Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком"
план-конспект урока по русскому языку

Сычова Наталия Андреевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Тема: «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком»

 

Цели деятельности учителя: совершенствование правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками;

Планируемые результаты:

Предметные: знать правило о правописании слов с  ъ и ь знаками;  уметь правильно писать слова с ъ и ь знаками, выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Личностные: нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: урок рефлексии (отработка умения и закрепления)

Оборудование:УМК «Школа России», русский язык, 4 класс; презентация, раздаточный материал

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Правописание слов с разделительным твердым и мягким знаком»

Цели деятельности учителя: совершенствование правописания слов с разделительными твердым и мягким знаками;

Планируемые результаты: 

Предметные: знать правило о правописании слов с  ъ и ь знаками;  уметь правильно писать слова с ъ и ь знаками, выполнять разбор слова по составу, различать орфограммы в корне слова.

Личностные: нравственно –этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Тип урока: урок рефлексии (отработка умения и закрепления)

Оборудование:УМК «Школа России», русский язык, 4 класс; презентация, раздаточный материал

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Этап самоопределения к деятельности
Словесный: слово учителя

30 сек

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Давайте настроимся на хорошую работу, проверьте, все ли готово у вас к уроку,  присаживайтесь.

Приветствуют учителя

Проверяют готовность к уроку

Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: подводящий диалог

Наглядный: презентация

Практический: минутка чистописания

4 мин

-Давайте откроем тетради и запишем число и классная работа.  

-Посмотрите на экран.

ска…ка –, ры…ка,  сапо…, друз..я .

-Прочитайте  вставляя  пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.

-А как вы думаете, какое из этих слов лишнее? Почему?

-Кто помнит, как называется эта орфограмма?

-Верно! А какой еще разделительный знак вы знаете?

-Сейчас в тетради вам нужно написать эти знаки, пол странички ь, затем ъ

-На второй строчке напишите лишнее слово.

Записывают число

Читают слова со слайда

-друзья, потому что везде вставляли согласный звук, а в этом слове ь

-правописание разделительного ь знака в словах

К.:владение диалогической формой коммуникацией

П.:преобразование учебного материала, действия

III.Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог, подводящий диалог

Наблюдение над языковым материалом

Практический: работа с учебником

5 мин

-Ребята, кто догадался , какая тема нашего урока?  

 

-Какие цели мы поставим перед собой на этом уроке?

-Первая цель- повторить правила употребления Ъ и Ь знаков. Скажите, где можно получить информацию об этих орфограммах?

На экране:   ..д  ъ е,ё,ю,я

-Какое правило эта схема изображает?

-Верно! Посмотрите на вторую модель.

й

а

                      Семь

-Что вы можете сказать о написании ь по этому примеру?

-Верно. Почему ь и ъ знаки называют разделительными?

- Какие части слова он разделяет?

-Какую еще роль выполняет ь?

-Хорошо! А сейчас давайте сверим наши выводы с учебником. Стр 64.

-Прочитайте.

-Поднимите руку те, кто считает, что правило в учебнике не соответствует нашим выводам.

-Посмотрите на слайд, объясните написание этих слов.

- Разделительные ъ и ь знаки

Цели:  

-повторить правила употребленияъ и ь знаков;

- научиться правильно писать слова с ъ и ь знаками.

-в учебнике, в справочной литературе, спросить у взрослых

-ъ пишется после приставок оканчивающихся согласным перед буквами е, ё,ю ,я в корне

-ь указывает на то, что буквы е,ё,ю,я обозначают слияние двух звуков

-потому что они разделяют части слова

-приставку и корень

-он показывает мягкость предшествующего согл звука и  он показатель формы женского рода имен существительных

Открывают учебник

Читают правило.

Объясняют написание слов на слайде

Р.:принятие и сохраннее учебной задачи;

определение действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

К.:владение диалогической формой коммуникацией

IV.Открытие нового знания

Практический: упражнение

Наглядный: учебник

10 мин

Работа в парах

-Молодцы! 108 упр. на 65 стр. Прочитайте задание.

-Один выходит к доске, остальные записывают в тетради.

-Какое слово из 2 пункта подходит к первому слову?

-Записываем, пропущенную букву подчеркиваем

-Проверку выполняем со слайда.

