Конспект урока-игры по русскому языку потеме:"Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками."
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Кучерявая Наталья Владимировна

Данный урок разработан на основе игровой технологии. С целями урока: наблюдение за позицией написания  ь  и ъ  закрепление правила правописания разделительных   ъ  и  ь ; развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk2_klass.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Русский  язык, 2 класс.  Урок-игра (ТРИЗ)

Тема: Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.

Цели: наблюдение за позицией написания  ь  и ъ  закрепление правила правописания разделительных   ъ  и  ь ; развитие учебно-управленческих (формулирование и достижение учебной задачи; организация работы в парах) и учебно-логических умений (анализ, сравнение, классификация);

воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимовыручки; воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками; создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формирование коммуникативной (умение работать с информацией, работа в парах) и оргдеятельностной компетенций (постановка и решение учебной задачи, рефлексия деятельности).

Задачи:

– развитие умения мыслить, отстаивать свою точку зрения;

– воспитание культуры общения на уроке.

        Ход урока:

I Организационный момент

-Прочитайте пословицу:

В одиночку не одолеешь и кочку.

- Подумайте и попробуйте объяснить её смысл. ( одному нелегко, а вместе любая работа по плечу.)

-Замечательно. Вот мы все вместе и будем трудиться на уроке.

II Чистописание.

-Начинаем наш урок с минутки чистописания.

 -Прочитайте пары слов:

гроза        ветер        солнце

дождь        пыль        ?

-Найдите связь между верхними и нижними словами. Какое слово нужно поставить вместо вопроса? (день)

-Что общего в словах нижней строчки? (ь)

-Какую букву будем писать сегодня? Что вы знаете об этой букве? ( не обозначает звука)

-Определите порядок написания бук в цепочке и продолжите строку до конца.

дь   ль      нь   дь   ль    нь…

-Какую роль играет «ь»  в словах  нижней строки? ( ь- показатель мягкости согласных)

        О         Ь

        


-Где пишется в словах «ь», обозначающий мягкость согласных? ( м/у согласными или на конце слова)

III Работа над темой урока.

1.Игра «Разгадай кроссворд»

-Какую ещё важную роль может выполнять  «ь» в словах?

( Разделительный «ь» показывает, что согласный звук не сливается с гласным)

О Ь О

-Сегодня на уроке  мы продолжим  разговор о разделительных «Ъ» и «Ь» знаках.

-Ребята, давайте разгадаем кроссворд.

В

Ь

У

Ь

С

Ь

Р

Ь

В

Ь

1.Снежная буря.        

2.Домики для пчёл.

3.Мать, отец, дети.

4.Орудие для охоты.

5.Ягоды,  сваренные в сахаре.

Запишите полученные слова.

Вьюга, ульи, семья, ружьё, варенье.

-Подчеркните «ь» в этих словах и букву стоящую после него. Докажите, что в этих словах нужно писать разделительный мягкий знак.

-Молодцы, а сейчас поиграем в игру:

2.Игра «Составь сам»

- Составьте  слова, запишите  только те слова,  в которых нужно писать разделительный   твёрдый знак.

с

от

ехал

под

об

на

      у

 в

за

                                             

 (Съехал, отъехал, въехал, объехал, подъехал)

-Какие слова записали?

-Докажите, что в этих словах нужно писать разделительный  твёрдый знак. ( после приставок, которые оканчиваются на согласный, перед буквами е, ё, ю, я)

3.Игра «Я беру тебя с собой».

Молодцы! Поиграем в игру « Я беру тебя с собой».

-Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты.

Для этого предлагайте объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой ОБЕЗЬЯНУ. А что у вас?

( имя признака здесь -   слова с   разделительным мягким знаком).

4.Игра «Мои друзья» ( физ-ка)

(лось, подъезд, конь, листья, объявление, въезд, пень, день, лень, счастье, звенья, колья, подъём, сиденье, крылья, семья, объём, скамья, съёжился, вьюга, обезьяна, воробьи, гость, пальма, соль, коньки, разъяснить, моль)

- У вас на столах лежат «розовые»  карточки со словами. Каждый из вас будет играть роль слова, написанного на карточке.

- Мои друзья – все слова, где «Ь» - показатель мягкости согласного. Идите ко мне, мои друзья.

( лось, конь, пень, день, лень, пальма, коньки, моль)

- Докажите, что вы мои друзья.

-Мои друзья – все слова, в которых три слога. Идите ко мне, мои друзья.

