Методическая разработка урока. Окружающий мир. 2 класс. Тема урока: «Спасём первоцветы».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
День открытых дверей.
Окружающий мир. 2 класс.
Тема урока: «Спасём первоцветы».
Фрагмент урока: знакомство с новым материалом.
Цели урока:
1. Ознакомить учащихся с разнообразными видами первоцветов.
2. Формировать знания о раннецветущих растениях, занесённых в Красную Книгу и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов.
3. Показать детям, что в природе всё взаимосвязано.
4. Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
5. Экологическое и нравственное воспитание.
Оборудование: иллюстративный материал: плакат, предметы для составления рисунка: весенние изменения в живой и неживой природе, картинки раннецветущих растений, Красная Книга.
Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Презентация к уроку “Спасём первоцветы”
Костюмы к сказке “Весеннее приключение пчёлки Жужжи”.
Ход урока.
I. Организационный момент.
У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуемся, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.
II. Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
Послушайте стихи о весне и наблюдая происходящее на экране, с помощью рисунков на ваших партах, прикрепляя их на доску, назовите признаки весны.
(Стихотворения читают дети) Показ слайдов с 2-18.
3 слайд. Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей? Дети прикрепляют рисунок солнца на доску.
Что мы можем сказать о солнце весной?
. Солнце выше, ярче, чем зимой, греет с каждым днём всё сильнее, дни становятся длиннее.
Весна опять пришла на дачу.
Ликует солнце. День подрос.
4 слайд. И лишь одни сосульки плачут,
Жалея зиму и мороз.
А если солнце стало греть сильнее, что происходит в воздухе? (Потепление)
Верно, от тёплых солнечных лучей наступает потепление.
А если потепление, то что происходит со снегом и льдом? 5 слайд.
Таяние снега и льда, появляются проталины. Дети прикрепляют рисунок проталинына доску.
6 и 7 слайды.
Опишите небо весной. (Небо голубое, высокое, по нему плывут белые лёгкие облака.)
Правда, таким оно стало в апреле и будет в мае. А в марте оно было ещё серым. Дети прикрепляют на доску голубое небо, белые облака,
8 слайд. Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи. Ледоход.
Дети прикрепляют на доску рисунок ледохода. Учитель прикрепляет карточку: Ледоход
9 и 10 слайд. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга. Половодье.
Учитель прикрепляет карточку: Половодье.
11 слайд. Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. Борьба зимы с весной.
Дети прикрепляют бумажные снежинки, а учитель карточку: Борьба зимы с весной.
12 слайд. Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлёпает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
13 слайд. Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным. Появляется молодая травка.
Это уже изменения в живой природе.
Дети прикрепляют островки зелёной травы, а учитель карточку: Появляется молодая травка.
А если потепление, то, что происходит с почвой? Почва оттаивает и насыщается водой.
Учитель прикрепляет на доску слова: Почва оттаивает и насыщается водой.
Продолжим рассказывать про почву.
Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.
14 слайд. «Скоро, скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба. Набухание почек.
Учитель прикрепляет на доску карточку: Набухание почек.
15 слайд. Тучи по небу пройдут,
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые.
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь, бывает с грозой.)
Дети прикрепляют капельки дождя и молнию, а учитель карточки:
Осадки:
в марте - снег,
в апреле - дождь,
в мае-дождь с грозой.
Что мы можем сказать о птицах весной?
Прилёт птиц с юга. Они начинают вить гнёзда и высиживать птенцов.
15 слайд.
Под солнце самое взвился,
И в яркой вышине,
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Вы видите жаворонка и слышите его песню.
Звучит песня жаворонка.
Назовите, какие ещё птицы возвращаются из тёплых стран.
Дети прикрепляют на дерево птиц, называя их, а учитель карточку: Прилёт птиц.
1. Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее! Появляются первые цветы.
III. Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о весенних первоцветах, произрастающих в нашем Уральском регионе, именно о тех, которые занесены в Красную книгу нашей Челябинской области, нашего Саткинского района. Ваша задача понять и сделать выводы, почему эти цветы зацветают так рано и почему их надо охранять и беречь.
