Предложный падеж имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку в 3 классе, разработан для УМК "Школа России" с учетом УУД. Тип урока: «Открытие» новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predlozhnyy_padezh_3kl_urok.docx | 41.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ СОШ им. Л. Н. Толстого ООШ с. Астапово
Конспект урока по русскому языку в 3 классе
Составила: учитель начальных классов
Искусных Ольга Степановна
2015 г
УМК «Школа России»
Предметная область: Русский язык (автор В. П. Канакина)
Класс: 3
Тип урока: «Открытие» нового знания
Тема: Предложный падеж имен существительных
Цель: Организовать учебную деятельность учащихся в предметной области «Русский язык» по овладению содержанием в рамках темы «Предложный падеж имен существительных».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формировать умение уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к русскому языку.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы;
- обеспечить условия для развития умений слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания, четко и точно выражать свои мысли;
- формировать умения работать в парах и группе, устанавливать партнерские отношения;
- формировать у учащихся умения планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей предложного языка;
- способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности.
Оборудование урока:
Ноутбук, презентация урока, презентация физкультминутки «Цветик- семицветик», таблички с названиями падежей, предлогами. падежными вопросами, по 5 конвертов синего, красного, желтого цветов, портрет М.В. Ломоносова, кластеры, смайлики, ребусы, чайнворды.
Содержание взаимодействия учителя и учащихся
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределе-ние к деятельности. (Организацион-ный момент) | Проводит энергезирующую разминку, организует эмоциональный настрой на урок. Ну-ка, всё проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «пять»? -Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и повторяйте за мной: Я дарю тебе тепло моих ладошек, Я дарю тебе частичку моей доброты, Если тебе будет трудно - я тебе помогу. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями. | Сидят за партами, слушают учителя. Поворачиваются друг к другу и произносят слова. | Личностные: Самоопределение. Умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать. Регулятивные: Волевая саморегуляция. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества. |
2.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации. 3. Постановка учебной задачи. 4. Открытие нового знания. 5.Первичное закрепление. 6. Итог урока. 7. Инструктаж по выполнению домашнего задания. 8. Рефлексия. | Посмотрите на доску. -Что вы видите на доске? -Давайте разберем «Путаницу» и наведем порядок. (На доске на карточках расположены падежные вопросы, предлоги, названия падежей вразброс.) -Что вы заметили? -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Докажите свою точку зрения. Учитель на доске фиксирует тему урока: Предложный падеж имен существительных -Какую цель мы поставим на урок? -Давайте попробуем сформулировать задачи урока: -Не испугались таких непростых задач? -Давайте составим маршрут нашего путешествия по поиску ответов на поставленные задачи. Название падежа. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения. Употребление в речи. -Итак, отправляемся на первый островок знаний «Название падежа». Чтобы узнать, почему падеж так называется, предлагаю провести исследовательскую работу. -Прочитайте. Что помогло вам связать слова в словосочетания? Грелась (…) солнышке, мечтали (…) птице, говорили (…) армии, пришел (…) куртке, летать (…) сне, обвинил (…) друге. -Откройте тетради, запишите число. -Запишите словосочетания в тетрадь. -Определите падеж имен существительных, выделите окончания. -На какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже? -С какими предлогами употребляется предложный падеж? -Встретились ли вам имена существительные в предложном падеже без предлогов? -Сделайте вывод, почему предложный падеж так называется? - А теперь, давайте, сравним наши выводы о предложном языке с научной информацией. Откройте учебники на с. 54 и прочитайте сведения о языке, которые нам сообщает Мудрая Сова. -Совпадают наши выводы с научной информацией? В чем? Физминутка. -А вам интересно узнать, кто придумал такое название падежу? -Для этого вам нужно отгадать ребус. Учитель вешает портрет М.В.Ломоносова. -Предложный падеж раньше назывался местным потому, что выступал в словосочетаниях, имеющих значение, уточняющее место, но употреблялся без предлогов. Позднее, он "обзавелся" предлогами и был обозначен М.В.Ломоносовым как предложный. -Готовы дальше исследовать предложный падеж? Поиграем в «Прятки»? Дер_во прячет корни в _____. В хру_кой _______ спрятан ж_лток.
