Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Калякина Светлана Николаевна

Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной связью могут  связываться между собой не только существительные и глаголы, но и другие части речи, выясняют значение взаимной связи между подлежащим и сказуемым в предложении.  Также у детей воспитывается уважение к защитникам Отечества. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon RUSSKIY_YaZYK_4_klass_otkrytyy_urok.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА.

Роль взаимной связи между словами при построении высказываний.

Цель.

Образовательная: познакомить с ролью взаимной связи между словами в построении высказывания; познакомить с другими вариантами типа взаимной связи (не только сущ.+глаг., но и сущ. + прил., мест. + сущ.).

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

 Воспитательная цель: воспитывать уважение к защитникам Отечества.

1.        Запись числа. Нас ждёт много интересной работы. Работаем быстро, внимательны к каждому слову. Как часовой на посту замечает каждый шорох, чтобы не допустить нарушителя, так и мы не допустим на одной ошибки в наших работах.

2.        - Между словами высказывания существует несколько типов связи. Назовите их.

Определите тип связи в синтаксических единицах и покажите на сигналах.

(открываю задн. часть доски справа, там на бумаге написано:

солдаты и матросы

         

смелые и сильные         - Когда связь между словами является  сочинительной?

советские войска  

                                         - Назовите особенности подчинительной связи.

разгромили врага           -  Как называется синтаксич. единица с подчинительной связью?

 воины защищают

 народ гордится              - Что такое «Взаимная связь»?

МОЛОДЦЫ! ВЫ ХОРОШО ОПРЕДЕЛЯЕТЕ ТИПЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ В СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦАХ.

3.        -  Теперь будете работать самостоятельно.

Возьмите карточки на столе, найдите задание 1.Спишите синтаксические единицы в тетрадь, определите тип связи. Два человека будут работать у доски. (с обратной стороны)

1 вар.

п(а,о)мог с(а,о)лдату, с(а,о)лдат п(а,о)мог

2 вар.

охр(а,о)нять гр(а,о)ницу, гр(а,о)ница охр(а,о)няется

                                         

Проверяем. Согласны с работой …      ? Встаньте у кого так же.

-  Сравните слова 1-ой и 2-ой синтаксической единицы: что интересное заметили? Одни и те же слова или разные?

- А типы связи между ними какие?

- Какой вывод можно сделать об одинаковых словах в синтаксических единицах и типах связи между ними?

 - ДА, ОДНИ И ТЕЖЕ СЛОВА МОГУТ БЫТЬ СВЯЗАНЫ РАЗНЫМИ ТИПАМИ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СВЯЗИ.

Сегодня на уроке мы более подробно остановимся на взаимной связи и узнаем какова её роль при построении высказываний.

(Открываю заголовок. Прикрепляю      солдат помог)

4.         - Какие части речи связаны между собой взаимной связью?

- Ребята, а как вы думаете: может ли этот тип связи связывать между собой другие части речи? (слушаю предположения)

 - Ну что ж, мнения у нас разные , узнаем кто прав.

Запишем: …       диктуй всем и не забывай называть и проверять орфограммы.

Читаю: ( в процессе записи вывешиваю на доску)

он заступник, армия крепка

- Определите , как связаны между собой слова в высказываниях. (работаем кол – но, дети отмечают в тетрадях, я – на доске.

он заступник

армия сильна

- КАКИЕ ЖЕ ЧАСТИ РЕЧИ КРОМЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ?

- ДА, ВЗАИМНОЙ СВЯЗЬЮ МОГУТ СВЯЗЫВАТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ НЕ ТОЛЬКО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  И ГЛАГОЛЫ, НО И ДРУГИЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

5.        (Вывешиваю на доску:

                                                     1. здоровый боец

                                                     2. боец здоров

                                                     3. он храбрец

                                                     4. он храбрый

                                      5. броня крепка

                                                     6. крепкая броня

                                      7. он силач                  

                                       8. он сильный

Запишите на листок только номера тех высказываний, в которых слова связаны взаимной связью.

1 вариант  по схеме :           мест.           сущ.    

2 вариант по схеме:             сущ.           прил.

Проверяем 1 вар.: встаньте те, у кого такие же номера.

 Проверяем 2 вар.

ФИЗМИНУТКА.

        

            Мы проверили осанку

        И свели лопатки.

        Мы походим на носках,

        Мы идём на пятках.

Нам лет ещё немного,

Но все мы молодцы.

И мы шагаем в ногу

Как в армии бойцы!

6.        Запишите словосочетания и определите каким типом связи связаны слова

           в них. Какие орфограммы в слове…?

