Методическая разработка урока по теме "Повторяем фонетику" (3 класс, учебный комплекс "Школа XXI века", автор учебника Иванов С.В.)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Этот урок проводится 2 сентября, т. е. сразу после летних каникул. Ученики после лета ещё плохо сосредотачиваются, не могут долго работать, быстро отвлекаются. Поэтому нужна эффективная наглядность, разнообразные задания, быстрый ход урока. Для этого я использую SMART-доску.
На этом уроке использовано слайд-шоу «Звуки и буквы русского языка». Оно позволяет за пару минут повторить весь материал на визуальном уровне, сокращает временные затраты на уроке, удерживает внимание детей, даёт им полное представление о звуках русского языка.
Данное пособие можно использовать на разных уроках. Оно уместно при повторении в конце, в начале учебного года. Его можно предлагать ученикам полностью или покадрово. Можно предлагать в случае затруднений при фонетическом анализе на любом уроке. У меня это слад-шоу находится на рабочем столе и я всегда к нему обращаюсь в случае затруднений у детей.
Оно может также стать стартовой площадкой для следующих заданий. На последующих уроках я предлагаю на SMART–доске выполнить задания типа:
· наведи порядок (сгруппировать звонкие и глухие согласные или согласные и гласные и т. д.)
· найди парные согласные (непарные согласные и т. д.)
· составь транскрипцию слова
· найди лишнюю букву
· найди йотированные гласные и т. д.
Таким образом, работа на первом уроке с данным слайд-шоу позволяет повторить достаточно объёмный и сложный для детей материал легко и быстро, а также подготовить к дальнейшей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.doc | 366 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
3 класс
Тема урока: повторяем фонетику. 1 урок
Цель урока: активизировать и систематизировать знания по фонетике.
Задачи урока:
Личностные:
1. Развитие рефлексивных умений.
Метапредметные:
1. Учить понимать информацию, представленную в виде схемы, дополнять схему.
2. Учить обобщать результаты наблюдений.
Регулятивные: формировать умение сохранять учебную задачу.
Предметные: повторить классификацию звуков русского языка, согласных звуков и букв, соотношение количества гласных звуков и букв.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Знакомство с разделом и темой урока.
Работа с учебником.
Учитель:
-Откройте учебник, прочитайте раздел и тему урока. (раздел: как устроен наш язык, тема «Повторяем фонетику»)
-Что такое «фонетика»? (наука о звуках речи)
-Нас окружают разные звуки. Закройте глаза и послушайте. Что вы слышите? (шум шагов, автомобилей, разговор). Это шумовые звуки, музыкальные, звуки речи. На уроках русского языка мы с вами изучаем звуки родного языка. Прочитайте с 4 учебника, что мы узнали во втором классе
Дети читают:
-во втором классе мы узнали о звуках речи,
-о том, что такое слог и ударение,
- гласных и согласных звуках,
-о том, что гласные звуки бывают ударными и безударными,
-о согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих,
-о том, как обозначаются звуки речи на письме.
- Повторение.
-Вспомните, какие звуки речи вы знаете (гласные и согласные). ( слайд 1,2)
-Прочитайте, какие согласные звуки бывают.(мягкие и твёрдые, парные и непарные). Как на письме отметить звуки? Ведь звуки мы не видим, а слышим. (с помощью квадратных скобок)
-Прочитайте парные по мягкости и твёрдости согласные звуки.
-Прочитайте непарные мягкие. Сколько в русском языке непарных мягких? (3 звука).
-Прочитайте непарные твёрдые. Сколько в русском языке непарных твёрдых? (3 звука).
( 3 слайд)
Прочитайте, какие ещё могут быть согласные звуки (звонкие и глухие). Назовите парные по звонкости и глухости. Сколько пар получилось? ( 6 пар) Как легко запомнить эти пары? (все звонкие согласные находятся в начале алфавита)
Прочитайте непарные глухие. Сколько их в русском языке? (4 звука) Как легко их запомнить? (дети предлагают свои варианты запоминания)
Прочитайте непарные звонкие. Сколько их в русском языке? (5) Как их легко запомнить?
Задание на доске. Сравните буквенную запись слова с его записью с помощью транскрипции : котята – [кат'ата]
Сколько в этом слове разных согласных звуков? (три)
Какие из них обозначены одинаковыми буквами?
Как обозначена мягкость согласного звука, когда слово записано буквами?
