"Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания проверяемого безударного гласного в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Кретова Людмила Николаевна

В конспекте урока использованы разные виды работы по развитию речи учащихся и грамматической зоркости. Урок построен в игровой форме с учётом интересов детей. На уроке особое внимание уделяется сбережению здоровья учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык. 1 класс.

Конспект открытого урока по программе «Начальная школа 21 века».

Тема: «Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова».

Цель: Развивать умение использовать слова извинения в различных ситуациях.

            Создать условия для овладения диалогической формой речи.

            Познакомить с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова.

             Развивать умение самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений.

             Развивать устойчивый интерес к предмету, любовь к русскому языку, воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Тип урока: урок изучения нового материала

УУД:

Личностные – оценивание усваиваемого содержания; вырабатывание адекватной позитивной самооценки; расширение познавательных интересов.

Познавательные – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы; освоение умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание; уяснение значения общей части родственных слов.

Коммуникативные – оперировать диалогической формой речи, соблюдать грамматические нормы произношения.

Регулятивные – адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Вы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работайте старательно,

Слушайте внимательно.

В мире много интересного
Вам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Давайте договоримся, что за активную работу на уроке каждый из вас будет получать зелёный листок. В конце урока мы подведём итог вашей работы.

  1. Актуализация опорных знаний.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о речевом этикете.

- Что такое речевой этикет? (Правила поведения при общении).

- А что помогает нам общаться друг с другом? (Речь).

- Какая бывает речь?

- Какую речь называют устной? А какую письменной?

Ребята, хорошо, что мы, люди, умеем говорить, пользуемся речью. Давайте вспомним, какие слова красят нашу речь. Это волшебные слова. Вспомните их. А почему они «волшебные»? Давайте представим, что наша речь – это жёлтый круг – диск солнца, а волшебные слова – это жёлтые полоски – солнечные лучи. (Дети называют «волшебные» слова и прикрепляют полоски с ними вокруг желтого круга: «пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания, будьте добры, простите, извините»). Получается солнце с лучиками.

Посмотрите, как светло стало в нашем классе от добрых и волшебных слов.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад.

Добреют взрослые и дети

И улыбаться всем спешат.

  1. Сообщение темы урока и постановка учебных целей.

- Какие из этих «волшебных» слов мы используем, если провинились? (Извините, простите).

Так вот сегодня мы с вами и поговорим о словах извинения в различных ситуациях.

  1. Работа по теме  урока.

1).Посмотрите на экран. Прочитаем стихотворение «Причины опозданий» (из упр. 1).

Во вторник подвела постель –

Не смог я вовремя проснуться.

Позавчера забыл портфель,

А в нём банан – пришлось вернуться.

В своих ошибках разобрался,

Сегодня в срок прийти хотел,

Но слишком сильно разогнался

И мимо школы пролетел.

                                                              (В. Лейкин).

(Дети читают текст вместе с учителем).

- Почему опоздал ученик?

Ученику придётся извиниться за опоздание.

- Как войти в класс, если опоздали на урок? Как это можно сделать? (Дети высказывают своё мнение).

2). Работа по учебнику (стр.125).

Прочтём предложенные автором варианты извинения за опоздание. Выберем из них правильные слова извинения.

- Почему нельзя опаздывать?

3). Посмотрим в учебнике упр. 5 (стр. 127-128). Правильно ли понял художник высказывания, данные в упр.1, и нарисовал иллюстрации к стихотворению?

-Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные).

5. Физминутка.

6. Работа в тетради на печатной основе (стр.23-24).

1).Подготовка руки к письму. Отгадать загадку.

Чёрный Ивашка - деревянная рубашка

Где носом ведёт, там и след кладёт. (Карандаш).

Упр. 1. Дорисовать карандаши, а дома по желанию можно раскрасить их.

Упр. 2. Посмотреть на образец написания буквы  «а» с дополнительным элементом. Проследите за написание на доске (пишет учитель). Пропишем в воздухе. Напишите букву в тетради самостоятельно, не отрывая ручку от бумаги. (Звучит тихая музыка).