IV. Физминутка.
- Кто же главный из всего перечисленного в неживой природе влияет на смену времён года? (Солнце)
Правильно! Солнце дарит свет, тепло всей природе.
Давайте и мы с вами сейчас зарядимся его энергией.
Выйдите из–за парт,
Сложите руки над головой и глубоко, вздохнув носом, потянитесь к солнышку, а потом выдох. (Повторить 3 раза)
На доске образуется схема:
Солнце выше, чем зимой.
Дни стали длиннее. Потепление.
Неживая природа: Живая природа:
Голубое небо. Набухание почек.
Облака белые, лёгкие. Появляется молодая травка.
Таяние снега и льда. Прилёт птиц.
Проталины. Цветение первоцветов.
Ледоход. Появление листьев.
Половодье.
Почва оттаивает, насыщается водой.
Осадки:
в марте - снег,
в апреле - дождь,
в мае-дождь с грозой.
V. Знакомство с новым материалом.
Вслед за пробуждением неживой природы, пробудилась и живая природа.
Тёплый лучик солнца разбудил и пчёлку Жужжу. Она вылезла, расправила свои крылышки и полетела в лес. В лесу было ещё холодно.
Деревья стояли голые. Местами уже растаял снег. Пчелка спустилась ниже и увидела прогретые солнцем проталины. Жужже захотелось попить ароматного нектару, но кругом ничего не было видно.
Пчёлка загрустила. Но вдруг на глиняном откосе, освещённом солнцем, она заметила цветок. У него не было листьев и из земли поднимались бурые чешуйчатые стебли с жёлтыми корзиночками на верхушке.
Жужжа: – Здравствуй цветок, ты моё спасение. Скажи, как тебя зовут, и разреши мне
попить твоего нектара!
Мать-и-мачеха: – Пей, пожалуйста! А название моё пусть ребята разгадают.
Мы вдвоем, и я одна
Такая вот загадка.
И хоть расту я у пруда
Найти меня не сладко.
Но все ж я каждому нужна,
И это не бахвальство.
Для пчёлок мой нектар – еда,
А для людей – лекарство.
– Вы догадались, ребята, какой это цветок? (мать-и-мачеха). Еще местами лежит снег, но по берегам речушек уже появляются золотые корзиночки мать-и-мачехи.
Жужжа: – А почему у тебя такое странное название? И почему ты так рано расцвела?
Мать-и-мачеха: – Меня так в народе называют из-за листьев, которые появляются после цветения. Сверху мои листья плотные, холодные, как мачеха. А снизу – тёплые, пушистые, как мать. А морозов я не боюсь. Ведь мои стебли покрыты пушком, они защищают меня от обмерзания при весенних заморозках и от перегревания солнечных лучей в тёплые дни.
Жужжа: – Спасибо тебе, храбрый цветок! Полечу, посмотрю, кто ещё проснулся.
– Поднялась Жужжа повыше и полетела к деревьям. В лесу было светло. Листвы ещё не было и ей свысока было всё хорошо видно. Покружила она над деревьями и присела на одно из них. Это было дерево с чёрными шишечками и красными колосками. Глядь, а рядом стоит такое же дерево, только с рыжевато-золотистыми серёжками.
Подлетела Жужжа поближе и спрашивает:
Жужжа: – Ой, сколько разных деревьев! (Рассматривает) На них совсем нет листочков, только почки такие набухшие, вот-вот лопнут! А цветочки уже появились. На этом дереве – это серёжки. Скажите, пожалуйста, почему рядом два дерева почти одинаковые, а серёжки у них разные?
Ольха: – У нас, у ольхи, деревья разнополые. На мужских деревьях рыжевато-золотистые
колбаски, а на женских красные колоски. И цветём мы раньше всех деревьев. Хотим, пока бежит вода, отправить свои семена-орешки из шишечек по воде в плавание. Они хорошо держатся на воде и плывут, как кораблики, пока не сядут на мель. А где сядут, там и прорастут.
– Попила Жужжа нектара ольхи и полетела дальше.
- Полетела пчёлка Жужжа на другое дерево.
Жужжа: - Какие приятные мягкие пушистые серебристые комочки! Неужели это тоже цветки?
Как тебя зовут, нарядное дерево?
