Урок русского языка, 2 класс. Тема: Состав слова.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Лебедева Татьяна Александровна

Урок русского языка в 2 классе. Тема урока: Состав слова. УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 2 классе.

Составитель Лебедева Татьяна Александровна, учитель начальных классов.

Тема урока: Состав слова

Цель урока: Формировать умение совершенствовать свою речь, осмысленно относиться к изучению родного языка через наблюдение за своей речью и употреблению изученных конструкций и слов

Задачи:

Образовательная: Формировать умение образовывать новые с лова с помощью приставок и суффиксов; правильно писать корни и приставки.

Развивающая: Развивать умение применять свои знания на практике; находить выход из нестандартной ситуации

Воспитательная: Воспитывать умение сотрудничать друг с другом, работать в парах и группе.

Оборудование: Интерактивная доска, презентация, смайлики настроения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Совместное «открытие» знаний

Самостоятельное применение знаний

Итог урока

-Здравствуйте, ребята.

-Садитесь красивые девочки и замечательные мальчики.

Мне хотелось бы узнать какое у вас настроение.

Дома вы должны были узнать значение слова

УЧЁНЫЙ?

Какими источниками вы пользовались?

-Я предлагаю вам побыть в роли учёных- исследователей. Согласны?

Сегодня у нас урок, который определит знатоков изученного нами раздела «Состав слова»

-Зафиксируйте в тетради дату начала работы над объектом.

Для того, чтобы конкретнее узнать цель исследования посмотрите на экран.

СЛАЙД 1 (словообразование). В лингвистике этот раздел называют «Словообразование»

Как вы думаете почему так назвали этот раздел? Что он изучает?

Какие части слова словообразование помогли вам  ответить на этот вопрос?

Из чего же состоят слова?

А какая часть слова самая главная? Почему?

- Чтобы выявить проблемы для нашего исследования

Выберите вопросы, которые нам нужно рассмотреть на уроке

СЛАЙД 2 (вопросы)

- Как найти в слове корень?

-Какую роль выполняют в языке приставки?

- Какова роль суффикса в языке?

-Какова роль окончания?

-Сформулируйте тему нашего исследования.

-Уважаемые учёные, какие формы работы вы могли бы предложить, чтобы наше исследование было результативным.

Какое основное значение слова «корень»?

А почем учёные использовали это слово для названия главной части слова?

Прочитайте текст на доске (слайд 3)

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые… Тёплым одеялом укроет… землю. … метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить…, строить крепости.

. Вставьте подходящие по смыслу однокоренные слова с корнем снег (снеж). Запишите текст в тетрадь. Назовите среди записанных слов однокоренные имена существительные, имена прилагательные.

-Оцените свою работу.

-Уважаемые учёные, оцените результаты работы своих коллег.

-Попробуем сделать предварительные выводы о том,  как найти в слове корень.

-Я предлагаю сравнить наши выводы с выводами учебника .

-Какую новую информацию извлекли из правила?

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Не секрет, что учёные часто в своих работах  используют различные символы. Мы тоже попробуем использовать в работе символы.

-Диктант «Плюс-минус».

-«Плюс» поставь, когда в словах

Одинаковый корень

 Если в слове такого корня  нет,

-«Минус» напиши в ответ.

Борьба, борец, бороться, воевать

Смешной, помешивать, смешить

Учить, изучать, зубрить

Сосна, дерево, деревянный

Ветер, вихрь, безветренный

- Проверьте

 СЛАЙД 4 (знаки)

Расскажите, что вы знаете о приставке?

А вы все приставки знаете? Вспомните и напишите все приставки, которые вы знаете.

- А сейчас назовите одним словом:

Присоединить с помощью верёвки

Присоединить с помощью иголки с ниткой

Очень добрый

Как называли Кощея в русских сказках?.

Прочитайте внимательно слова  и выделите в них приставку.

Давайте ответим на один из вопросов нашего урока, какова роль приставки в языке?

СЛАЙД 5  (животные)

-Какие животные изображены на рисунке?

-Запишите детёнышей этих животных.

- Проверяйте вашу работу (Слайд 6)

-Посмотрите на доску (слайд 7), образуйте слова и запишите их.

Работа + ник, сладкий +еньк. клён + ов, корова + ник, красный+еньк, ель+ов.

Выделите в получившихся словах корень и суффикс.

- Кто ответит на вопрос, какова же роль суффикса в речи?

-Посмотрите на доску (слайд 8) и выберите правильное утверждение.

- Окончание служит для связи слов в предложении.

- Окончание служит для образования новых слов

-Давайте сверим наше утверждение с учебником.

- Мы повторили всё, что знали о частях слова. А сейчас попробуйте сами составить слова из частей разных слов.(СЛАЙД 9)

Возьмите приставку у слова залез, а корень у слова приготовить, суффикс возьмите у ночки, окончание у слова коса.

