Технологическая карта урока русского языка на тему «Склонение имен существительных.»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Технолгическая карта урока русского языка в 3 классе. на тему "Склонение имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_russkiy_yazyk.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Технологическая карта урока русского языка

на тему «Склонение имен существительных.»

проведенного в 3 «Г» классе

студенткой 31 группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Гольцовой Лилией Олеговной

Методист:___________/Карелина Ю.Л.

Дата проведения: 02.02.2022.

Оценка:__________

Орёл, 2022.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Ф.И.О. студента: Гольцова Лилия Олеговна

Тема урока: «Склонение имен существительных»

Тип Урока: урок открытия новых знаний

Класс: «3Г»

Цели:

• знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;

• наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;

• учить решать проблемные задачи.

Задачи урока:

Образовательные:

-познакомить с падежами имен существительных;

-формировать  умение изменять имена существительные по падежам;

-развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: развивать мышление, сообразительность, культуру речи, память, развивать умение делать логические выводы.

Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, воспитывать чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе.

УУД:

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности;

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера;

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать;

Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение).

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, «Русский язык» (учебник). Канакина, Горецкий. 3 класс, часть 2

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

(1-2 минуты)

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.

Организационный момент

Здравствуйте ребята, меня зовут Лилия Олеговна и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

Приветствуют учителя.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(4-5 минут)

Актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовывать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

          чк  чн 

- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

Мсц,  звд,  двчк, Рсс,  врн,  чнк,  Мскв,  грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)

- Что объединяет все эти слова?

- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

1.        Одушевленные и неодушевленные.

2.        Собственные и нарицательные.

3.        Существительные мужского и женского рода.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?

Читают

Отвечают на вопросы

Пишут

Отвечают на вопросы

Выявление места и причины затруднения

(5-7 минут)

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Откройте учебник на странице 36, посмотрите на упражнение 64. Давайте прочитаем задание.

- Что заметили в этом тексте?

- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

- Давайте проверим.

- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

- А почему оно изменяет свои окончания?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.

- Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания,  когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.

- Продолжите высказывания:

•        Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

•        При изменении существительного по вопросам изменяется его окончание.

Читают

Отвечают на вопросы

Выполняют задание.

Отвечают

Построение проекта выхода из затруднения

(2-3 минуты)

Постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации

- Кто из вас может определить тему урока?

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?

- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

Отвечаем на вопросы

•        Как называется изменение имён существительных по вопросам?

•        Сколько падежей в русском языке?

•        Что такое склонение?

•        От чего произошло название слова «падеж»?

Отвечают

Читают

Отвечают на вопросы

Реализация построенного проекта.

(10 минут)

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Cлово падеж произошло от латинского casus  (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

        Рассматривание таблицы на стр.37

- Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10)

- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

- Каждый падеж имеет свои вопросы.

- Послушайте сказку Е.Мережинской  «Откуда пошли названия падежей»

        Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

        Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

        Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

        Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

        Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал  творительным.

        Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

        ФИЗМИНУТКА        

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз  И за парту вновь садись.

Слушают

Отвечают по таблице

Слушают

Выполняют физкультминутку

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(7 минут)

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

•        Что такое «склонение», «падеж»

•        Как называются падежи

•        Вопросы падежей

- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

•        Как изменять слово по падежам (склонять).

- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа  есть своё слово – подсказка.

(раздаю каждому ученику таблицу падежей)

- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима».

Отвечают

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

(5-7 минут)

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная)

Давайте выполним упражнение 66, на странице 38, самостоятельно.

- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)

Выполняют упражнение

Отвечают

Включение в систему знаний и повторений.

(3-5 минут)

Повторение и закрепление раннее изученного.

- Давайте вернёмся к нашей таблице. Что же мы узнали и чему научились на уроке?

•        Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».

•        У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.

•        При склонении существительного меняется его окончание.

- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы с вами разберемся, как определять падеж существительных.

Отвечают

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 минуты)

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.

- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!

Спасибо за урок, до свидания!

 Оценивают работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имен существительных"

Технологическая карта урока "Род имен существительных" по программе "Школа России"для 3 класса....

Технологическая карта урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным

Конспект урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имен существительных". 3 класс.

Технологическая карта адресована  учителям начальных классов....

Технологическая карта урока русского языка "2-е склонение имен существительных" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений определять имена существительные 2-ого склонения.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся спризнаками имен сущ...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения " (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний и умений п...