Эмболофразия – постоянное повторение высокоупроченного фрагмента слова, целого слова или словосочетания, неуместного в данной речевой ситуации.
консультация по логопедии
Эмболофразия – это постоянное повторение высокоупроченного фрагмента слова, целого слова или словосочетания, неуместного в данной речевой ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
embolofraziya.docx | 122.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмболофразия – это постоянное повторение высокоупроченного фрагмента слова, целого слова или словосочетания, неуместного в данной речевой ситуации. Речевой эмбол присутствует у пациентов с моторной афазией, заиканием, клаттерингом, неврологическими и психическими заболеваниями. Им могут являться отдельные звуки, междометья, слова. При грубой афазии речевой эмбол выступает единственной доступной для больного формой речи. Для установления причины эмболофразии и сопутствующих речевых нарушений проводится логопедическое обследование. Для затормаживания речевого эмбола необходимы систематические занятия по коррекции основной логопатологии.
Эмболофразия
Эмбололалаия, или эмболофразия ‒ симптом некоторых речевых нарушений, заключающийся в присутствии в спонтанной речи многократно повторяемого речевого эмбола. Речевой эмбол – это автоматизированное частотное слово или его часть, постоянно употребляемое в речи или заменяющее ее полностью. Эмбол является формой речевой стереотипии, не несет коммуникационной функции.
Причины эмболофразии
Заминки в речи
Подобие эмболофразии может возникать у совершенно здоровых людей. «Застревание» на каком-либо слове возможно в случае волнения при публичном выступлении, спонтанном произнесении речи. Чаще всего своеобразным эмболом служат слова «вот», «значит», «как бы», «короче» и др. Обычно данное явление носит ситуативный характер, однако при частом повторении подобные эмболы упрочиваются в речи, становясь «словами-паразитами».
Заикание
Эмболофразия при заикании часто обозначается термином «речевые уловки». Лишние, лишенные смысла слова часто используются заикающимся для того, чтобы «замаскировать» судорожные запинки. Эмболы употребляются перед «трудными» звуками, для заполнения речевых пауз или в конце речевых судорог перед началом плавной речи.
Обычно наличие эмболов в речи сам заикающийся не замечает. Ими могут быть звуки («э-э-э»), частицы («вот»), словосочетания («как-то так», «это самое»), бессмысленные слова («кито») и пр. Нередко за эмболофразией скрывается словарная недостаточность, грамматические неточности, неумение точно сформулировать мысль.
Эмболофразия
Клаттеринг
Ускоренная, сбивчивая речь, прерываемая речевыми эмболами, - характерный признак клаттеринга. Обычно эмболами выступают отдельные звуки: «ммм», «эээ», «хм», однако могут служить и целые слова. Наряду с эмболофразией, речь замусорена искажением слоговой структуры слов, недоговариванием окончаний, повторами слов или предложений, многочисленными паузами во фразах. Речевой темп постоянно меняется, мысли излагаются непоследовательно, из-за чего страдает взаимопонимание с окружающими.
Моторные афазии
Эмболофразия присутствует у пациентов с тяжелой (грубой) степенью афазии Брока, афферентной моторной афазией. В качестве речевого эмбола может выступать имя близкого человека, междометье, ситуативное слово, бранная лексика («эх!», «ну-ну-ну», «черт возьми» и т. д.). Существует предположение, что речевым эмболом становится слово, его фрагмент или часть фразы, которую человек пытался сказать в тот момент, когда у него случилась мозговая катастрофа (инсульт, кровоизлияние, ЧМТ).
Речевой эмбол произносится непроизвольно, возникает при любой попытке общения, заменяет всю остальную речь. Он хорошо интонирован, сопровождается усиленной жестикуляцией и мимикой. При этом человек осознает, что говорит совсем не то, что хочет. Эмболофразия носит навязчивый, неконтролируемый характер, и самостоятельно избавиться от нее больной не может.
Болезнь Пика
Речевые стереотипиии характерны для психических расстройств, обусловленных атрофией лобной коры, в частности болезни Пика. При данном заболевании вследствие снижения или утраты понимания чужого высказывания развивается особый вид эмболофразии ‒ так называемый «симптом граммофонной пластинки». Он проявляется в многократном (от 9 до 30 раз) повторении пациентом слов, одной или нескольких фраз. Постепенно эти речевые обороты сокращаются, упрощаются до уровня парафазий, теряют свой исходный смысл.
Синдром Туретта
Речевые эмболы встречаются у больных синдромом Туретта. При этом заболевании они носят название «вокальные тики». Представляют собой непроизвольное повторение звуков и звукосочетаний (простые тики: «и-и», «у-у», «бу-бу», «уф») или слов, предложений. Включаясь в речевой поток, вокальные тики нарушают его плавность и содержательность. Больной выкрикивает отдельные звуки, слова и фразы, речь становится отрывистой, часто бессмысленной.
Кроме эмболофразии для синдрома Туретта типична и другая речевая симптоматика: палилалии и эхолалии, копролалии, изменение акцента, громкости, темпа речи. Подобные вокальные феномены сочетаются с моторными тиками – гиперкинезами, эксцентричным поведением, СДВГ, ОКР.