Приставка от слова подчистить, корень от слова ходить

Какие новые слова получились?

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените работу своего товарища.

-Оцените свои знания по изучаемому материалу. Отметьте на волшебной линеечке тот уровень, которому соответствуют  ваши знания.

Ну, а сейчас каждый из вас получит то, что вы услышали в стихотворении:

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Вся же – в дневнике я и в журнале.

-Уважаемые учёные. Наше исследование заканчивается. Пусть ваши смайлики расскажут о вашем настроении.

-Какие этапы исследования показались вам особенно интересными?

-А где вы испытывали проблемы?

-Где могут пригодиться знания?

-Работу кого из коллег- учёных можно отметить?

-А как работал ты?

Домашнее задание.

Показывают смайлики.

Объясняют значение слова

-Да. Согласны.

Записывают число.

- Он изучает образование новых слов

- Слово и образование

- Из корня, приставки, суффикса и окончания

- Корень – это обязательная часть слова, которая сохраняется во всех родственных словах

Предполагают:

-Зачем нужны части слова?

-Где приставка и суффикс могут находиться в слове?

-Что произойдёт со словом,  если к нему добавить приставку или суффикс?

Состав слова

Дети называют разные формы работы

Корень – это то, без чего растение не может жить

- Из корня появляются слова

- снежинки, снег, снежные, снеговиков.

По алгоритму оценивают свою работу.

Дети оценивают и определяют уровень сложности задания.

Пытаются сформулировать правило.

Читают правило, выделяют информацию,  не озвученную на уроке.

Записывают в тетрадях.

+ + +-

 +- +

++-

- + +

+-+

-приставка-часть слова, которая стоит перед корнем

-выполняют

привязать

пришить

предобрый

бессмертный

выполняют

Приставка служит для образования новых слов.

-Коза, лось, олень, тигр, лев, гусь, кошка, курица, слон, собака, аист.

-Записывают

-Самопроверка.

-работник, сладенький, кленовый, коровник, красненький, еловый.

-выполняют задание

- суффикс служит для образования новых слов.

Предлагают виды работ по тексту.

- Окончанием называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

Читают правило.

- Заготовка, подход. Взаимопроверка и оценивание в парах.

- Оценка

Показывают  смайлики.

Называют самые интересные и проблемные этапы урока.

Отмечают ребят, работавших наиболее активно.

Личностные результаты

-формируем умение показывать своё отношение к людям и

выражать свои эмоции;

Регулятивные УУД:

 -развиваем умение высказывать своё предположение

Личностные результаты:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Познавательные УУД:

развиваем умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД

-развиваем умение

извлекать информацию

 

Регулятивные УУД

-развиваем умение прогнозировать предстоящую работу

-развиваем умение

высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД:

- развиваем умение слушать и понимать других

Регулятивные УУД:

 -развиваем умение высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

 -развиваем умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные УУД:

 развиваем умение работать в паре

Регулятивные УУД

-развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

-развиваем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Познавательные УУД

 -развиваем умение ориентироваться на развороте учебника;

 -развивать умение находить ответы на вопросы

Коммуникативные УУД:

- развиваем умение слушать и понимать других,оформлять свои мысли в письменной форме

Познавательные УУД:

 -развиваем умение на основе анализа объектов делать выводы

Регулятивные УУД:

-развиваем умение оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД

-развиваем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

Личностные результаты:

-формируем умение выказывать своё отношение к героям,

оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Познавательные УУД

-развиваем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации

Познавательные УУД

-развиваем умение самостоятельно работать с текстом

Регулятивные УУД

 -развиваем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

Регулятивные УУД

 -развиваем умение оценивать свои учебные действия

Регулятивные УУД

 -развиваем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

- развиваем умение работать в паре

Личностные результаты

-формируем умение

выражать свои эмоции

выказывать своё отношение к своей работе  и работе одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Состав слова: образование слов с помощью приставки и суффикса» (2 класс)

Цель урока: показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова; развивать внимание, мышление, речь....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Состав слова" 3-4 класс.

Презентация поможет учителю в построении урока, в игровой форме изложить новый материал и закрепить уже пройденный. В презентации присутствуют все этапы урока....

Урок русского языка на тему "Состав слова" в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Состав слова»Цели: 1)    повторить понятие «однокоренные слова», «корень», «приставка», «суффикс», «окончание»;2)    развивать...

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова", 3 класс

План-конспект урока русского языка по теме "Состав слова. Окончание слова" предназначен для учителей, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова и учителей, реализующих ФГОС....

Урок русского языка по теме "Состав слова. Основа слова."

План-конспект урока русского языка. Изучение новой темы....