Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Тема урока: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.
Цель: развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.
Планируемые результаты:
Предметные: показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; показать единообразное написание одного и того же суффикса; развивать умение определять значения суффиксов в словах; выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами.
Метапредметные:
-коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; учить работать в паре.
-регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
-познавательные: развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Личностные: развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе
Этапы урока | Деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
| Долгожданный дан звонок, Начинается урок. | Настрой на дальнейшую деятельность. | Эмоционально-положительный настрой на урок (Л) |
2.Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Введение в новый раздел. | Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотней Сделать слово из частей. - В первом классе на страницах «Моей любимой азбуки» мы познакомились с частями слова. Итак, внимание! -Какие части слова вы знаете? - На предыдущих уроках мы знакомились с корнем слова. - Что же такое корень слова? Что вы о нём знаете? - А сейчас откроем учебники на стр. 78. Посмотрите внимательно кадр на фотопленке. - Что подставил Петя Зайцев? Где? Было слово «корень», стало «корешок». - Что же такое –ок-? - Как вы думаете, какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? | - Приставка, корень, суффикс, Окончание. - Это главная часть слова, в которой заключен смысл всех родственных слов. -Суффикс. После корня. -Суффикс. -Суффиксы. | Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность, отвечают осознанно(П,К) Анализируют, сравнивают, самостоятельно выделяют и формулируют тему урока (Л,П) |
3.Сообщение темы и цели урока. | Тема урока: Наблюдение за ролью суффикса в слове. Определение суффикса. Цели урока: сегодня на уроке мы узнаем, какую роль играют суффиксы в словах, какую они выполняют работу, для чего служат, будем расширять и обогащать свой словарный запас. | прогнозируют предстоящую работу (Р) | |
4. Работа над темой урока. Ознакомление с новым материалом. | 1) Упражнение №123 стр.78. -Запишите слова. Выделите корень и суффикс. - Как изменилось значение слова? Зуб - зубок Лёд - ледок Глаз - глазок Мёд _ медок 2)Упражнение №124 стр.78 -Сравните пары слов. Это одно и тоже слово или разные слова? Почему? ДУБ-ДУБОК ЛОСЬ-ЛОСЁНОК ПРУТ-ПРУТИК МЫШЬ-МЫШОНОК 3)Игра «Побудь волшебником». Вот у меня «волшебная» палочка, а вот слова: нос, дом, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. 4)Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс? -Сравните с правилом в учебнике (стр.79) -1-ое предложение. О чём оно? -На что указывает 2-ое предложение? -А что мы узнали из 3-его предложения? -Приведите свои примеры. 5)Помните, что каждый суффикс имеет своё значение. Большую строительную работу выполняют суффиксы. Во-первых: они из одних слов могут сделать другие. Например: из слова учить могут сделать учителя, ученика, училище, учение. А если отбросить суффикс, да использовать ещё и приставку, то же что-нибудь получится, например: неуч. Во-вторых: суффиксы могут придавать словам самые разные смысловые оттенки. Например; показать большой предмет или маленький, симпатичный или противный. 6)Роль суффиксов в словах. а) Допишите суффиксы-ОНОК- или -ЁНОК- МЕДВЕЖ_______ ТИГР_________ БАРСУЧ_________ ПОРОС_______ ГАЛЧ____________ ЛЬВ__________ ЗАЙЧ____________ ЖЕРЕБ_______ б) Подберите пары слов, противоположных по значению. Соедините их. Выделите суффиксы. ГРУБОСТЬ ТРУСОСТЬ в) Выпишите имена парами. Выделите суффикс. Женя-Женечка Соня- Таня- Валя- Оля- Аня- г) Отгадайте загадку. Назовите слова с суффиксом -ИЩ-. В каком слове этот суффикс нельзя выделить? Выделите суффиксы. Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, а моется всех чище. | -Маленький зуб или ласково назвали зуб. -Тонкий лёд. -Маленький глаз. -Ласково о мёде. -Разные. Меняется значение слова. -Носик, домик, хвостик, столик. -Это часть слова, которая стоит после корня и помогает образовывать новые слова. -Что такое суффикс. -На место суффикса в слове. -О «работе» суффикса. Дети работают в парах. Образуют новые слова с предложенными суффиксами. -Лишнее слово чище. | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Используют наглядный материал для решения учебной задачи. (Р, П, К) Приобретают умения в образовании новых слов (П) Формулирование определения «суффикс» (П) Развивают умение извлекать информацию, запоминать слова учителя (П) Сохраняют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям (Л) Вырабатывают умение составлять слова с предложенными суффиксами (П) Вырабатывают умение образовывать новые слова и выделять в них суффикс (П) Анализируют текст на основе прочитанного и выявляют лишнее слово (П) |
5.Физминутка | Смена видов деятельности. | ||
6. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.
| 1)Работа над словообразованием.Упр.№126. -Понаблюдайте, как суффиксы меняют смысл слова. ДОМ-ДОМИК-ДОМИЩЕ, НОС-НОСИК-НОСИЩЕ, ХВОСТ-ХВОСТИК-ХВОСТИЩЕ. 2) №1,4 В однокоренных словах выделите корень и суффиксы. Га-га-га! гогочет гусь,- Я семьёй своей горжусь! На гусят и на гусыню Всё гляжу не нагляжусь. № 2,5 Дрожат осинки, В лесу осиновом Срывает ветер С осин косынки. № 3,6. Серый ёж был очень тих И ежиха тоже. И ребёнок был у них- Очень тихий ёжик. (Проверка.) 3) Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Вова Колесников написал письмо Пете Зайцеву. Всё ли он сделал правильно? . . . Недавно мы переехали в новый домишко. Мой старший братишка и младшая сестра гостят у бабушки в деревне. |
Без суффикса был простой предмет, после прибавления суффикса, слова изменились, стало сначала уменьшительно-ласкательным, а затем наоборот это что-то большое. Дети работают в парах. Самостоятельная работа учащихся. | Выявляют роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов (П) Анализируют текст, находят однокоренные слова и выделяют корень (П) |
7.Итог урока. | -Чему мы учились на уроке? -Что же такое суффикс? -Что ещё вы о нём знаете? -Какую роль играют суффиксы в словообразовании? -Кто остался доволен своей работой? -За что вы можете себя похвалить? | Самооценка работы на уроке. | Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р) |
8.Домашнее задание. | Упражнение № 125, стр.79 | Записывают домашнее задание в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе на тему:"Глагольные суффиксы"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Глагольные суффиксы включает в себя этапы урока, задания для закрепления, умения находить глаголы неопределённой форме, возвратные глаголы и разб...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»
Цель урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Роль глаголов в языке"...
Технологическая карта урока русского языка 4 класс (ПНШ) по теме: "Глагольные суффиксы"
Урок русского языка по теме "Глагольные суффиксы". Цели урока: формировать навык различать с помощью глагольных суффиксов разные формы глагола.Планируемые результатыПредметные: уметь правиль...
Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Значение суффиксов"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение суффиксов" предназначена для 2 класса и составлена по учебнику русского языка Иванов С. В. по программе "Начальная школа 21 ...
Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Роль прилагательных в тексте»
Технологическая карта урока русского языкаТема: «Роль прилагательных в тексте»...