Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной связью могут связываться между собой не только существительные и глаголы, но и другие части речи, выясняют значение взаимной связи между подлежащим и сказуемым в предложении. Также у детей воспитывается уважение к защитникам Отечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
RUSSKIY_YaZYK_4_klass_otkrytyy_urok.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА.
Роль взаимной связи между словами при построении высказываний.
Цель.
Образовательная: познакомить с ролью взаимной связи между словами в построении высказывания; познакомить с другими вариантами типа взаимной связи (не только сущ.+глаг., но и сущ. + прил., мест. + сущ.).
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества.
1. Запись числа. Нас ждёт много интересной работы. Работаем быстро, внимательны к каждому слову. Как часовой на посту замечает каждый шорох, чтобы не допустить нарушителя, так и мы не допустим на одной ошибки в наших работах.
2. - Между словами высказывания существует несколько типов связи. Назовите их.
Определите тип связи в синтаксических единицах и покажите на сигналах.
(открываю задн. часть доски справа, там на бумаге написано:
солдаты и матросы
смелые и сильные - Когда связь между словами является сочинительной?
советские войска
- Назовите особенности подчинительной связи.
разгромили врага - Как называется синтаксич. единица с подчинительной связью?
воины защищают
народ гордится - Что такое «Взаимная связь»?
МОЛОДЦЫ! ВЫ ХОРОШО ОПРЕДЕЛЯЕТЕ ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ.
3. - Теперь будете работать самостоятельно.
Возьмите карточки на столе, найдите задание 1.Спишите синтаксические единицы в тетрадь, определите тип связи. Два человека будут работать у доски. (с обратной стороны)
1 вар.
п(а,о)мог с(а,о)лдату, с(а,о)лдат п(а,о)мог
2 вар.
охр(а,о)нять гр(а,о)ницу, гр(а,о)ница охр(а,о)няется
Проверяем. Согласны с работой … ? Встаньте у кого так же.
- Сравните слова 1-ой и 2-ой синтаксической единицы: что интересное заметили? Одни и те же слова или разные?
- А типы связи между ними какие?
- Какой вывод можно сделать об одинаковых словах в синтаксических единицах и типах связи между ними?
- ДА, ОДНИ И ТЕЖЕ СЛОВА МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.
Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на взаимной связи и узнаем какова её роль при построении высказываний.
(Открываю заголовок. Прикрепляю солдат помог)
4. - Какие части речи связаны между собой взаимной связью?
- Ребята, а как вы думаете: может ли этот тип связи связывать между собой другие части речи? (слушаю предположения)
- Ну что ж, мнения у нас разные , узнаем кто прав.
Запишем: … диктуй всем и не забывай называть и проверять орфограммы.
Читаю: ( в процессе записи вывешиваю на доску)
он заступник, армия крепка
- Определите , как связаны между собой слова в высказываниях. (работаем кол – но, дети отмечают в тетрадях, я – на доске.
он заступник
армия сильна
- КАКИЕ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ КРОМЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ?
- ДА, ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И ГЛАГОЛЫ, НО И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.
5. (Вывешиваю на доску:
1. здоровый боец
2. боец здоров
3. он храбрец
4. он храбрый
5. броня крепка
6. крепкая броня
7. он силач
8. он сильный
Запишите на листок только номера тех высказываний, в которых слова связаны взаимной связью.
1 вариант по схеме : мест. сущ.
2 вариант по схеме: сущ. прил.
Проверяем 1 вар.: встаньте те, у кого такие же номера.
Проверяем 2 вар.
ФИЗМИНУТКА.
Мы проверили осанку И свели лопатки. Мы походим на носках, Мы идём на пятках. | Нам лет ещё немного, Но все мы молодцы. И мы шагаем в ногу Как в армии бойцы! |
6. Запишите словосочетания и определите каким типом связи связаны слова
в них. Какие орфограммы в слове…?
российский солдат, охранять мир и покой
-Образуйте из этих словосочетаний одно высказывание
Российский солдат охраняет мир и покой.
- Повтори, что будешь записывать. Как на письме покажете начало и конец предложения?