Работа с учебником
с. 5 упр 2.(устно) Прочитайте задание. Что нужно сделать?
-Добавить нужное слово в утверждение. « В русском языке согласных звуков (больше или меньше), чем согласных букв» Докажите, используя схему.
-Правильно, большинство согласных букв обозначают по два звука (мягкий и твёрдый).
-А сейчас вспомним, что вы знаете о гласных звуках. Как образуются гласные звуки? ( с помощью голоса, звук свободно проходит через рот, не встречает препятствие)).
-Какую роль они играют в слове? (образуют слог, могут быть ударным или безударным).
( 4 слайд)
-Сколько гласных букв?(10)
( 5 слайд)
-Сколько гласных звуков?(6) Назовите.
-Сколько букв обозначают два звука? (6 слайд)
-Проверьте все ли буквы назвали. Прочитайте. Где эти буквы обозначают два звука? (в начале слова, после гласной и после ь и ъ знаков).
-Назовите слова, в которых эти буквы обозначают два звука.
Работа с учебником. с. 4 упр. 1 (устно)Прочтите задание. Что надо сделать? Выбрать верное утверждение. (из трёх утверждений одно верное – гласных букв больше, чем гласных звуков). Докажите с помощью схемы и запишите в тетрадь.
(дети работают самостоятельно, слабым оказывается помощь)
Проверьте.
(слайд 7)
- Вспомните и запишите слова, в которых один и тот же гласный звук обозначается разными буквами. (юла – улитка, ёлка – очи)
Физкультминутка.
- Давайте немного поиграем. Встаньте. Я буду называть звуки и гласные и согласные. Вы будете приседать, если слышите гласные, если согласный звук - остаётесь на месте. Задание на внимание. Будьте внимательны.
Работа с учебником с.6 «Давайте подумаем».(письменно) --- Прочитайте задание. Что надо сделать? Распределить слова по группам:
в первую - записать слова, которые начинаются с твёрдого непарного согласного звука, во вторую – с мягкого непарного согласного звука. Найти слова, которые попали не свою группу. (дети работают самостоятельно в тетрадях).
- Проверим, какие группы получились. Прочтите.
Дети читают: первая группа - шиповник, цапля, жук, шустрый.
Вторая группа – йогурт, черепаха, юнга, чудак, щука, червяк.
- Проверим, какие слова оказались лишними.
Не вошли в группы – лось, белка.
Почему? (первые звуки «л», «б» - парные по мягкости и твёрдости)
- Подведение итогов урока.
- Вспомним стихотворение про звуки гласные и согласные.
Ель, топор, лопата, руки –
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные –
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
в тёмном лесу звать и аукать
и в колыбельке Алёнку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
но не хочется им петь.
Ссс... змеиный слышен свист.
Шшш... шуршит опавший лист.
Жжж... шмели в саду жужат.
Ррр... моторы тарахтят.
- Что вы сегодня повторяли на уроке?
- Что услышали впервые?
- Что узнали нового?
5. Домашнее задание.
- Устно выполнить тест в тетради «Учусь писать без ошибок» с 3-5,7
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 207 Центрального района
Артюхова Любовь Давидовна
3 класс
Предмет: русский язык
Тема урока: повторяем фонетику.
Урок составлен в соответствии с учебным комплектом «Школа ХХI века», автор учебника Иванов С. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...
методическая разработка урока математики для 1 класса по программе "Школа 21 века" по теме "Прибавление числа 7" по ФГОС
конспект урока и презентация для 1 класса по теме "Прибавление числа 7" по программе " Школа 21 века" по фгос в виде технологической карты....
Методическая разработка урока математики по теме "Дециметр" ( программа Л.Г. Петерсон, система учебников "Перспектива" )
Урок по теме "Дециметр" по программе Л.Петерсон с использованием макбуков...
Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».
День открытых дверей.Окружающий мир. 2 класс.Тема урока: «Спасём первоцветы».Фрагмент урока: знакомство с новым материалом.Цели урока: 1....
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."
Методическая разработка урока русского языка. 2 класс "Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей."...
Методическая разработка урока окр мира по теме"Про кошек и собак" к учебнику Плешакова
Данная разработка включает в себя:Конспект урока окружающего мира к учебнику Плешакова по программе "Школа России" по ФГОС ( с комментариями группы экспертов ) по теме: Про кошек и собак"Презент...