Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Значение суффиксов"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме "Значение суффиксов" предназначена для 2 класса и составлена по учебнику русского языка Иванов С. В. по программе "Начальная школа 21 века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnolog_karta_2_klass_rus_yaz.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 281 г. Москвы
Технологическая карта урока русского языка
во 2 классе
Тема урока:
«Суффикс как часть слова»
Составила: учитель начальных классов Пономарева О.В.. .
Учитель: | Пономарева О.В. |
Класс | 2 |
Предмет: | Русский язык |
Авторы учебника: | С.В.Иванов, А.О.Евдокимова Русский язык 2 класс ч.1 («Начальная школа XXI века») |
Тема урока. | Суффикс как часть слова |
Тип урока. | Урок открытия нового знания |
Цель: | познакомить учащихся с частью слова - суффиксом. |
Задачи: | 1. актуализировать знания учащихся о частях слова; 2. познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем. |
Результаты: | Личностные: умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества. Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.
|
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый, руководство работой учащихся с учебной литературой. Формы: индивидуальная, фронтальная, парная. |
Оборудование | компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Психологический настрой 1. Мотивация к учебной деятельности. | -Сегодня замечательный и необычный день, так как в нашем классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и подарим наши добрые улыбки. Прозвенел звонок весёлый, Наш урок пора начать. Поздоровайтесь друг с другом Вижу – можно начинать. - Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи! | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний. | - Посмотрите на картинку. Что вы видите? (Ученик идёт в школу.) - Подберите синоним к слову ученик. (школьник) - Что обозначает слово школьник? - Как мы назовём девочку, которая учится в школе? (школьница) - От какого слова произошло слова школьник, школьница? (школа) - _Что вы можете сказать об этих словах? (однокоренные) Работа в парах (на карточках). Выделите в словах окончание и корень. -Какая общая часть слова? Как называется? Как выделяем? - Откройте тетради и запишите число, классная работа. -Дайте характеристику первого звука в этих словах. - Какой буквой обозначается? - Сделайте вывод, какую букву мы будем писать на каллиграфической минутке? (Ш ш) | Отвечают на вопрос. Работают в группах. Выделяют окончание и корень. Дают характеристику звука [ш]. Прописывают в тетрадях буквы Ш, ш. | Познавательные: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; |
3. Постановка проблемы. Определение темы урока. | - С помощью какой части мы образовали от слова школа слова школьница и школьник? - Где находится неизвестная для нас часть слова? - Посмотрите на доску. Какие знаки мы видим? Какой знак мы не знаем? - Этим знаком мы будем выделять суффикс в словах. - Определите тему нашего урока. Какова цель нашего урока? | Отвечают на вопросы. Определяют тему урока и её цель. | Регулятивные: определяют тему урока и её цель. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
4. Открытие нового знания. | 1. Отгадайте загадки. 1) У этого зверя огромный рост, Сзади у зверя маленький хвост. Спереди у зверя хвост большой. Кто же это? Кто такой? (слон) - Как называется детёныш слона? (слонёнок) 2) Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинул широко. (лось) - Как называется детёныш лося? (лосёнок). Запишите эти слова. (по 1 человеку у доски записывает пары слов) - Выделите окончание этих слов. - Выделите корень (общую часть) этих слов. - Назовите в словах, обозначающих детёнышей животных, ту часть слова, которая помогла образовать эти слова. - Эта часть слова и будет являться суффиксом. - Где находится суффикс? (после корня, перед окончанием). 2. - Давайте прочитаем, какую тайну раскрывает нам учебник. (правило с. 108) 3. - Вернёмся к нашим совам на карточках ( школа, школьник, школьница). Чем же является незнакомая для нас часть слова? - Как мы выделим её? | Отгадывают загадки. Называют детёнышей животных. Записывают слова парами, выделяют окончание и корень этих слов. Читают вывод, что такое суффикс. | Личностные: мотивировать свои действия, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, внимание, оказывать взаимопомощь. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения её результата; следовать при выполнении заданий инструкциям учителя; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; корректировать возможные ошибки. |
