Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка "Алгоритм определения падежа имени существительного" в 4 классе содержит методические рекомендации и разноуровневые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raspoznavanie_padezhey_imen_suschestvitelnyh.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по русскому языку
Тема урока: Алгоритм определения падежа имени существительного
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать знания детей о склонении имен существительных;
- выявить у детей уже имеющиеся знания о падежах и падежных вопросах имен существительных.
Развивающие:
- развивать умения различать имена существительные по грамматическим признакам; умения склонять имена существительные, определять падеж имен существительных;
- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в парах;
- развивать умение объективно оценивать свои знания;
- содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
- развитие мышления, внимания, наблюдательности, памяти;
- создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски;
Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, ответственного отношения к знаниям;
- воспитание умений слушать и принимать точку зрения собеседника;
- проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в совместной деятельности.
Планируемые результаты:
предметные:
- определять грамматические признаки имен существительных;
- изменять имена существительные по падежам;
- определять падеж имен существительных по вопросам;
- различать имена существительные в начальной форме и в формах косвенных падежей.
метапредметные:
- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;
- выполнять учебные действия, сопровождаемые громкой речью;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета сделанных ошибок.
личностные:
- мотивировать себя на изучение русского языка.
Формируемые УУД:
познавательные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез;
коммуникативные — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера;
регулятивные — постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре;
личностные — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экспозиционный экран, ноутбук, презентация.
Методы и формы обучения:
Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Использованные компоненты УМК:
для учителя:
- учебник Л.Ф. Климановой Русский язык. 4 класс. Ч.2.
- Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс к УМК «Перспектива»
- рабочая программа
для учащихся: учебник Л.Ф. Климановой Русский язык. 4 класс. Ч.1.
Межпредметные связи: чтение (работа над текстом стихотворения).
Учебник, с.10-11
Этапы урока | Обучающие и развива-ющие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (УУД) | Проме-жуточ-ный конт-роль |
1.Мотивация (самоопределение) учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования: эмоционально настраивает на учебную деятельность. -Составьте пословицу: И, где, там, труд, радость. -Как вы понимаете смысл пословицы? Объясните. - Сегодня наш урок пройдёт под девизом: "Где труд, там и радость". - Что сейчас является вашим трудом? - Какие ценные качества понадобятся нам на протяжении всего урока? ( Дисциплинированность, аккуратность, организованность … трудолюбие) | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. | Фронтальная, индивидуальная | К -планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Л — понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места |
2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности | 1.Проверка д.з. (упр.14) Взаимопроверка по слай-ду. Выставлениеотметок, ори-ентируясь на критерии. 2.Самоопределение к деятельности 3.Целеполагание | Откройте тетради. Поменяйтесь ими на парте, возьмите зелёную ручку Какое задание было в упр.14? На что будете обращать внимание при проверке? Проверьте правильность выполнения работы по слайду. (Слайд №2). -Оцените выполненную работу по критериям, записанным на слайде. Поменяйтесь тетрадями. Следите за правильностью исправления ошибок, объективностью выставления оценки. Поделитесь, пожалуйста, впечатлениями от своих отметок.