- Посмотрите внимательно. Какой новый тип грамматической связи между словами , которого не было в словосочетаниях, в высказывании появился? Между какими словами? Зависимые это слова или независимые?(какую новую синтаксическую ед –цу можно выделить в высказывании? А каким типом связи связаны слова в ней? Зависимые это слова или независимые?)
- В высказывании вы обнаружили все три типа грамматической связи между словами: подчинительную, сочинительную и взаимную. А без какого из них высказывание разрушилось бы? (давайте проверим: уберём подчинительную связь, сочинительную, взаимную :
Солдат защищает мир и покой. Российский солдат защищает. – МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ? Российский защищает мир и покой, Российский солдат мир и покой – ПОЛУЧИТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ?(по очереди закрываю листком слова).
-КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ? (Можно построить высказывание без взаимной связи? Высказывание получится без взаимной связь?)
7. Самостоятельная работа.
Возьмите карточки, найдите задание №2.
В эт(а,о)т день наша стр(а,о)на поздр(а,о)вля(и,е)т воин(а,о)в. Люди
бл(а,о)годарны св(а,о)им г(и,е)роям.
Они з(а,о)щитн(и,е)ки Отечества. Р(а,о)(с,сс)ия с(и,е)льна армии(и,е)й и
флот(а,о)м.
Прочитайте.
- О каком празднике идёт речь? Как можно озаглавить этот рассказ?
- За что весь народ благодарит воинов?
- Как мы можем выразить свою благодарность защитникам Отечества?
- Спишите текст (1 вариант – первый абзац , 2 вариант – второй абзац. Тот ,кто на первом варианте сделает работу раньше – можете продолжить работу над вторым абзацем), определите части речи, как связаны между собой слова в высказываниях, и укажите и связи между ними стрелочками.
Проверяем.
-Из каждого предложения назовите те слова, которые связаны взаимной связью.
- Какие это части речи?
- А если убрать взаимную связь из высказывания?(Закройте пальцем вз. связь в первом высказ. Что случилось с высказ.?)
- ЧТО НОВОЕ ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ?
- А НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА, ОБРАЗОВАННАЯ С ПОМОЩЬЮ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ.
8. ОЦЕНКИ.
У доски работали ….. и …….
За работу на уроке …….
Все получат оценки за самостоятельную работу над текстом.
9. д/з с. 52 №242
Надо озаглавить текст , определить: повествование, описание или рассуждение это
и указать стрелочками связь между совами.
РУССКИЙ ЯЗЫК
ТЕМА.
Однородные члены предложения на примере подлежащих и сказуемых.
Цель.
Образовательная: познакомить с однородными членами предложения на примере подлежащих и сказуемых; закреплять умение ставить запятые при однородных членах предложения; учить определять в предложении подлежащее и сказуемое.
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать любовь к матери.
- Запись числа.
- С какими членами предложения мы познакомились?
- Сейчас проверим, как вы умеете находить сказуемое и подлежащее в предложении.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.
В окошко ………. долгожданная ………. . постучала наступит
Скоро ……….. мамин ……….. . праздник весна
Дети называют слова, я вставляю в текст.
В окошко постучала долгожданная весна.
- Покажите на сигналах, каким членом предложения является слово постучала ?
- Как вы определили сказуемое?
(В предложении сообщается о реальном, происходящем на самом деле. Изменю, я требую, чтобы произошло: Постучи в окошко долгожданная весна! Форма предложения изменилась благодаря изменению формы глагола постучи. Значит, сказуемое постучала.)
- Каким членом предложения является слово весна ?
- Докажи.
(Глагол постучала стоит в форме ж. р. , ед. ч., потомучто его ограничивает существительное весна. Оно ж. р., стоит в ед. ч. Значит, сущ. весна является подлежащим.)
- Восстановите второе предложение.
Скоро наступит мамин праздник.
- Каким членом предложения является слово наступит ?
- Каким членом предложения является слово праздник ?
ВЫВОД.
- Какой член предложения называется сказуемым?
(Сказуемое – это член предложения, с помощью которого выражается ГЗ предложения.)
- Что такое «подлежащее»?
(Подлежащее – это член предложения, от которого зависят гр. формы сказуемого.)
- СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ НАБЛЮДАТЬ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДЛЕЖАЩИХ И СКАЗУЕМЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Чтобы наблюдения были успешными, нам надо быть внимательными, работать дружно и быстро.
