«Правописание слов с безударными гласными в корне слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Хомяченко Елена Александровна

 

 Данный урок составлен по ФГОС.

Учебная задача: Отработать умение распознавать в словах проверяемые  и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному краю и языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bezudarnaya_glassnaya.docx49.07 КБ

Предварительный просмотр:

ТМК ОУ «Диксонская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока русского языка в 2 классе

 по учебно-методическому комплекту

 «Русский язык» Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова

Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

                                        Учитель: Хомяченко Е.А. 

Визитная карточка урока

Тема: «Правописание слов с безударными гласными в корне слова»

Тип урока: Урок обобщение и систематизация знаний

Форма: Работа в группах и парах статичного состава.

Ведущий метод: Проблемно-поисковый с опорой на научность.

Учебная задача: Отработать умение распознавать в словах проверяемые  и непроверяемые безударные гласные, правильно проверять слова; развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь; воспитывать любовь к родному краю и языку.

Цели:

Обучающие: - закреплять умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах;

- совершенствовать умение находить проверочное слово путем изменения формы слова и подбора однокоренных слов;

- расширить знания учащихся о правописании словарных слов.

Развивающие: совершенствовать умение самостоятельной работы;

Активизировать мыслительную, познавательно- языковую и коммуникативно-речевую деятельность учащихся.

Делать обобщение, выводы, аргументировать свои ответы, развивать самоконтроль, умение работать в парах.

Воспитывающие: -

воспитывать чувство коллективизма, ответственности друг за друга;

-прививать интерес к предмету.

Здоровьесберегающие:

-формировать представление о здоровом образе жизни;

-используя физкультпаузы и паузы психологической разгрузки, стимулировать работу учащихся на уроке.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД)

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Регулятивные УУД

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;                                              

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

УУД постановки и решения проблем:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в работе над  темой, поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оборудование:

  1. Сигнальные карточки с гласными буквами А, О, Е, И, Я (у каждого ученика);
  2. Листы с тексами для работы по группам (в зависимости от количества групп);
  3. Набор листиков разного цвета (для каждой группы).
  4. Учебник  «Русский язык»  - 2 класс,  Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова Москва,   «Просвещение», 2007г.
  5. Индивидуальные листы с заданиями.

Место в разделе:  урок по учебному плану, 2 класс. «Правописание слов с безударными гласными» № 4

ПЛАН УРОКА

№ п/п

Этап урока

Время

Задачи этапа

Формирование УУД:

1.

Организационный момент

3 мин.

Проверка готовности к уроку;

Психологический настрой;

Пальчиковая гимнастика;

Регулятивные действия.

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2.

Подготовить детей к теме урока через постановку проблемной ситуации.

1 мин.

Постановка проблемы;

УУД постановки и решения проблем:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;                                              

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

3.

Постановка темы и цели урока

1 мин.

Сообщение темы урока, постановка цели урока

 

Коммуникативные УУД

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в работе над  темой, поиске и сборе информации;

Познавательные УУД.

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

4.

Актуализация ранее изученного материала.

5 мин.

Повторение раннее изученного;

Чистописание

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

 Коммуникативные УУД

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Логические УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

подведение под понятия, выведение следствий;                                              

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование.

3.

Работа по теме урока.                                                                  + физ   минутки                                                            

(22мин.+ 3 мин.)

Закрепление изученного                                                                  материала с повторением, с  элементами игры                                                              

Регулятивные УУД

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;

алгоритмизация действий,  УУД постановки и решения проблем:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в работе над  темой, поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими нормами родного языка.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных  средств;

умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

4.

Работа с учебником

                                                                   

5мин.

Воспитывать в учащихся веру в себя, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, внимание и трудолюбие.

УУД постановки и решения проблем:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Познавательные УУД

Общеучебные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, умение структурировать знания;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

рефлекция способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия;

владение монологической и диалогической формами речи

Регулятивные УУД

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

5.

Итог урока

Рефлексия

3 мин.

Оценка деятельности учащихся. Степень достижения поставленной цели.

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные УУД

смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок.

- нравственно – этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания обеспечивающего личностный социальный выбор.

6.

Домашнее задание

2 мин.

Инструктаж по домашнему заданию.

УУД постановки и решения проблем:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (3мин)

Цель этапа: организация  учащихся, настрой на продуктивную работу на уроке.

 (дети произносят хором)

Прозвенел  звонок весёлый,

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

  1. Психологический настрой.

У.- Садитесь. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки.

   В.Солоухин писал, что у человека всё предназначено для самого себя: глаза  - чтобы смотреть и находить, рот – чтобы поглощать пищу. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна, она предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо.

 Пусть этот урок принесет вам радость общения.

На доске

«Грамоте учиться - всегда пригодиться»

У.- Согласны ли вы с этой пословицей? А где может пригодиться грамота?  Это девиз нашего урока.

         - Сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок, на котором вы, должны будите показать свои знания и доказывать свои предположения. А мы не ученики, а ученые.

-Кого называют учеными ? (дети зачитывают из словаря, кто такие ученые

(Толковый словарь С.Ожегова: ученый - выученный, наученный чему - нибудь; много знающий,  образованный). Наши тетради – это записные книжки ученых. В них мы будем записывать свои научные труды.

  1. Пальчиковая гимнастика

У. - Прежде чем мы запишем число и классную работу в записные книжки ученых, давайте  разогреем наши пальчики, выполнив пальчиковую гимнастику.

А теперь откроем свои записные книжки, положим их правильно, вспомним правило посадки при письме, запишем число, классная работа. (Проговариваем стихотворение)

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

II. ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ТЕМЕ УРОКА ЧЕРЕЗ ПОСТАНОВКУ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ (1 МИН)

Учитель читает стихотворение В. Лукса «У доски».

Вызвал внезапно учитель к доске –

Вот и стою у доски я в тоске.

Так неудобно стоять у доски,

 Словно ботинки мне стали узки.

Всё, что слегка подучил я вчера,

Всё как назло позабыл до утра!

Только учитель диктует «окно»,

Мелом пишу на доске я «акно».

Д.- Надо писать через О, через О!

Мел я в смущенье крошу на куски…

Ох, опозорился я у доски.

У.- Почему мальчик считает, что он опозорился?  (Слово «Окно» пишется через О, а не через

- Что не умеет делать мальчик? Какой вывод можно сделать? (Безударные гласные нужно проверять)

- Почему слово «Окно» надо писать с буквой О? А слышно-то [а]? Докажите. (Поставить слово во множественное число: окно – окна)  

- В какой части слова буква при написании вызывает сомнение? (В корне слова)

- В какой позиции она стоит?  (В слабой позиции, потому что безударная)

III. ПОСТАНОВА ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА (1 МИН)

Дети самостоятельно делают вывод о теме и целях урока.

– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Тема нашего урока – «Правописание безударных гласных в корне слова».)

– Какие цели поставите перед собой? (Научиться правильно писать слова безударной гласной в корне.)

 

– В течение урока будем отвечать на вопросы:

Что

Где

Как                  надо проверять?

Чем

IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАННЕЕ УЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ( 5 мин)

– Ответим на первый вопрос: что надо проверять? (Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.)

– Где надо проверять? (Надо проверять в корне слова.)

– Как надо проверять? (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.)

– Чем надо проверять? (Безударная гласная проверяется ударением.)

 

Что                                          а, о, и, е, я

Где                                          в корне

Как   надо проверять?       подбирать однокоренные слова

Чем                                           ударением

                                                               

  1. Чистописание. (4мин)

У. - Каждый грамотный человек должен уметь  красиво писать и в этом нам поможет чистописание.

1. Отгадайте мои загадки.
а)   Среди двора стоит копна,

Спереди вила, сзади копна. ( корова)                                  

(Картинка с изображением коровы).


б)  Вещунья, белобока,
А зовут ее ...
(сорока). 

(Картинка с изображением сороки).

  1. Работа со словами (задание № 1).
    - Прочитайте слова на экране
    (
    Гороховец, корова, сорока, Воронеж)
    - На какие группы можно разделить эти слова?
    а) города и животные

  б) имена собственные и нарицательные).

3. Краткая фонетическая минутка
У.-  Работаем простым карандашом со словами группы «Животные». Зачеркните в этих словах те буквы, которые обозначают:

  1. парные согласные звуки (в, с, к). 
  2. первую гласную алфавита (а).
    Что осталось? (оро).

У. -оро -это соединение, которое образовалось от слияния древнего русского языка с другим славянским языком. 
(Письмо строки соединений –оро-).

4.Подбор слов с данным соединением.
а) самостоятельно
б) по словарю в учебнике с. 136 
(горох, мороз, воробей, ворона, город, хорошо).

У.- Есть ли в этих словах опасное место?

Д.- Безударная гласная –О

У.- Как её проверить?

Д.- Это непроверяемая гласная. Такие слова надо  запоминать или проверять по словарю.

V. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА (22мин.+ 3мин. на физминутки)

Цель этапа: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме: «Безударные гласные в корне слова». Создать условия для развития речи, внимания, памяти, образного мышления; совершенствовать орфографические умения написания слов с безударными гласными; развивать навыки выразительного чтения; расширять словарный запас учащихся; отработать умение пользоваться правилом.

  1. Игра «Скажи быстро!».

У.- Я буду называть слова с безударной гласной, а вы называйте проверочные слова.

Слова: тропа, гора, трава, стена, поля, холмы, река.

У.-  Как проверяли? (Подбирали к словам в единственном числе -проверочные во множ. числе, а к словам во множ. числе - слова в ед. числе.)

Слова: космонавт, почтальон, садовник, старик, звериный, грибок.

