Урок русского языка в 3 классе. Тема: Состав слова. Корень.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цель: расширить знания детей о составе слова
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 523 Колпинского района Санкт-Петербурга
Учитель Шевчук Наталья Владимировна
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Состав слова. Корень.
Цель: расширить знания детей о составе слова
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- научатся называть части слова, выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и общность написания корней;
- получат возможность формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение; разбирать слово по составу, выделять графически;
- учиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
- отвечать на вопросы; овладеть логическими действиями сравнения, анализа и синтеза.
Метапредметные:
- использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы
Личностные:
- применение навыков культурного поведения при общении;
- формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - - получат возможность развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование «вежливых» слов и т. п.).
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель: - Представьте, что перед вами зеркало. Улыбнитесь себе. Скажите про себя, какой я умный, замечательный. У меня всё получится. Улыбнитесь мне и мысленно пожелайте всего наилучшего. Садитесь, пожалуйста. Начнём наш урок.
2. Словарная работа. Выявление проблемы. Определение цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся: устно разгадаем кроссворд (работает 1 ученик у доски)
Кроссворд. Кроссворд поможет определить тему урока. (5 мин)
Учитель: Замените каждое предложение - одним словом.
1) школьная комната (Класс)
2) группа людей, объединённых общей работой (Коллектив)
3) срок в 30 суток (Месяц)
4) цвет золота (Жёлтый)
5) полукустарниковое растение с красными ягодами (Малина)
6) пожелание при прощании (До свидания) 7) Состав
- По вертикали получилось слово, которое будет подсказкой для определения темы урока.
- Вспомните, когда мы употребляли это слово или где вы его слышали.
(Состав числа, состав поезда, состав лекарства). Что обозначает это слово?
О чём мы с вами сегодня будем говорить?
Тема: «Состав слова» - на доске.
- Всё на свете из чего-нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.
Слова тоже сделаны из своего материала.
Слово делится на части
Как на дольки апельсин.
- Какой вопрос сейчас возникает? - «Из чего «сделаны» слова? И как они называются?»
Задачи урока: вспомнить названия частей речи
Учитель: - У каждой части слова есть своё название.
- Мы сегодня познакомимся с главной частью слова.
Работа с диалогом с. 94 – Какими людьми мы стремимся быть? (грамотными)
Упр.157 - Что у поезда главное? (электровоз) - Как же «устроено» слово?
Физ. минутка
- Чтобы лучше запомнить знаки, которыми обозначаются части слов,
выполним необычную физминутку.
-Встаньте, нарисуйте правой ногой корень слова, а теперь левой ногой.
-Нарисуйте приставку поочередно правой и левой рукой, а теперь обеими.
-Нарисуйте суффикс в воздухе носом.
-Двумя руками одновременно нарисуйте окончание.
- Какая часть в слове главная? Почему? (в корне содержится смысловое значение)
- Сравните свой ответ с правилом на стр. 95.
- Что ещё важного помните о корне слова? (в родственных словах пишется одинаково).
- Расскажите правило, приведите свои примеры.
Задачи урока:
Вы будете подбирать однокоренные слова, определять в словах корень, правильно писать корень в однокоренных словах.
3. Актуализация знаний. (3 мин)
Учитель: Сегодня на уроке русского языка вы будете работать в группах. Я надеюсь, что каждый из вас внесёт собственный вклад в общую работу, будет внимательно выслушивать других участников группы, не перебивать их, уважительно относиться к их точке зрения. Каждый участник группы будет выполнять определённую роль и соответствующие ей обязанности. Эти роли вы должны были распределить между собой заранее. Давайте проверим, кто какую роль в группе будет выполнять.
Учитель называет роли и обязанности этих учащихся, а дети, кому досталась эта роль в группе, поднимают руку. 5 групп по 5 детей.
Роли участников группы:
- руководитель (лидер группы);
- редактор (отвечает за правильность выполнения задания);
- оформитель (отвечает за эстетику выполнения задания);
- организатор (следит за активностью каждого участника группы, фиксирует активность каждого в специальной таблице);
- контролёр (отслеживает культуру общения и взаимопомощи внутри группы).
Каждой группе выдаётся рефлексивная таблица для фиксации участия каждого ученика в работе группы (отмечается знаком «1» в соответствующей графе).
Учитель: Тему урока вы повторите, если правильно выполните первое задание.
