«Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Костина Валентина Владимировна

             Данный урок – один из системы уроков по изучению речевых ситуаций, в которых необходимо указывать свой адрес.   Он направлен на совершенствование навыков установления ситуации общения, в которых необходимо указывать адрес, правильное написание собственных имен, последовательность действий при списывании, проведение звукового анализа слов.

            Каждый этап урока содержит задания, которые предусматривают непосредственное участие учащихся в организации учебного процесса.      Использование различных видов работы на уроке помогает активизировать познавательный интерес, способствует успешному усвоению учебного материала.

            В течение занятия дети работают с учебником и двумя тетрадями (рабочая и печатная). Дети активно отгадывают загадки, списывают слова, подбирают слова к схемам, пишут имена собственные, употребляя правило.        Все это помогает  на уроке выполнить большой объем  материала и разнообразить его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_1_klass.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес.  Повторение слогоударных схем слов» , 1 класс, «Начальная школа XXI века».

Педагогические задачи: 

  • создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения;
  • научить делить слова на слоги, писать предложения с соблюдением гигиенических норм.

Планируемые результаты образования: 

Предметные: научатся

  • обсуждать текст, в котором представлена неполная информация;
  • устанавливать ситуации общения, в которых необходимо указывать адрес;
  • использовать правило написания собственных имён (на примере записи адреса);
  • проводить звуковой анализ;
  •  находить в тексте слова по заданным основаниям (слова, соответствующие приведённым слогоударным схемам);
  • контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные:

  • общеучебные - освоение ситуаций общения, в которых необходимо указывать адрес;
  • применение правила правописания собственных имен (на примере записи адреса);
  •  логические - проведение звукового анализа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (слова, соответствующие приведенным слогоударным схемам).

Регулятивные: 

  • мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.

Коммуникативные:

  • излагать мысли точно, ясно и просто;
  • осознавать цели и ситуации общения.

Личностные: 

  • проявляют учебно-познавательный интерес;
  • понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований, выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Звенит, заливается школьный звонок.

Готовьтесь, ребята, - начнем наш урок.

  1. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

- Послушайте отрывок стихотворения С. Я. Маршака

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку,

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова и Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Всё разнёс по адресам.

- О ком это стихотворение?

- Что разносит почтальон по квартирам? (Письма)

- Что указывают на письмах, чтобы оно нашло получателя? (адрес)

  1. Работа по учебнику

- К чему призывает нас условный знак «Давайте подумаем»?

- Прочитайте приглашение на день рождения, которое написала Тоня (стр. 43, учебник).

- Что нужно дописать в приглашении? (Адрес.)

- Это тема нашего урока.

- В каких ситуациях пригодится знание собственного адреса?

Словарно - орфографическая работа 

- Слово «адрес» заимствовано из польского языка, пришло в Россию в XVIII веке. В польском языке появилось из французского.

Значение слова «адрес»:   Надпись на почтовом отправлении (конверте, посылке и т.п.), указывающая место назначения и получателя.

  1. «Открытие» новых знаний и способов деятельности.

Работа по учебнику (с. 43-45).

1. Упражнении 1.

- Как вы думаете, почему в авторы учебника в скобках в начале слов указали две буквы: большую и маленькую. (Авторы предлагают нам выбрать нужную букву.)

- Как вы будете действовать, выбирая нужную букву? (Надо прочитать слово, подумать над его значением; если имя собственное ~ выбираем большую букву.)

- Помогите Алёше записать адрес. (Коллективная работа)

2. Упражнение 2. (Задание повышенной трудности, в зависимости от работоспособности класса.) (Для сильного класса, можно не выполнять)

- Кто из вас знает свой адрес?

- Можете ли вы записать его правильно? Попробуйте.

3.Чтение материала рубрики «Обрати внимание».

- Какую важную информацию вы получили?

4. Упражнение 3.

- Прочитайте письмо, которое написала птичка колибри.

- Как вы думаете, Кузя получит письмо?

- Правильно ли она указала адрес?

- Спишите письмо, пользуясь алгоритмом списывания.

5.Упражнение 4.

- Разбор упражнения, подбор слов из упражнения 3.

- Выполнение работы. (Коллективная проверка.)

- Слова: (память, тебе, пёрышко, ответа, хорошо.)

  1. Работа в тетради «Русский язык» 

Пальчиковая гимнастика

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.
  (На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.)

Зарядка для глаз:

- Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.

- Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.

- Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.

- Посмотрите на верхний левый угол стены класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.

1. Упражнение 1 «Дорисуй», (стр. 40)

- Отгадайте загадку:

Он стоит, простой и строгий, 
В однотонном пиджаке, 
У него карманов много, 
Провода в его руке, 
И глаза его, как блюдца, 
То потухнут, то мигают. 
И до неба дотянуться 
Он пытается руками. (Дом).

-  Самостоятельно дорисуйте домик.

2. Упражнение 2 «Напиши красиво». (Фронтальная работа.)

- Назовите элементы букв на первой строке. (Короткая линия с закруглением, внизу, короткая линия с закруглением внизу и короткой петлей, длинная линия с длинной петлей.)

- Найдите сходства и отличия строчных букв и, ц, ш, у, записанных на второй строке.

- На третьей строке запишите буквы, узнав их по описанию:

  • это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (ц);
  • это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и ещё одной короткой линии с закруглением внизу (и);
  • это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, ещё одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (щ);
  • это буква, которая состоит из трех коротких линий с закруглением внизу (ш);
  • это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и длинной линии с длинной петлей внизу (у).

3. Упражнение 3 «Распредели слова по столбикам». (Работа в парах.)

Проверка выполненной работы:

адрес                                       знание                                      строчная

буква                                       улица                                      квартира

город

- Подберите свои слова для каждого столбика.

- Какие слова не записали ни в один из столбиков? (Хотел, помоги, тетрадь, письмо, ответ.)

- Почему они не вошли ни в один из столбиков? (Ударение падает не на тот слог)

4. Упражнение 4 (проверка понимания изученного). (Самостоятелъное выполнение.)

- Вспомните, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие - с заглавной? (Названия городов, улиц, рек, морей пишутся с заглавной буквы.)

- Запишите географические названия.
Города: Казань, Москва, Смоленск.

Реки: Волга, Ока.

Улицы: Волкова, Обручева.

Моря: Красное, Чёрное.

5. Упражнение 5 «Догадайся». (Фронтальное выполнение.)

Проверка выполненной работы: спасибо, адрес, пожалуйста, до свидания.

6. Упражнение 6 «Спиши». (Работа выполняется если осталось время).

- Прочитайте текст упражнения.

- Прочитайте слова, записанные с большой буквы.

- Объясните, почему нужно писать их с большой буквы?

- Расскажите порядок работы при списывании. (Прочитать слово, подели на слоги, пиши диктуя себе по слогам, проверь читая слово в тексте.)

  1. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

- Покажите смайлики, какое у вас настроение после выполненных заданий на уроке.

  1. Инструктаж по выполнению устного задания.

- Узнайте точный адрес бабушки (сестры, брата, друзей).

Список литературы:

  1. Русский язык : 1-4 классы : программа, планирование, контроль / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова. – М : Вентана – Граф, 2012.
  2. Русский язык: 1 класс: система уроков по учебнику С. В. Иванов,

М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова  / авт. Сост. С. В. Николаева, И. Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2013. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова,

А. О. Евдакимова; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. – 2-е изд., испр. - М: Вентана – Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века.)

  1. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова. - М: Вентана – Граф, 2014. – 96 с. : ил. - (Начальная школа XXI века.)
  2. Речевые секреты: кн. Для учителя нач. классов / Т. А. Ладыженская [и др.]; под редакцией Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1992.
  3. Хрестоматия по детской литературе / сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская; под ред. Е. Е. Зубаревой. – 10-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.
  4. Открытые уроки в начальной школе / сост. Е. С. Гостимская. – М.: 5 за знания, 2007.
  5. Г. А. Евсюкова:  Методическая копилка // Начальная школа. – 1998.
  6. Интернет – ресурсы: www.vgf.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес

Конспект урока русского языка в первом классе по программе "Школа 21 век"...

«Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов.»

Тема урока: «Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов.Технология: проблемное обучение. Цель урока: открыть новое знание: для чего нужно прави...

"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"

В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...

Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Слова – предметы. Слова – признаки.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность.Формирование УУД:Познавательные УУД: Развивать умения...

Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».

Цель урока:создать условия для сочинения небольших рассказов; научить называть слова, обозначающие предметы, признаки и действия, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать ус...

Презентация " Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес"

Презентация по русскому языку к уроку 13 на тему "Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес" (1 класс, УМК "Начальная школа 21 века")...

Эмболофразия – постоянное повторение высокоупроченного фрагмента слова, целого слова или словосочетания, неуместного в данной речевой ситуации.

Эмболофразия – это постоянное повторение высокоупроченного фрагмента слова, целого слова или словосочетания, неуместного в данной речевой ситуации....