Диагностика
Эмболофразия выявляется врачом-неврологом или логопедом (афазиологом либо заикологом) в рамках обследования пациента по поводу основного синдрома. Пациентам с нарушениями психических функций необходима консультация психиатра, нейропсихолога. Для уточнения причин эмболофразии наиболее важными представляются:
- Неврологическая диагностика. Выявить первичный патологический очаг в церебральных структурах позволяет МРТ головного мозга, МР-ангиография. Больным с судорожным синдромом проводится электрофизиологическая диагностика (электронейромиография, ЭЭГ).
- Оценка психического статуса. При осмотре пациента фиксируют состояние сознания, доступность для контакта, внешний вид, поведение. При обследовании познавательной сферы анализируют уровень развития внимания, памяти, мышления, интеллекта. Тестируют эмоциональную, волевую сферу, исследуют состояние гностико-праксических функций.
- Логопедическое обследование. Состояние устной речи оценивают согласно принятым в логопедии схемам. Логопед изучает состояние моторики (общей, мимической, артикуляционной, мелкой), выявляет произносительные трудности. При обследовании речевой функции особое внимание обращают на речевое поведение (контактность, активность, осознание речевого дефекта), наличие различных речевых феноменов (запинок, логофобии, эмболофразии, парафазии, эхолалии и др.).
Логопедическое занятие при моторной афазии
Коррекция
Медицинская реабилитация
Для избавления от эмболофразии проводится медикаментозная и речевая терапия. Неврологическое лечение назначают в соответствии с этиопатогенезом расстройства центральной нервной системы. Пациентам с органическими повреждениями головного мозга может быть рекомендован прием вазодилататоров, антиагрегантов, ноотропов, антигипертензионных ЛС, нейролептиков. Большую роль в восстановительном лечении постинсультных больных играет двигательная реабилитация: лечебная гимнастика, механотерапия, эрготерапия.
Пациентам с логоневрозом назначаются ноотропные препараты, нейрометаболические стимуляторы, анксиолитики, седативные средства. Из немедикаментозных методов используется БОС-терапия, психотерапия, гипнотерапия. Хороший дополнительный эффект дают физиотерапия (электрофорез, электросон), массаж (ШВЗ, нейроседативный), рефлексотерапия, лечебные ванны.
При синдроме Туретта успешно применяется игровая терапия, арт-терапия, поведенческая психотерапия. К назначению фармакотерапии (нейролептики, СИОЗС, препараты лития) прибегают в сложных случаях заболевания.
Логопедическая коррекция
Речевая терапия направлена на затормаживание эмболофразии, постепенный уход от речевого эмбола, нормализацию всех нарушенных сторон речи. Для затормаживания эмбололалии у пациентов с моторными афазиями соблюдают следующие правила:
- строго дозируют речевую нагрузку, вне занятий логопедом рекомендуют меньше разговаривать;
- речевой материал подают шепотом или вполголоса;
- как только возникает речевой эмбол, в логопедическом занятии делают паузу;
- для ускорения исчезновения эмболофразии речевой эмбол включают в тренировочные упражнения в виде различных речевых контекстов.
В рамках коррекции афазии работают над растормаживанием экспрессивной речи, стимуляцией глобального чтения и письма. Опираются на сохранные анализаторы: слуховое и визуальное восприятие, тактильные и вкусовые ощущения, запахи. Из специальных методов используют логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, процедуры на аппарате VocaStim.
Торможение эмболофразии при заикании начинается с соблюдения щадящего речевого режима. Заикающегося обучают приемам мышечной релаксации, аутогенной тренировке, дыхательным упражнениям. С целью нормализации моторных функций проводят артикуляционную гимнастику, логоритмические занятия, логомассаж.
Работают над правильной техникой голосоподачи, нормализацией просодики. Для закрепления полученных навыков проводят речевые тренинги. В работе с заикающимися используют различные компьютерные программы, Томатис-терапию. Комплексный подход к коррекции заикания (медикаментозное лечение, психотерапия, речевая терапия) позволяет избавиться от речевых запинок, эмболофразии, логофобии и других патологических речевых стереотипов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов.»
Тема урока: «Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов.Технология: проблемное обучение. Цель урока: открыть новое знание: для чего нужно прави...
Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Конспект урока по русскому языку. По теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....
Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Презентация к уроку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов"....
Урок русского языка " Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов".
Открытый урок, проведённый в 1 классе по русскому языку по теме "Речевой этикет: выражение просьбы и вежливого отказа в различных ситуациях общения. Повторение правил переноса слов."...
«Речевые ситуации, в которых необходимо указывать свой адрес. Повторение слогоударных схем слов»
Данный урок – один из системы уроков по изучению речевых ситуаций, в которых необходимо указывать свой адрес. Он направлен на совершенствова...
Описание внешности. Повторение слогоударных схем. Слова – предметы. Слова – признаки.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формировать способность анализировать ситуации, в которых необходимо описать чью-то внешность.Формирование УУД:Познавательные УУД: Развивать умения...
Повторение понятий "Корень слова", "Однокоренные слова". Понятие о чередовании согласных звуков в корне.
Развитие умений анализировать однокоренные слова, устанавливать наличие разных (чередующихся) согласных в корне слов....