Методическая разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне" (Начальная школа 21 века)
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Бугакова Татьяна Алексеевна

Урок русского языка в 3 классе с использованием проблемно-диалогической технологии. Актуальный материал для учителей начальных классов, работающих по системе Виноградовой Н.Ф.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Готовская основная общеобразовательная школа

имени А.Н. Маснева»

Методическая разработка урока русского языка

в 3 классе по теме:

«Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова»

Подготовила и провела

учитель  начальных классов

Бугакова Т.А.

Готовьё– 2015

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся  представлений о правописании непроизносимых согласных в корне слова.

Задачи:

Образовательные:

•        Создать оптимальные условия для повторения  учащимися особенностей правописания непроизносимых согласных в корне слова;

•        Учить правильному написанию слов с непроизносимыми согласными в корне слова;

Развивающие:

  • Формировать умение рассуждать, произвольное внимание,
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся;
  • Формировать гибкость мышления через применение правила.

Воспитательные:

  • Дать детям возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
  • Учить работать в группах и парах;
  • Создать условия для воспитания чувства взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы, любознательности.

Тип урока: Урок  повторения  изученного материала

Оборудование для учителя:

  1. Мультимедийный комплекс.
  2. Презентация.

Оборудование для учащихся:

1. Учебник “Русский язык. 3 класс” (авторы С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И.Кузнецова).

2. Рабочая тетрадь.

3. Рабочая тетрадь “Пишем грамотно” №1.

4. Раздаточный материал (тексты, карточки со словами по теме урока).


Ход урока

Этапы урока                        

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формы и методы работы

1.Организационный момент

Создание эмоционального фона урока

Приветствие. Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Приветствие учителя, гостей.

Фронтальная форма, словесный метод

2. Проверка домашнего задания

Установить правильность, полноту, осознанность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и устранить их

- Проверяем домашнее задание.

- Какие части слова вам известны?

- Что такое корень?

- Что такое суффикс?

- Для чего служит приставка?

- Какие способы словообразования вам известны?

- Назовите способ образования слова лесной.

Предоставление слова  учащимся, проводившим мини-исследование текстов.

Внимание на экран (таб. 1):

прилёт

котенок

приморский

звездопад

подход

орешник

подорожник

пешеход

объезд

лесник

подкормка

лежебока

звёздный

капустный

 - Что общего в словах каждого столбика? Как каждый столбик должен называться? Как назовём таблицу?

Учащиеся называют части слова и дают их определения.

Называют способы словообразования.

Защита мини-исследования (На дом были даны 2  различных по сложности задания.)

Фронтальный опрос

Индивидуальная, дифференцированная формы работы

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Обеспечить мотивацию учения, принятие учащимися целей урока, актуализация субъектного опыта.

Фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Выявление места и причины затруднения.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Посмотрите на второй столбик нашей таблицы (таб. 1)

- Чем этот столбик отличается от остальных?

- Какие слова выделены красным шрифтом? Прочитайте их хором.

- Что объединяет эти слова?

- Какие это звуки? Как называются такие звуки?

- В какой части слова они находятся?

- Так какова тема урока сегодня?

Иногда согласные  

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить?

- Запишем с новой строчки слово грустный, и под ним – слово небесный.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга правильность написания.

- У всех так как на экране. Почему появились ошибки?

- Сделаем транскрипцию этих слов. Что вы заметили?

- Сколько букв и сколько звуков в слове грустный? А в слове небесный?

-Как же не перепутать такие слова?

-Что нам нужно сделать, чтобы не ошибаться в написании похожих слов?

- Какие задачи поставим перед собой на урок? (На экране появляется картинный план – обобщение предложений учащихся).

1. Понаблюдать за словами с непроизносимыми согласными.

2. Сделать вывод, вспомнить и сформулировать правило.

 3. Поупражняться в написании таких слов.

- В нём 5 слов, а не 3, как в других.

- В них есть звуки, которые не произносятся.

- Непроизносимые согласные.

- В корне.

- Непроизносимые согласные в корне слов. (Формулировка темы урока  детьми)

(Дети записывают слова)

- В слове грустный надо писать непроизносимый  т, а в слове небесный такой буквы нет.

