«Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Данный урок – один из системы уроков по изучению речевых ситуаций, в которых необходимо указывать свой адрес. Он направлен на совершенствование навыков установления ситуации общения, в которых необходимо указывать адрес, правильное написание собственных имен, последовательность действий при списывании, проведение звукового анализа слов.
Каждый этап урока содержит задания, которые предусматривают непосредственное участие учащихся в организации учебного процесса. Использование различных видов работы на уроке помогает активизировать познавательный интерес, способствует успешному усвоению учебного материала.
В течение занятия дети работают с учебником и двумя тетрадями (рабочая и печатная). Дети активно отгадывают загадки, списывают слова, подбирают слова к схемам, пишут имена собственные, употребляя правило. Все это помогает на уроке выполнить большой объем материала и разнообразить его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_1_klass.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов» , 1 класс, «Начальная школа XXI века».
Педагогические задачи:
- создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения;
- научить делить слова на слоги, писать предложения с соблюдением гигиенических норм.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся
- обсуждать текст, в котором представлена неполная информация;
- устанавливать ситуации общения, в которых необходимо указывать адрес;
- использовать правило написания собственных имён (на примере записи адреса);
- проводить звуковой анализ;
- находить в тексте слова по заданным основаниям (слова, соответствующие приведённым слогоударным схемам);
- контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные:
- общеучебные - освоение ситуаций общения, в которых необходимо указывать адрес;
- применение правила правописания собственных имен (на примере записи адреса);
- логические - проведение звукового анализа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям (слова, соответствующие приведенным слогоударным схемам).
Регулятивные:
- мобилизовать в конкретной учебной ситуации полученные знания и опыт.
Коммуникативные:
- излагать мысли точно, ясно и просто;
- осознавать цели и ситуации общения.
Личностные:
- проявляют учебно-познавательный интерес;
- понимают и осознают необходимость выполнения учебных требований, выражают заинтересованность в получении совета с целью улучшения результатов деятельности.
Ход урока
- Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок.
Готовьтесь, ребята, - начнем наш урок.
- Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Послушайте отрывок стихотворения С. Я. Маршака
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку,
Из Ташкента, Таганрога,
Из Тамбова и Баку.
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
- О ком это стихотворение?
- Что разносит почтальон по квартирам? (Письма)
- Что указывают на письмах, чтобы оно нашло получателя? (адрес)
- Работа по учебнику
- К чему призывает нас условный знак «Давайте подумаем»?
- Прочитайте приглашение на день рождения, которое написала Тоня (стр. 43, учебник).
- Что нужно дописать в приглашении? (Адрес.)
- Это тема нашего урока.
- В каких ситуациях пригодится знание собственного адреса?
Словарно - орфографическая работа
- Слово «адрес» заимствовано из польского языка, пришло в Россию в XVIII веке. В польском языке появилось из французского.
Значение слова «адрес»: Надпись на почтовом отправлении (конверте, посылке и т.п.), указывающая место назначения и получателя.
- «Открытие» новых знаний и способов деятельности.
Работа по учебнику (с. 43-45).
1. Упражнении 1.
- Как вы думаете, почему в авторы учебника в скобках в начале слов указали две буквы: большую и маленькую. (Авторы предлагают нам выбрать нужную букву.)
- Как вы будете действовать, выбирая нужную букву? (Надо прочитать слово, подумать над его значением; если имя собственное ~ выбираем большую букву.)
- Помогите Алёше записать адрес. (Коллективная работа)
2. Упражнение 2. (Задание повышенной трудности, в зависимости от работоспособности класса.) (Для сильного класса, можно не выполнять)
- Кто из вас знает свой адрес?
- Можете ли вы записать его правильно? Попробуйте.
3.Чтение материала рубрики «Обрати внимание».
- Какую важную информацию вы получили?
4. Упражнение 3.
- Прочитайте письмо, которое написала птичка колибри.
- Как вы думаете, Кузя получит письмо?
- Правильно ли она указала адрес?
- Спишите письмо, пользуясь алгоритмом списывания.
5.Упражнение 4.
- Разбор упражнения, подбор слов из упражнения 3.
- Выполнение работы. (Коллективная проверка.)
- Слова: (память, тебе, пёрышко, ответа, хорошо.)
- Работа в тетради «Русский язык»
Пальчиковая гимнастика
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем песни пел.
(На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочерёдно соединять их с остальными пальцами.)
Зарядка для глаз:
- Плотно сомкните веки на 5 сек., затем широко откройте их на такое же время, не морща при этом лоб. Повторите 3-4 раза.
- Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз.
- Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза.
- Посмотрите на верхний левый угол стены класса, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол стены и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.