Сейчас каждый учащийся группы получит карточку со словами, в которых нужно будет вставить пропущенные буквы. После выполнения работы каждым участником вся группа под руководством редактора проверит правильность выполнения задания. Организатор зафиксирует работу каждого в таблице (задание № 1). Оформитель группы запишет на отдельный лист только те буквы, которые нужно было вставить в слова на место пропусков. Полученное слово — тема урока. Лидеры групп, получите карточки с заданиями.
Карточки с заданиями для каждой группы. (3 мин)
№ 1. Пау …, д… рога, пер … он, в… сна, ноч…. ой, читат … .
(Паук, дорога, перрон, весна, ночной, читать.)
№ 2. Вол., г. рох, тер. итория, ос. нь, сроч … ый, рисоват … .
(Волк, горох, территория, осень, срочный, рисовать.)
№ 3. Барсу., ур. жай, пер. он, дер. во, реч … ой, вырезат … .
(Барсук, урожай, перрон, дерево, речной, вырезать.)
№ 4. Замо., п. мидор, тер. итория, л. сной, песоч … ые, играт … .
(Замок, помидор, территория, лесной, песочные, играть.)
№ 5. Завтра., х. роший, пер. он, б. гут, точ … ый, прыгат … .
(Завтрак, хороший, перрон, бегут, точный, прыгать.)
(Слова подобраны следующим образом: с парным согласным на конце слова, с непроверяемым безударным гласным, с удвоенным согласным, с безударным гласным, проверяемым ударением, с сочетанием чн, с мягким знаком – показателем мягкости согласного.)
Учитель: Прочитайте тему урока. (Корень.)
4. Работа по теме урока. Выполнение заданий в группах.
Каждая группа получает карточки с заданиями. Все участники группы сначала самостоятельно выполняют задание, а затем составляют общий от группы ответ, выбирают учащегося, который представит всему классу выполненное задание.
Карточки с заданиями для каждой группы (устно) - используя правило на стр.95 (5 мин)
№ 1. Что такое корень слова?
№ 2. Какие слова называются однокоренными?
№ 3. Как найти в слове корень?
№ 4. Как графически обозначается корень слова?
№ 5. Как пишется корень в однокоренных словах?
Ответы учащихся: (Устно)
1. Корень – это общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение.
2. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются однокоренными.
3. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать к данному слову однокоренные слова и найти у них общую часть.
4. Корень слова графически обозначается ∩.
5. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.
Организаторы фиксируют работу каждого в таблице (задание № 2).
Учитель: Следующее задание: из данных в каждой строчке слов вам нужно будет выписать только однокоренные слова, доказать, что эти слова являются однокоренными (в тетрадь) ??? (5 мин)
Карточки с заданиями.
№ 1. Рис, рисовая, рисовать.
Желток, железо, жёлтый.
№ 2. Летать, лето, лётчик.
Белила, белка, белый.
№ 3. Столовая, столбик, столб.
Вода, водитель, подводный.
№ 4. Смелый, храбрый, смельчак.
Лень, лентяй, бездельник.
№ 5. Часовщик, часть, час.
Добрый, чуткий, доброта.
Ответы учащихся:
1. Рис, рисовая. Желток, жёлтый.
2. Летать, лётчик. Белила, белый.
3. Столбик, столб. Вода, подводный.
4. Смелый, смельчак. Лень, лентяй.
5. Часовщик, час. Добрый, доброта.
Проверка – на доске
Организаторы фиксируют работу каждого участника своей группы в таблице (задание № 3).
Учитель: А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.
Жил-был корень -сад-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево: росли на нем слова, и у всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.
Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево с этим корнем.
(На доске появляется дерево без листьев. На корнях дерева записан корень -сад-.) (8 мин)
Запишите в тетрадь как можно больше слов с данным корнем. Затем прочитайте записанные слова другим участникам группы. Выберите несколько однокоренных слов (5) и запишите их на кленовых листочках, выделите в словах корень. Не забудьте сначала договориться, кто какое слово будет писать, так как слова в группе не должны повторяться. Редактор должен проверить правильность выполнения задания.
(Участники групп выполняют задание.)
