Русский язык. 3 класс. УМК «Школа 2100». Тема: Образование и правописание сложных слов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Щетинина Юлия Валентиновна

Урок русского языка, проведенного в 3 классе по теме: Образование и правописание сложных слов.

Тип урока: Урок построения системы знаний

Цель урока: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию  темы: «Образование и правописание сложных слов»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 3 класс. УМК «Школа 2100»

Учитель: Щетинина Юлия Валентиновна

Тема: Образование и правописание сложных слов.

Тип урока: Урок построения системы знаний

Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию  темы: «Образование и правописание сложных слов»

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией;
  • развитие умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта;
  • развитие умения использовать различные способы поиска информации;
  • развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в парах, группах
  • формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (источников информации, материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • развитиеречи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь; Педагогические технологии: 

- здоровьесберегающие технологии (создание эмоционального настроя на плодотворную  работу, создание ситуаций успеха, похвала, физминутка и динамическая пауза, смена видов деятельности);

- проблемно-диалогическое обучение;

- деятельностный метод обучения;

- оценивание учебных успехов.

Формы работы:

индивидуальная, в парах, в группах, фронтальная.

Оборудование: (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)

  • презентация, мультемедийный проэктор
  • Учебник: «Русский язык» 3 класс, под ред.Бунеевых, толковые словари В.И.Даля и Н.О.Ожегова, карточки с заданиями

Ход урока:

1. Орг. момент

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

- Проверьте вашу готовность к уроку.

- Сейчас урок русского языка.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

А) Минутка чистописания (соединит. гласные о, е ) (Слайды 1-2.)

Сравнивают с образцом. Оценивают себя.

Б) Отгадайте загадку:

     Человек в поход идёт,

     Он с собой рюкзак берёт.

     Он объедет много стран

      И увидит океан.

      Может в горы заберётся,

      А потом домой вернётся. (Путешественник) (Слайд 3)

- Что вы можете сказать об этом слове? (Имя существительное, сложное и т.д.)

- Докажите. Почему вы так решили? 

- Подберите к нему однокоренные слова. (Путь, путник, путевой, путёвка, шествие, шествовать) (Слайд 4.)

 - Это новое словарное слово. Запишите его, выделите корни и соединит. гласную.

 -Каких знаменитых путешественников вы знаете?

Физминутка для глаз

- Кто был внимательным и увидел ещё одно необычное слово? (Звездочёт) – Что можете о нем сказать?

- Кто уже догадался и может назвать тему сегодняшнего урока? (Д.: Образование и правописание сложных слов.)  (Слайд 5)

- Кто догадался почему мы сегодня повторяли написание букв О, Е?

-Для чего нужно изучать эту тему?

- Какие цели вы можете перед собой поставить?

3. Включение в систему знаний

- Как вы думаете, сможете ли вы самостоятельно образовать сложные слова?

- Какими знаниями вы будете пользоваться, чтобы выполнить это задание?

- Кто хочет рассказать правило (с примерами)?

- Образуйте сложные слова из данных пар слов. Запишите их. Подумайте, какую соединительную гласную вы напишите в каждом слове. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную. (Слайд 6)

Падать, листья –  …      Добрая, душа –  ….

Белые, стволы -    …     Броня, носить –    …      

Взаимопроверка.

- Какие слова у вас получились? ( Слайд 6)

- Какие соединительные гласные вам здесь встретились?

- Когда пишется гласная о, а когда е? Называют корни и соединительные гласные. (Слайд 7)

 -Как вы образовали сложные слова? (Д.: Взяли корни от двух слов и объединили их с помощью соединительных гласных.)

 (Ставят оценку.)

- Кто справился без ошибок? – А кто допустил ошибки?

- Кому это задание показалось легким? Почему?

- Кому это задание показалось трудным? Почему?

-Что такое листопад?

- Когда мы употребляем слово белоствольные ?

- Кого мы называем добродушным?

- Кто или что такое броненосец?

- Скажите, где вы можете узнать значение неизвестного слова? (Спросить у учителя или родителей, в интернете, в словаре….)

Работа с страницами словаря.

1.Броненосец - военный корабль закованный в броню.

2. Броненосец – животное.

-Кто нашел другие значения?

3. Насекомое.

4. Латник – человек, закованный в броню.

- Почему и корабль и животное, насекомое и латник получили одинаковое название? (Слайд 8)

- Как называются слова, имеющие несколько значений? ( Многозначные)

 - Придумайте  предложение с этим словом.

(Дети читают свои предложения и объясняют, почему выбрали то или другое значение слова).

4. Закрепление полученных знаний.

А) Работа в парах на карточках. (На время.)

- У вас на партах лежат листочки с №1. (Рыб, ход, птиц,  лов, лёд, гол, кол.) 

Выполните работу в паре. Составьте сложные слова из «рассыпанных» корней. Запишите. Выделите корни. Подчеркните соединительные буквы.

- Что можно сделать, чтобы не запутаться при составлении слов? (Соединить корни стрелками.) Записывают на полях сколько слов получилось.

 Совместная проверка: объясняют, как слово образовано, какая соединительная гласная, и почему она пишется, вывешивают карточки на доске.

Б) - Сравните слова, записанные на доске, что заметили? (повторяются корни)

 Ледокол – гололёд - ледоход; рыболов- птицелов.

- Какой можем сделать вывод? (Д.: У нескольких многозначных слов один из корней может быть одинаковым.)

В) -У вас на партах лежат листочки с №2.  Составьте в группах как можно больше сложных слов с одним корнем. Потом проверим, какая группа составила больше слов. Установите, что в значении этих слов общего. С одним из этих слов по вашему выбору составьте устно предложение.

1 группа - … ход; 2 группа - … пад; 3 группа - …лаз;

4 группа - …лёт, 5 группа - … воз; 6 группа - … вод.

Проверка: Каждая группа называет свой корень, зачитывает слова и предложение.

- Предложение  какой группы вам понравилось больше?

Лучшее предложение  записывается с коментированием.

-Подтвердилась ли ваша догадка (вывод)?

Повторяют правило  образования и написания сложных слов.

Физминутка «Хлопай- топай»

Чаепититие, пешеход, кровосос, самолёт, хоровод, сталевар, бензовоз, кашевар, птицелов.

Г)    Самостоятельная работа с деформированным текстом . (Слайд 9)

Выберите задание для самостоятельной работы.

1) Составить и записать слова.

2) Восстановить текст.

       а) Составь сложные слова:

     вода + росли     -    ……………………………………………

     чары + действовать - …………………………………………

     злато + глаза - ……………………………………………..

     зелье + варить - ………………………………………….

     один + класс - …………………………………………….

     трава + ведать - ………………………………………………

     полная + луна - ……………………………………………

         б) Вставь пропущенные сложные слова, восстанови деформированный текст:

       В школе ___________________и волшебства Гарри Поттер и его __________________изучали_______________, ________________и другие предметы. Гермиона вычитала в книге, что для оборотного зелья _______________собирают в ________________, ________________ настаивают три недели.

                В школе чародейства и волшебства Гарри Поттер и его одноклассники изучали травоведение, зельеварение и другие предметы. Гермиона вычитала в книге, что для оборотного зелья водоросли собирают в полнолуние, златоглазки настаивают три недели. (Читайте книгу Дж. Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната»)

( Слайды с проверкой- 10-11,12-13)  * Самооценка.

5. Итог урока. Рефлексия.

- Давайте вернёмся к теме урока. (Слайд 14) – Вспомните какие цели вы ставили перед собой? Достигли ли вы этих целей?

Продолжи фразу: (Слайд15)

- Мне было трудно….

- Я понял, что …

- Я узнал …

- Мне было интересно ….

Домашнее задание.

Соотнесите древнерусские названия месяцев и современные

         златолист                                         сентябрь

листопад                                                                   октябрь

зимобор          август

листогной                         март

вьюговей, бокогрей          февраль

снегогон, водолей                                 июнь

хлеборост, разноцвет         ноябрь

         сенозарник                                         апрель

         хлебосол, густоед        июль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Конспект урока русского языка в 3 классе, УМК « Школа 2100». Тема урока: Знакомство с понятием «сложные слова».

      со  Создание условий для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и системно-деятельностного метода  ...

Урок русского языка по УМК "Школа 2100". Тема: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных", 4 класс

Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 4 классе.   В технологической карте указывается название этапа урока и его содержание, описана деятельность учителя и уча...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. Программа "Школа 2100".Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных.

Представленный урок- один из вариантов знакомства с правилом правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных. Используемые технологии: развивающее обучение, обучение в сотрудничестве(ра...

Урок русского языка 2класс «УМК» Школа России. Тема: Правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова или перед согласным

Цель урока: развивать орфографическую зоркость в написании слов сизученными орфограммами.Задачи урока:Предметныедать понятие о правиле проверки парных согласных в корне слов;сравнение согласных букв ...

Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...

Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыковЦель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью словаЗадачи: познакомить учащихся с новой зн...

Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»

Тема: «Упражнение в изменении  существительных по числам и определении рода».                Тип урока:...