Ива: - У меня два названия. Одни меня называют вербой, другие ивой. Мне нравятся
оба названия. Мои цветки, когда отцветут, станут золотисто-жёлтые от пыльцы и ещё более пушистые. Вот тогда прилетай ко мне снова, я угощу тебя сладкой медоносной пыльцой.
(Ива показывает два рисунка: цветки пушистые комочки и цветки в жёлтой пыльце.)
Жужжа: - Я обязательно прилечу к тебе. А пока полечу дальше.
– Так проходили дни. Пчёлка летала по весеннему лесу и смотрела, как пробуждается природа весной. Однажды, спустя несколько дней, на солнечной полянке она увидела растение с красивыми разноцветными цветами.
Жужжа: – Какое красивое растение! Никогда такого не видела! Как тебя зовут?
Медуница: - Я Медуница! А разноцветная я потому, что у меня в лепестках есть особое
Кудряшова красящее вещество. Оно и меняет мне окраску. Я очень рада, Жужжа, что ты навестила меня. Ведь в лесу ещё мало растительности.
Только мы, раннецветущие, появляемся так рано. У нас есть толстенькие
клубеньки, в которых мы запасли питательные вещества. Они- то нам и помогают расти в лесу. Да и в лесу сейчас много света и воды. Нам это очень нравится! Запомни меня, Жужжа, и прилетай следующей весной.
Запомните, ребята, и это растение.
– Стало Жужже интересно, кто проснулся ещё так рано. И вот в один из солнечных дней, когда всё больше чувствовался приход весны, когда проклюнулись первые листочки на деревьях, пчёлка увидела ещё один белый цветок.
Жужжа:
– Как тебя зовут, прекрасный цветок? И почему ты дрожишь?
Ветреница:
Посадских
– У меня красивое название, связанное с ветром – ветреница.
Ребята, вы часто называете этот цветок подснежником, но настоящее его название – ветреница уральская. Прислушаемся, что говорит этот цветок о себе.
А дрожу я от любого прикосновения ветра, поэтому люди и назвали меня ветреницей. Я стараюсь цвести на открытом месте, где много света. В моём корневище хранятся запасы питательных веществ, которые мне нужны для быстрого роста. Садись, Жужжа, попей моего нектара.
Жужжа:
– А я сочинила про тебя загадку:
Только снег сошел в лесу,
Лопаются почки,
А на поляночке в лесу,
Белые цветочки.
Прямой стебель из земли,
А на нём листочка – три.
Ветреница: – Спасибо тебе, Жужжа, за такую замечательную загадку!
Жужжа:
– Это вам спасибо, раннецветущим растениям, за то, что вы помогли мне дожить до тёплых весенних дней. Спасибо вам за вкусный нектар и красоту, которую вы дарите лесу в первые дни весны. Полечу дальше, посмотрю, кто ещё проснулся.
Ребята, пчёлка Жужжа улетела, но с ней мы ещё встретимся в весеннем лесу. Посмотрите внимательно на экран. Заслушайте сообщения учеников нашего класса. Сейчас вы узнаете о других первоцветах нашего района, произрастающих в нашем Уральском регионе и занесённых в Красную книгу. Дети читают доклады о примуле, рябчике русском, гусином луке, простреле, чистяке весеннем и печёночнице благородной, калужнице и купальнице.
Примула - именно ей принадлежит имя «первоцвет» — цветущий первым. В народе её называют еще «баранчиками» (молодые листочки, волнистые и опушённые, похожи на спинки ягнят), называют также «ключиками» (цветки собраны в соцветие, напоминающее связку ключей).
В конце апреля на опушке дубравы всегда можно встретить удивительное растение – первоцвет, которое называется рябчик-русский. Русское название этого растения становится понятным, если рассмотреть его крупные цветки темно-коричневого цвета со светлыми пятнышками, напоминающие окраску птицы рябчика. Опыление осуществляется насекомыми. Размножается растение в основном семенами.
Печёночница благородная — очаровательный многолетник, радующий взор своими нежными цветками после долгой зимы. Растёт на довольно влажных местах. В начале цветения – это цветы красно-фиолетового оттенка, взрослые темно-зеленые, плотные, кожистые.
