урок русского языка в 4 классе по программе "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Данный урок - второй урок по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspoznavanie_znachimyh_chastey_slova.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Распознавание значимых частей слова.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Место урока в теме: второй урок.
Цель урока: создание условий для формирования ключевых компетентностей учащихся (коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, социальной).
Задачи:
1. Образовательные: систематизация знаний по теме «Состав слова»; формирование умения разбирать слова по составу, образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов.
2. Развивающие: развитие умения планировать, контролировать, анализировать собственную учебную деятельность; развитие памяти, внимания, мышления, умения логически рассуждать, высказывать свою точку зрения, аргументировать ее; развитие орфографической зоркости.
3. Воспитательные: создание положительной мотивации учащихся к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность, воспитание культуры речи, любви к слову, доброго отношения друг к другу.
Оборудование: карточки с текстами, напечатанные таблицы, сигнальные карточки, рабочая тетрадь «Русский язык» (В.П. Канакина), карточки с дифференцированными заданиями.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Технологии: ССО
деятельностный метод обучения.
Ход урока
- Орг. Момент
- Чистописание
Для чистописания выберем парные согласные буквы, которые могут обозначать звуки [ с ] [ с, ]
_______________________________________
Ска….ка ра…..кажу переска….
Бабушка читала маленькому Ване волшебные _______________.
Вставьте буквы, запишите слова, запишите предложение, вставив подходящее слова из 2 строки, разберите по членам предложения, частям речи. Составьте словосочетания. (Проверка, оценка)
Что общего между словами?
Слово, которое вы вставили в предложение, будет ли однокоренным к данной строчке слов? Почему? Какое из слов соответствует схеме____________ , _____________, разберите слово пересказ по составу, пользуясь алгоритмом.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Состав слова. Разбор слова по составу…)
- Мы впервые работаем по этой теме? (Нет)
- Поставьте перед собой цели на этот урок.
- Работа над новым материалом
Чтобы найти ответы на ваши вопросы и достичь поставленной цели, мы проведем небольшое научное исследование. Вспомните, какие методы исследования знаете? Какие выберем мы?
А помогут нам знания о частях слова, которые у вас уже имеются, для поучения дополнительной информации о частях слова вам следует воспользоваться статьей на карточках.
– Прочитайте ( в парах) самостоятельно первую часть статьи (на листочках), делая на полях знакомые нам пометы: «V» - уже знал, «+» - новое для меня, «-» - думал иначе, «?» - не понял.
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
– Чтобы ответить на все непонятные вопросы, проведем наблюдение, выполним практическую часть работы.
А) Запишите слова, разберите их по составу
Что общего? Чем отличаются? Почему разные значения?
Вывод о лексическом значении слов.
Протечка, пробежка, прогулка
Б) Для дальнейшего исследования корня обратимся к учебнику. С 52 №60
Каждая колонка исследует только одну строчку слов.
Выпишите только однокоренные слова. Для этого вам придется их сравнить. Определите критерии для сравнения, взяв их из определения понятия родственных слов.
( общая часть, близкие по значению) по колонкам в парах
Общая часть | Близки по значению | |
Отчет групп.
– Прочитайте самостоятельно вторую часть статьи, делая пометы.
- Что нового вы узнали для себя?
- Что осталось непонятным?
4. ФИЗМИНУТКА
5. Наблюдение над ролью приставок
А) Практическая работа (по рядам)
- Образуйте с помощью приставок при-, у-, с-, в-, вы- новые слова. работает с глаголом ЕХАТЬ, БЕЖАТЬ, ПОЛЗТИ. Приставки выделите.
Заполнение сводной таблицы и определение значения приставок.
Проанализируйте слова в каждой строке, попробуйте определить общее значение для каждой приставки.
приехать прибежать приползти при- - приближение
уехать убежать уползти у- - удаление
съехать сбежать сползти с- - спуск
въехать вбежать вползти в- - вовнутрь
выехать выбежать выползти вы- - наружу)
- Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы? (Значение приставки помогает понять лексическое значение всего слова)
6. Наблюдение над ролью суффиксов
– Прочитайте самостоятельно третью часть статьи, делая пометы.
- Что нового вы узнали?
- Что осталось непонятным?
А) Практическая работа (в парах)
- Образуйте от данных слов с помощью суффиксов новые слова. В левом столбике должны получиться слова, обозначающие увеличение предмета, а в правом – уменьшение предмета.
КОТ ДОМ ВЕТЕР
- С помощью каких суффиксов произошёл «рост» предметов?
- С помощью каких суффиксов мы сделали предметы маленькими?
7. Итог урока, Рефлексия
Наше исследование закончилось. О каких частях слова сегодня мы не говорили? Почему?
Чтение таблицы с 52
В завершении предлагаю поиграть в игру «Матрешка» Вам хорошо известна народная русская игрушка. В чем ее особенность?
Правила игры: Так же, как и в игрушке, вам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом.
И какое новое слово получилось.
В результате появляется следующая запись:
подносчики | перевозчики | обходчики |
подносчик | перевозчик | обходчик |
поднос | перевоз | обход |
нос | воз | ход |
Что осталось от слова. Почему именно корень?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока русского языка 4 класс по учебнику Рамзаевой "Русский язык" УМК "Школа России" по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"...
Урок русского языка. 2 класс .УМК "Школа России"
Урок русского языка по теме: Правописание гласных после шипящих"...
Урок русского языка 3 класс Программа "Школа России"
Урок русского языка по теме «Закрепление изученных орфограмм и частей речи»...
План – конспект урока. Русский язык. 4 класс. УМК «Школа России».
Тема урока: «Три типа склонения имен существительных». Цель урока – обобщить знания о трех типах склонения имен существительных. Задачи: совершенствовать умения учащихся определять тип...
урок русского языка 3 класс, УМК "Школа России"
закрепление правописания корней слов на разные правила...
План-конспект урока русского языка 4 класс УМК "Школа России" "Правописание падежных окончаний имён прилагательных"
Конспект урока русского языка с применением РК...
Конспект урока русского языка 2 класс УМК "Школа России". Урок-сказка.
Цели и задачи урока:Образовательные:- закрепить знания, умения, навыки учащихся о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова. 2. Развивающие:- развивать...