Урок русского языка по УМК "Школа 2100". Тема: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных", 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Материал содержит технологическую карту урока русского языка в 4 классе. В технологической карте указывается название этапа урока и его содержание, описана деятельность учителя и учащихся, а также формируемые УУД на каждом этапе урока. Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bezud_okonch_im_sushch_4_kl.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
технологическая карта урока
Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных.
Учитель: Теренина Наталья Владимировна
Класс: 4
Предмет: русский язык
Автор УМК (программы учебного курса): Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. (ч. 1 – 160 с., ил.; ч. 2 –144 с., ил.) Изд. 5-е, перераб.- М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок ознакомления с новым материалом
Цель урока: познакомить учащихся с орфограммой безударной гласной в падежных окончаниях имён существительных.
Задачи: формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных, сформулировать
правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных, уметь применять это правило.
Цель как деятельность учеников:
М/п: анализировать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую, способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
М/к: адекватно использовать речевые средства, высказывать и обосновывать свою точку зрения, уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ЛР: расширение активного и потенциального словарного запаса, уметь оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм.
Средства обучения:
Для учителя: средства ИКТ Диск «Игры и задачи», 1-4 класс-1С: Образование 4. Дом.
Для обучающегося: тетрадь, учебник.
Название этапа | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |
1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Цель: Осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности | Орг. момент | Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности. | Ученики открывают тетради, готовятся внимательно слушать учителя. | Регулятивные: волевая саморегуляция. | |
2.Актуализация изученного о слове и введение в тему урока. Цель: Актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов. | Орфографическая разминка. Словарная работа. | а) Прочитайте. Что объединяет эти слова? Какое задание вы можете предложить для работы с этими словами? б) Запишите изученные слова в 3 столбика в зависимости от склонения. Подчеркните орфограммы. в) Расскажите, какие существительные относятся к 1, 2, 3–ему склонению. г) Поставьте словарное слово газета в П.п. (В газете). Ведь именно в ней мы прочитаем объявление о пропавшей собаке. | а) Определить род, склонение и т.д. б) Записывают слова в 3 столбика: к..пейка, обл..ко, л..донь, п..латка, л..п..сток, к..р..дор, к..рзина, д..серт, к..п..тан, г..зета. в) Правило «Три склонения им.сущ.» г) В газете или в газети? | Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других. Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса. | |
3. Формулирование темы урока и его цели. Этап планирования деятельности | Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4. Дом) «Объявление». | На основе выполненных заданий сформулируйте вопросы по теме урока. Объявление. «Пропал щенок по кличк… Дружок. У собак… белая шёрстка и хвост кисточкой. Прошу вернуть за вознаграждение. 4-87-75». | -Кто прав: мальчик, написавший объявление, или девочка, исправившая буквы в словах? Почему можно допустить ошибку в написании этих слов? -Какой возникает вопрос? (Как быть с безударными падежными окончаниями имён существительных: писать так, как слышишь, проверять или запоминать? Как определить, какую букву писать в безударном окончании имени существительного?) -Назовите тему урока? -Какие цели поставите перед собой на этом уроке? | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах (иллюстрация, схема); пользоваться словарём. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | |
4. Поиск решения («открытие нового знания). | Работа по учебнику, упр.186 с.20 Работа в парах или в группах (по желанию). | В каких падежах легче всего допустить ошибку? Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку? | Упражнение 186. Учащиеся анализируют безударные окончания существительных. 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл. И.п. поговорка поле радость Р.п. поговорки поля радости Д.п. поговорке полю радости В.п. поговорку поле радость Тв.п. поговоркой полем радостью П.п. о поговорке о поле о радости В 1-м скл: в Р.п., в Тв.п, П.п.; во 2-м скл: в Тв.п, П.п.;в 3-м скл: в Р.п., в Д.п, П.п.) Предположения учащихся. Учащиеся склоняют слова-помощники (луна, окно, степь), вписывая ударные окончания. Сравнивают ударные и безударные окончания. Формулирование вывода и сравнение его с выводом учебника (стр.20). Выработка алгоритма. | Коммуникативные: готовность слушать товарища и вести диалог, способность участвовать в совместной деятельности Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Познавательные: Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. | |
| |||||