У.- Как проверяли? (Подбирали однокоренные слова так, чтобы проверяемый звук стоял под ударением)

Работа с сигнальными карточками. Дети должны обосновать правильность выбора.

  1. Игра «Будь внимательным».

У.– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Ночевка, беда, дела, цветок, мелок, бегун, листочек, горевать,

Повторение последовательности действий при проверке безударной гласной в корне слова.  Коллективная форма работы.  

На доске записаны слова.

Слезать, перелезать, слез.

Слежу, следить, наследие.

Летит, слетать, долететь.

•  Работа в парах.

У.– Внимательно прочитайте слова и определите, в какой строчке все слова с безударной гласной в корне. Запишите эти слова в тетрадь. Поработайте в парах.

•  Проверка.

 

Д.– В третьей строчке нет проверочного слова. Проверочное слово – полет. Подчеркните в первых двух строчках проверочные слова. (Слез, наследие.)

У.– Почему эти слова являются проверочными?

Д.- В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.

- Оцените работу своей пары.

У.- Расскажите, как вы выполняли работу?

Одновременно составляется алгоритм действий проверки безударной гласной на доске.

Алгоритм  

•  Прочитай слово.

•  Поставь ударение.

•  Выдели корень.

•  Определи безударную гласную.

•  Подбери проверочное слово.

У.- Какие слова являются проверочными?

Д.- Однокоренные слова или слова другой формы числа

ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД 20)

  1. Работа в группах (2 групп).

У.- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо почаще собирать гнезда родственных слов. Поработайте в группах. На листочке записан «корень», вам нужно найти его «родственников» и записать.

-лед-

-ход-

•  Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

 

У.– Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

У.– Почему вы выбрали эти слова? (В этих словах на проверяемую гласную в корне падает ударение.)

Оцените работу вашей группы на данном этапе.

Работа в парах. 

Работают парами на ноутбуках.

  1. Игра по теме «Безударные гласные»

 Правила игры:

  1. Эта шкатулочка необычная. Если справишься со всеми заданиями, тебя ждёт сюрприз.
  1. Выбери любой камушек, нажми на него. Появится задание. Нажми на букву, которую надо вставить в данное слово.
  2. Когда задание выполнено, можно нажимать на волшебный алмаз. Продолжай игру, пока все драгоценные камушки не соберутся в шкатулку.

У. – Для начала вспомним правило правописания безударной гласной:

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

VI. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ(5мин.)

•  Работа в парах.

Упр.43 с. 83

Каждая пара должна составить предложение. Затем один ученик от пары выходит и записывает на доске с объяснениями.

•  Проверка.

У.- К каким словам вам было тяжело подобрать проверочные слова?

У.- Как тогда их можно проверить?

- Оцените работу своей пары.

  1. Работа с индивидуальными листами. ( Приложение )

У.- Каждый ученый должен защититься, т.е. показать свою ученость. Вот и вы сейчас выполните тест, чтобы получить звание – «Кандидат умения писать безударную гласную в корне слова».

VI. ИТОГ  УРОКА

-Над какой темой мы сегодня работали?

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы её?

- Как правильно писать слова с безударными гласными в корне слова, непроверяемые ударением?

- Как правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными?

- Какие слова будут являться проверочными?

  1. Оценка работы учащихся.

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

(Учащиеся определяют уровень комфорта после урока и оценивают свою активность на уроке). 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Репродуктивный: Упр. № 40 с. 82 
Продуктивный: Составить несколько предложений для одноклассника с заданием исправить допущенные ошибки и объяснить.

Приложение

Тест

по теме «Безударные гласные в корне слова» 

  1. класс

     1. Из группы однокоренных слов выбери проверочное для слова П_СЬМО

а) писатель

б) расписание

в) пишет

      2. Из группы однокоренных слов выбери проверочное для слова                   К_РМУШКА

            а) накормил

            б) кормит

            в) кормление

       3. Подчеркни слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

пятно                        рябина                         трава

мороз                       гнездо                          собака

       4. Исправь ошибки в словах

сталы                             страна                      зирно

лесок                              трова                        звезда

       5. Вставь нужную букву

в_да                           гр_чи                      дв_ры

ст_рик                        н_ра                        л_сты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок – исследование по теме: «Правописание слов с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением» 2 класс

Урок разработан в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.  Постановка обучающимися проблемы, как определить правильное написание безударной гласной в корне слова, заставляет  провести кр...

Русский язык 2 класс. Тема "Правописание слов с безударными гласными в корне слова" (конспект + презентация)

Русский язык 2 класс. Конспект урока по теме " Правописание слов с безударными гласными в корне слова" + презентация....

Урок русского языка по системе Занкова "«Правописание безударных гласных в корне слова и парных согласных в середине слова» 3 класс

Урок направлен на развитие литературных творческих способностей детей,воспитание интереса к русскому языку, обогащение словарного запаса учащихся...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...