           российский  солдат,  охранять мир и покой

-Образуйте из этих словосочетаний одно высказывание

Российский солдат охраняет мир и покой.

- Повтори, что будешь записывать. Как  на письме покажете начало и конец предложения?

- Посмотрите внимательно. Какой новый тип грамматической связи между словами , которого не было в словосочетаниях, в высказывании появился? Между какими словами? Зависимые это слова или независимые?(какую новую синтаксическую ед –цу можно выделить в высказывании? А каким типом связи связаны слова в ней? Зависимые это слова или независимые?)

- В высказывании вы обнаружили все три типа грамматической связи между словами: подчинительную, сочинительную и взаимную. А без какого из них высказывание разрушилось бы? (давайте проверим: уберём подчинительную связь, сочинительную, взаимную :

Солдат защищает мир и покой. Российский солдат защищает. – МОЖНО ТАК СКАЗАТЬ?   Российский  защищает мир и покой, Российский солдат мир и покой – ПОЛУЧИТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ?(по очереди закрываю листком слова).

 -КАКОВА ЖЕ РОЛЬ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ СЛОВАМИ ПРИ ПОСТРОЕНИИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ? (Можно построить высказывание без взаимной связи? Высказывание получится без взаимной связь?)

7.         Самостоятельная работа.

        Возьмите карточки, найдите задание №2.

                 В  эт(а,о)т  день  наша  стр(а,о)на  поздр(а,о)вля(и,е)т  воин(а,о)в.  Люди  

          бл(а,о)годарны  св(а,о)им  г(и,е)роям.

                   Они   з(а,о)щитн(и,е)ки   Отечества.  Р(а,о)(с,сс)ия  с(и,е)льна  армии(и,е)й  и    

          флот(а,о)м.

Прочитайте.  

- О каком празднике идёт речь? Как можно озаглавить этот рассказ?

- За что весь народ благодарит воинов?

- Как мы можем выразить свою благодарность защитникам Отечества?

- Спишите текст (1 вариант – первый абзац , 2 вариант – второй абзац. Тот ,кто  на первом варианте сделает работу раньше – можете продолжить работу над вторым абзацем), определите части речи, как связаны между собой слова в высказываниях, и укажите и связи между ними стрелочками.

Проверяем.

-Из каждого предложения назовите те слова, которые связаны взаимной связью.

- Какие это части речи?

- А если убрать взаимную связь из высказывания?(Закройте пальцем вз. связь в первом высказ. Что случилось с высказ.?)

- ЧТО НОВОЕ ВЫ УЗНАЛИ НА УРОКЕ?

- А НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ ВЫ УЗНАЕТЕ, КАК НАЗЫВАЕТСЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА, ОБРАЗОВАННАЯ С ПОМОЩЬЮ ВЗАИМНОЙ СВЯЗИ.

 

8.        ОЦЕНКИ.

        У доски работали      ….. и   …….

        За работу на уроке …….

        Все получат оценки за самостоятельную работу над текстом.

9.         д/з   с. 52 №242

           Надо озаглавить текст , определить: повествование, описание или рассуждение это

            и указать стрелочками связь между совами.

РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА.

Однородные члены предложения на примере подлежащих и сказуемых.

Цель.

Образовательная: познакомить с однородными членами предложения на примере подлежащих и сказуемых; закреплять умение ставить запятые при однородных членах предложения; учить определять в предложении подлежащее и сказуемое.

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

 Воспитательная цель: воспитывать любовь  к матери.

  1. Запись числа.

       -  С какими членами предложения мы познакомились?

- Сейчас проверим, как вы умеете находить сказуемое и подлежащее в предложении.

Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

В окошко    ……….     долгожданная   ……….  .                постучала         наступит

Скоро   ………..     мамин    ………..  .                                праздник          весна

Дети называют слова, я вставляю в текст.

В окошко постучала долгожданная весна.

- Покажите на сигналах, каким членом предложения является слово  постучала  ?

- Как вы определили сказуемое?

(В предложении сообщается о реальном, происходящем на самом деле. Изменю, я требую, чтобы произошло:   Постучи в окошко долгожданная весна! Форма предложения изменилась благодаря изменению формы глагола  постучи.  Значит, сказуемое   постучала.)

- Каким членом предложения является слово  весна  ?

 - Докажи.

(Глагол  постучала стоит в форме  ж. р. , ед. ч., потомучто его ограничивает существительное весна. Оно ж. р., стоит в ед. ч.  Значит, сущ.  весна является подлежащим.)

- Восстановите второе предложение.

Скоро наступит мамин праздник.

- Каким членом предложения является слово   наступит  ?

- Каким членом предложения является слово  праздник  ?

ВЫВОД.