Гусиный лук растёт по лесам, лесным оврагам, кустарникам. Цветы гусиного лука широко раскрываются лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.
Прострел раскрытый, или сон-трава. Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные фиолетовые цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Пушистые волоски, покрывающие цветок, как "шубка" предохраняют бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание насекомых своей красивой сине-фиолетовой окраской. Сон-трава является ядовитым растением. Однако, цветки используются для лечения сердечнососудистых заболеваний. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.
Чистяк весенний (Бородин) Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Цветки раскрываются только на время светового дня. Цветут до 5-ти недель с конца апреля по май. Размножается клубеньками.
Калужница болотная. В солнечный апрельский денёк пёстрый окрас этого растения не может не радовать глаз. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растёт калужница в болотах, по берегам водоёмов и в сырых местах. У неё нет сладкого нектара, поэтому чаще над её цветками кружатся мухи. Растёт калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные.
Купальница. Она красива в любую погоду, но особенно её цветки хороши на фоне яркого синего неба, у рек, ручьёв, прудов и лесных озёр. Жёлтый цвет активен, он вызывает бодрые, радостные чувства, оранжевый — ощущение тепла, как цвет огня или заходящего солнца.
VI. Раскрытие проблемы истребления редких и исчезающих видов первоцветов.
Многие первоцветы стали сегодня редкими. Вот почему они занесены в “Красную книгу”. Вот она в моих руках. Вы уже знаете, что “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Вы видите, как красивы первоцветы! Наша доска сегодня расцвела как цветочная поляна. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?
На земле исчезают цветы,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно ландыш глядел
Безнадёжно пролески глядели.
Ведь недаром говорится:
“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте природы можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим её!”
“Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.”
|
Запомните правило:
Чтение стихотворений детьми.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Я должен над цветами наклониться.
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.
VII. Закрепление изученного материала.
– Когда проснулась пчёлка Жужжа?
– Какие растения встретила она ранней весной?
- Почему эти цветы зацветают так рано? (Потому что в их корневищах или в клубнях хранится запас питательных веществ)
– Что нужно растениям, чтобы зацвести? (очень много света в голом лесу)
– Жизнь каких животных зависит от раннецветущих растений? (прежде всего насекомых)
- Почему мы сегодня говорили о спасении первоцветов? (потомучто они исчезают из-за того, что люди безжалостно их срывают и растения не восстанавливаются вновь, а проснувшимся насекомым в первые дни весны они просто необходимы)
VIII. Итог урока.
Какие чувства вызвал у вас наш урок?
Что больше всего произвело впечатление?
Что вы взяли нового для себя?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ сош № 9 Г. Бакал Челябинская область
День открытых дверей.
Окружающий мир. 2 класс.
Тема урока: «Спасём первоцветы».
Фрагмент урока: знакомство с новым материалом.
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с разнообразными видами первоцветов.
- Формировать знания о раннецветущих растениях, занесённых в Красную Книгу и отношения к проблеме истребления этих редких и исчезающих видов цветов.
- Показать детям, что в природе всё взаимосвязано.
- Развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации.
- Экологическое и нравственное воспитание.
Оборудование: иллюстративный материал: плакат, предметы для составления рисунка: весенние изменения в живой и неживой природе, картинки раннецветущих растений, Красная Книга.
Экран, мультимедийный проектор, компьютер.
Презентация к уроку “Спасём первоцветы”
Костюмы к сказке “Весеннее приключение пчёлки Жужжи”.
Ход урока.
- Организационный момент.
У нас сегодня много гостей, и вы, и я очень волнуемся, поэтому закроем глаза, мысленно пожелаем друг другу удачи и добра, а волнение отправим в корзину.
- Актуализация знаний.
Отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
Послушайте стихи о весне и наблюдая происходящее на экране, с помощью рисунков на ваших партах, прикрепляя их на доску, назовите признаки весны.
(Стихотворения читают дети) Показ слайдов с 2-18.
3 слайд. Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей? Дети прикрепляют рисунок солнца на доску.
Что мы можем сказать о солнце весной?
. Солнце выше, ярче, чем зимой, греет с каждым днём всё сильнее, дни становятся длиннее.
Весна опять пришла на дачу.
Ликует солнце. День подрос.
4 слайд. И лишь одни сосульки плачут,
Жалея зиму и мороз.
А если солнце стало греть сильнее, что происходит в воздухе? (Потепление)
Верно, от тёплых солнечных лучей наступает потепление.
А если потепление, то что происходит со снегом и льдом? 5 слайд.
Таяние снега и льда, появляются проталины. Дети прикрепляют рисунок проталинына доску.
6 и 7 слайды.
Опишите небо весной. (Небо голубое, высокое, по нему плывут белые лёгкие облака.)
Правда, таким оно стало в апреле и будет в мае. А в марте оно было ещё серым. Дети прикрепляют на доску голубое небо, белые облака,
8 слайд. Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи. Ледоход.
Дети прикрепляют на доску рисунок ледохода. Учитель прикрепляет карточку: Ледоход
9 и 10 слайд. Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга. Половодье.
Учитель прикрепляет карточку: Половодье.
11 слайд. Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу. Борьба зимы с весной.
Дети прикрепляют бумажные снежинки, а учитель карточку: Борьба зимы с весной.
12 слайд. Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня - прямиком
Шлёпает по лужам,
Гонит талые снега
С гомоном и звоном,
13 слайд. Чтобы выстелить луга
Бархатом зелёным. Появляется молодая травка.
Это уже изменения в живой природе.
Дети прикрепляют островки зелёной травы, а учитель карточку: Появляется молодая травка.
А если потепление, то, что происходит с почвой? Почва оттаивает и насыщается водой.
Учитель прикрепляет на доску слова: Почва оттаивает и насыщается водой.
Продолжим рассказывать про почву.
Постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной.
14 слайд. «Скоро, скоро быть теплу!»
Эту новость первой
Барабанит по стеклу
Серой лапкой верба. Набухание почек.
Учитель прикрепляет на доску карточку: Набухание почек.
15 слайд. Тучи по небу пройдут,
И тебе впервые
На ладошку упадут
Капли дождевые.
- Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, в апреле — снег и дождь, в мае — дождь, бывает с грозой.)
Дети прикрепляют капельки дождя и молнию, а учитель карточки:
Осадки:
в марте - снег,
в апреле - дождь,
в мае-дождь с грозой.
Что мы можем сказать о птицах весной?
Прилёт птиц с юга. Они начинают вить гнёзда и высиживать птенцов.
15 слайд.
Под солнце самое взвился,
И в яркой вышине,
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
Вы видите жаворонка и слышите его песню.
Звучит песня жаворонка.
Назовите, какие ещё птицы возвращаются из тёплых стран.
Дети прикрепляют на дерево птиц, называя их, а учитель карточку: Прилёт птиц.
- Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее! Появляются первые цветы.
- Сообщение темы урока.
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о весенних первоцветах, произрастающих в нашем Уральском регионе, именно о тех, которые занесены в Красную книгу нашей Челябинской области, нашего Саткинского района. Ваша задача понять и сделать выводы, почему эти цветы зацветают так рано и почему их надо охранять и беречь.
- Физминутка.
- Кто же главный из всего перечисленного в неживой природе влияет на смену времён года? (Солнце)
Правильно! Солнце дарит свет, тепло всей природе.
Давайте и мы с вами сейчас зарядимся его энергией.
Выйдите из–за парт,
Сложите руки над головой и глубоко, вздохнув носом, потянитесь к солнышку, а потом выдох. (Повторить 3 раза)
На доске образуется схема:
Солнце выше, чем зимой.
Дни стали длиннее. Потепление.
Неживая природа: Живая природа:
Голубое небо. Набухание почек.
Облака белые, лёгкие. Появляется молодая травка.
Таяние снега и льда. Прилёт птиц.
Проталины. Цветение первоцветов.
Ледоход. Появление листьев.
Половодье.
Почва оттаивает, насыщается водой.
Осадки:
в марте - снег,
в апреле - дождь,
в мае-дождь с грозой.
- Знакомство с новым материалом.
Вслед за пробуждением неживой природы, пробудилась и живая природа.
