Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК Класс 3 («Школа России») Тема: «Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Тема: «Упражнение в изменении  существительных по числам и определении рода».                Тип урока: отработки умений и навыков  на основе применения исследовательской работы.     Форма организации учащихсяУрок – путешествие: «Мой край»                           Данный урок представлен в разделе «Имя существительное». Урок соостветствует программе и календарно-тематическому планированию. Структура урока отвечает требованиям  ФГОС.  При разработке сценария урока была продемонстрирована методическая система в совокупности ди­дактических элементов (цель обучения русскому языку, содержание обучения, методы и приемы, методические принципы обучения, средства обучения и организа­ционные формы), находящихся в тес­ных связях друг с другом в целостности и органичности. На уроке была проведена физкультминутка, что важно для  соблюдения здоровья учащихся. Продемонстрирован инновационный подход в обучении. Было создано особое пространство  учебной де­ятельности, в котором ученик превращается в активного деятеля на уроке. Урок продемонстрировал методическую систему, основанную на принципах  гуманизации и демократизации учебного процесса. Он был ориентирован на формирование  коммуникативной и социальной компетенций. На уроке совершенствовались знания и умения, полученные в процессе изучения темы с применением компьютерных технологий, которыедали возможность построить урок логично, научно, с использованием видеофрагментов.                                                         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkiy_yazyk_3_klasstishkova_m.n.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Автор урока: Тишкова Маргарита Николаевна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 3

Автор УМК: Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч.часть 2 (авторВ.П. Канакина,В.Г.Горецкий 4 класс, М.: Просвещение) - 2014.

Тема урока: Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода.

Тип урока: Урок отработки умений и навыков на основе применения исследовательской работы . Форма: Урок- путешествие «Мой край». Цели урока.

Образовательные: знать приемы определения рода и числа имен существительных, приемы определения рода имен существительных во множественном числе. Совершенствовать умение определять род имен существительных и изменять их по числам. Совершенствовать умение распознавать орфограммы, выполнять различные виды разборов.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, умение сравнивать, сопоставлять; развитие способностей у учащихся свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной речи, соблюдая нормы построения текста; преобразовывать, сохранять и передавать информацию, полученную в результате чтения и работы с текстом.

Воспитательные: формирование у учащихся осознания ценностей русского языка; уважительного и бережного отношения к природе. Воспитывать чувство любви к родному краю.

УУД Личностные:

формировать интерес к предмету через использование различных форм обучения и создания ситуации успеха, прививать детям (в игровой форме) чувство восхищения красотой родной природы, умение видеть прекрасное во всем, что их окружает; выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь:

Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

Коммуникативные: уметь договариваться, работая в группах, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.

Познавательные : закрепить теоретические сведения о числе и роде существительных; развить навыки разбора по составу; научиться самостоятельно работать с картой, находить нужную информацию, развивать устную и письменную речь.

Методы: диалог;самостоятельная работа ;выполнение заданий;индивидуальная работа; словесные; работа в паре, группе;исследовательский, частично –поисковый, диффиренцированный.

Основные понятия: род, число существительных.

Межпредметные связи: кубановедение, окружающий мир.

Оборудование: УМК, мультимедийный проектор, компьютер, доска, бланки ответов, карточки, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности. Психологический настрой уч-ся.

- Улыбнитесь друг другу, ребята! Садитесь, девочки, а теперь - мальчики. (Учитель проводит с учащимися упражнение на создание положительного эмоционального настроя. Звучит лёгкая музыка.) -Какое сейчас время года? Посмотрите в окно. Как на улице красиво. Лежит снег. А давайте вспомним, как попадает снег к нам на землю. - Ребята, представьте себе, когда я утром шла в школу, мне на ладошки опустились такие красивые снежинки. Что я захотела поделиться этой красотой и принесла эти снежинки в класс. Возмите их. Посмотрите, как они вам улыбаются. Улыбнитесь и вы ей! Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь. Прикройте левой. Почувствуйте, как от неё исходит удивительная энергия, добро.

- Мысленно поместите добро и хорошее настроение этой снежинки в своё сердце. Чувствуете, у вас появляются новые силы, энергия?! Я хочу, чтобы вы запомнили, то, что сейчас чувствует, и чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов!

Дети сидят за партами, слушают,

организуют рабочее место.

Дети отвечают: «Зима».

Ответ детей: « Из снеговой тучи падают снежинки».

Коммуникативные: умение включиться в урок, во взаимодействие

с учителем.

Личностные:

умение

высказывать

свою точку зрения.

Постановка цели урока

(проблемная ситуация). Открытие нового

материала.

Цель: знакомство

с новой темой.

- Определим тему нашего урока. Для этого поработаем над словами: снежинка,снеговик , снежное, серебро.

- Что общего в этих словах? Какое слово лишнее? Почему? Выделим окончания этих существительных. Почему разные окончания? Так какова тема сегодняшнего урока? Измените число этих существительных. Уточните тему урока.