- Какой член предложения называется сказуемым?

(Сказуемое – это член предложения, с помощью которого выражается ГЗ предложения.)

- Что такое «подлежащее»?

(Подлежащее – это член предложения, от которого зависят гр.   формы сказуемого.)

- СЕГОДНЯ МЫ БУДЕМ НАБЛЮДАТЬ ЗА ОСОБЕННОСТЯМИ ПОДЛЕЖАЩИХ И СКАЗУЕМЫХ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Чтобы наблюдения были успешными, нам надо быть внимательными, работать дружно и быстро.

  1.  - Вы уже многое знаете о сказуемом и подлежащем.

- А какой член предложения надо находить сначала, а какой потом?

(Сначала находят сказуемое, а потом – подлежащее.)

- Почему?

( Чтобы определить подлежащее, надо сначала найти сказуемое.)

-Найдите на листочках зад. 1.

-Прочитайте

1 вар.

Все дети   г(а,о) товят   п(а,о)дарки.  Маша  н(а,о)рисовала п(а,о)ртрет мамы.  

- Объясните орфограммы. (объясняют по одному слову несколько человек)

-Прочитайте

2 вар.

Оля  (з,с)делала   кр(а,о)сивую   (а,о)ткрытку.  Ира  выш(и,е)ла на салфетк(и,е)  цв(и,е)ток.  Мальч(и,е)ки сп(а,о)ют и станцуют для мам.

- Объясните орфограммы.

- Спишите предложения. Найдите в них сказуемое и подлежащее.

У доски будут работать ……..  и ………

- Проверим. Согласны с работой ……?

- Встаньте, у кого так же как у …   , как у ….

-Оля, что такое «сказуемое» ?

- Надя, что такое «подлежащее» ?

- Что-нибудь необычное заметили во втором предложении? Сколько в нём сказуемых?

- Можно их назвать однородными?

- А какие слова называют однородными?

      (Однородные – это слова, которые выполняют одну работу и грамматически не зависят друг от друга.)

Докажите, что сказуемые однородные.

(Глагол   споют  стоит в 3 л., мн. ч.,  глагол  станцуют  стоит в 3 л., мн.ч., значит работа одинаковая, связь между ними сочинительная, выражена союзом  и .)

- С помощью чего выражается связь между однородными словами в речи?

(с пом. союзов и интонации перечисления.)

- А на письме с помощью чего выражается связь между однородными словами?

(с пом. союзов и интонации перечисления).

- Нам встретились однородные сказуемые. А как вы думаете, могут быть однородными подлежащие?

- Дополните предложение так , чтобы подлежащее стало однородным.

В день 8 Марта принимают поздравления мамы      бабушки          сёстры           учителя   .

(добавляю листочки на магнитах)

(-Назовите подлежащее. Кого еще можно поздравить в день 8 Марта?

Прочитайте получившееся предложение.)

ВЫВОД.

 - Как же называются несколько подлежащих при одном сказуемом или несколько сказуемых при одном подлежащем?

- Как называются подлежащие или сказуемые, которые выполняют одну и ту же работу и грамматически не зависят друг от друга?

ТЕМА НАШЕГО УРОКА   ОДНОРОДНЫЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ И СКАЗУЕМЫЕ.

(вешаю на доску)

- Какие союзы могут стоять между однородными словами?

- Перед какими союзами ставится запятая?

- В нашем предложении всё записано правильно? Чего не хватает? Где? Кто поставит запятую?

ФИЗ. МИНУТКА.

Мы проверили осанку и свели лопатки.

Мы походим на носках, мы идём на пятках.

  1. Найдите в тетради зад. 2

-Прочитаем.

Тв(а,о)и  первые  сл(а, )ва  или  звуки  обращают?ся  к  мам(и,е). Мама понима(и,е)т   и   угадыва(и,е)т   без   слов  твое  настр(а,о)ение.

С мамой и доч? и сын узнают всё нов(а,о)е в жизни. Очень  част(а,о)  мама (не) н(а,о)казывает а проща(и,е)т св(а,о)их детей.

Мама всегда будет любить нас.

- Я даже не спрашиваю, любите ли вы своих мам. А как вы можете выразить любовь к маме?

- Да, любить, это значит, жалеть маму, (ведь у неё много работы) и помогать ей по дому: делать то, что вам по силам.

 - Кому посвящён этот текст?

-Как можно его озаглавить?

- Какой это текст: описание, повествование или рассуждение?

Вам надо списать этот текст.

1 вар.  – первый абзац,

2 вар. – второй абзац.

Кто успеет – спишите последнее предложение.

В каждом предложении определите подлежащее и сказуемое. Не забывайте о знаках препинания при однородных членах предложения.