Учитель: А теперь каждый учащийся прикрепит свой листочек со словом на наше словесное дерево. ( Все группы по очереди выходят к доске, учащиеся называют слова с данным корнем и прикрепляют листочки к дереву) (без повторов)
Учитель: Посмотрите, какое словесное дерево мы вырастили.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном. (Е.Измайлов)
Учитель: Как написан корень во всех однокоренных словах? (Одинаково) выделяю корень
Сделайте вывод. (Корень в однокоренных словах пишется одинаково.)
Организаторы фиксируют работу каждого в таблице (задание № 4).
5. Первичное закрепление. Работа по учебнику. Работа с текстом. (6 мин)
Работа с деформированным текстом.
В тайге растёт кедр кедровник - любимое место животных и птиц осенью в нём созревают кедровые шишки ими лакомятся бурундуки, белки и медведи прилетает и кедровка птичка делает запасы орехов на зиму.
Разделите текст на предложения.
Запишите в тетрадь первое предложение и разберите его по членам предложения. Выпишите однокоренные слова. Поставьте в них ударение.
Проверка на оценку: прочитай, назови основу 1 предложения, назови однокоренные слова
(кедр, кедровник, кедровые, кедровка). Как называется лес, в котором растут кедры?
(показ кедровой шишки)
Организаторы фиксируют результаты работы детей в группе (задание № 5)
Подведение итогов урока. (4 мин)
Учитель: Наш урок подходит к концу. Подведём итоги работы каждой группы. Слово предоставляется организаторам групп. Они следили за активностью каждого участника группы, фиксировали активность каждого в таблице. (По очереди выступают организаторы каждой группы.) А теперь предоставим слово контролёрам, которые отслеживали культуру общения и взаимопомощи внутри группы. Чью работу вы оцениваете выше? (По очереди выступают контролёры каждой группы. Они рассказывают о том, как участники группы слушали друг друга, помогали друг другу, вместе работали над данными заданиями.)
(Выслушав всех организаторов и контролёров групп, учитель сначала даёт общую описательную оценку работы группы, а затем выставляет её в баллах. Оценка ставится одна на всю группу.)
6. Рефлексия. (на оценку) ( 3 мин)
Тест «Однокоренные слова»
Выбери правильный ответ и обведи его кружком.
Корень передаёт …
а) основное значение родственных слов
б) название предметов
в) название признаков предметов
Однокоренными называются слова ...
а) с похожим значением;
б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;
в) с похожим звучанием и общим смыслом.
Какие слова являются родственными?
а) старик, старый, старт
б) чистый, чистюля, чистка
в) гладить, глядеть, гладильщица
Укажи корень данных родственных слов.
Здоровье, здоровый, выздороветь
а) – здор –
б) – здоров –
в) - здоро –
5. Домашнее задание. ( 2 мин)
Вырастить из слова-корня -лес- словесный лес. Задание выполнить на альбомном листе: нарисовать лес, на деревьях записать однокоренные слова. Чем больше слов подберёте, тем больше деревьев будет в вашем словесном лесу. Рисунок раскрасить цветными карандашами.
(или упр.159 в учебнике)
6. Итог урока: (2 мин)
- Над какой темой работали на уроке?
-Что нового узнали?
- Чему научились?
- Выполнили ли поставленные задачи? (перечисление результатов работы)
Рефлексия
Дополните одну из фраз:
Я постараюсь…
Я понял, что…
У меня получилось…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка 2 класс. Тема:«Состав слова».
Урок разработан по теме "Состав слова" по учебнику С.В. Иванова по программе "Начальная школа ХХI век"...
Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».
Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...
Урок русского языка 2 класс. Тема: "Состав слова. Основа слова"
Работа над темой «Состав слова» начинается с первого класса - дети получают начальные знания о корне слова, вводится понятие «родственные слова». Далее эта тема продолжается во втором классе. Раскрыва...
Русский язык. 2 класс. Тема: Состав слова. Корень.
Данный урок разработан по программе 2 класса с использованием учебника "Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. О.В.Пронина. Русский язык. 2 класс."Усвоение учащимися понятия "родственные слова", умение ...
Конспект урока русского языка. 2 класс . Тема "Состав слова. Корень"
Урок разработан по ФГОС. Цель урока: развитие умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов...
Урок русского языка. 2 класс Тема: Повторение. Слова с двойными согласными. Состав слова.
Урок с применением развивающей технологии, игровой технологии и КСО.Урок-путешествие...
Урок русского языка, 2 класс. Тема: Состав слова.
Урок русского языка в 2 классе. Тема урока: Состав слова. УМК "Планета знаний"...