Тёплый лучик солнца разбудил и пчёлку Жужжу. Она вылезла, расправила свои крылышки и полетела в лес. В лесу было ещё холодно.
Деревья стояли голые. Местами уже растаял снег. Пчелка спустилась ниже и увидела прогретые солнцем проталины. Жужже захотелось попить ароматного нектару, но кругом ничего не было видно.
Пчёлка загрустила. Но вдруг на глиняном откосе, освещённом солнцем, она заметила цветок. У него не было листьев и из земли поднимались бурые чешуйчатые стебли с жёлтыми корзиночками на верхушке.
Жужжа: – Здравствуй цветок, ты моё спасение. Скажи, как тебя зовут, и разреши мне
попить твоего нектара!
Мать-и-мачеха: – Пей, пожалуйста! А название моё пусть ребята разгадают.
Мы вдвоем, и я одна
Такая вот загадка.
И хоть расту я у пруда
Найти меня не сладко.
Но все ж я каждому нужна,
И это не бахвальство.
Для пчёлок мой нектар – еда,
А для людей – лекарство.
– Вы догадались, ребята, какой это цветок? (мать-и-мачеха). Еще местами лежит снег, но по берегам речушек уже появляются золотые корзиночки мать-и-мачехи.
Жужжа: – А почему у тебя такое странное название? И почему ты так рано расцвела?
Мать-и-мачеха: – Меня так в народе называют из-за листьев, которые появляются после цветения. Сверху мои листья плотные, холодные, как мачеха. А снизу – тёплые, пушистые, как мать. А морозов я не боюсь. Ведь мои стебли покрыты пушком, они защищают меня от обмерзания при весенних заморозках и от перегревания солнечных лучей в тёплые дни.
Жужжа: – Спасибо тебе, храбрый цветок! Полечу, посмотрю, кто ещё проснулся.
– Поднялась Жужжа повыше и полетела к деревьям. В лесу было светло. Листвы ещё не было и ей свысока было всё хорошо видно. Покружила она над деревьями и присела на одно из них. Это было дерево с чёрными шишечками и красными колосками. Глядь, а рядом стоит такое же дерево, только с рыжевато-золотистыми серёжками.
Подлетела Жужжа поближе и спрашивает:
Жужжа: – Ой, сколько разных деревьев! (Рассматривает) На них совсем нет листочков, только почки такие набухшие, вот-вот лопнут! А цветочки уже появились. На этом дереве – это серёжки. Скажите, пожалуйста, почему рядом два дерева почти одинаковые, а серёжки у них разные?
Ольха: – У нас, у ольхи, деревья разнополые. На мужских деревьях рыжевато-золотистые
колбаски, а на женских красные колоски. И цветём мы раньше всех деревьев. Хотим, пока бежит вода, отправить свои семена-орешки из шишечек по воде в плавание. Они хорошо держатся на воде и плывут, как кораблики, пока не сядут на мель. А где сядут, там и прорастут.
– Попила Жужжа нектара ольхи и полетела дальше.
- Полетела пчёлка Жужжа на другое дерево.
Жужжа: - Какие приятные мягкие пушистые серебристые комочки! Неужели это тоже цветки?
Как тебя зовут, нарядное дерево?
Ива: - У меня два названия. Одни меня называют вербой, другие ивой. Мне нравятся
оба названия. Мои цветки, когда отцветут, станут золотисто-жёлтые от пыльцы и ещё более пушистые. Вот тогда прилетай ко мне снова, я угощу тебя сладкой медоносной пыльцой.
(Ива показывает два рисунка: цветки пушистые комочки и цветки в жёлтой пыльце.)
Жужжа: - Я обязательно прилечу к тебе. А пока полечу дальше.
– Так проходили дни. Пчёлка летала по весеннему лесу и смотрела, как пробуждается природа весной. Однажды, спустя несколько дней, на солнечной полянке она увидела растение с красивыми разноцветными цветами.
Жужжа: – Какое красивое растение! Никогда такого не видела! Как тебя зовут?
Медуница: - Я Медуница! А разноцветная я потому, что у меня в лепестках есть особое
Кудряшова красящее вещество. Оно и меняет мне окраску. Я очень рада, Жужжа, что ты навестила меня. Ведь в лесу ещё мало растительности.