Слайд 1. Тема урока: Упражнение в изменении существительных по числам и определении рода.

-К концу этого урока вы должны твердо знать, как определить род и число имени существительного, уметь определять род имен существительных. Будем развивать умение распознавать изученные орфограммы, правильно писать слова на изученные орфограммы, выполнять различные виды разборов. На уроке будем работать над развитием орфографической зоркости, внимания, будем учиться анализировать, сравнивать, сопоставлять. Поговорим о бережном отношении к родной природе.

Ответы детей. Начинаются на букву с, состоят из трёх слогов. Снежное. Это имя прилагательное, все остальные – имена существительные. Это существительные разного рода. Род имен существительных . Род и число имен существительных.

Регулятивные:

умение

самостоятельно

формулировать

тему и цель урока.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: достаточно полное и точное

выражение своих мыслей в

соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Работа над материалом урока Цель: формирование

запроса на получение новых знаний.

1)Каллиграфическая разминка.

-Проведем каллиграфическую разминку, так как она помогает выработать красивый и правильный почерк. Слайд 2. Сс се серебро,сн снежинка, снег снеговик.

Уч-ся работают в тетрадях.

Регулятивные:

управление

своей

деятельностью.

2) Повторение приемов определения рода имен существительных.

-Как определить род имен существительных?

Слайд.3 Женский род запомню я

И скажу она, моя.

И запомню род мужской

И опять скажу он, мой.

Средний род – оно, мое.

Это – правило твое.

Дети хором читают стихотворение.

Личностные:

формирование

мотивации к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

3) Слово учителя о Краснодарском крае.

Слайд 4. Карта Краснодарского края.

-В этом учебном году наш класс проводит исследовательскую работу по изучению родного края. На этом уроке мы продолжим это исследование. Но при этом, раз это урок русского языка, будем совершенствовать орфографические умения и навыки.

4)Определение рода имен существительных в начальной форме.

а) Города Краснодарского края.

Посмотрите на карты Краснодарского края, лежащие на ваших партах. Назовите города нашего. Запишем названия некоторых городов , определим род.

Главный город Краснодарского края(Краснодар), главный город нашего района(Тимашевск), детская здравница на Чёрном море (Анапа), Город Воинской Славы(Туапсе).

(Дети записывают слова под диктовку) .

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: достаточно полное и точное

выражение своих мыслей в

соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

б) Реки края.

-Какие реки протекают по территории нашего края? Спишите названия рек , самостоятельно определите род этих существительных.

Кубань, Челбас,Протока,Уруп.(Проверка).

Работа в парах.

Регулятивные:

принимать и

сохранять

учебную задачу.

в) Полезные ископаемые.

-Наша Кубань богата полезными ископаемыми. Обратимся к карте. Какие полезные ископаемые добывают на территории нашего края?

-Запишем под диктовку названия некоторых полезных ископаемых и определим род. Нефть, газ, глина, мергель.

(Рассматривание образцов полезных ископаемых).

Уч-ся пишут под диктовку.

Личностные:

формирование

мотивации к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

5) Словарная работа.

Цель: разобрать

слова и

обогащение

словарного запаса слов.

-Растительный и животный мир Краснодарского края богат и разнообразен. Проведем словарную работу, используя названия растений и животных нашего края.

Растение, береза, животное, заяц, сорока, ворона, корова, молоко.

-Сколько букв и звуков в слове заяц? Почему?Самостоятельно определите род существительных. Поставьте слова во множественное число. Можно ли слово молоко поставить во множественное число?Назовите существительные, которые употребляются только в единственном числе, только во множественном числе.

Дети пишут под диктовку словарные слова.

В слове заяц - 4 буквы, 5 звуков.

Ответы детей.

Взаимопроверка.

Коммуникатив

ные: учет

разных мнений,

координирование в

сотрудничестве

разных позиций.

Личностные:

опора на свой

жизненный опыт.

6)Динамическая

пауза.

Цель: снятие

физического и

эмоционального

напряжения с детей.

Музыкальная физминутка «Снежинка»

Учащиеся выполняют упражнения.

Регулятивные:

организовать

свою физ.

деятельность.

7) Групповая работа.

Цель: развитие мышления,

высказывание своего мнения.

-Сейчас пора показать, как вы умеете работать в группе, сообща. Вам предстоит выполнить тестовые задания: найти имена существительные определенного рода.

Но прежде чем выполнять эту работу, давайте вспомним редкие виды рыб, птиц нашего края.

Слайд 5.Редкие виды рыб.

Слайд 6. Редкие виды птиц. Карточка № 1. Отметь знаком Х все имена существительные женского рода: белуга, стерлядь, осётр, севрюга. Карточка № 2. Отметь знаком Х все имена существительные мужского рода: орёл, скопа, журавль, дрофа. Карточка № 3. Отметь знаком Х все имена существительные среднего рода: вода, тепло,кислород, солнце.

Смотрят слады.

Групповая работа. Проверка.

