Правописание слов с безударными гласными в корне
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Технологическая карта к уроку по русскому языку в 3 классе к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкого

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова;
способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные
слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, вырабатывают элементы коммуникативного, социального
и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной
задачи, учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова; орфограмма-гласная, ударный и безударный звук; однокоренные слова, формы одного и того же слова; орфографический словарь

Образовательные
ресурсы

1. Учебник.

2. Таблица «Безударные гласные в корне слова»

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Как пришел ты на урок,

На язык повесь замок,

Далеко не прячь ключи,

Если нужно – отомкни.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Выполните письмо по образцу:

па-рт-а

те-тр-адь

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания
(рабочая тетрадь,
упр. 132)

Фронтальная. Словесный. Устный ответ

– А теперь заглянем в рабочие
тетради и проверим, как вы справились с домашним заданием.
(Организует проверку домашнего задания, просматривает письменные работы.)

Зачитывают слова
с непроверяемым написанием, объясняют их правописание

Р – осуществляют самопроверку, устанавливают правильность выполнения
задания

Чтение, письменные работы

IV. Постановка учебной задачи

(учебник, с. 29)

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя,

– Найдите в ряду слов лишнее. Объясните свой выбор.

На доске: береза, заяц, капуста, лисица, сорока.

Слушают учителя.

Находят критерий для исключения
лишнего слова

П – планируют деятельность на уроке в соответствии с заданной темой.

Фрон-
тальный
(устные
ответы)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

беседа, чтение

– Сегодня мы весь урок посвятим работе с такими словами.

Учитель знакомит детей с темой урока.

Как вы думаете, какова цель
работы на сегодняшнем  уроке?

из ряда данных
(слово «лисица»), аргументируют
свой ответ.

Знакомятся с темой урока и предлагают свои варианты цели

Р – принимают учебную
задачу.

К – высказывают обоснованное суждение

V. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный. Устный ответ

– Какие гласные называются
безударными?

– Почему их надо проверять?

– В каких частях слова могут находиться безударные гласные?

– Какая часть слова будет в центре нашего внимания сегодня?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную вместе с учителем; оцени-вают качество имеющихся знаний

Фрон-
тальный
(устные ответы)

VI. Усвоение
новых знаний
(воспроизведение) и способов действий.

1. Работа с учебником (упр. 194)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа. Комментированное письмо

Предлагает прочитать слова
и выполнить предложенные
задания. Обращает внимание
на критерии подбора проверочных слов (форма слова, одно-
коренное слово)

Читают предложенные слова, отвечают на вопросы. Подби-
рают проверочные слова по образцу
(по два слова на каждое из списка). Записывают предложение. Читают правило, рассказывают его

Пр. – отрабатывают умение подбирать проверочные слова к данным, используя при этом заданные условия (подобрать проверочное слово, изменив форму слова, подобрав однокоренное слово)

Письмо, устный
ответ

2. Знакомство
с правилом

Фронтальная. Словесный.

Организует знакомство с правилом и его усвоение

Читают, запоминают правило

П – извлекают необходимую информацию из текс-

Беседа
по вопро-

1

2

3

4

5

6

о способах проверки безударной гласной
в корне слова
(учебник,
с. 104)

Чтение, беседа

та, воспроизводят устно
теоретическую инфор-
мацию

сам, устное воспроизведение пра-
вила

Физкультминутка

Коллективная. Практический

– Мудрая сова предлагает нам
немного отдохнуть.

Совушка-сова, большая голова,

(Повороты головы влево-вправо.)

На суку сидит, головой вертит,

(Повороты туловища влево-
вправо.)

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

(Махи руками – «крыльями».)

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений

3. Орфоэпи-
ческая работа
(учебник,
с. 104)

Коллективная. Практический. Произношение с соблюдением норм языка

– Наш орфоэпический словарик
сегодня мы пополним новыми словами: «шкафы», «холмы́», «шарфы».

– Произнесите каждое из этих слов, соблюдая нормы ударения.

– Составьте с каждым из этих слов предложение и произне-
сите его

Знакомятся с новыми словами, пред-
ставляющими трудность при выборе
ударения. Хором
(по команде учителя) произносят слова. Составляют предложения и произносят их с соблюдением

Пр. – проявляют чуткость
к звучащему слову, стрем-ление соблюдать орфоэпические нормы, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи

Фронтальный (проверка правильности произношения), индивидуальный (проверка со-ставленных

Продолжение табл.


1

2

3

4

5

6

нормы ударения

предло-
жений)

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 195)

Коллективная. Практический. Объяснительный диктант. Письмо

Организует работу с упражнением, контролирует его выполнение

Учащиеся по цепочке выполняют задания: доказывают, что предложенные слова являются однокоренными, подбирают проверочные слова, записывают их в указанном порядке

Пр. – применяют изученные правила на практике.

К – аргументируют ответ, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи

Фрон-
тальный
(письмо)

2. Выполнение упр. 133 в рабочей тетради

Коллективная, индивидуальная. Устный орфографический диктант
с последующей записью слов (самостоятельно). Работа по развитию речи

Учитель выразительно читает текст, просит учащихся объяснить написание слов с пропущенными буквами.

– Что обозначает выделенное
словосочетание («несется на всех парусах»)? Подберите к нему
синонимы.

– Письменно выполните задание
в рабочей тетради

Слушают учителя, объясняют написание слов с пропущенными буквами.

Подбирают синонимы к фразеологичес-кому обороту.

Письменно выполняют задание в тетради

Пр. – владеют орфографической зоркостью, используют широкий словарный запас для решения познавательной задачи.

К – дают развернутый ответ на поставленный
вопрос

Фронтальный (ответы на вопросы), индивидуальный
(письмо)

3. Упражнение
в распознавании трудных
случаев обозна-

Коллективная, словесный, беседа, письмо

– Безударные гласные в корне иногда могут доставить много
неприятностей невнимательным ученикам.

Слушают задание
учителя, знакомятся
с содержанием
упражнения, выска-

Пр. – владеют орфографической зоркостью, используют широкий словарный
запас для решения позна-

Фрон-
тальный, индивидуальный


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

чения безударных гласных
в корне (учебник, упр. 196)

Прочитайте предложения в упр. 196 и подумайте, какой сюрприз приготовили вам безударные
гласные?
(Прежде, чем определить написание корня, нужно
выяснить его значение.)

– Выпишите слова с пропущенными буквами и подберите для каждого проверочное слово

зывают свою версию правила-подсказки.

Выполняют письменно задание учителя, используя сформулированное правило

вательной задачи, проявляют позитивное отношение к правильной письменной речи.

П – анализируют языковой материал с целью решения проблемной ситуации

(ответы
на вопросы)

VIII. Рефлексия учебной
деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Какая задача стояла перед нами?

– Удалось ли ее решить?

– Кто справился с задачей?

– Кто испытывал затруднения? Почему?

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание
(рабочая тетрадь,
упр. 134)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают
соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития

Окончание табл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

«Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

Данный урок составлен по ФГОС. Учебная задача: Отработать умение распознавать в словах проверяемые  и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфог...

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Правописание слов с безударными гласными в корне слова. (из опыта работы)

Данный материал содержит различные задания по работе с безударными гласными в корне слова....

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....