Только мы, раннецветущие, появляемся так рано. У нас есть толстенькие
клубеньки, в которых мы запасли питательные вещества. Они- то нам и помогают расти в лесу. Да и в лесу сейчас много света и воды. Нам это очень нравится! Запомни меня, Жужжа, и прилетай следующей весной.
Запомните, ребята, и это растение.
– Стало Жужже интересно, кто проснулся ещё так рано. И вот в один из солнечных дней, когда всё больше чувствовался приход весны, когда проклюнулись первые листочки на деревьях, пчёлка увидела ещё один белый цветок.
Жужжа:
– Как тебя зовут, прекрасный цветок? И почему ты дрожишь?
Ветреница:
Посадских
– У меня красивое название, связанное с ветром – ветреница.
Ребята, вы часто называете этот цветок подснежником, но настоящее его название – ветреница уральская. Прислушаемся, что говорит этот цветок о себе.
А дрожу я от любого прикосновения ветра, поэтому люди и назвали меня ветреницей. Я стараюсь цвести на открытом месте, где много света. В моём корневище хранятся запасы питательных веществ, которые мне нужны для быстрого роста. Садись, Жужжа, попей моего нектара.
Жужжа:
– А я сочинила про тебя загадку:
Только снег сошел в лесу,
Лопаются почки,
А на поляночке в лесу,
Белые цветочки.
Прямой стебель из земли,
А на нём листочка – три.
Ветреница: – Спасибо тебе, Жужжа, за такую замечательную загадку!
Жужжа:
– Это вам спасибо, раннецветущим растениям, за то, что вы помогли мне дожить до тёплых весенних дней. Спасибо вам за вкусный нектар и красоту, которую вы дарите лесу в первые дни весны. Полечу дальше, посмотрю, кто ещё проснулся.
Ребята, пчёлка Жужжа улетела, но с ней мы ещё встретимся в весеннем лесу. Посмотрите внимательно на экран. Заслушайте сообщения учеников нашего класса. Сейчас вы узнаете о других первоцветах нашего района, произрастающих в нашем Уральском регионе и занесённых в Красную книгу. Дети читают доклады о примуле, рябчике русском, гусином луке, простреле, чистяке весеннем и печёночнице благородной, калужнице и купальнице.
Примула - именно ей принадлежит имя «первоцвет» — цветущий первым. В народе её называют еще «баранчиками» (молодые листочки, волнистые и опушённые, похожи на спинки ягнят), называют также «ключиками» (цветки собраны в соцветие, напоминающее связку ключей).
В конце апреля на опушке дубравы всегда можно встретить удивительное растение – первоцвет, которое называется рябчик-русский. Русское название этого растения становится понятным, если рассмотреть его крупные цветки темно-коричневого цвета со светлыми пятнышками, напоминающие окраску птицы рябчика. Опыление осуществляется насекомыми. Размножается растение в основном семенами.
Печёночница благородная — очаровательный многолетник, радующий взор своими нежными цветками после долгой зимы. Растёт на довольно влажных местах. В начале цветения – это цветы красно-фиолетового оттенка, взрослые темно-зеленые, плотные, кожистые.
Гусиный лук растёт по лесам, лесным оврагам, кустарникам. Цветы гусиного лука широко раскрываются лишь в солнечную погоду. В сумерки и пасмурную погоду цветки остаются закрытыми и поникшими. Гусиный лук является раннецветущим медоносом.
Прострел раскрытый, или сон-трава. Это красивоцветущее растение встречается у нас по сухим сосновым лесам, на открытых солнечных местах. Крупные фиолетовые цветки этого растения напоминают по форме колокольчики. Пушистые волоски, покрывающие цветок, как "шубка" предохраняют бутоны сон-травы от весенних заморозков. Раскрывшийся цветок привлекает внимание насекомых своей красивой сине-фиолетовой окраской. Сон-трава является ядовитым растением. Однако, цветки используются для лечения сердечнососудистых заболеваний. Цветки и листья сон-травы поедают весной глухари.