- - Вы уже многое знаете о сказуемом и подлежащем.
- А какой член предложения надо находить сначала, а какой потом?
(Сначала находят сказуемое, а потом – подлежащее.)
- Почему?
( Чтобы определить подлежащее, надо сначала найти сказуемое.)
-Найдите на листочках зад. 1.
-Прочитайте
1 вар.
Все дети г(а,о) товят п(а,о)дарки. Маша н(а,о)рисовала п(а,о)ртрет мамы.
- Объясните орфограммы. (объясняют по одному слову несколько человек)
-Прочитайте
2 вар.
Оля (з,с)делала кр(а,о)сивую (а,о)ткрытку. Ира выш(и,е)ла на салфетк(и,е) цв(и,е)ток. Мальч(и,е)ки сп(а,о)ют и станцуют для мам.
- Объясните орфограммы.
- Спишите предложения. Найдите в них сказуемое и подлежащее.
У доски будут работать …….. и ………
- Проверим. Согласны с работой ……?
- Встаньте, у кого так же как у … , как у ….
-Оля, что такое «сказуемое» ?
- Надя, что такое «подлежащее» ?
- Что-нибудь необычное заметили во втором предложении? Сколько в нём сказуемых?
- Можно их назвать однородными?
- А какие слова называют однородными?
(Однородные – это слова, которые выполняют одну работу и грамматически не зависят друг от друга.)
Докажите, что сказуемые однородные.
(Глагол споют стоит в 3 л., мн. ч., глагол станцуют стоит в 3 л., мн.ч., значит работа одинаковая, связь между ними сочинительная, выражена союзом и .)
- С помощью чего выражается связь между однородными словами в речи?
(с пом. союзов и интонации перечисления.)
- А на письме с помощью чего выражается связь между однородными словами?
(с пом. союзов и интонации перечисления).
- Нам встретились однородные сказуемые. А как вы думаете, могут быть однородными подлежащие?
- Дополните предложение так , чтобы подлежащее стало однородным.
В день 8 Марта принимают поздравления мамы бабушки сёстры учителя .
(добавляю листочки на магнитах)
(-Назовите подлежащее. Кого еще можно поздравить в день 8 Марта?
Прочитайте получившееся предложение.)
ВЫВОД.
- Как же называются несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащем?
- Как называются подлежащие или сказуемые, которые выполняют одну и ту же работу и грамматически не зависят друг от друга?
ТЕМА НАШЕГО УРОКА ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ И СКАЗУЕМЫЕ.
(вешаю на доску)
- Какие союзы могут стоять между однородными словами?
- Перед какими союзами ставится запятая?
- В нашем предложении всё записано правильно? Чего не хватает? Где? Кто поставит запятую?
ФИЗ. МИНУТКА.
Мы проверили осанку и свели лопатки.
Мы походим на носках, мы идём на пятках.
- Найдите в тетради зад. 2
-Прочитаем.
Тв(а,о)и первые сл(а, )ва или звуки обращают?ся к мам(и,е). Мама понима(и,е)т и угадыва(и,е)т без слов твое настр(а,о)ение.
С мамой и доч? и сын узнают всё нов(а,о)е в жизни. Очень част(а,о) мама (не) н(а,о)казывает а проща(и,е)т св(а,о)их детей.
Мама всегда будет любить нас.
- Я даже не спрашиваю, любите ли вы своих мам. А как вы можете выразить любовь к маме?
- Да, любить, это значит, жалеть маму, (ведь у неё много работы) и помогать ей по дому: делать то, что вам по силам.
- Кому посвящён этот текст?
-Как можно его озаглавить?
- Какой это текст: описание, повествование или рассуждение?
Вам надо списать этот текст.
1 вар. – первый абзац,
2 вар. – второй абзац.
Кто успеет – спишите последнее предложение.
В каждом предложении определите подлежащее и сказуемое. Не забывайте о знаках препинания при однородных членах предложения.
-Проверяем: читаем предложение, объясняем орфограммы, потом называем подлежащее и сказуемое.
1 вар. 2 чел.
2 вар. 2 чел.
-Кто записал последнее предложение?
(Вешаю на доску: Мама всегда будет любить нас.)
- Назовите подлежащее и сказуемое.