1. Упражнение 1 «Дорисуй», (стр. 40)
- Отгадайте загадку:
Он стоит, простой и строгий,
В однотонном пиджаке,
У него карманов много,
Провода в его руке,
И глаза его, как блюдца,
То потухнут, то мигают.
И до неба дотянуться
Он пытается руками. (Дом).
- Самостоятельно дорисуйте домик.
2. Упражнение 2 «Напиши красиво». (Фронтальная работа.)
- Назовите элементы букв на первой строке. (Короткая линия с закруглением, внизу, короткая линия с закруглением внизу и короткой петлей, длинная линия с длинной петлей.)
- Найдите сходства и отличия строчных букв и, ц, ш, у, записанных на второй строке.
- На третьей строке запишите буквы, узнав их по описанию:
- это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (ц);
- это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и ещё одной короткой линии с закруглением внизу (и);
- это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу, ещё одной короткой линии с закруглением внизу и короткой линии с закруглением внизу и короткой петли (щ);
- это буква, которая состоит из трех коротких линий с закруглением внизу (ш);
- это буква, которая состоит из короткой линии с закруглением внизу и длинной линии с длинной петлей внизу (у).
3. Упражнение 3 «Распредели слова по столбикам». (Работа в парах.)
Проверка выполненной работы:
адрес знание строчная
буква улица квартира
город
- Подберите свои слова для каждого столбика.
- Какие слова не записали ни в один из столбиков? (Хотел, помоги, тетрадь, письмо, ответ.)
- Почему они не вошли ни в один из столбиков? (Ударение падает не на тот слог)
4. Упражнение 4 (проверка понимания изученного). (Самостоятелъное выполнение.)
- Вспомните, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие - с заглавной? (Названия городов, улиц, рек, морей пишутся с заглавной буквы.)
- Запишите географические названия.
Города: Казань, Москва, Смоленск.
Реки: Волга, Ока.
Улицы: Волкова, Обручева.
Моря: Красное, Чёрное.
5. Упражнение 5 «Догадайся». (Фронтальное выполнение.)
Проверка выполненной работы: спасибо, адрес, пожалуйста, до свидания.
6. Упражнение 6 «Спиши». (Работа выполняется если осталось время).
- Прочитайте текст упражнения.
- Прочитайте слова, записанные с большой буквы.
- Объясните, почему нужно писать их с большой буквы?
- Расскажите порядок работы при списывании. (Прочитать слово, подели на слоги, пиши диктуя себе по слогам, проверь читая слово в тексте.)
- Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
- Покажите смайлики, какое у вас настроение после выполненных заданий на уроке.
- Инструктаж по выполнению устного задания.
- Узнайте точный адрес бабушки (сестры, брата, друзей).
Список литературы:
- Русский язык : 1-4 классы : программа, планирование, контроль / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова. – М : Вентана – Граф, 2012.
- Русский язык: 1 класс: система уроков по учебнику С. В. Иванов,
М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова / авт. Сост. С. В. Николаева, И. Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель, 2013. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова,
А. О. Евдакимова; под ред. Л. Е. Журовой и С. В. Иванова. – 2-е изд., испр. - М: Вентана – Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века.)
- Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, М. И. Кузнецова, А. О. Евдакимова. - М: Вентана – Граф, 2014. – 96 с. : ил. - (Начальная школа XXI века.)
- Речевые секреты: кн. Для учителя нач. классов / Т. А. Ладыженская [и др.]; под редакцией Т. А. Ладыженской. М.: Просвещение, 1992.
- Хрестоматия по детской литературе / сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская; под ред. Е. Е. Зубаревой. – 10-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988.
- Открытые уроки в начальной школе / сост. Е. С. Гостимская. – М.: 5 за знания, 2007.
- Г. А. Евсюкова: Методическая копилка // Начальная школа. – 1998.
- Интернет – ресурсы: www.vgf.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес
Конспект урока русского языка в первом классе по программе "Школа 21 век"...
«Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов.»
Тема урока: «Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов.Технология: проблемное обучение. Цель урока: открыть новое знание: для чего нужно прави...
"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"
В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбереж...
Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Слова – предметы. Слова – признаки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность.Формирование УУД:Познавательные УУД: Развивать умения...
Речевая ситуация: описание своего характера и поступков. слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «что делать?», «что сделать?».
Цель урока:создать условия для сочинения небольших рассказов; научить называть слова, обозначающие предметы, признаки и действия, письму предложений с соблюдением гигиенических норм; способствовать ус...
Презентация " Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес"
Презентация по русскому языку к уроку 13 на тему "Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес" (1 класс, УМК "Начальная школа 21 века")...
Эмболофразия – постоянное повторение высокоупроченного фрагмента слова, целого слова или словосочетания, неуместного в данной речевой ситуации.
Эмболофразия – это постоянное повторение высокоупроченного фрагмента слова, целого слова или словосочетания, неуместного в данной речевой ситуации....