Технологическая карта урока русского языка на тему «Склонение имен существительных.»
методическая разработка по русскому языку (3 класс)
Технолгическая карта урока русского языка в 3 классе. на тему "Склонение имен существительных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_russkiy_yazyk.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Технологическая карта урока русского языка
на тему «Склонение имен существительных.»
проведенного в 3 «Г» классе
студенткой 31 группы
специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Гольцовой Лилией Олеговной
Методист:___________/Карелина Ю.Л.
Дата проведения: 02.02.2022.
Оценка:__________
Орёл, 2022.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Ф.И.О. студента: Гольцова Лилия Олеговна
Тема урока: «Склонение имен существительных»
Тип Урока: урок открытия новых знаний
Класс: «3Г»
Цели: • знакомство с понятием “изменение слова по падежам”; • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей; • учить решать проблемные задачи. Задачи урока: Образовательные: -познакомить с падежами имен существительных; -формировать умение изменять имена существительные по падежам; -развивать орфографическую зоркость. Развивающие: развивать мышление, сообразительность, культуру речи, память, развивать умение делать логические выводы. Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, воспитывать чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе. УУД: Личностные: развитие мотивов учебной деятельности; Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование волевой саморегуляции; освоение способов решения проблем поискового характера; Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; формирование умения объяснять свой выбор при ответе на вопрос; формирование умения слышать учителя, отвечать на вопрос, аргументировать; Познавательные: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; формирование умений производить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение). Оборудование: компьютер, проектор, презентация, «Русский язык» (учебник). Канакина, Горецкий. 3 класс, часть 2 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока | Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 минуты) | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности. | Организационный момент Здравствуйте ребята, меня зовут Лилия Олеговна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать. - Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков. | Приветствуют учителя. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 минут) | Актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовывать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | - Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее? Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме? - А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится? чк чн - Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы: Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох) - Что объединяет все эти слова? - Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете? 1. Одушевленные и неодушевленные. 2. Собственные и нарицательные. 3. Существительные мужского и женского рода. - Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое? | Читают Отвечают на вопросы Пишут Отвечают на вопросы |
Выявление места и причины затруднения (5-7 минут) | Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Откройте учебник на странице 36, посмотрите на упражнение 64. Давайте прочитаем задание. - Что заметили в этом тексте? - Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме. - Давайте проверим. - Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении? - А почему оно изменяет свои окончания? - Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания. - Какой мы можем сделать вывод? ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы. - Продолжите высказывания: • Имена существительные могут отвечать на вопросы: кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём? • При изменении существительного по вопросам изменяется его окончание. | Читают Отвечают на вопросы Выполняют задание. Отвечают |
Построение проекта выхода из затруднения (2-3 минуты) | Постановка личных целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств её реализации | - Кто из вас может определить тему урока? - А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово? - Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных. Отвечаем на вопросы • Как называется изменение имён существительных по вопросам? • Сколько падежей в русском языке? • Что такое склонение? • От чего произошло название слова «падеж»? | Отвечают Читают Отвечают на вопросы |
Реализация построенного проекта. (10 минут) | Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | Cлово падеж произошло от латинского casus (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой. Рассматривание таблицы на стр.37 - Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10) - Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение. - Каждый падеж имеет свои вопросы. - Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей» Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный. Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось. Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным. Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным. ФИЗМИНУТКА Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок. Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. | Слушают Отвечают по таблице Слушают Выполняют физкультминутку |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (7 минут) | Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | - Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока • Что такое «склонение», «падеж» • Как называются падежи • Вопросы падежей - Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока. • Как изменять слово по падежам (склонять). - Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово – подсказка. (раздаю каждому ученику таблицу падежей) - Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима». | Отвечают |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону (5-7 минут) | Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) | Давайте выполним упражнение 66, на странице 38, самостоятельно. - С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.) | Выполняют упражнение Отвечают |
Включение в систему знаний и повторений. (3-5 минут) | Повторение и закрепление раннее изученного. | - Давайте вернёмся к нашей таблице. Что же мы узнали и чему научились на уроке? • Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением». • У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка. • При склонении существительного меняется его окончание. - Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы с вами разберемся, как определять падеж существительных. | Отвечают |
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты) | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | - Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её. - А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться! Спасибо за урок, до свидания! | Оценивают работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме " Склонение имён существительных" (3 класс, УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Разработана в соответствии с образовательной программой....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имен существительных"
Технологическая карта урока "Род имен существительных" по программе "Школа России"для 3 класса....
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Склонение имен существительных во множественном числе"
Материал урока составлен содержит информацию о праздновании ВОВ...
Технологическая карта урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным
Конспект урока Русский язык по теме: Связь имени прилагательного с именем существительным...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Род имен существительных". 3 класс.
Технологическая карта адресована учителям начальных классов....
Технологическая карта урока русского языка "2-е склонение имен существительных" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование умений определять имена существительные 2-ого склонения.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся спризнаками имен сущ...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения " (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Наблюдение за правописанием безударных окончаний имен существительных 3-ого склонения»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний и умений п...