-На доске вы видите предложения. Что вы заметили? Какое задание нам нужно выполнить? -Прочитайте четверостишие и вставьте подходящие по смыслу и рифме слова для справок. -Сравните свой вариант ответа с ответом соседа. -Прочитайте вслух, что у вас получилось. -Почему стихотворение называется «Прятки»? -Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и слова. -Давайте разберем предложения по членам и определим падежи имен существительных. -Какую из поставленных на уроке задач мы можем решить сейчас? -Найдите в тексте имена существительные в предложном падеже и сделайте вывод. -Давай объясним орфограммы. Учитель проводит физминутку для глаз «Цветик- семицветик». (Презентация) -Давайте прочитаем стихотворение Татьяны Рик. Достаньте его из желтых конвертов. ПРЕДЛОЖНЫЙ Я мечтаю о (корона): Я мечтаю о (сережки), Буду с ним летать на (воля). -О чем мечтает девочка? -Выпишите из текста словосочетания с именами существительными, которые вы изменили. Определите падеж. Выделите окончания. -Почему в конце стихотворения девочка мечтает о предложном падеже? -Можно ли слово «мечтаю» считать словом- «помощником»? Работа с учебником. Упр.98 Упр.99 «Чайнворды» -Запишите предложения. Подчеркните имена существительные в предложном падеже.
«Словарь ударений» -Как правильно:
-Найди ответ в словаре и приготовься познакомить с информацией товарищей. -А теперь я предлагаю поиграть в игру «Да-нетка». Я вам буду называть словосочетание, а вы ставите «+», имя существительное стоит в предложном падеже и «-», если в другом падеже. Любить Родину; прочитал о воробье; подъехал к заводу; играть во дворе; служить при царе, принесли из магазина; посадить в огороде. (-, +, -, +, +, -, +.) -Оцените свою работу. -Я считаю, что все вы молодцы, и на следующих уроках у вас все обязательно получится. -Заканчивается наше путешествие. Вы многое узнали, многому научились. А теперь, сформулируйте и задайте вопросы о предложном падеже друг другу. -Давайте составим кластер по теме «Предложный падеж имени существительного». Возьмите синие конверты. Достаньте кластер. Попробуйте отобразить на нем все, что вы узнали на уроке. -Возьмите красные конверты. Сравните свой кластер с образцом. Внесите коррективы. -Вернемся к задачам урока и посмотрим, все ли задачи нам удалось решить на уроке. -Поблагодарите друг друга за работу, называя ласково по имени. 1).В стихотворении Татьяны Рик девочка мечтала о многом. Я думаю, что у каждого из нас есть о чем мечтать. Свои мечты мы обычно рассказываем Деду Морозу. Вот и вы можете составить послание Деду Морозу, в котором используете не менее 10 имен существительном в предложном падеже. Если вы правильно составите послание, то одна ваша мечта обязательно сбудется. 2).Может, кому-то будет интересно найти пословицы, загадки, фразеологизмы с именами существительными в предложном падеже. 3).Синквейн о падеже. 4).с.55 упр. 99 -Спасибо за работу. -У вас на партах «смайлик». Если вам понравился урок, и вы взяли из него для себя много полезного – нарисуйте улыбку на лице. А если вам было скучно и вы не узнали ничего нового – изобразите на лице смайлика недовольство. -Вот «Лесенка успеха», найдите свое место на этой лесенке. Нижняя ступенька- у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька- у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька- у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. -Вы подарили мне сегодня тепло и радость хорошей работы, а я хочу подарить вам памятки «Все о предложном падеже» (раздает памятки) Спасибо вам за урок! | Дети смотрят на доску и видят названия падежей, падежные вопросы, предлоги, слова- помощники вразброс. Дети по очереди выходят к доске и классифицируют данную информацию о падежах. -Предложного падежа нет. Дети формулируют тему урока. -На доске записаны 5 падежей, а их в русском языке 6. Есть все падежи, кроме предложного. В процессе практической работы научиться выделять в речи имена существительные в предложном падеже. Вспомним: - на какие вопросы отвечают имена существительные в предложном падеже. Узнаем: -с какими предлогами употребляются имена существительные в предложном падеже; -каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже; -почему