Что помогло вам? -Что объединяет все выделенные слова? -Что такое имя существительное? В какой раздел входит эта тема? Почему раздел начинается именно с этой темы, с имени существительного? Что вы уже знаете об имени существительном? С какой трудностью вы сталкиваетесь при выполнении подобного домашнего задания? Почему возникают ошибки и неудачи? Попробуйте сформулировать тему урока. Над какой темой мы сегодня будем работать? - От чего зависит успех в работе? А вот как об этом высказался Аристотель. «Успех во всяком деле зависит от двух условий: правильного установления конечной цели всякого рода деятельности 2) отыскания соответствующих средств, ведущих к этой цели». Значит, что нам нужно теперь сделать? - Какую цель перед собой поставите? -На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? -Какие задачи поставим перед собой? - Какие будут предположения? Достаточно ли только знания вопроса для определения падежа? | Взаимная проверка правильности выполнения задания по критериям: Отметка "5" - без ошибок. Отметка "4" – 1-2 ошибки и 1 исправление. Отметка "3" – 3-4 ошибки и 1 исправление. Отметка "2" – 5 и более ошибок. -Это все имена существительные -Это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Дети высказываются. Определение падежа имени существительного. Не можем правильно задать вопрос, забываем падеж. -Изменение по падежам имен существительных Ответы детей. Поставить цель , отыскать средства. Научиться определять падеж имён существительных -Как определить падеж имени существительного? -Вспомнить падежи имен существительных , поупражняться в их определении, вывести правило определения падежей, сделать выводы Еще раз вспомнить названия падежей, задать вопрос к слову , по вопросу определить падеж Да/нет | Индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Фронтальная, индивидуальная Индивидуальная | П- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; К-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера ти собственных действий; Р - постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи. Л -способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала | Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания, работа с учебной информацией Наблюдение учителя, устные ответы, Выполнение задания |
3. Усвоение/открытие новых знаний и способов действий. | 1.Работа по учебнику, c.10 упр.15 Коллектив-ное выпол-нение 2.Работа по учебнику, с.10 Склонение имен существительных | -Сколько падежей в русском языке? Вспомните названия падежей, падежные вопросы, помогающие их распознать. -Вспомните, как сокращенно обозначают названия падежей. Почему у каждого падежа два падежных вопроса? Выполните в паре упр.15 на с.10 -Какие вопросы, предлоги и примеры вы подобрали? -Прочитайте задание после таблицы. Выполните письменное задание к упражнению. Укажите падеж имени существительного. Закройте учебники. Упр.16 на слайде Мчат колёса по дороге, над дорогой мчатся ноги. Прочитайте скороговорку. Для чего нужды скороговорки? Прочитайте скороговорку разными способами. А теперь все вместе 3 раза с ускорением. Найдите в скороговорке имена существительные, определите падеж каждого. Коллектино работаем. -Какие падежи называются косвенными? -Какая форма является начальной для имени существительного? Что помогло определить падеж? Какой первый шаг по определению падежа должен быть? Прочитайте вторую скороговорку. От топота копыт пыль по полю летит. -Выполните аналогичное задание: чтение с ускорением, выписать имена сущ. , указать падеж.
Какие следующие шаги вы осуществяете при определении падежа? Что у нас получилось? Вспомните тему, основополагающий вопрос урока и задачи. Что можете сказать? Физминутка «Падежи». Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны. Все теперь смогут безошибочно определять падежи? Что нужно ещё сделать? | -В русском языке 6 падежей. -Один вопрос относится к одушевленному имени существительному, другой- к неодушевленному. Ответы детей. Выполняют задание -записывают предложения. ответы детей. Записывают имена сущ., указывают падеж. -Все, кроме именительного -Форма именительного падежа единственного числа. Ответы детей. Роль сущ-го в предложении. Выяснить : подлежащее или нет? Подлежащее – И.п. Один ученик — у доски,фронтально проверка. 1. Найти слово, от которого зависит имя существительное. 2. Поставить от него вопрос к имени существительному. 3. По этому вопросу определить падеж. Порядок разбора, алгоритм определения падежа. Мы открыли /определили способ определения падежа Да/нет Потренироваться закрепить отработать | |||
4. Практическая дея-тельность, введение в деятельность | 1.Работа по учебнику, с.83 Работа в парах Коллективное выполнение Самостоятельная работа | Выполните задание на карточке в паре. Определите, в каком падеже стоит слово «дело».Определите, кто в паре будет озвучивать ответ. 2 мин Запишите слова в тетрадь, укажите падеж. Велик телом, да мал делом. (Т.п) Дело шуток не любит. (И.п.) От слова до дела целая верста. (Р.п) И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.) Всех дел не переделаешь. (Р.п.) Жизнь дана на добрые дела. (В.п.) Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.) Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.) По твоим делам о тебе судят. (Д.п.) Дела как сажа бела. (И.п.) Делу время, потехе час. (Д.п.) Дело знай, а правду помни. (В.п.) За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.) Хороша вера у дела. (Р.