7. Повторение знаний о слове.

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений).

- А из чего состоят предложения? (Из слов).

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно,

И безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

                                                    (А.Шибаев).

- Что мы называем словом? (Определённая последовательность букв или звуков, имеющая значение).

Упр. 3. Работа в парах. Найти, подчеркнуть и выписать на свободных строках только слова. (После выполнения задания проводится проверка).

8. Физминутка для глаз.

9. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Работа по учебнику и в маленьких тетрадях.

1). В маленьких тетрадях запишем число: 19 февраля.

2). Словарная работа. Отгадать, кто это.

- Мальчик, который учится в школе -………….(ученик).

- Как бы вы его написали? Учитель записывает это слово на доске, а дети

записывают это слово в тетради 3 раза.  Поставить ударение. Рассказать об этом слове. (3 слога, 3 гласных, 3 согласных: 2 мягких и 1 твёрдый, но переносить можно только уче-ник).

Запишем предложение под диктовку. Что для этого нужно вспомнить?                          (Предложение начинается с большой буквы, в конце предложения ставится точка). Ученик учится в школе.

3). Упр. 2(стр.125). Чтение текста учителем.

- Почему Алёша не понял свою учительницу?

- Какие слова произнесла учительница в конце текста? («Спишите их. Только не спешите».)

Слова, которые звучат одинаково, а пишутся по–разному, называются омофонами. А чтобы нам не запутаться, надо вспомнить о родственных словах и позвать их на помощь.

- Какие слова называются родственными?

Подберём родственные слова к данным словам (запись на доске и в тетрадях): Спишите, пишут, списывание, пишущая. (Выделить корень, поставить ударение).

Не спешите, спешка, спешат, поспешный. (Выделить корень, поставить ударение).

- В каких же случаях мы звук слышим ясно, чётко? (Под ударением).

- Какой же вывод можно сделать? Когда писать , а когда ?

4). Заучим правило.

Если гласный звук вызвал сомнение,

Ты его немедленно поставь под ударение.

5). Закрепление нового материала.

На доске дана запись:

Серый волк в густом лсу встретил рыжую лсу.

- Объясните! Какие буквы пропущены и почему? Спишите это предложение, вставив пропущенные буквы.

6). Если вы забудете правило, то можете допустить ошибку.

Найдите в упр.4 на стр.127 в учебнике схему слова ошибка. Объясните свой выбор.

10. Подведение итогов.

- Что нового вы узнали на уроке?

-Чему научились?

Посмотрим, на сколько активными вы были на уроке. Соберите в ладошку листочки. Сколько их у вас?

Сейчас весна. Ярко светит солнце. На деревьях скоро распустятся листья.  И в нашем классе светит солнце, и на нашем дереве распустятся листья, которые вы прикрепите сами. К нам тоже заглянула весна.

11. Рефлексия.

-Какое открытие вы для себя сделали?

-Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

- С каким настроением вы работали? Выберите мордочку соответствующую вашему настроению.

Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее. Спасибо вам, ребята. Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Конспект открытого урока по русскому языку, который давался в рамках конкурса "Педагог года-2012"...

Теоретические основы формирования орфографической зоркости в процессе изучения правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.

В материале изложены теоретические основы формирования орфографической зоркости на уроках русского языка  в начальных классах ....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс, по теме "Повторение. Правописание проверяемой безударной гласной в корне слов".

В технологической карте даны планируемые результаты (УУД и предметные), предствлена деятельность обучающихся и педагога на уроке, формы и методы работы, что позволяет применять системно-деятельностный...

Обобщение знаний учащихся о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.

Обобщение знаний учащихся  о правописании проверяемой безударной гласной в корне слова.Цели урока:1.    сформировать знания о правописании проверяемых гласных в корне слова;2....

Урок русского языка в 1 классе : «Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова»

Урок по учебнику С.В.Иванова.По концепции автора на уроке рассматриваются две линии: речевая и правописание. Ученики учатся использовать в речи языковые средства, соответствующие коммуникативным услов...


 

Комментарии

Кретова Людмила Николаевна

В урок включено знакомство с правилом правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.