Чистяк весенний (Бородин) Многолетнее травянистое растение высотой 10-30 см. Цветки раскрываются только на время светового дня. Цветут до 5-ти недель с конца апреля по май. Размножается клубеньками.
Калужница болотная. В солнечный апрельский денёк пёстрый окрас этого растения не может не радовать глаз. Название этого растения происходит от старорусского слова «калужина», что значит – «лужа». Растёт калужница в болотах, по берегам водоёмов и в сырых местах. У неё нет сладкого нектара, поэтому чаще над её цветками кружатся мухи. Растёт калужница медленно и зацветает лишь через несколько лет. Поэтому, наверное, и корни свои с запасом питательных веществ она прячет в воде, чтобы не вытоптали люди и животные.
Купальница. Она красива в любую погоду, но особенно её цветки хороши на фоне яркого синего неба, у рек, ручьёв, прудов и лесных озёр. Жёлтый цвет активен, он вызывает бодрые, радостные чувства, оранжевый — ощущение тепла, как цвет огня или заходящего солнца.
- Раскрытие проблемы истребления редких и исчезающих видов первоцветов.
Многие первоцветы стали сегодня редкими. Вот почему они занесены в “Красную книгу”. Вот она в моих руках. Вы уже знаете, что “Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Вы видите, как красивы первоцветы! Наша доска сегодня расцвела как цветочная поляна. Стоит ли губить красоту растения из-за нескольких дней?
На земле исчезают цветы,
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно ландыш глядел
Безнадёжно пролески глядели.
Ведь недаром говорится:
“Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте природы можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим её!”
Запомните правило:
Чтение стихотворений детьми.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Дерево, цветок, трава и птицы
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!
Я должен над цветами наклониться.
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
- Каждый человек не на словах, а на деле должен показать свою доброту, заботу, любовь к природе.
- Закрепление изученного материала.
– Когда проснулась пчёлка Жужжа?
– Какие растения встретила она ранней весной?
- Почему эти цветы зацветают так рано? (Потому что в их корневищах или в клубнях хранится запас питательных веществ)
– Что нужно растениям, чтобы зацвести? (очень много света в голом лесу)
– Жизнь каких животных зависит от раннецветущих растений? (прежде всего насекомых)
- Почему мы сегодня говорили о спасении первоцветов? (потомучто они исчезают из-за того, что люди безжалостно их срывают и растения не восстанавливаются вновь, а проснувшимся насекомым в первые дни весны они просто необходимы)
- Итог урока.
Какие чувства вызвал у вас наш урок?
Что больше всего произвело впечатление?
Учитель: Козырина Людмила Александровна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/13/picture-85287.jpg)
методическая разработка урока окружающего мира по теме "Чем Земля отличается от других планет"
Урок-исследование по УМК "Начальная школа XXI века" разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, носит системно-деятельностный подход в обучении, направлен на формирование УУД (...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Где живут белые медведи?"
Урок проведен в форме путешествия в страну Белого медведя....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/09/picture-83764-1465428195.jpg)
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Степные просторы" в 4 классе.
На этапе изучения нового материала используется педагогическая технология - обучение в сотрудничестве или технология работы в малых группах. Продуктивность опыта заключается в том, чт...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-739098-1453132252.jpg)
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Разнообразие профессий людей» 2 класс УМК Гармония
В ходе работы над подготовкой к уроку ученики начали оформлять стенд о профессиях. На уроках развития речи дети писали сочинения «Кем я буду, когда вырасту?», «Профессия моих родителей». На уроке изоб...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-739098-1453132252.jpg)
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Как лечились наши предки» 3 класс УМК Гармония
В ходе урока ученики познакомятся с тем, как лечились наши предки, как сохраняли здоровье. Знание того, как устроен организм, как работает, в чём он нуждается, как уберечь его от микробов и вредных ве...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245508-1366379079.jpg)
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «В жаркой пустыне» для обучающихся 4 класса
Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о природной зоне пустынь.Данный урок по типологии является уроком открытия новых знаний. На этапе проверки домашнего задания, ц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/25/picture-425312-1395749620.jpg)
Методическая разработка урока окружающего мира на тему: Почему Солнце светит днем, а Звезды ночью? 1 класс.
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс....