Буквы М,м, обозначающие согласные звуки [м], [м,]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Буквы М,м, обозначающие согласные звуки [м], [м,]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_bukva_m.docx | 1021.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Неустроева Любовь Николаевна, учитель начальных классов МАОУ Лицей №17
Учебный предмет | Русский язык |
Класс | 1 |
Дата | |
УМК | «Перспектива» |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая |
Тема урока | Буквы М,м, обозначающие согласные звуки [м], [м,] |
Цель урока | Создание условий для овладения обучающимися знаниями о буквах М, м; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования чувств гражданственности, патриотизма, любви к Родине |
Основные термины, понятия | Звук, буква, звуко-буквенный анализ слова, орфограмма ("опасное место"), лексическое значение слова, предложение |
Планируемый результат
Предметные умения | УУД |
Правописные умения: - каллиграфически правильно писать буквы Д, д; -правильно списывать слова и предложения, Учебно-языковые умения: -проводить звуко-буквенный анализ слова; - видеть в слове "опасное место", уметь ее объяснить - уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. Речевые умения: - правильно называть буквы русского алфавита. - составлять предложение из слов; - объяснять лексическое значение слова. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт; - проводить анализ учебного материала; - проводить классификацию, указывая на основание классификации; - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства
Формы работы | Ресурсы |
фронтальная индивидуальная работа в парах | Книгопечатная продукция: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Азбука. Учебник с приложением на электронном носителе. 1 класс. Технические средства обучения: Компьютер, проектор Экранно-звуковые пособия: Электронное приложение «Азбука» «Буква М». |
Технология изучения.
Этапы урока | Слайды | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организационный момент |
| - Как вы понимаете пословицу «Чтение – вот лучшее учение»? (Если хочешь много знать, нужно больше читать). - А кто из вас знает пословицы о маме? ( Нет лучше дружка, чем родная матушка. При солнышке тепло – при матери – добро. Мать кормит детей, как земля – людей.) | Слушают пословицы и предлагают свои варианты пословиц. | Метапредметные (УУД)
регулятивные: -осуществлять самоконтроль; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; |
2. Актуализация знаний | Начинаем наш урок. - Кто помнит, с какими звуками и буквой их обозначающей мы познакомились на прошлом уроке? Уловить свойства согласных звуков помогают стихи А. Барто «Игра в слова» Скажи погромче Слово гром Грохочет слово Словно гром. Скажи потише Шесть мышат И сразу мыши Зашуршат. Ребята, вы знаете 6 гласных звуков. Именно они придают нашей речи мелодичность, напевность, так как при произнесении этих звуков воздух свободно выходит через полость рта. - Все гласные звуки произносятся с голосом. Губам и языку тоже захотелось участвовать в разговоре, и они начали ставить различные препятствия свободно льющимся звукам. Так появились согласные звуки. - Приготовьтесь произнести звук [а], а губы сомкните. Получился ли у вас звук [а]? (Нет.) -Молодцы! | Ответы детей Дети сами выделяют звуки, которые здесь «играют» ([р], [ш]). Дети пробуют произнести звук [а] с сомкнутыми губами. | Предметные: - правильно называть гласные буквы русского алфавита (а, и, ы, э, о, у); - правильно определять гласные звуки в словах; - составлять звуковые схемы слов.
Метапредметные (УУД)
познавательные: - выполнять классификацию; - ориентироваться в своей системе знаний; - находить ответы на вопросы, используя информацию схем;
регулятивные: - осуществлять самоконтроль; | |
3. Постановка учебной проблемы | Давайте посмотрим мультфильм про мышонка. Какие слова вы услышали, где есть звук М? - Как вы думаете, какая сегодня тема урока? - Вы сегодня знакомитесь с новой буквой. - Что вы уже знаете об этой букве?
- Что еще необходимо узнать? Сформулируйте учебные задачи. По какому плану будете работать? | мышонок, замолчи, мама, мяу. Ответы детей. - Как буква называется. - Какие звуки обозначает эта буква. - Как правильно называется, читается. - Как правильно пишется. - Как правильно соединяется с другими буквами. - В каких словах встречается. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | |
4. Открытие нового знания | -Посмотрите на иллюстрации, что на них изображено? -Произнесите слова. Найдите слова со звуками [м] и [м,]? -Докажите, что вы правы. - Давайте откроем стр.20 в рабочей тетради. Найдите ребус, мы сейчас его разгадаем. Чтобы разгадать слово, которое спрятано в ребусе, нам нужны первые звуки слов рисунков. Получилось слово «Маки» - Карандашами нарисуйте звуковую схему слова «маки». -Нарисовали? Молодцы! -А сейчас отгадаем второй ребус. По такому же правилу, по которому отгадывали первый ребус. Получилось слово «Муха» Звуковая схема к этому слову у вас уже составлена, но посмотрите, значки в ней черно-белые! Ваша задача подобрать правильный цвет(синий, зеленый, красный) -Я никак не могу решить каким цветом нарисовать первый звук, синим или зеленым? Каким цветом вы обозначили первый звук? - Давайте вместе решим, какой цвет нужен. -Произнесите звук [м] и понаблюдайте, как работают ваши губы. - Гласный или согласный это звук? Звук [у] - Звук [х] – звонкий или глухой? - Твердый или мягкий? -Скажите, какой цвет нужен для обозначения звука [а]? -Правильно. Давайте вместе скажем, какой звук [а]. Итак, мы с вами нарисовали звуковую схему для слова «Муха» -Молодцы! -Ребята повторите, какие звуки вы сегодня узнали? -Чем они различаются? -Звуки [м] и [м,] – парные по твердости мягкости согласные звуки. | - Муравей, лиса, морж, ворон, носорог, мишка. Дети произносят слова. -В слове «Муравей» - звук [м] твердый -В слове «Морж» - звук [м] твердый -В слове «Мишка» - звук [м] мягкий Дети называют первые звуки слов-картинок. Получилось слово «Маки» Дети самостоятельно рисуют схему кружками. Один ученик рисует схему у доски. Затем проверяем правильность составленной схемы. Дети называют первые звуки слов-картинок. Получилось слово «Муха» -Синим, зеленым. - [м]. Губы сомкнуты, они мешают звуку вырваться из рта. - Согласный. - [м]. Твердый. -Синий. -Согласный, твердый, звонкий.