- В слове грустный пропадает одна буква – она не слышится.

- Букв - 8, а звуков – 7.

- Букв и звуков по 8.

Дети могут ответить:

- Нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы после опасного места появился гласный звук или непроизносимый  звук стал ясно звучать.

Учащиеся предлагают свои варианты.

Фронтальная форма работы, системно-деятельностный подход, проблемное задание, приём яркое пятно и подводящий к теме диалог.

Самостоятельная работа, работа в парах. Взаимопроверка.

Фронтальная работа.

Целеполагание

5. Актуализация знаний и способов действий.

Содействовать усвоению способов действий, которые приведут к выводу о правописании мягкого знака в числительных.

- Итак, наблюдаем.

- Работаем в парах с учебником на стр. 36, упражнение 1.

- Посмотрим, что у нас получилось, осуществим взаимопроверку.

- У вас так же? А как вы написали?

- Что отличает слова, которые вы записали в тетрадях от слов, которые остались невыписанными?

- В какой группе слов есть непроизносимые согласные, а в какой нет? Докажите свою точку зрения.

- Какое правило поможет нам в этом?

- Сравним ваши мнения с учебником 2 класса. (Отсканированная стр. 116  2 кл. ч.1 на слайде)

Обучающиеся выписывают слова, в которых звуков меньше, чем букв.

- В записанных словах разное количество звуков и букв в каждом слове, а в оставшихся – одинаковое.

- В тетрадях записаны слова с непроизносимыми согласными.

Дети формулируют правило.

Фронтальная форма работы.

Системно-деятельностный подход, проблемный вопрос на выявление закономерности.

6. Офтольмологическая минутка

Снятие напряжения с глаз

Учитель показывает слайд

Дети выполняют упражнения глазами под музыку

Фронтальная работа

7. Применение знаний и умений в новой ситуации

Установить правильность и осознанность повторяемого материала, выявить пробелы и произвести их коррекцию

- Поработаем с тетрадью. Упражнение 4 на стр. 14. Читаем задание.

- Повторим, что нужно сделать, чтобы правильно написать слова, где встречаются сочетания  -стн-, -здн-?

Выполняем и комментируем.

Учащиеся поочерёдно читают слова, доказывают свой выбор, основываясь на правиле.

Учащиеся формулируют правило ещё раз.

Комментированное письмо

Системно-деятельностный подход.

8. Применение повторяемых знаний и способов действий в самостоятельной деятельности

Обеспечить формирование умений самостоятельно применять знания в различных ситуациях

1.  Работа по карточкам.

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте задание.

Прочитай текст.

Наступил весёлый праздник. Стоит хорошая  погода. Счастливые и радостные люди улыбаются друг другу. Всем весело.

1 уровень - Спиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными, подчеркните непроизносимый согласный в этих словах.

2 уровень – Придумай ещё два слова с данной орфограммой и запиши их.

3 уровень – Сделай транскрипцию слов с непроизносимыми согласными.

- Какие предложения вы выписали? Почему? (Слайд со словами: праздник, счастливые, радостные)

- Какие слова придумали?

- Что увидели в транскрипции слов?

2. Работа со словарным словом.

- Какое слово «лишнее» из трёх? Почему?

- Написание этого слова надо запомнить.

 - Запишите его. Подберите и запишите родственные слова, выделите корень.

- Что можно сказать о написании корня в этих словах? (одинаково)

- Откуда пришло это слово к нам? Узнаем из словаря.

- А теперь прочитайте новое словарное слово на стр. 37 в учебнике.

- Что вы можете сказать о нём?

- Запишите и запомните его. Составьте с ним предложение.

-  Какую ошибку мы можем допустить в этом слове?

- Как избежать этого?

Учащиеся выполняют  задания по мере своих возможностей.

Учащиеся отвечают на вопросы.   

- Праздник – сущ., непроверяемая орфограмма.

Один ученик у доски, остальные на местах записывают слово, выделяют корень.

 Ученик у доски зачитывает из этимологического словаря статью о слове «праздник».

