Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Винительный падеж имен существительных. Лес - наше богатство"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На уроке открытия новых знаний учащиеся выясняют в чём заключается опасность при определении именительного и винительного падежей и составляют алгоритм для их распознования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vinitelnyy_padezh_imyon_sushchestvitelnyh._3_klass.docx | 45.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта к уроку
русского языка в 3 классе по теме:
«Винительный падеж имён существительных»
(УМК «Перспектива»)
Тип урока: открытие нового знания
Разработала: Сидорова Альбина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г. Нижнекамска
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема урока | Винительный падеж имён существительных | |
Тип урока | Открытие новых знаний (ОНЗ) | |
Цель | Формировать умение определять винительный падеж существительных по вопросам, предлогам и синтаксической функции. | |
Планируемый результат | Предметные умения | Универсальные учебные действия (УУД) |
| Личностные:
Метапредметные Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| |
Основные понятия | Винительный падеж, вопросы винительного падежа. | |
Межпредметные связи | Русский язык – окружающий мир - развитие речи – литературное чтение | |
Ресурсы: - основные -дополнительные | Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2 Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Винительный падеж имени существительного». Карточки с буквами. Карточки с вопросами. Карточки «Рефлексия урока» | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа. |
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Самоопределение к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя | Готовятся к работе | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
(Слайд 1 )
-Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.
Дети рассаживаются.
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.
-Поприветствуйте своего партнёра по плечу, партнёра по лицу и партнёра по букве.
- Прочитайте эти слова на слайде, они помогут вам на уроке.
(Слайд 2 )
Учащиеся читают на слайде:
- Мы уже многое знаем.
-В своих познаниях продолжаем идти дальше, раскрывая тайны русского языка.
-У нас у каждого свое мнение и его нужно озвучить.
- Мы не боимся ошибаться.
Запись даты в тетради.
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для открытия нового знания; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки . | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
- Минутка чистописания
-Запишите буквы с воздушными петлями:
- парная согласная у согласной т;
- ударная гласная в слове «кукушка»;
- согласная буква в конце слова «голубь».
Дети записывают «дуб»
Работа в группах
-Работаем в группах: в каждой группе конверт с буквами, из которых нужно сложить слово.
Учащиеся составляют слова:
1 группа – берёза;
2 группа – медведь;
3 группа – лесник;
4 группа – сосна;
5 группа – дятел;
6 группа – заяц;
7 группа – мухомор.
-Все слова составлены. Отвечают 2-ые номера.
Учащийся каждой группы зачитывает получившееся слово. Учитель закрепляет на доске карточку со словом.
-Какой частью речи являются данные слова? (-Это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?)
- Какие из данных существительных отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что? (- Кто? Медведь, лесник, дятел, заяц. Что? Берёза, сосна, мухомор).
- Молодцы! Справились с этим заданием. Теперь ответьте на мои вопросы.
Каждая группа получает вопрос.
1группа:
- Назовите мягкие согласные в слове.
2 группа:
- Определите род существительного.
3 группа:
- Поставьте существительное в Р.п.
4 группа:
-Подберите однокоренное слово.
5 группа:
- Образуйте форму множественного числа.
6 группа:
-Подберите синоним к данному существительному.
7 группа:
-Назовите корень.
На обсуждение даётся полминуты.
- Отвечают 3 номера.
- [б΄], [р΄]
- Медведь – он мой, мужской род.
- Нет лесника.
- Сосновый.
- Дятлы.
- Косой.
- мух и мор. Это сложное слово из двух корней.
- Молодцы! Какой темой объединены эти слова? (Темой «лес»)
Загадка на случай затруднения учащихся с определением темы.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём! (лес)
- Не случайно появилась эта тема на нашем уроке русского языка.
Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока. | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
Фронтальная работа
- Вчера в автобусе я слышала разговор двух мальчиков. Они возвращались из школы и обсуждали домашнее задание. Спор вызвала загадка, в которой надо было определить падеж имен существительных. А загадка такая:
“В золотой клубочек спрятался дубочек”.
Один из мальчиков рассуждал так: “Клубочек – что? Именительный падеж”. А другой мальчик говорил: “Клубочек - что? Это винительный падеж”. Интересно, кто же из них прав?
- Догадались о теме нашего урока? (Именительный и винительный падеж имен существительных).
- Верно, это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.
Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
- Давайте вместе составим план изучения этой темы.
(Слайд 3 )
1. Найти причину затруднения.
2. Составить алгоритм определения Винительного падежа.
3. Сравнить наш алгоритм определения с правилом в учебнике
4. Поупражняться в определении Винительного падежа у существительных.
Реализация построенного проекта | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. | Работают в соответствии с составленным планом | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция. Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. |
- Но, чтобы это сделать, нам надо вспомнить некоторые правила.
- Почему именительный падеж называется именительным? (- Этот падеж называет имя предмета, одушевлённого (кто?) или неодушевлённого (что?)
- Попробуйте предположить, почему винительный падеж так называется? (- Название связано со словом «винить»).
-Правильно. Обвинить кого? Обвинить что?
-Давайте выясним, в чём возникло затруднение при определении И. и В. падежей.
-Запишите в тетради вопросы И.п. (Учащиеся записывают: кто? что?)
-А теперь запишите вопросы В.п. (Учащиеся записывают: кого? что?)
-Что заметили? (- Вопрос что? есть и в И.п., и в В.п.)
- В чём заключается опасность при определении этих падежей?
- Выполним задание. Запишем два предложения.