-Красным. -Звук [у] – гласный. -Синим цветом. Звук [х] – согласный, твердый, глухой. -Красным. -Звук [а] – гласный. [м] и [м,] – согласные, мягкие и твердые | Предметные: - уметь определять, какие звуки обозначает букваМ; - уметь составлять звуковые схемы слов; - овладевать умением правильного написания буквы М, соединением данной буквы с другими;
Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; -уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
5. Физкультминутка | Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали, Мы немножко отдохнем И опять писать начнем! Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папа. Этот пальчик – мама. Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья! | Физкультминутка | Личностные: - установка на здоровый образ жизни | |
4. Открытие нового знания (продолжение) | А сейчас, давайте посмотрим на задание в рабочей тетради на стр. 20. Вам нужно простым карандашом соотнести рисунки и звуковые схемы. Рисунки «Кукла», «мячик» и «Мишка» Молодцы! Все справились с этим заданием! А сейчас давайте посмотрим на экране, как нужно правильно прописывать букву М печатную заглавную и строчную. Сейчас посмотрим, как прописывается буква М прописная заглавная и строчная. Молодцы! Прописываем буквы у себя в тетрадях. Прописываем сочетания букв «Ма», «му», «ми», «мы». | Дети выполняют задание самостоятельно. Затем проверяем правильность выполнения задания с одним учеником вслух, а все остальные проверяют у себя в тетрадях. Дети прописывают буквы в прописи. | Предметные: - уметь определять, какие звуки обозначает буква М; - уметь составлять звуковые схемы слов; - овладевать умением правильного написания буквы М, соединением данной буквы с другими;
Личностные УУД: - определять общие для всех правила поведения; - оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные (УУД) регулятивные: - работать по предложенному плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию; -уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | |
6. Применение нового знания | -Прочитайте стихотворение в учебнике «Азбука» на стр.78 Выделите твердый звук [м] синим цветом, мягкий звук [м,]зеленым цветом, а гласные звуки в паре со звуком [м] красным цветом. -Ребята о чем говорится в стихотворении? Чтение слогов с буквами «М», «м» | Читают стихотворение. Ну-ка, М, дай руку А, Ну-ка, МА, дай куру МА. МА и МА, а вместе МАМА. Это я пишу сама. Ответы детей. | Предметные: - правильно записывать слова, предложения, текст; - проверять написанное, сравнивая с образцом; - находить букву Д в слове; - определять количество звуков в слове, в котором есть буква Д.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль;
познавательные: - осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | |
7. Рефлексия учебной деятельности | - Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти ответ? Проверьте себя. Работа в парах - Понравился ли вам урок? - Спасибо вам за урок, вы все молодцы, но лучше всех и активнее всех сегодня на уроке были ... Им особая благодарность! | Ответы детей. Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД) регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы «Д ,д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Буквы « Ш, ш» обозначающие согласный звук [ш].Чтение слов, предложений, текстов с буквами Ш,ш.
Конспект урока в 1 классе по предмету "Обучение грамоте". Данный конспект поможет: Познакомить детей с новой буквой и звуком; формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительно...
Урок русского языка в 1 классе по теме «Согласные буквы Ш,ш, обозначающие согласный звук ш. Русская народная сказка «Три медведя».
Разработка урока русского языка...
Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Согласные буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук ш."
Цель урока: - познакомить с новым звуком Ш, буквами Ш, ш;; - научиться различать звуки и букву; ...
«Согласные буквы Д,д, обозначающие согласные звуки [д], [д\']»
Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву д, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой. Совершенствовать навыки соз...
«Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Технологическая карта урока обучения грамоте.Класс: 1 «Г»Тема: «Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.»УМК: «Школа России»Тип урока: изучение нового материала....
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России «Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б\']»
Конспект урока обучения грамоте УМК Школа России "Согласные буквы Б,б, обозначающие согласные звуки [б], [б']...