Физкультминутка. | -Встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка. | Выполняют упражнение для снятия усталости и напряжения. | |
5. Первичное закрепление. | 1. Обратимся к упражнению 2. Прочитайте задание. Выполняется упражнение сначала устно. - Какие значения придают словам суффиксы –иц-, -их-, -ёнок-, -онок-? - Это родственные слова или формы одного и того же слова? - Что мы можем образовать с помощью суффикса? (новые слова) 2. –Послушайте отрывок из песни «С чего начинается Родина?» - Что является нашей большой Родиной? (Россия). В упражнении 3 на нужно образовать слова при помощи суффиксов –ан-, -ян-, -анин-, янин-. Если ты живёшь в России, то ты россиянин, а мы россияне. Поработайте в парах. Чтение хором по слайду. Где живут южане, северяне, горожане? - Какое же значение имеют эти суффиксы? (помогают образовать новые слова, называющие людей по месту их жительства) 3. Упражнение 4. - Прочитайте. Выпишите в столбик выделенные слова, обозначающие маленький предмет или ласковое название предмета. На какой вопрос они отвечают? Как они называются? - От каких слов образованы эти слова? Запишите эти слова. - Какие суффиксы нам помогли образовать новые слова? -Сделайте вывод: какие суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение? - В этом упражнении мы встретили словарное слово, написание которого мы должны запомнить. (собака). Запись слова в тетрадь. Составьте предложение с новым словарным словом. - У кого из вас дома есть собаки? Какой они породы? - Посмотрите, мы сегодня с вами работали со словами, обозначающими названия животных. А как мы должны относиться к животным? 4. (на резерв) ИГРА «ПОБУДЬ ВОЛШЕБНИКОМ» Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: шуба, кот , рука, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов. – Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы. | Выполняют задание. Делают вывод. | Личностные: мотивируют свои действия. Регулятивные: следуют режиму организации учебной деятельности. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задачи Личностные - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Учебник с. 110 упр. 5. Вам предлагается выписать слова, в которых есть уменьшительно-ласкательные суффиксы. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. | |
7. Итог урока. Рефлексия. | -Как мы определили тему нашего урока? -Какую цель ставили? - Зачем в речи нужны суффиксы? Карточки: 1. Найди и подчеркни верное утверждение. - Составляется кластер. 2. Поставьте галочку, если можете дать ответ «да». Понимаю, что такое суффикс. | Подводят итоги урока. Проводят рефлексию. | Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия |
Источники:
- Иванов С.В. Русский язык 2 класс, часть 1., Москва, Издательский центр «Вентана – Граф», 2016г.
- Волина В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Издательство АСТ-Пресс, 1996г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Технологическая карта урока русского языка "Образование слов с помощью суффиксов" 2 класс ПНШ
Данный урок можно использовать на этапе закрепления по теме "Словообразование" во 2 классе....
Технологическая карта урока русского языка 4 класс (ПНШ) по теме: "Глагольные суффиксы"
Урок русского языка по теме "Глагольные суффиксы". Цели урока: формировать навык различать с помощью глагольных суффиксов разные формы глагола.Планируемые результатыПредметные: уметь правиль...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. "Приставка и суффикс"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс. Учебник (УМК):Т.Г. Рамзаева . Русский язык 3 класс. Тема урока: Приставка и суффикс.Тип урока: урок изучения нового материалаО...
Технологическая карта урока русского языка 2 класс, "Суффикс", УМК "Перспектива".
Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование понятия «суффикс» как части слова; умения определять суффикс в слове.Задачи урока:Дидактические:1) Познакомить с по...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс по теме: "Образование имён прилагательных при помощи суффиксов".Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование ум...
Технологическая карта урока русского языка на тему : «Приставка и суффикс как значимые части слова»
Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления)Цель: закрепление знаний о роли суффиксов и приставок в словах.Задачи:Образовательная:-закрепить умения подбирать корень в слове;-за...