Записывают в тетради под диктовку.
• В лесу растёт кедр.
- Что такое «кедр»? ((Хвойное дерево).
• Ребята выращивают кедр.
- А как можно вырастить кедр? (Из семечка).
(Слайд 4)
- Сравните предложения. Что заметили? (Повторяется слово кедр)
- На какой вопрос отвечает слово кедр в первом предложении? (- На вопрос что?)
- На какой вопрос отвечает слово кедр во втором предложении? (- На вопрос что?)
- Разберите первое предложение по членам предложения.
- Разберите второе предложение по членам предложения.
(Слайд 5)
- Определим падеж слова кедр в первом предложении (И.п.)
-Докажите. («Кедр» - подлежащее, а подлежащее всегда в И.п.)
-Можем мы предположить, что «кедр» во 2 предложении в И.п.? (Нет).
-Докажите. (Во 2 предложении подлежащее – «ребята», значит «кедр» - второстепенный член, значит не И.п., т.к. только подлежащее стоит в И.п.
- Определим падеж слова кедр во втором предложении. (В.п.)
-Какой вывод можно сделать?
- Проверим свой вывод. Прочитайте в учебнике (с.31 упр.55), как профессор Самоваров советует различать существительные в И. и В. падеже. (Самостоятельно читают вывод в учебнике)
-Совпадает данное сообщение с нашим выводом?
Работа в группах
- Составим алгоритм распознавания И.п. и В.п..
1. Читаю предложение.
2. Определяю главные члены – подлежащее и сказуемое.
3. Слово-подлежащее стоит в И.п..
4. Другие слова в предложении, также отвечающие на вопрос что, являются второстепенными членами, следовательно, они стоят в В.п.
- Сравним ваш алгоритм с алгоритмом на слайде.
(Слайд 6) Алгоритм
Физкультминутка
| Устанавливает осознанность восприятия. Первичное закрепление. | Выполняют задания с объяснением | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
- Запишем предложение.
Лес растёт медленно.
Проверьте правильность написания.
(Слайд 7)
-В каком значении употреблено слово лес в этом предложении? (- В значении деревья)
- Действительно, лес растёт очень медленно: чтобы росток стал взрослым деревом, должно пройти 15-20 лет.
- Определим падеж слова лес, пользуясь нашим алгоритмом. (Именительный падеж)
Запишем следующее предложение.
-Лесник охраняет лес.
Проверьте правильность написания.
(Слайд 8)
-Почему леснику необходимо охранять лес? От кого?
-Верно. В наше время много деревьев гибнет при лесных пожарах. Выгорает тысячи гектаров леса каждый год. Мы должны очень аккуратно вести себя в лесу. Весной люди идут в лес за березовым соком, а ведь после этого деревья могут погибнуть.
-Определим падеж слова лес, пользуясь нашим алгоритмом. (Винительный падеж)
Физкультминутка для глаз
-Я вижу вы хорошо запомнили алгоритм, попробуйте теперь выполнить задание самостоятельно.
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
- Выполнение упражнения 56 на странице 32
№1 – 1 предложение.
№2 – 2 предложение.
№3 – 3 предложение.
№4 – 4 предложение.
- Проверка в парах
-Обменяйтесь тетрадями с партнёрами по плечу. Проверьте работу.
Фронтально озвучивается верный ответ.
Включение нового знания в систему знаний и повторений. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Организует выполнение творческого задания | Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
- Дети, давайте вспомним загадку, которая вызвала спор мальчиков. (Вспоминают загадку «В золотой клубочек спрятался дубочек»)
- Запишите её. (Один учащийся записывает загадку на доске)
- Можем теперь помочь мальчикам определить падеж?
- Какой вывод можно сделать? (-Клубочек – В.п.)
- А какая же отгадка у этой загадки? (Жёлудь)
- Верно! Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал –
И могучим дубом стал!
- От какого слова нужно задать вопрос к слову «клубочек»? ( От слова «спрятался». Спрятался куда?)
- С каким предлогом слово «клубочек» употреблено в этой загадке ? (С предлогом «в»)
- Мы уже говорили о предлогах Р.п. и Д.п. падежей.
- Какую задачу нужно поставить на следующий урок? (С какими предлогами употребляются существительные в В.п.)
- Но к этому уроку вы подготовитесь дома. Домашняя работа: составить 4 предложения с существительными в В.п. , причём в одном из них существительное должно быть употреблено с предлогом. Так мы узнаем предлоги В.п.
Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
- Чему научились на уроке?
- Как распознать И.п. и В.п.?
-А какую тему ещё затронули на уроке?
- Помните, лес – наше общее богатство. Сохраним его для будущих поколений.
У каждого ученика лист с двумя шкалами
Интересный урок Моё участие
- Ребята, у вас на столе лежат листочки с двумя шкалами. Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.
- Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс
Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имен существительных"
Технологическая карта урока "Род имен существительных" по программе "Школа России"для 3 класса....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имен существительных во множественном числе"
Материал урока составлен содержит информацию о праздновании ВОВ...
Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний об имени существительном как части речи» 2 класс
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с правилом написания безударных падежных окончаний имен существительных во всех падежах. Задачи урока Дидакти...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Склонение имен существительных.»
Технолгическая карта урока русского языка в 3 классе. на тему "Склонение имен существительных"...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. "Изменение по падежам имен прилагательных в единственном числе" (4 класс) УМК "Школа России"
Тема урока: «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умения распознавать падеж имён прилагател...