Проверка по цепочке

Читают задание

На доске делают образец

Выполняют упражнение в парах

Р.:Самоопределение к деятельности;

П.: использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: работа с учебником

5 мин

-Посмотрите еще раз на правило. Прочитайте последнюю строку в таблице.

-Это значит, что если после ь или ъ знака стоят буквы е, ё, ю, я, и, то значит, что эти буквы состоят из двух звуков.

-Рассмотрим это на примере 109 упражнения на странице 66.

-Прочитайте задание?

-Итак, прочитайте первое слово.

-Запишите это слово (кто-то один на доске)

-Посмотрите на это слово в учебнике и в тетради. Какая буква в этом слове имеет 2 звука? Какие звуки?

-Читаем следующее слово. И т.д.

-Что общего в произношении этих слов?

Читают правило

Анализируют

Открывают упражнение

Читают задание

-необьятный

Записывают

-я, й и а

-то, что во всех словах разделительный ь и

 Знак указывают на слияние звуков

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане

П.: использование знаково-символических средств для решения различных учебных задач.

Динамическая пауза

2 мин

-Давайте встанем и немного отдохнем.

Потрудились-отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед

Влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили

Выполняют динамическую паузу

Р.:преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Наглядный: презентация

Практический: работа с карточками

5 мин

-Сейчас я раздам вам карточки. Распределите слова, расположенные на слайде, в два столбика.

Под.ехать, с.ёмка, л.ётся, бу.ьон, раз.яснить, с.едобный, мурав.и, об.явить, бур.ян, бар.ер, вороб.и, пред.юбилейный.

Ь

Ъ

-Кто выполнил задание проверьте по слайду.

-Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки. Можете поставить себе 5.

-У кого 2 или 3 ошибки, можете поставить 4.

-У кого больше 3 ошибок- оценка 3

Слушают задание

Выполняют задание на карточках

Выполняют проверку

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

VII.Включение в систему знаний

Практический: выполнение упражнения

5 мин

-Чем различается написание слов с разделительными ъ и ь?

- Сейчас я буду вам диктовать слова, ваша задача их правильно записать. 1 вариант записывает слова с Ь, 2 вариант с Ъ.

Бурьян, вьюга, подъехать, объём, объявить, соловьи, съел, перья, объезд, почтальон.

-Теперь обменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте со слайда.

1 вариант

2 вариант

Бурьян

Подъехать

Вьюга

Объём

Соловьи

Объявить

Перья

Съел

почтальон

Объезд

-Верно! Молодцы! Запишите д/з: ст.65 упр.107

 -тем, что ъ пишется после приставок а ь в корне или после корня

Слушают задание

Выполняют задание

Выполняют взаимопроверку

Записывают д/з

Р.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

VIII.Рефлексия деятельности(по продукту)

Словесный: закрепляющий диалог

2 мин

-Вот мы и подошли к финалу урока. Давайте подведём итог.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

-Вспомните, какую мы сегодня ставили цель.

-Сейчас поднимите зеленый карандаш те, кто считает, что мы достигли цели, кто все понял и усвоил по данной теме; желтый карандаш те, кто что-то недопонял и у кого остались вопросы; и красный карандаш те, кто вообще ничего не понял по данной теме, и считает, что не достиг цели.

-повторяли правило правописания слов с ь и ъ

Выполняют самоанализ

П.:установление причинно-следственной связи,  осуществление обобщений, выводов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с разделительным твердым знаком"

Опыт многолетней работы показывает, что в начальных классах существует проблема: ученики выучили правило отлично, но часто допускают ошибки в письменных заданиях, проверяющих знания по теме «Орфографи...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России» - «Правописание мягкого знака в словах. Роль мягкого знака».

Цель: создать условия для осознания и осмысления роли мягкого знака в русском языке.Планируемые результаты: повторить и закрепить способы обозначения мягкости согласных на письме при помощи буквы мягк...

Конспект урока по русскому языку "Упражнения в правописании слов с разделительным Ъ и Ь знаком".

Урок по русскому языку для 3 класса по образовательной системе "Школа 2100". Разработан  с использованием информационных технологий,  технологии оценивания  соответсвует  требовани...

Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"

Конспект урока по русскому языку по теме "Случаи употребления разделительного твёрдого и мягкого знаков"...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Цели деятельности: формирование умения употреблять в словах мягкий разделительный знак; формирование понятия «орфограмма»Планируемые результатыПредметные:Знать: понятие «орфограмма&r...