Звуки и буквы
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_i_bukvy.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка "Звуки и буквы "

Цели урока:

 образовательные:

уметь называть различие между звуком и буквой, уметь давать характеристику гласным и согласным звукам, работать со звуковыми схемами слов;

 правильно произносить звуки и называть буквы;

 развивающие:

развитие фонематического слуха; развитие речи; развитие мышления и воображения; обогащение эмоционального мира;

воспитывающие:

воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация, ноутбуки для детей.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок, начинается урок.

– Вместе с нами отправится в путь по дороге знаний ваш любимый герой…( Незнайка)

– Из какого произведения он к нам пришел в гости?

2.Работа в тетради . Вспомните правила положения тетради и посадки. Запишите число.

Минутка чистописания (Слайд 2)

В этой букве нет угла,

 Оттого она кругла.

 До того она кругла,

 Покатиться бы могла.

– О какой букве идет речь?  Что вы можете о ней сказать?

3. Проблемная ситуация.

Только родившись, человек попадает в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой  речи.     Вот посмотрите, перед вами несколько примеров: (Слайд 3)

ш - ш – ш                  р - р – р                кап – кап           бом – бом               тик - так

Скажите, ребята, что или кто издает эти звуки? Какие из них тихие, а какие громкие, какие спокойные, а какие тревожные? (Ответы детей)

4. Динамическая пауза. (Прослушивание сказки “Как звуки превратились в буквы“) (Слайд  4 )

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.  Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он хотел поближе познакомиться с ее жителями. А когда узнал, что все жители – невидимки, то очень огорчился. Но он все-таки был волшебником, причем очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его только надеть, как сразу звук становился видимым и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, он называл звук по имени. Так они и познакомились

– Понравилась ли вам сказка? О чем она? Какова главная мысль сказки?

– Так о чем пойдет речь на нашем уроке? Кто определит тему нашего урока? (Слайд 5)

                                        Звуки и буквы

5. Актуализация и систематизация знаний о звуках и буквах

Развитие  зрительного внимания, артикуляции, фонематического слуха:

- Звуки речи возникают тогда, когда работают речевые органы. Какие?

- Язык, губы, зубы, голосовые связки

- Прочитайте слова:  утро   трава   птица  (Слайд 6)

- Произнесите первый звук в каждом из данных слов. А теперь понаблюдаем, смотря в зеркальце, как при произнесении звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. (Зеркальце)

Расскажите о своих наблюдениях.

-   Солнечным утром ,когда ты видишь  первую  зелень травы и слышишь щебет птиц, хочется всех поприветствовать какими-то вежливыми словами ?

 Работа в тетради ( на стр. 23 рабочей тетради прочитайте задание № 1 .

-Посовещайтесь в парах, какие слова, на ваш взгляд пропущены в предложениях.

1 вариант записывает 1 предложение;  2 вариант записывает 2 предложение

Взаимопроверка

 – Какое предложение записали? Прочитайте. Проверьте (Слайд 7)

Оцените работу друг друга

Красный  -   Всё верно!

Зелёный -   Есть недочеты.

Синий -  Нужна помощь!

- Что же помогло вам записать приветствие? (буквы)

Учитель выставляет на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. Тогда учитель ставит между карточками со словами карточку со знаком вопроса и спрашивает:

- Какой   вопрос можно здесь задать? (Чем отличаются звуки и буквы?)

Затем отвечаем на этот вопрос: “Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим”.

- Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).

На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные”. Между ними снова появляется знак вопроса. Учитель снова спрашивает:

- А здесь, какой умный вопрос можно задать? (Чем отличаются гласные и согласные звуки?)

Дети отвечают на этот вопрос, приводят примеры.

- Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)

Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске.