5. Первичное закрепление. Применение алгоритма «Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного». | Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4. Дом) | У кого возникли трудности при выполнении задания? Ребята, а как надо ухаживать за своими меньшими друзьями, чтобы они не пропадали? Надеемся, что Дружок не потерялся, а просто отправился в лес послушать пение птиц. | Комментированное письмо - 3 примера, остальные - самостоятельно. -А где мог прятаться щенок Дружок? (На остановк…, в бан..., в деревн..., в город.., в беседк..., в рощ... на площад.., на стройк.., в будк.., в дом.., у дяд.., на речк.., в огород..). Запишите, пользуясь алгоритмом, и обозначьте орфограмму. Образец рассуждения: -Исходное слово (На остановк..) -Ставлю имя сущ.в начальную форму, выбираю вопрос (кто? что?) -Определяю склонение (1,2,3) -Подбираю слово-помощник (земля, конь, степь) -Выбираю такое окончание, какое и в слове-помощнике (и, е) -Итог: на остановкЕ (на лунЕ). Проверка работы. Ответы детей. | Регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Познавательные: Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. | |
Физ. минутка. Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной раз-грузки учащихся. |
Поклонились, поздоровались. Крепко обнялись, в гору поднялись И по домам разошлись. 2.Гимнастика для глаз. | ||||
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: самостоя тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок. | Работа с ЦОР. (Диск «Игры и задачи, 1-4 класс-1С: Образование 4. Дом) «Окончания имён существительных». | Организует выполнение задания по новому алгоритму. -Теперь и мы отправимся в лес. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные гласные в окончания имён существительных. Как будете действовать? Проверка правильности выполнения задания: сверьте свою работу с образцом. Выполните морфологический разбор любого имени существительного из данного текста. | На зелёной ветк... берёзк… заливается скворец. Чего только не услышишь в его песн...: тут и скрип колёс, и кукованье кукушк..., и трель дудочк… пастуха, и даже мяуканье кошк.... А в пол... льётся песня жаворонка. Чёрной точкой висит в неб… маленький певец. А потом сядет в зелен… и отдыхает. Самоконтроль. | Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты действий. Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. Личностные: расширение активного и потенциального словарного запаса. | |
7. Домашнее задание. Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
| Подразумевается возможность выбора заданий для отработки тех или иных умений. | Варианты д/з: а) упр.187, правило стр.20. Составьте предложение с любым словосочетанием из упр.187 б) Стр. 24 упр 1. в) Карточки* | Проверка соответствующих записей. | ||
8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока, соотнесение цели урока и его результатов. | Подведение итогов урока. Формулировка выводов. | Что нового узнали на уроке? - Кто научился решать орфографическую задачу в безударных падежных окончаниях имен существительных? -Как будете действовать, если у существительного безударное окончание? Как узнать буквы в безударных падежных окончаниях имен существительных? - Что было для вас самым трудным? -Где вам могут пригодиться эти знания? -Кто доволен своей работой на уроке? | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения. | Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Коммуникативные: умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. 3-4 класс. Тест Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных
Тест по русскому языку для учащихся 3-4 класса (3 четверть), состоящий из 16 заданий на проверку знаний учащихся по правописанию падежных окончаний имен существительных и прилагательных, на знание гра...
Урок по русскому языку 4 класс УМК "Гармония" - «Правописание безударных окончаний имен существительных"
Данный урок посвящен закреплению способа проверки безударных окончаний имен существительных...
Урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-го склонения,слов на тему-чувства и качества людей"
Цели: Повторить правописание безударных окончаний 1 и 2 склонения Закрепить знания о правописании безударных окончаний существительных 3 склонения Нравственное воспитание «Совесть- лучший советн...
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже"
Урок изучения новой темы, используется ИКТ. Цель: научить учащихся проверять безударные окончания в предложном падеже, воспитывать самостоятельность, коммуникативность....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения".
Правописание безударных окончаний имен существительных 1, 2 и 3 склонения....
Презентация урока русского языка. 4 класс. УМК "Гармония" "Правописание безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных"
Комбинированный урок русского языка и литературного чтения, построенный на на материале басен, по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных и прилагательных"....
Конспект урока на тему: "Выведение общего правила правописания безударных окончаний имен существительных".
Конспект создан для обучающихся 4 классов, ОС "Школа 2100". Данная тема урока легко может быть адаптирована к урокам других УМК....