падеж получил такое название. Будем учиться: -выделять в речи имена существительные в предложном падеже; -работать в парах; -слушать и слышать товарища; - договариваться друг с другом; -оценивать свою деятельность. Дети работают в группе, один ученик после обсуждения выполняет на доске. -Предлоги. Дети записывают в тетради. Работа по цепочке. -О КОМ? О ЧЕМ? -ПРИ, О, ОБ, НА, В, ВО. -Нет. -Имена существительные в предложном падеже не могут употребляться без предлогов. Дети открывают учебники и читают сведения о языке вслух. Дети проговаривают признаки предложного падежа по цепочке. Работают в парах. -В предложениях пропущены слова. Нужно их вставить из слов для справок. Дети читают текст самостоятельно про себя. Взаимоконтроль. Читает один ученик. -В стихотворение говорится о том, что где прячется. Дети списывают 2 предложения, определяют падежи имен существительных. Разбирают по 1 предложению, определяют падеж имен существительных. -Узнать, каким членом предложения являются имена существительные в предложном падеже? -В предложении имена существительные в предложном падеже являются второстепенными членами. Ученики объясняют орфограммы. Дети выполняют разминку для глаз, повторяя глазами движения цветика-семицветика на экране. Читают хором. Дети перечисляют. Работают по цепочке с объяснением. -Все имена существительные в тексте стоят в предложном падеже. -Да. Самостоятельная работа. Работа в парах. (2 ученика работают индивидуально с чайнвордами и «Словарем ударений») Работает в тетради. Работает у доски. После выполнения задания ученик знакомит с информацией «Говори правильно!» Ставят в тетради «+» или «-». Взаимопроверка. 1 ученик читает ответы. Работа оценивается смайликом. Задается вопрос, правильно ответивший на него - задает следующий. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Постановка вопросов. Умение полно и точно выражать свои мысли. Познавательные: 1.Общеучебные Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания. 2.Логические Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез объектов. Сравнение объектов. Классификация объектов. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Познавательные 1.Общеучебные Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 2.Логические Анализ объектов. Сравнение объектов. Установление причинно-следственных связей. Выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные Планирование. Личностные Смыслообразование. Нравственно-этическая ориентация. Познавательные Общеучебные Структурирование знаний. Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания. Смысловое чтение. Логические Анализ объектов. Синтез объектов. Сравнение объектов. Классификация объектов. Коммуникативные Постановка вопросов. Управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка). Умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные Планирование. Коррекция. Волевая саморегуляция. Регулятивные: Рефлексия способности организовать творческую работу. Личностные: Способность взаимодействия с людьми. Познавательные: Умение систематизировать, обобщать изученное. Соединять части в целое. Регулятивные: Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. Формирование контрольно-оценочной деятельности. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предложный падеж имен существительных".
Правила написания существительных в предложном падеже....
Предложный падеж имен существительных единственного числа. 4 класс
Данная презентация способствует лучшему усвоению темы об окончаниях существительных 1-го, 2-го и 3-тьего склонения единственного числа...
Творительный и предложный падежи имен существительных второго склонения
1Тип урока:урок открытия новых знаний2Класс:33Тема:« Творительный и предложный падежи имен существительных второго склонения»4Образовательная программа, автор:УМК «РО системы Л.В. Занкова», Поля...
Конспект урока по русскому языку 3 класс. Тема: Предложный падеж имени существительного.
Тема: Предложный падеж имени существительного....
"Предложный падеж имен существительных"
конспект урока в 3 классе "Предложный падеж имен существительных" УМК "Школа России"...