урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Юлия Рэмовна Кузнецова

Данный урок - второй урок по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raspoznavanie_znachimyh_chastey_slova.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Распознавание значимых частей слова.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Место урока в теме: второй урок.

Цель урока: создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, социальной).

Задачи:

1. Образовательные: систематизация знаний по теме «Состав слова»; формирование умения разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.

2. Развивающие: развитие умения планировать, контролировать, анализировать собственную учебную деятельность; развитие памяти, внимания, мышления, умения логически рассуждать, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; развитие орфографической зоркости.

3. Воспитательные: создание положительной мотивации учащихся к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность, воспитание культуры речи, любви к слову, доброго отношения друг к другу.

Оборудование: карточки с текстами, напечатанные таблицы, сигнальные карточки, рабочая тетрадь «Русский язык» (В.П. Канакина), карточки с дифференцированными заданиями.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Технологии: ССО

деятельностный метод обучения.

Ход урока

  1. Орг. Момент
  2. Чистописание

Для чистописания выберем парные согласные буквы, которые могут обозначать звуки [ с ] [ с, ]

_______________________________________

Ска….ка     ра…..кажу      переска….

Бабушка читала маленькому Ване волшебные _______________.

Вставьте буквы, запишите слова, запишите предложение, вставив подходящее слова из 2 строки, разберите по членам предложения, частям речи. Составьте словосочетания. (Проверка, оценка)

Что общего между словами?

Слово, которое вы вставили в предложение, будет ли однокоренным к данной строчке слов? Почему? Какое из слов соответствует схеме____________ , _____________, разберите слово пересказ по составу, пользуясь алгоритмом.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Состав слова. Разбор слова по составу…)

- Мы впервые работаем по этой теме? (Нет)

- Поставьте перед собой цели на этот урок.

  1. Работа над новым материалом

Чтобы найти ответы на ваши вопросы и достичь поставленной цели, мы проведем небольшое научное исследование. Вспомните, какие методы исследования знаете? Какие выберем мы?

А помогут нам знания о частях слова, которые у вас уже имеются, для поучения дополнительной информации о частях слова вам следует воспользоваться статьей на карточках.

 – Прочитайте ( в парах) самостоятельно первую часть статьи (на листочках), делая на полях знакомые нам пометы: «V» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал иначе, «?» - не понял.

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

 – Чтобы ответить на все непонятные вопросы, проведем наблюдение, выполним практическую часть работы.

А) Запишите слова, разберите их по составу

Что общего? Чем отличаются? Почему разные значения?
Вывод о лексическом значении слов.

Протечка, пробежка, прогулка

Б) Для дальнейшего исследования корня обратимся к  учебнику. С 52 №60

Каждая колонка исследует только одну строчку слов.

Выпишите только однокоренные слова. Для этого вам придется их сравнить. Определите критерии для сравнения, взяв их из определения понятия родственных слов.

( общая часть, близкие по значению)  по колонкам в парах

Общая часть

Близки по значению

Отчет групп.

 – Прочитайте самостоятельно вторую часть статьи, делая пометы.

- Что нового вы узнали для себя?

- Что осталось непонятным?

4. ФИЗМИНУТКА

5. Наблюдение над ролью приставок

А) Практическая работа (по рядам)

- Образуйте с помощью приставок при-, у-, с-, в-, вы- новые слова. работает с глаголом ЕХАТЬ, БЕЖАТЬ, ПОЛЗТИ. Приставки выделите.

Заполнение сводной таблицы и определение значения приставок.

Проанализируйте слова в каждой строке, попробуйте определить общее значение для каждой приставки.

приехать                  прибежать       приползти          при- - приближение

уехать                       убежать           уползти             у- - удаление

съехать                    сбежать            сползти           с- - спуск

въехать                    вбежать          вползти            в- - вовнутрь

выехать                   выбежать         выползти       вы- - наружу)

- Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы? (Значение приставки помогает понять лексическое значение всего слова)

6. Наблюдение над ролью суффиксов

 – Прочитайте самостоятельно третью часть статьи, делая пометы.

- Что нового вы узнали?

- Что осталось непонятным?

А) Практическая работа (в парах)

- Образуйте от данных слов с помощью суффиксов новые слова. В левом столбике должны получиться слова, обозначающие увеличение предмета, а в правом – уменьшение предмета.

КОТ    ДОМ    ВЕТЕР

- С помощью каких суффиксов произошёл «рост» предметов?

- С помощью каких суффиксов мы сделали предметы маленькими?

7. Итог урока, Рефлексия

Наше исследование закончилось. О каких частях слова сегодня мы не говорили? Почему?

Чтение таблицы с 52

В завершении предлагаю поиграть в игру «Матрешка» Вам хорошо известна народная русская игрушка. В чем ее особенность?

Правила игры: Так же, как и в игрушке, вам  нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом.

И какое новое слово получилось.

В результате появляется следующая запись:

подносчики

перевозчики

обходчики

подносчик

перевозчик

обходчик

поднос

перевоз

обход

нос

воз

ход

Что осталось от слова. Почему именно корень?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык"  УМК "Школа России"  по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...

Урок русского языка. 2 класс .УМК "Школа России"

Урок русского языка по теме: Правописание гласных после шипящих"...

Урок русского языка 3 класс Программа "Школа России"

Урок русского языка по теме «Закрепление изученных орфограмм и частей речи»...

План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...

урок русского языка 3 класс, УМК "Школа России"

закрепление правописания корней слов на разные правила...

Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.

Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.     2. Развивающие:- развивать...