«Правописание слов с безударными гласными в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Данный урок составлен по ФГОС.
Учебная задача: Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному краю и языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bezudarnaya_glassnaya.docx | 49.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ТМК ОУ «Диксонская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока русского языка в 2 классе
по учебно-методическому комплекту
«Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»
Учитель: Хомяченко Е.А.
Визитная карточка урока
Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»
Тип урока: Урок обобщение и систематизация знаний
Форма: Работа в группах и парах статичного состава.
Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность.
Учебная задача: Отработать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному краю и языку.
Цели:
Обучающие: - закреплять умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;
- совершенствовать умение находить проверочное слово путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов;
- расширить знания учащихся о правописании словарных слов.
Развивающие: совершенствовать умение самостоятельной работы;
Активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.
Делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, развивать самоконтроль, умение работать в парах.
Воспитывающие: -
воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;
-прививать интерес к предмету.
Здоровьесберегающие:
-формировать представление о здоровом образе жизни;
-используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)
Личностные УУД
смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
Регулятивные УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
Общеучебные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Логические УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятия, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование.
УУД постановки и решения проблем:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в работе над темой, поиске и сборе информации;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Оборудование:
- Сигнальные карточки с гласными буквами А, О, Е, И, Я (у каждого ученика);
- Листы с тексами для работы по группам (в зависимости от количества групп);
- Набор листиков разного цвета (для каждой группы).
- Учебник «Русский язык» - 2 класс, Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Москва, «Просвещение», 2007г.
- Индивидуальные листы с заданиями.
Место в разделе: урок по учебному плану, 2 класс. «Правописание слов с безударными гласными» № 4
ПЛАН УРОКА
№ п/п | Этап урока | Время | Задачи этапа | Формирование УУД: |
1. | Организационный момент | 3 мин. | Проверка готовности к уроку; Психологический настрой; Пальчиковая гимнастика; | Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
2. | Подготовить детей к теме урока через постановку проблемной ситуации. | 1 мин. | Постановка проблемы; | УУД постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование. |
3. | Постановка темы и цели урока | 1 мин. | Сообщение темы урока, постановка цели урока |
Коммуникативные УУД постановка вопросов – инициативное сотрудничество в работе над темой, поиске и сборе информации; Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Личностные УУД смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; |
4. | Актуализация ранее изученного материала. | 5 мин. | Повторение раннее изученного; Чистописание | Личностные УУД смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется Коммуникативные УУД Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подведение под понятия, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; выдвижение гипотез и их обоснование. |
3. | Работа по теме урока. + физ минутки | (22мин.+ 3 мин.) | Закрепление изученного материала с повторением, с элементами игры | Регулятивные УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; алгоритмизация действий, УУД постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в работе над темой, поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Познавательные УУД Общеучебные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; |
4. | Работа с учебником
| 5мин. | Воспитывать в учащихся веру в себя, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, внимание и трудолюбие. | УУД постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные УУД Общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия; владение монологической и диалогической формами речи Регулятивные УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. |
5. | Итог урока Рефлексия | 3 мин. | Оценка деятельности учащихся. Степень достижения поставленной цели. | Регулятивные УУД. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного. Личностные УУД смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок. - нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор. |
6. | Домашнее задание | 2 мин. | Инструктаж по домашнему заданию. | УУД постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3мин)
Цель этапа: организация учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.
(дети произносят хором)
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
- Психологический настрой.
У.- Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.
В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.
Пусть этот урок принесет вам радость общения.
На доске
«Грамоте учиться - всегда пригодиться»
У.- Согласны ли вы с этой пословицей? А где может пригодиться грамота? Это девиз нашего урока.
- Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок, на котором вы, должны будите показать свои знания и доказывать свои предположения. А мы не ученики, а ученые.
-Кого называют учеными ? (дети зачитывают из словаря, кто такие ученые
(Толковый словарь С.Ожегова: ученый - выученный, наученный чему - нибудь; много знающий, образованный). Наши тетради – это записные книжки ученых. В них мы будем записывать свои научные труды.
- Пальчиковая гимнастика
У. - Прежде чем мы запишем число и классную работу в записные книжки ученых, давайте разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.
А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою –
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.
II. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ТЕМЕ УРОКА ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (1 МИН)
Учитель читает стихотворение В. Лукса «У доски».
Вызвал внезапно учитель к доске –
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё как назло позабыл до утра!
Только учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».
Д.- Надо писать через О, через О!
Мел я в смущенье крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски.
У.- Почему мальчик считает, что он опозорился? (Слово «Окно» пишется через О, а не через
- Что не умеет делать мальчик? Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные нужно проверять)
- Почему слово «Окно» надо писать с буквой О? А слышно-то [а]? Докажите. (Поставить слово во множественное число: окно – окна)
- В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова)
- В какой позиции она стоит? (В слабой позиции, потому что безударная)
III. ПОСТАНОВА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (1 МИН)
• Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)
– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова безударной гласной в корне.)
– В течение урока будем отвечать на вопросы:
Что
Где
Как надо проверять?
Чем
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАННЕЕ УЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ( 5 мин)
– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)
– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)
– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)
– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)
Что а, о, и, е, я
Где в корне
Как надо проверять? подбирать однокоренные слова
Чем ударением
- Чистописание. (4мин)
У. - Каждый грамотный человек должен уметь красиво писать и в этом нам поможет чистописание.
