Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Захарова Наталья Николаевна

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести краткосрочное учебное исследование. Результатом данного исследования становится технологическая карта-алгоритм работы с данной орфограммой. Этим алгоритмом ребята пользуются в последующей практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Урок – исследование по теме:

«Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением»

2 класс

Разработка урока

Захаровой Натальи Николаевны.

Тема урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением»

Проблема урока: провести исследование слов с безударной гласной в корне   с целью определения алгоритма работы над данной орфограммой.

Тип урока: урок добывания  новых знаний.

Тема  урока «Безударные гласные в корне слова.» 2 урок.

Проблема урока: «Как проверить безударную гласную в корне слова?»

Цель урока: закрепив понятие, что безударные гласные в корне требуют проверки, научить их  проверять, для чего развивать навык подбора однокоренных слов.

Схема урока.

  1. Подготовка к изучению новых знаний. Закрепление умения подбирать однокоренные слова.
  2. Постановка проблемы:

Как проверить безударную гласную в корне слова?

  1. Исследование.
  2. Выработка алгоритма проверки б/г. Составление технологической карты.
  3. Первичное закрепление.

  1. Организационный момент. (Настрой на урок, на активную плодотворную работу.)
  2. Определение общей изучаемой темы. Ученики называют общую тему, которую изучают.
  3. Проверка домашнего задания.

Какое упражнение выполняли?

Какое задание было в упражнении? (К существительным подобрать однокоренные прилагательные)

Как доказывали, что слова однокоренные? (Выделили общую часть – корень)

Проверяем по цепочке, называя корни.

 С какими частями речи работали?  Дайте их определение.

     

 4.Введение проблемы урока.

Прочитайте текст на доске.

                                                 Д * ждик капает. На крышу

Льет д * ждинки целый день.

 Раз д *ждливо – очень сыро,

                                                 Не пойдем гулять теперь.

    На что вы обратили внимание в этом стихотворении?

 (Есть однокоренные слова)

Выделим корни.

Эти слова нам нужно выписать, но давайте послушаем, какие гласные звучат в корнях. Услышали «а» и «о». Читаем слова фонетически.

 Можно ли написать разные гласные в этих корнях?

(Нет, так как корень-это общая часть родственных слов)

Тогда корень в каком из этих слов  послужит нам образцом?

(В слове ДОЖДЬ, потому, что там гласный «о» стоит под ударением, то есть в сильной позиции)

Ученик у доски, а остальные в тетради выписывают эти слова.

5.Выработка алгоритма (технологии) проверки б/г.

Давайте поработаем с другими словами с б/г в корне. Упражнение 418.

Прочитайте первую группу слов. Почему здесь 2 слова? (Однокоренные.)

Добавьте свои однокоренные слова,  (Мостик. Мосток) выделите корни, поставьте ударение.

Определите, какой шаг мы сделали сначала?

1 шаг    (Подобрали однокоренное слово или изменили форму слова)

В каком слове гласный в сильной позиции? (под ударением.)

2 шаг   (Выберем такое, где гласная под ударением)

3 шаг  (В безударной позиции напишу такую же гласную.)

Работаем дальше по образцу, по цепочке у доски.

6. Повторение последовательности действий. Прочитаем правило в учебнике на стр 178, проверим верен ли наш вывод.

7. Работа со словарными словами по методике Тоцкого. Устный диктант с игрой в мяч. (Фонетическое произношение слов)

 Образование однокоренных к словам  Щенок. Человек.

8.Итог урока. Чему вы сегодня научились?

      В ходе исследовательской работы на экране появляются шаги,  определенные учениками по проверке орфограммы «Правописание безударных гласных, проверяемых ударением» На последующих уроках она используется как технологическую карту-алгоритм.

Технологическая карта-алгоритм


       Как проверить безударную гласную в корне слова?



  1. Подберу однокоренные слова (или изменю форму слова)




  1. Из них выберу такое, где гласная стоит под ударением.




  1. Без ударения напишу такую же гласную.






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...

Урок - исследование по системе Л.В. Занкова «Безударные гласные в корне слова»

Конспект открытого урока по русскому языку  во 2 классе по теме: «Безударные гласные в корне слова»(урок - исследование по системе Л.В. Занкова.)...

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Урок русского языка для 2 класса по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"

В данном материале представлена презентация к уроку русского языка во 2 классе. Урок разработан по УМК «Школа 2100».Тема урока: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова»Тип урока: урок ра...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...

Контрольная работа №6 по теме «Правописание парных согласных и безударных гласных в корне слова»

К учебнику: «Русский язык (в 2 частях)», Рамзаева Т.Г.К уроку: Безударные гласные в корне...