-Проверяем: читаем предложение, объясняем орфограммы, потом называем подлежащее и сказуемое.

1 вар. 2 чел.

2 вар. 2 чел.

-Кто записал последнее предложение?

(Вешаю на доску:  Мама всегда будет любить нас.)

- Назовите подлежащее и сказуемое.

- Сколькими словами выражено сказуемое?

- Можно назвать сказуемое однородным?

- О средствах выражения сказуемого мы поговорим на следующих уроках.

ИТОГ.

- Что  нового узнали на уроке?

ОЦЕНКИ.

У доски (2 чел.)

1-я самостоятельная работа. (2чел.)

2-я самостоятельная работа (4 чел.)

Д/З

С. 58, № 252.

Найти подлежащие и сказуемые, проверить нет ли среди них однородных и поставить где необходимо запятые.

МАТЕМАТИКА

ТЕМА.

Палетка. Работа с палеткой.

Цель.

Образовательная: познакомить с способом измерения площадей криволинейных фигур;     с устройством для измерения площадей - палеткой; закреплять умение находить площади прямолинейных фигур.

Развивающая: развивать внимание, наблюдательность, умение рассуждать, обобщать и делать выводы.

 Воспитательная цель: воспитывать аккуратность, контактность.

1.   Сегодня на уроке мы продолжаем работу по измерению площадей геометрических  фигур. Перед вами лежит листок с двумя фигурами. Найдите площадь одной из этих фигур по своему желанию.

(

1. вариант.                                                       2 вариант.                                     3 вариант.

   

   

1

   

2

1

2

1

2

                             

4 вариант.                                       5 вариант.                           6 вариант.

       1                         2                         1

- Проверим.

- Согласны с решением……?

- Встаньте, у кого так же.

ВЫВОД.

- Каким способом можно найти площадь любого многоугольника?

(Разбить многоугольник на фигуры, площади которых легко найти.)

- Способов разбить фигуру много, а какой самый  удобный?

(Когда надо сделать  меньше всего измерений.)

2.      - А почему  никто из вас не находил площадь этих  фигур?

(Показываю, вывешиваю на доску)

   

- Все многоугольники  состоят из прямых линий. Поэтому их называют прямолинейными.

- А из каких линий состоят эти фигуры?

- Как бы вы их назвали?

- В математике такие фигуры называют криволинейными.

- Площади прямолинейных фигур мы узнаём с помощью формул, а с помощью чего можно попробовать узнать площадь криволинейной фигуры?

- Можно использовать мерку?

КАК МОЖНО УЗНАТЬ ПЛОЩАДЬ ТАКИХ ФИГУР С ПОМОЩЬЮ МЕРКИ В

1 КЛЕТКУ?

(Снимаю с листа и оказываю мерку -  квадрат.)

   

     (Разбить на мерки, продолжив линии клеток –мерок.)

- Чтобы линии получились ровные, чем надо пользоваться?(линейкой)

   

         

- Разбейте на мерки  - клетки.

(Вывешиваю другой лист.)

   

         

- Посчитайте площадь мерками.

- Сколько получилось?

- А разве все мерки полные?

- А неполные мерки-квадраты можно считать каждую, как полную?

- Как же их считать?

- В математике договорились количество неполных клеток делить на 2.

 - Давайте ещё раз посчитаем.

- Скольки квадратным меркам равна площадь фигуры?

- Согласны? (если ответы разные – проверяем: показываем на доске)

- Ну вот, мы смогли найти площадь и этой криволинейной фигуры.

- А кто расскажет, как вы это делали?

1. Посчитать кол. полн. мерок (n)

2. Посчитать кол. неполн. мерок

    и   : 2

3. Сложить  

- Разбейте фигуру №2  на мерки – клетки.

- Узнайте площадь фигуры  №2.

- Проверим.

(Вызываю к доске с листочком ,дети рассказывают.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 2 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Тема урока: "Сложение многозначных чисел"

Урок математики проводится в 3 четверти. Урок на экологическую тему. Урок основан на системно-деятельностном подходе к обучению....

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?

Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....

Открытый урок по русскому языку во 2 "А" классе на тему; "« Обучение построению вопросительных предложений и точному ответу на них»

Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели урока: изучить особенности вопросительных предложений, их интонацию и правильность построения, научить формулировать исследовательские вопросы...

Технологическая карта урока русского языка "Способы выделения окончаний" (2 класс, УМК "Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема урока Способы выделения окончаний.Тип урока: открытие нового знания Цель урока: создание условия для формирования: представления об окончании как ча...

Рабочая программа по русскому языку (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования; Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности граждани...