашу готовность к уроку.
- Сейчас урок русского языка.
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
А) Минутка чистописания (соединит. гласные о, е ) (Слайды 1-2.)
Сравнивают с образцом. Оценивают себя.
Б) Отгадайте загадку:
Человек в поход идёт,
Он с собой рюкзак берёт.
Он объедет много стран
И увидит океан.
Может в горы заберётся,
А потом домой вернётся. (Путешественник) (Слайд 3)
- Что вы можете сказать об этом слове? (Имя существительное, сложное и т.д.)
- Докажите. Почему вы так решили?
- Подберите к нему однокоренные слова. (Путь, путник, путевой, путёвка, шествие, шествовать) (Слайд 4.)
- Это новое словарное слово. Запишите его, выделите корни и соединит. гласную.
-Каких знаменитых путешественников вы знаете?
Физминутка для глаз
- Кто был внимательным и увидел ещё одно необычное слово? (Звездочёт) – Что можете о нем сказать?
- Кто уже догадался и может назвать тему сегодняшнего урока? (Д.: Образование и правописание сложных слов.) (Слайд 5)
- Кто догадался почему мы сегодня повторяли написание букв О, Е?
-Для чего нужно изучать эту тему?
- Какие цели вы можете перед собой поставить?
3. Включение в систему знаний
- Как вы думаете, сможете ли вы самостоятельно образовать сложные слова?
- Какими знаниями вы будете пользоваться, чтобы выполнить это задание?
- Кто хочет рассказать правило (с примерами)?
- Образуйте сложные слова из данных пар слов. Запишите их. Подумайте, какую соединительную гласную вы напишите в каждом слове. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную. (Слайд 6)
Падать, листья – … Добрая, душа – ….
Белые, стволы - … Броня, носить – …
Взаимопроверка.
- Какие слова у вас получились? ( Слайд 6)
- Какие соединительные гласные вам здесь встретились?
- Когда пишется гласная о, а когда е? Называют корни и соединительные гласные. (Слайд 7)
-Как вы образовали сложные слова? (Д.: Взяли корни от двух слов и объединили их с помощью соединительных гласных.)
(Ставят оценку.)
- Кто справился без ошибок? – А кто допустил ошибки?
- Кому это задание показалось легким? Почему?
- Кому это задание показалось трудным? Почему?
-Что такое листопад?
- Когда мы употребляем слово белоствольные ?
- Кого мы называем добродушным?
- Кто или что такое броненосец?
- Скажите, где вы можете узнать значение неизвестного слова? (Спросить у учителя или родителей, в интернете, в словаре….)
Работа с страницами словаря.
1.Броненосец - военный корабль закованный в броню.
2. Броненосец – животное.
-Кто нашел другие значения?
3. Насекомое.
4. Латник – человек, закованный в броню.
- Почему и корабль и животное, насекомое и латник получили одинаковое название? (Слайд 8)
- Как называются слова, имеющие несколько значений? ( Многозначные)
- Придумайте предложение с этим словом.
(Дети читают свои предложения и объясняют, почему выбрали то или другое значение слова).
4. Закрепление полученных знаний.
А) Работа в парах на карточках. (На время.)
- У вас на партах лежат листочки с №1. (Рыб, ход, птиц, лов, лёд, гол, кол.)
Выполните работу в паре. Составьте сложные слова из «рассыпанных» корней. Запишите. Выделите корни. Подчеркните соединительные буквы.
- Что можно сделать, чтобы не запутаться при составлении слов? (Соединить корни стрелками.) Записывают на полях сколько слов получилось.
Совместная проверка: объясняют, как слово образовано, какая соединительная гласная, и почему она пишется, вывешивают карточки на доске.
Б) - Сравните слова, записанные на доске, что заметили? (повторяются корни)
Ледокол – гололёд - ледоход; рыболов- птицелов.
- Какой можем сделать вывод? (Д.: У нескольких многозначных слов один из корней может быть одинаковым.)
В) -У вас на партах лежат листочки с №2. Составьте в группах как можно больше сложных слов с одним корнем. Потом проверим, какая группа составила больше слов. Установите, что в значении этих слов общего. С одним из этих слов по вашему выбору составьте устно предложение.
1 группа - … ход; 2 группа - … пад; 3 группа - …лаз;
4 группа - …лёт, 5 группа - … воз; 6 группа - … вод.
Проверка: Каждая группа называет свой корень, зачитывает слова и предложение.
- Предложение какой группы вам понравилось больше?
Лучшее предложение записывается с коментированием.
-Подтвердилась ли ваша догадка (вывод)?
Повторяют правило образования и написания сложных слов.
Физминутка «Хлопай- топай»
Чаепититие, пешеход, кровосос, самолёт, хоровод, сталевар, бензовоз, кашевар, птицелов.
Г) Самостоятельная работа с деформированным текстом . (Слайд 9)
Выберите задание для самостоятельной работы.
1) Составить и записать слова.
2) Восстановить текст.
а) Составь сложные слова:
вода + росли - ……………………………………………
чары + действовать - …………………………………………
злато + глаза - ……………………………………………..
зелье + варить - ………………………………………….
один + класс - …………………………………………….
трава + ведать - ………………………………………………
полная + луна - ……………………………………………
б) Вставь пропущенные сложные слова, восстанови деформированный текст:
В школе ___________________и волшебства Гарри Поттер и его __________________изучали_______________, ________________и другие предметы. Гермиона вычитала в книге, что для оборотного зелья _______________собирают в ________________, ________________ настаивают три недели.
В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге, что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читайте книгу Дж. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната»)
( Слайды с проверкой- 10-11,12-13) * Самооценка.
5. Итог урока. Рефлексия.
- Давайте вернёмся к теме урока. (Слайд 14) – Вспомните какие цели вы ставили перед собой? Достигли ли вы этих целей?
Продолжи фразу: (Слайд15)
- Мне было трудно….
- Я понял, что …
- Я узнал …
- Мне было интересно ….
Домашнее задание.
Соотнесите древнерусские названия месяцев и современные
златолист сентябрь
листопад октябрь
зимобор август
листогной март
вьюговей, бокогрей февраль
снегогон, водолей июнь
хлеборост, разноцвет ноябрь
сенозарник апрель
хлебосол, густоед июль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».
со Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода ...
Урок русского языка по УМК "Школа 2100". Тема: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных", 4 класс
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 4 классе. В технологической карте указывается название этапа урока и его содержание, описана деятельность учителя и уча...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа "Школа 2100".Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.
Представленный урок- один из вариантов знакомства с правилом правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Используемые технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве(ра...
Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным
Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...
Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...
Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...
Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»
Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода». Тип урока:...