Личностные:

опора на свой

жизненный опыт.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений.

8) Изменение имен существительных по числам.

-Много птиц обитает на территории нашего края.

-Как определить род имен существительных, которые стоят во множественном числе?

Измените число данных существительных, определите род.

Ястребы, орлы, кукушки, пеночки.

-Многие птицы , звери и растения нашего края стали редкими.

Рассказы учащихся о птицах.

Учебник с.28

Самостоятельная работа. Взаимопроверка.

Работа с «Красной книгой».

Познавательные:

построение логической цепи рассуждений.

Коммуникатив

ные: умение слушать

и понимать друг

друга.

Познавательные:

контроль и

оценка процесса

и результатов

деятельности.

9) Комментированное письмо.

Цель: Развиваем орфографическую зоркость.

-Сейчас запишем предложение с комментированием, объясняя все орфограммы.

На вершине сосны громко застучал лесной доктор.

Разбор предложения по членам, определение частей речи. Разбор слова застучал по составу. Определение рода и числа имен существительных.

Регулятивные:

принимать и

сохранять

учебную задачу.

Личностные:

умение

высказывать

свою точку зрения.

10) Дифференцированная работа.

Цель:

Применение новых

знаний на практике.

-Чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшнюю тему урока, проведем небольшую самостоятельную работу. Вы должны показать, как научились определять род и число имен существительных. Задания разной степени сложности вы выберете по своим силам. Выполняя эту самостоятельную работу, вы продолжите знакомство с животным миром .

Слайд 7. Самостоятельная работа.

I уровень

Определите род имен существительных: Бобр, черепаха, рак, лисица.

II уровень

Поставьте существительные в единственное число, определите род:

Лоси, косули, ящерицы, хорьки.

III уровень

Спишите, определите число и род имен существительных:

В степях нашего края обитают суслики, хомяки, полёвки.

Слайд 8. Проверка выполнения заданий.

Работа по выбору.

Самопроверка.

Личностные:

формирование

мотивации к

обучению и

целенаправленной

познавательной

деятельности.

Коммуникатив

ные:формулировать

собственную

позицию и мнение.

V. Обобщение.

Цель: воспитывать гордость за свою малую родину.

-Заканчивается этот урок и заканчивается наше путешествие по Кубани. Но это далеко не все интересное, что можно узнать о нашей малой родине. Наша Кубань – это родина знаменитых людей: исследователей, военных, путешественников, артистов, спортсменов, писателей и поэтов,космонавтов.

Слайды 9-11. Фотографии знаменитых людей Краснодарского края.

-И я надеюсь, что вы, когда вырастите, будете преумножать славу нашего края, постараетесь сделать его еще лучше, еще краше.

Ребята смотрят слайды.

VI. Итог урока.

Цель: фиксируется

новое знание,

изученное на уроке.

-Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний?Чему вы научились?Как определить род имен существительных? Как определить число имен существительных?

Дети вспоминают стихотворение, помогающее в определении рода имен существительных.

Личностные:

умение

высказывать свою точку

зрения.

Регулятивные:

формируем

умение

высказывать и

доказывать своѐ

предположение.

VII. Рефлексия. Цель: формулирование

оценочных выводов

и обобщений.

-Ребята,с нами целый урок были снежинки. И они мне по секрету сказали, что им на уроке было очень интересно, и они много узнали. А вам было интересно, вы много узнали? Если да, то поднимите снежинку вверх, нет, то пусть она лежит на парте.

- Ура!У нас получился целый снегопад!

Проводят самооценку.

Регулятивные:

оценка своей

деятельности на

уроке.

VIII. Домашнее задание.

Цель: обсудить

домашнее задание.

I группа: написать мини-сочинение на тему «Мой край», определить род и число имен существительных.

II группа: из орфографического словаря выписать по четыре существительных мужского, женского и среднего рода.

Слайд 12. Молодцы! Спасибо за хорошую работу!

- Я благодарю вас за урок.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные:

управление

своей

деятельностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс УМК «Школа России» Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10»

Урок математики 1 класс УМК «Школа России» Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Числа от 1 до 10» Цели : повторить и систематизировать материал, изученный на предыдущих уроках, закреплят...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Общее представление об имени существительном как части речи

Предмет: Русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Общее представление об имени существительном как части речиЦели урока: Продолжить знакомство обучающихся с именем существительным, распознавать имя существ...

Конспект урока для 2 класса. Школа России. Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Предмет: Русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительныеЦели урока: Формировать у учащихся умения ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевл...

Урок русского языка 4 класс УМК Школа России Тема "3-е склонение имен существительных"

Тема урока3-е склонение имен существительных.Цель урокаДеятельностная: формировать у учащихся умения реализовать новые способы действия.Содержательная: познакомить учащихся с существительными 3-го скл...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе. Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».

Презентация  к уроку русского языка в 3 классе.Школа России. Тема урока: «Упражнение в написании имён существительных, оканчивающихся на шипящий звук».Тип урока: изучения и ...