 -  Теперь давайте выясним всё о согласных звуках. Какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)

Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:

      Буквы                                                 Звуки

                                      Гласные                                    согласные

                Ударные       безударные                 глухие          звонкие

                                                                                           твердые           мягкие

-Что мы повторяли , составляя данную таблицу? (Чем отличаются буквы и звуки)

6. Физминутка (Слайд 8 )

Ну-ка, детки, встаньте в ряд

 Звуки пусть заговорят.

 с-с-с- змеиный слышен свист (руки)

ш-ш-ш - шуршит опавший лист ( ходьба)

 ж-ж-ж – шмели в саду  жужжат (руки)

р-р-р – моторы тарахтят (кулачки)

 Мчится поезд – чух-чух-чух.

 Плачет филин – ух-ух-ух.

 А теперь такая шутка:

 Сесть вы можете без звука.

7. Закрепление изученного материала.

А вот какая неприятная история произошла с нашим героем Незнайкой. Однажды он решил пригласить в гости все звуки русского языка . И как вы думаете, сколько он поставил стульев? Он поставил ровно столько стульев, сколько букв в алфавите. Что там началось?! Гости стали ссориться, браниться друг с другом. А почему? Оказывается, звуков в русском языке больше, чем букв. Их – 42, букв – 33!!! (Слайд 9)

Скажите, ребята, так чего в русском языке больше звуков или букв? (Звуков)

А почему? (Согласные могут обозначать два звука - твердый и мягкий)

 Посмотрим, насколько хорошо вы разбираетесь в звуках гласных и согласных, твердых и мягких.

Игра "Молчанка", ( использование  системы контроля и мониторинга качества знаний PROClass) 

Задание 1. Учитель читает слова, дети поднимают карточку, соответствующую первому звуку,   (ворона , аист, медведь, , иголка, заяц.)

Задание 2. Учитель показывает слова, написанные крупным шрифтом, дети выполняют то же самое задание. (учитель, карандаш, пенал, ребята , ученик)

(Если в процессе заданий случаются ошибки, то они сразу же разбираются вслух)

- Что повторили! (различие гласных и согласных звуков)

-Какие слова нам в этом помогли? ( словарные, написание которых нужно запомнить)

   Игра “Буквы заблудились“  (Слайд 10)

– Ребята наш проказник Незнайка что-то напутал в стихотворении, а теперь никак не может

 понять , о чем там говориться.  Давайте ему поможем.

Тает снег, течет ручей,

 На ветвях полно врачей. (грачей)

Мишка дров не напилил,

 Печку кепками топил. (щепками)

 На болоте нет дорог,

 Я по кошкам – скок да скок. (кочкам)

- Что пожелаем Незнайке?

 Проверочный тест   ( работа в парах на компьютере ) 

– Вы сегодня очень хорошо потрудились. А теперь я хочу проверить ваши знания. Если вы уверены в своих знаниях, вы можете выполнить весь тест. А если вы сомневаетесь, тогда сделайте то, что можете.

Задания на компьютере:  

1. Голос, камень, шар, иголка, письмо, терка.

Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки твердые.

2. А, О, Е, У, Ы, Э.

Зачеркни лишнюю букву.

3. Моль -    б.,       зв.

    Ручка -     б.,       зв.

     Маяк  -    б.,       зв.

(Укажите количество букв и звуков в данных словах.)

  Проверка теста. (Слайд    )

– Ребята, а теперь внимательно сверьте свои записи с правильными ответами на доске.

– Молодцы, кто выполнил все задания!!!

–Хорошо , кто выполнил 2 задания!

–Остальные – подтянитесь!

  Итог урока. (Слайд   11 )

- Скажите, на какой  главный вопрос  мы помогли Незнайке ответить? (чем буквы отличаются от звуков?)

- В начале урока мы перед  собой поставили цели.  Каких целей достигли?

Рефлексия учебной деятельности.

- Какой вид работы запомнился больше всего?

-Возьмите зеркальце , произнесите звук И.

Пусть такое позитивное настроение сопровождает  вас целый день.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...