п.) -Как вы поняли смысл пословицы «Языком не спеши, а делами не смеши »? - Оцените работу в паре. - На листочках задания трёх уровней сложности. Выберете тот уровень, который сможете выполнить. 1 уровень Определи падеж имён существительных. Въехать в лес, В.п. рубить топором, Т.п. посинеть от мороза, Р.п. работать на фабрике, П.п. помогать товарищу. Д.п. 2 уровень Впиши предлоги и определи падеж имён существительных. Добежать до дома,Р.п. подъехал_к__заводу,Д.п. встретил__в_ поле, П.п. летел__над_морем, Т.п. читал__про_животных.Р.п. 3 уровень Составь предложения из данных слов, определи падеж имён существительных. В зоопарке ( П.п.) было шумно и весело. Медведь (И.п.) из клетки (Р.п.) выпрашивал кусочки.(В.п.) Слон (И.п.) топал ногой.(Т.п.) Самопроверка. (+, -) Проверьте свою работу. -Оцените себя и поставьте отметку | Выполняют задание в парах. Проговаривают вслух выполненное задание. Самооценка.Ответы детей Выполняют задание самостоятельно. Проверяют правильность выполнения Исправляются ошибки. Выполняют по ответам Работают с листом самооценки. | Фронтальная индивидуальная | П - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез; К— инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка собственных действий; Р — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала; Л — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. | Наблюдение учителя, устные ответы, выполненные задания |
5. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. | Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок. | -Какую цель мы ставили на уроке? -Достигли ли мы целей? -Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? Сравните наш алгоритм с шагами к умению в учебнике. Что можете сказать? Достаточно ли только знания вопроса для определения падежа? Сравнить ответы -Что осталось непонятным, сложным? -Оцените свою работу на уроке. Оцените свои знания и умения на листе самооценки. Раскажите о своей самооценке. Где труд, там и радость – кто согласен со мной? | Ответы детей Работают с листом самооценки, выставляют оценки. | Фронтальная, индивидуальная | П-ориентируются в своей системе знаний. Р-оценивают собственную деятельность на уроке. Л-проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний. | Устные ответы |
6. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Какое домашнее задание вы можете предложить? Упр.17 или….. | Задают уточняющие вопросы. | Фронтальная, индивидуальная | Р-принимают и сохраняют учебную задачу,осуществлят поиск средств для ее выполнения |
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Лист самооценки__________________________________________
Поставьте знак + или ?
Я знаю все падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определять падеж существительного
Я могу научить одноклассника определять падеж имени существительного
Самостоятельная работа
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Определи падеж им.сущ. Въехать в лес, рубить топором, посинеть от мороза, работать на фабрике, помогать товарищу. | Впиши предлоги и определи падеж Добежать___ дома, подъехал___заводу, встретил___ поле, летел___морем, читал___животных. | Составь предложения, определи падеж им.сущ. В, было, весело, зоопарке, шумно, и. _______________________________________________ Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки. _______________________________________________ Топал, слон, ногой.________________________________ |
Самостоятельная работа
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Определи падеж им.сущ. Въехать в лес, рубить топором, посинеть от мороза, работать на фабрике, помогать товарищу. | Впиши предлоги и определи падеж Добежать___ дома, подъехал___заводу, встретил___ поле, летел___морем, читал___животных. | Составь предложения, определи падеж им.сущ. В, было, весело, зоопарке, шумно, и. _______________________________________________ Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки. _______________________________________________ Топал, слон, ногой.____________________________ |
Самостоятельная работа
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Определи падеж им.сущ. Въехать в лес, рубить топором, посинеть от мороза, работать на фабрике, помогать товарищу. | Впиши предлоги и определи падеж Добежать___ дома, подъехал___заводу, встретил___ поле, летел___морем, читал___животных. | Составь предложения, определи падеж им.сущ. В, было, весело, зоопарке, шумно, и. _______________________________________________ Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки. _______________________________________________ Топал, слон, ногой.___________________________ |
Самостоятельная работа
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень |
Определи падеж им.сущ. Въехать в лес, рубить топором, посинеть от мороза, работать на фабрике, помогать товарищу. | Впиши предлоги и определи падеж им.сущ. Добежать___ дома, подъехал___заводу, встретил___ поле, летел___морем, читал___животных. | Составь предложения, определи падеж им.сущ. В, было, весело, зоопарке, шумно, и. _______________________________________________ Из, медведь, клетки, выпрашивал, кусочки. _______________________________________________ Топал, слон, ногой._______________________________ |
Выполните задание в паре. Определите, в каком падеже стоит слово «дело». Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От слова до дела целая верста. И умен, и крепок, и в деле гож. Всех дел не переделаешь. Жизнь дана на добрые дела. Умен на словах, да глуп на делах. Языком не спеши, а делами не смеши. По твоим делам о тебе судят. Дела как сажа бела. Делу время, потехе час. Дело знай, а правду помни. За делом и день пролетел незаметно. Хороша вера у дела. | Выполните задание в паре. Определите, в каком падеже стоит слово «дело». Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От слова до дела целая верста. И умен, и крепок, и в деле гож. Всех дел не переделаешь. Жизнь дана на добрые дела. Умен на словах, да глуп на делах. Языком не спеши, а делами не смеши. По твоим делам о тебе судят. Дела как сажа бела. Делу время, потехе час. Дело знай, а правду помни. За делом и день пролетел незаметно. Хороша вера у дела. | |
Выполните задание в паре. Определите, в каком падеже стоит слово «дело». Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От слова до дела целая верста. И умен, и крепок, и в деле гож. Всех дел не переделаешь. Жизнь дана на добрые дела. Умен на словах, да глуп на делах. Языком не спеши, а делами не смеши. По твоим делам о тебе судят. Дела как сажа бела. Делу время, потехе час. Дело знай, а правду помни. За делом и день пролетел незаметно. Хороша вера у дела. | Выполните задание в паре. Определите, в каком падеже стоит слово «дело». Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От слова до дела целая верста. И умен, и крепок, и в деле гож. Всех дел не переделаешь. Жизнь дана на добрые дела. Умен на словах, да глуп на делах. Языком не спеши, а делами не смеши. По твоим делам о тебе судят. Дела как сажа бела. Делу время, потехе час. Дело знай, а правду помни. За делом и день пролетел незаметно. Хороша вера у дела. |
- Первый шаг нашего алгоритма:
Существительное является подлежащим?
НЕТ ДА
Пиши И.п.
- Второй шаг алгоритма:
Выдели словосочетание с этим существительным.
Третий шаг:
Задай вопрос к существительному.
Четвёртый шаг:
Вспомни падежные вопросы.
Пятый шаг:
Определи падеж существительного.
?
Как определить падеж имени существительного?
Научиться определять падеж имён существительных
Достаточно ли только знания падежного вопроса для определения падежа?
да нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка «Дательный падеж имен существительных.»
Конспект урока...
Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имени существительного» 3 класс УМК Школа России В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Тип урока: открытие «нового знания»Цель урока: формирование представления о роли имён существительных в именительном падеже впредложении, развитие умения определять падеж существ...
Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имен существительных" ( 3 класс ) , УМК "Школа России"
Цель урока: формирование навыка определения дательного падежа в котором употреблено имя существительно, по падежному вопросу и предлогу.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить со схемой «...
Технологическая карта урока русского языка «Именительный падеж имен существительных», 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с особенностями именительного падежа имён существительных.Задачи урока:Дидактические:1) Формировать умение осознанно...
Технологическая карта урока русского языка "Предложный падеж имен существительных", 3 класс
Тема урока: Предложный падеж имен существительных Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка определения существительных в предложном падеже по вопросу, предлогам, ...
Технологическая карта урока русского языка "Творительный падеж имен существительных" (3 класс), УМК "Школа России"
Цель: формирование навыка определения существительных в творительном падеже по вопросу, предлогам, роли в предложении. Задачи: Дидактические: 1) знать особенности творительно...
Технологическая карта урока русского языка "Дательный падеж имени прилагательного" (4 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: урок "открытия" нового знания.Цель урока: формирование у обучающихся понятия о дательном падеже имени прилагательного.Задачи урока:Дидактические:1. Формировать у обучающихся ...