- Сколькими словами выражено сказуемое?
- Можно назвать сказуемое однородным?
- О средствах выражения сказуемого мы поговорим на следующих уроках.
ИТОГ.
- Что нового узнали на уроке?
ОЦЕНКИ.
У доски (2 чел.)
1-я самостоятельная работа. (2чел.)
2-я самостоятельная работа (4 чел.)
Д/З
С. 58, № 252.
Найти подлежащие и сказуемые, проверить нет ли среди них однородных и поставить где необходимо запятые.
МАТЕМАТИКА
ТЕМА.
Палетка. Работа с палеткой.
Цель.
Образовательная: познакомить с способом измерения площадей криволинейных фигур; с устройством для измерения площадей - палеткой; закреплять умение находить площади прямолинейных фигур.
Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная цель: воспитывать аккуратность, контактность.
1. Сегодня на уроке мы продолжаем работу по измерению площадей геометрических фигур. Перед вами лежит листок с двумя фигурами. Найдите площадь одной из этих фигур по своему желанию.
(
1. вариант. 2 вариант. 3 вариант.
|
| 1 |
| 2 | |||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 |
4 вариант. 5 вариант. 6 вариант.
1 2 1
- Проверим.
- Согласны с решением……?
- Встаньте, у кого так же.
ВЫВОД.
- Каким способом можно найти площадь любого многоугольника?
(Разбить многоугольник на фигуры, площади которых легко найти.)
- Способов разбить фигуру много, а какой самый удобный?
(Когда надо сделать меньше всего измерений.)
2. - А почему никто из вас не находил площадь этих фигур?
(Показываю, вывешиваю на доску)
| |||||||||
- Все многоугольники состоят из прямых линий. Поэтому их называют прямолинейными.
- А из каких линий состоят эти фигуры?
- Как бы вы их назвали?
- В математике такие фигуры называют криволинейными.
- Площади прямолинейных фигур мы узнаём с помощью формул, а с помощью чего можно попробовать узнать площадь криволинейной фигуры?
- Можно использовать мерку?
КАК МОЖНО УЗНАТЬ ПЛОЩАДЬ ТАКИХ ФИГУР С ПОМОЩЬЮ МЕРКИ В
1 КЛЕТКУ?
(Снимаю с листа и оказываю мерку - квадрат.)
(Разбить на мерки, продолжив линии клеток –мерок.)
- Чтобы линии получились ровные, чем надо пользоваться?(линейкой)
| |||||
| |||||
- Разбейте на мерки - клетки.
(Вывешиваю другой лист.)
| |||||
| |||||
- Посчитайте площадь мерками.
- Сколько получилось?
- А разве все мерки полные?
- А неполные мерки-квадраты можно считать каждую, как полную?
- Как же их считать?
- В математике договорились количество неполных клеток делить на 2.
- Давайте ещё раз посчитаем.
- Скольки квадратным меркам равна площадь фигуры?
- Согласны? (если ответы разные – проверяем: показываем на доске)
- Ну вот, мы смогли найти площадь и этой криволинейной фигуры.
- А кто расскажет, как вы это делали?
1. Посчитать кол. полн. мерок (n)
2. Посчитать кол. неполн. мерок
и : 2
3. Сложить
- Разбейте фигуру №2 на мерки – клетки.
- Узнайте площадь фигуры №2.
- Проверим.
(Вызываю к доске с листочком ,дети рассказывают.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2 классе (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова).
Тема: "Введение числовой прямой"...
Урок математики 2 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Тема урока: "Сложение многозначных чисел"
Урок математики проводится в 3 четверти. Урок на экологическую тему. Урок основан на системно-деятельностном подходе к обучению....
Презентация к уроку русского языка. 3 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока "Времена глагола"
Презентация к уроку русского языка в 3 классе для изучения темы "Времена глагола"....
Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?
Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....
Открытый урок по русскому языку во 2 "А" классе на тему; "« Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них»
Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели урока: изучить особенности вопросительных предложений, их интонацию и правильность построения, научить формулировать исследовательские вопросы...
Технологическая карта урока русского языка "Способы выделения окончаний" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова")
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Способы выделения окончаний.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условия для формирования: представления об окончании как ча...
Рабочая программа по русскому языку (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждани...