Урок русского языка в 3 классе. УМК «Школа России». Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков
Цель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью слова
Задачи:
познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове, образовывать с помощью суффиксов новые слова;
актуализировать знания о составе слова и роли морфем;
определять роль суффикса в слове;
обогащать и расширять словарный запас учащихся;
активизировать познавательную деятельность;
развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_2.docx | 20.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
УМК «Школа России».
Тема: Суффикс как значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса...
Тип урока: Урок овладения новыми умениями и формирования первоначальных навыков
Цель урока: знакомство с понятием «Суффикс» как частью слова
Задачи:
- познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове, образовывать с помощью суффиксов новые слова;
- актуализировать знания о составе слова и роли морфем;
- определять роль суффикса в слове;
- обогащать и расширять словарный запас учащихся;
- активизировать познавательную деятельность;
- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление на основе упражнений; учиться обобщать и делать выводы;
Планируемые результаты (предметные): познакомятся с новой значимой частью слова – суффиксом, научатся находить его в слове, наблюдать над ролью и значением суффикса в русском языке.
Познавательные УУД
Общеучебные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
понимать и преобразовывать информацию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; обосновывать выбор собственного решения; подводить итог своей деятельности;
Формирование УУД (метапредметных):
регулятивные – определяют и формулируют цель; принимают и сохраняют учебную задачу,; организовывают и контролируют свою работу, в паре; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; прогнозируют результат собственной деятельности; целеполагание и планирование своей деятельности; контролируют и оценивают свои действия ;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют продуктивно взаимодействовать со сверстниками; умеют договариваться и приходить к общему мнению;
личностные – осознают свои возможности в учении;
1Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Я хотела начать урок с пословицы
«С малой удачи начинается большой успех!»
- Как вы понимаете эти слова?
II. Актуализация знаний.
-Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.
- Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
- Общая часть родственных слов называется…(корнем)
- Как называется последний месяц осени…(ноябрь)
- Что находится между городом и селом? (и)
- Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
- Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)
- Чем кончается лето и начинается осень? (буквой о)
- Сколько гласных букв в алфавите? (10)
III. Чистописание
На доске
корень ,приставка ,окончание
-Что называют эти слова ? (Части слова) Запишите.
-Как думаете, есть ли другие части речи?
IV. Сообщение темы урока. Самоопределение к деятельности.
— Запишите в тетради слово малина, назовите орфограмму (непроверяемый безударный гласный звук в корне слова).
— Как можно назвать маленькую ягоду малины? ( малинка)
— Как называется участок земли, где растут кусты малины? (малинник) (Учитель записывает на доске, а дети – в тетрадях слова малина, малинка, малинник.)
- Что общего у этих слов? Чем они отличаются?
- Выделите известные вам части слова.
— Какую часть в словах вы не выделили? (Часть слова, которая стоит после корня.)
-Кто знает, как называется часть слова, которая стоит после корня перед окончанием?
После корня он стоит
Перед окончанием.
Если я его сменю
Другое слово получу.
Обозначаю уголком
Называю «СУФФИКСОМ»
-Ребята, сформулируйте тему урока. О какой части слова мы будем сегодня говорить?
-Какие задачи мы поставим перед собой? Какое новое знание нам предстоит получить? (Узнать. Что такое суффикс? Где находится суффикс? Для чего служит суффикс?
-Итак: Сегодня мы будем исследовать суффикс и выявим его роль в русском языке.
V. Работа по теме урока.
1. Открытие нового. СПРАВКА: Слово суффикс пришло к нам из немецкого языка SUFFIX, что обозначает «прикрепленный», а тот в свою очередь из латинского SUFFIXUS с тем же значением.
2.Формулировка правила: - Давайте попробуем сформулировать правило о суффиксе.
-Какая это часть слова ? ( Значимая, изменяющаяся)
После чего стоит?(После корня).
Перед чем стоит? (Перед окончанием).
Для чего служит? (Для образования новых слов).
Полностью повторим все, что сейчас говорили о суффиксе.
3.Работа по учебнику. Откройте учебник на стр.89. Проверим, правильно ли мы сформулировали правило?
Упр.164 с.89 ,упр.165 работа по вопросам и заданиям учебника
4.Работа в группах. Ответить на вопросы и создать эталон.
Ответьте на вопросы:
- Что такое суффикс?
- Где стоит суффикс?
- Для чего он служит?
Допишите правило. Суффикс — часть _____________, которая стоит после ____________ и служит для образования _______________ слов.
VI. Рефлексия
(Работа в парах.)
— Прочитайте слова.
Домик, пригород, берёзка, рыбак, переход, отлёт.
— Разделите их на две группы. (1) Домик, берёзка, рыбак; 2) переход, отлёт, пригород.)
— По какому признаку вы разделили слова? (В первой группе слова, образованные с помощью суффиксов, во второй — с помощью приставок.)
— Что такое приставка? Для чего она служит?
— Что такое суффикс? Для чего он служит?
— Оцените свою работу на уроке.
VI1 Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы
— Ребята, а вы любите, когда вас называют ласковыми именами? Как вас зовут дома самые близкие люди? А при помощи чего это им удавалось?( С помощью суффиксов).
Давайте, попробуем сказать ласковые имена друг другу. Какое значение несут суффиксы: -еньк, -ечк, -очк- ?
- Ребята, вы такие молодцы, были сегодня все старательными и внимательными.
Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы. Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"
Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....
Урок русского языка. 3 класс.УМК "Школа России" Тема:"Глагол как часть речи"
Урок для 4 четверти 3 класса.Используются групповые фронтальные формы работы, презентации....
Урок русского языка. 3 класс. УМК «Школа России» Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Тема: правописание непроизносимых согласных в корне слова.Цель: учить определять слова с непроизносимой согласной в корне слова, упражнение в подборе проверочных слов к данным словам, упражнение...
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"
Презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК Школа России. Тема "Части речи. Закрепление"...
Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса
Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. УМК "Школа России"Тема: «Простое и сложное предложения. Запятая между частями сложного предложения».
Цели деятельности учителя: познакомить с понятием сложное предложение; развивать умение устанавливать связь слов в предложении; различать простое и сложное предложение; познакомить с прави...
презентация к уроку русского языка , 2 класс , программа "Школа России". Тема: "Какие слова пишутся с большой буквы?"
Данный урок проведен в рамках районного методического объединения учителей; сопровождался презентацией Microsoft PowerPoiht....