(сиденье, съёжился, воробьи,  разъяснить)

-Докажите, что вы мои друзья.

 -Мои друзья – все слова с разделительным мягким знаком.  Идите ко мне, мои друзья.  Докажите, что вы мои друзья.

(листья, счастье, звенья, колья, сиденье, крылья, семья, вьюга, обезьяна)

Мои друзья – все слова, в  которых два слога. Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что вы мои друзья.

(подъезд, листья, счастье, звенья, колья,  подъём,  семья, объём, крылья,  коньки, пальма, скамья, вьюга)

-Мои друзья – все слова с разделительным «Ъ» Идите ко мне, мои друзья. Докажите, что вы мои друзья.

(подъезд, съёжился, разъяснить, въезд, подъём, объявление, объём)

 5.Игра «Расселение».

Молодцы! А сейчас мы поработаем с «Копилкой» слов.    

Вам требуется разделить  эти слова на группы (расселить по домикам) по любым признакам. При этом должны выполняться два простых правила:

1) одно слово должно быть только в одной группе (жить только в одном домике)  и

 2) у каждого  слова  должна быть группа (т.е. Свое место жительства).

( судья, ателье, воробьи, платье, соловьи, друзья, лисьи следы, копьё, вьюга, счастье, звенья, колья, семья, крылья, сиденье, обезьяна, колье, серьёзный, деревья, ульи

Въезд, въехал, объезд, объяснение, подъёмник,   въезд, съёжился, съезд, объелся, инъекция, подъём,  объектив, объявить, разъезд, объект, объективный, подъёмный,  объятия, подъезд, объём )

 ( Дети предлагают свои варианты, по каким признакам они будут делить слова на группы:

-«ъ» -« ь»  

- по слогам 

-  слова, начинающиеся на гласный в одну группу,  на согласный – в другую

- по частям речи)

6.Игра « ДА - Нет»

-Я загадала слово из « Копилки» состоящее из пяти букв.  Вы можете задавать любые вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет».

- В этом слове есть  буква не обозначающая звука?

-Да.

-В этом слове есть разделительный  мягкий знак?

-Нет.

-В этом слове есть разделительный  твёрдый знак?

-Да.

-В этом слове есть приставка?

-Да.

- Твёрдый знак стоит на втором месте?

-Да.

( Вы загадали слово: съезд, въезд)

                                                    

7..Работа по тетради на печатной основе.(по времени)

Страница 20, Упражнение №37

-Прочитайте задание. (Разгадай изографы. Сделай звуко - буквенный  разбор слов.)(мальчики- автобус, девочки – автомобиль)

IV Итог урока

-Что общего в правилах правописания  разделительных ъ и ь и что их различает? ( разделительные ь и  ъ показывают, что следующая гласная буква произносится со звуком Й. Они пишутся: ъ- после приставки на согласный, ь – в других частях слова после согласного перед буквами е, ё, ю,  

-А сейчас  вы поработаете в парах.

- У вас на столах лежат карточки со словами. Вам требуется разделить эти слова на группы –«Расселить по домикам».

Определите по какому признаку вы будете это выполнять.

(сер…ёзный, в…езд, в…юга, друз…я, с…ёмка, здоров…е, об…ём, пред…явить)

--Молодцы! Дружно  работали на уроке.

V Д\З  Упражнение № 29 (рабочая тетрадь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка . Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь . 3 класс школа 2100

Проект урока по теме"Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" с презентацией. В проекте показана работа по развитию у детей рефлексии, использован учебник по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по русскому языку "Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь знаком".

Урок по русскому языку для 3 класса по образовательной системе "Школа 2100". Разработан  с использованием информационных технологий,  технологии оценивания  соответсвует  требовани...

Конспект урока по предмету: русский язык тема «Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне»

Цель: Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные, правильно писать слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками.Задачи:·        Учить...

технологическая карта урока русского языка, Тема: «Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь)», 2 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя: закрепить и повторить знания о правописании разделительном мягком знаке; формировать умения написания слов с разделительным мягким знаком; формировать умения работать самост...

Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком"

Подробный конспект урока по теме "Правописание слов с разделительным твёрдым и мягким знаком" включает организацию работы учащихся в парах и в группах, комментирование действий, самооценку....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком» Цели деятельности учителя: совершенствование правописания слов с разделительны...

Конспект открытого урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными мягким и твердым знаками"

Учитель: Шнякина Марина ВладимировнаПредмет: Русский языкКласс: 3Тип урока: Открытие нового знания...