1. Отгадайте мои загадки.
а) Среди двора стоит копна,
Спереди вила, сзади копна. ( корова)
(Картинка с изображением коровы).
б) Вещунья, белобока,
А зовут ее ... (сорока).
(Картинка с изображением сороки).
- Работа со словами (задание № 1).
- Прочитайте слова на экране
(Гороховец, корова, сорока, Воронеж)
- На какие группы можно разделить эти слова?
( а) города и животные
б) имена собственные и нарицательные).
3. Краткая фонетическая минутка.
У.- Работаем простым карандашом со словами группы «Животные». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают:
- парные согласные звуки (в, с, к).
- первую гласную алфавита (а).
- Что осталось? (оро).
У. -оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком.
(Письмо строки соединений –оро-).
4.Подбор слов с данным соединением.
а) самостоятельно
б) по словарю в учебнике с. 136 (горох, мороз, воробей, ворона, город, хорошо).
У.- Есть ли в этих словах опасное место?
Д.- Безударная гласная –О
У.- Как её проверить?
Д.- Это непроверяемая гласная. Такие слова надо запоминать или проверять по словарю.
V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (22мин.+ 3мин. на физминутки)
Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.
- Игра «Скажи быстро!».
У.- Я буду называть слова с безударной гласной, а вы называйте проверочные слова.
Слова: тропа, гора, трава, стена, поля, холмы, река.
У.- Как проверяли? (Подбирали к словам в единственном числе -проверочные во множ. числе, а к словам во множ. числе - слова в ед. числе.)
Слова: космонавт, почтальон, садовник, старик, звериный, грибок.
У.- Как проверяли? (Подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемый звук стоял под ударением)
Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора.
- Игра «Будь внимательным».
У.– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Ночевка, беда, дела, цветок, мелок, бегун, листочек, горевать,
Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова. Коллективная форма работы.
На доске записаны слова.
Слезать, перелезать, слез.
Слежу, следить, наследие.
Летит, слетать, долететь.
• Работа в парах.
У.– Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.
• Проверка.
Д.– В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Подчеркните в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)
У.– Почему эти слова являются проверочными?
Д.- В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.
- Оцените работу своей пары.
У.- Расскажите, как вы выполняли работу?
Одновременно составляется алгоритм действий проверки безударной гласной на доске.
Алгоритм
• Прочитай слово.
• Поставь ударение.
• Выдели корень.
• Определи безударную гласную.
• Подбери проверочное слово.
У.- Какие слова являются проверочными?
Д.- Однокоренные слова или слова другой формы числа
ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 20)
- Работа в группах (2 групп).
У.- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.
-лед-
-ход-
• Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
У.– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.
У.– Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)
Оцените работу вашей группы на данном этапе.
Работа в парах.
Работают парами на ноутбуках.
- Игра по теме «Безударные гласные»
Правила игры:
- Эта шкатулочка необычная. Если справишься со всеми заданиями, тебя ждёт сюрприз.
- Выбери любой камушек, нажми на него. Появится задание. Нажми на букву, которую надо вставить в данное слово.
- Когда задание выполнено, можно нажимать на волшебный алмаз. Продолжай игру, пока все драгоценные камушки не соберутся в шкатулку.
У. – Для начала вспомним правило правописания безударной гласной:
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
VI. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ(5мин.)
• Работа в парах.
Упр.43 с. 83
Каждая пара должна составить предложение. Затем один ученик от пары выходит и записывает на доске с объяснениями.
• Проверка.
У.- К каким словам вам было тяжело подобрать проверочные слова?
У.- Как тогда их можно проверить?
- Оцените работу своей пары.
- Работа с индивидуальными листами. ( Приложение )
У.- Каждый ученый должен защититься, т.е. показать свою ученость. Вот и вы сейчас выполните тест, чтобы получить звание – «Кандидат умения писать безударную гласную в корне слова».
VI. ИТОГ УРОКА
-Над какой темой мы сегодня работали?
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы её?
- Как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова, непроверяемые ударением?
- Как правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными?
- Какие слова будут являться проверочными?
- Оценка работы учащихся.
VII. РЕФЛЕКСИЯ.
(Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке).
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Репродуктивный: Упр. № 40 с. 82
Продуктивный: Составить несколько предложений для одноклассника с заданием исправить допущенные ошибки и объяснить.
Приложение
Тест
по теме «Безударные гласные в корне слова»
- класс
1. Из группы однокоренных слов выбери проверочное для слова П_СЬМО
а) писатель
б) расписание
в) пишет
2. Из группы однокоренных слов выбери проверочное для слова К_РМУШКА
а) накормил
б) кормит
в) кормление
3. Подчеркни слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением
пятно рябина трава
мороз гнездо собака
4. Исправь ошибки в словах
сталы страна зирно
лесок трова звезда
5. Вставь нужную букву
в_да гр_чи дв_ры
ст_рик н_ра л_сты
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
Правописание слов с безударной гласной в корне слова
Урок составлен по ФГОС...
Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс
Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет провести кр...
Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)
Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....
Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс
Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...
Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"
Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...
2 класс Повторение изученного материала: "Части речи. Однокоренные слова. Правописание слов с безударной гласной в корне слова". Рабочий лист № 1.
Данный материал будет полезен учителям начальных классов, родителям, ученикам 2 класса....