Ученики выполняют задания, отвечают на вопросы.

- Можем написать интерестный.

- Нужно проверить: интерес, интересуюсь.

Дифференцированная самостоятельная работа, создающая ситуацию успеха для всех категорий учащихся.

Фронтальный опрос.

9. Обобщение и систематизация знаний

Обеспечить установление внутрипредметных и внешнепредметных знаний, обобщённых понятий

- Как вы считаете, важна ли тема сегодняшнего урока для жизни?

- Что бы произошло, если бы мы писали все слова так, как слышали?

- Обобщим наши знания о правописании непроизносимого согласного в корне слова

- Ученики отвечают на вопросы. Подготовленный ученик читает стихотворение-правило.

Иногда согласные  

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Что же делать, как нам быть?

Как проблему – то решить?

Чтобы знать как написать,

Надо слово изменять,

И за звуком непонятным

Быстро гласную  искать.

Фронтальный опрос.

Творческое задание – выразительное чтение стихотворения.

10. Физминутка

Снятие умственного и физического напряжения, смена вида деятельности.

- Поиграем в игру «Хлопай – топай».

Если в слове, которое видите на экране, есть изучаемая орфограмма – вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!

Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный.

Дети двигаются и одновременно тренируются в распознавании слов с непроизносимыми согласными.

Фронтальная работа

11. Контроль,  самоконтроль знаний и способов действий.

Выявление качества, уровня усвоения знаний и способов действий

- А теперь поработаем в  командах. Вам даны конверты со словами. Каждая команда должна их разделить на группы, применяя изученный  сегодня материал. По окончании работы представитель от каждой команды защищает свой проект задания. Представитель команды-соперницы – оппонент задаёт вопросы, возражает, исправляет,  если считает нужным, доказывая свою точку зрения.

Учащиеся работают со словами, отпечатанными на карточках, клеят их на доску по группам.

Работа в группах, защита проектов, наглядный и словесный методы.

12. Информация о домашнем задании

Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

- Домашнее задание, ребята, двух уровней: простое и сложное.

Простое в тетради на стр. упр.

, сложное в книге на стр.  упр. Прочитайте задания. Задайте вопросы, если вам что-то не понятно.

Учащиеся находят в тетради и в книге задания, соотносят свои возможностями и задают вопросы по домашнему заданию

Самостоятельная работа. Формулирование вопросов, планирование выполнения домашнего задания.

13. Подведение итогов занятия.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что получилось, над чем ещё надо поработать?

Достигли ли мы с вами поставленной в начале урока цели? Со всеми ли задачами  мы справились?

- На сегодняшнем уроке хорошо работали и получают пятёрки - …., на четвёрки работали ….

Учащиеся отвечают на вопросы.

Фронтальный опрос

14. Рефлексия

Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества

- А теперь возьмите на своих столах файлы и, если понравился урок и всё получилось – прикрепите солнышко, если не всё получилось – тучку, закрывающую солнышко наполовину, если многое не понравилось и было непонятным – одну тучку.  Прошу вас,уступая друг другу, сначала девочки, а затем мальчики добавьте к нашему большому солнышку свои маленькие солнышки или тучки.

- Спасибо за урок. До свидания.

Учащиеся выражают своё эмоциональное состояние и оценивают свою работу на уроке.

Приём кодирования эмоционального состояния и самооценки в графические знаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка 2 класс"Парные звонкие и глухие согласные"

Урок с элементами игры и разнообразным дополнительным материалом....

Методическая разработка урока русского языка по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука"

Методическая разработка урока рус.языка по теме: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука...

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

Урок русского языка в3 классе по теме "Правописание непроизносимых согласных в словах".

Урок проведен с использованием образовательных технологий: проблемное обучение, технология сотрудничества, технология развития критического мышления ( знаю, узнал)....

Методическая разработка урока_Русский язык_ 2 класс (УМК "Школа России".) Закрепление. Корень слова. Однокоренные слова

Методическая разработка будет полезна учителям начальных классов.Поможет грамотно выстроить ход урока по формированию предметных и метапредметных умений обучающихся при изучении данной темы.Разработка...