Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи" УМК "Школа 21 века"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Данный урок является вторым по изучению темы "Фразеологизмы" во 2 классе по УМК "Школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.31 МБ |
konspekt.docx | 32.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока: определить какую роль играют фразеологизмы в нашей речи; 2. научиться объяснять значение фразеологизмов; 3. узнать откуда пришли фразеологизм ы
Глеб у доски повесил нос , Краснеет до корней волос , Он в этот час как говорится, Готов сквозь землю провалиться , О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра?
Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней волос, Он в этот час как говорится, Готов сквозь землю провалиться, О чём же думал он вчера, Когда баклуши бил с утра? Глеб у доски стоял грустный, Краснеет очень сильно, Он в этот час как говорится, Готов потеряться. О чём же думал он вчера, Когда бездельничал с утра?
1 вариант: Найти фразеологизмы-синонимы бить баклуши – водить за нос – зарубить на носу – с гулькин нос – в двух шагах - Слова для справок : намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал, лодыря гонять, рукой подать 2 вариант : (стр.112 упр.3) Найти фразеологизмы-антонимы з аварить кашу- з асучив рукава- з а тридевять земель- с легким сердцем- ж ить своим умом- Слова для справок : р укой подать, жить чужим умом, расхлёбывать кашу, с тяжёлым сердцем, жить чужим умом, с пустя рукава
1 вариант: бить баклуши – лодыря гонять водить за нос – обвести вокруг пальца зарубить на носу – намотать на ус с гулькин нос – кот наплакал в двух шагах - рукой подать 2 вариант : заварить кашу- расхлёбывать кашу з асучив рукава- спустя рукава з а тридевять земель- рукой подать с легким сердцем- с тяжёлым сердцем ж ить своим умом- жить чужим умом
Попались на удочку . Пригласил нас как–то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим –…………. Мы, конечно, обрадовались, ………., слушаем. Мой братишка так ……………. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить,………………. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому– нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже …………. Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была -……………………...... Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё ! Слова для справок : уши развесили; голову потерял от счастья ; не в своей тарелке; пальчики оближешь; ни в сказке сказать, ни пером описать; собаку на этом деле съел
Попались на удочку . Пригласил нас как–то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь . Мы, конечно, обрадовались , уши развесили , слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья . Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел . Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому– нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке . Ничего , ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать . Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё !
Как вы работали на уроке? Засучив рукава Спустя рукава Сидели сложа руки Считали ворон
Спасибо за старание!
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: Русский язык
Учебник: Русский язык: 2 класс: в 2 ч. Ч.2/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова. М.:Вентана-Граф, 2012 год.
УМК: Начальная школа XXI века. УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Учитель МБОУ «Школа №167»: А.Г.Насыбуллина
Тема урока: Фразеологизмы. Наблюдение за использованием в речи
Тип урока: комбинированный
Цель: знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными) сочетаниями слов, наблюдение за их значением и правильным употреблением в речи.
Задачи урока:
образовательные: знакомство учащихся с фразеологизмами, обучение нахождению их в речи и правильному употреблению, формирование орфографического навыка; развитие коммуникативных навыков, поиск необходимой информации в справочной литературе, пополнение словарного запаса, развитие умения работать со словарём.
развивающие: расширение общего кругозора учащихся, развитие мыслительной деятельности и коммуникативной компетенции учащихся;
воспитательные: прививать любовь и уважение к красоте родного языка, воспитывать чуткое и внимательное отношение к культуре русского языка, воспитание таких качеств личности как целеустремлённость и любознательность.
Планируемые результаты:
предметные: Определять понятие «фразеологизмы». Объяснять значения устойчивых и свободных сочетаний слов. Находить значение слова с помощью словаря.
личностные: Расширять учебно-познавательные интересы. Стремиться к улучшению результатов учебных действий. Понимать и осознавать необходимость выполнения школьных требований.
познавательные: Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
регулятивные: Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. Осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
коммуникативные: Строить понятные для слушателей высказывания, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; соблюдать нормы речевого этикета.
Оформление урока: мультимедийная доска, презентация в программе PowerPoint, учебник “Русский язык” 2 класс под редакцией С.В.Иванова.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
–- Девиз нашего урока «Новый день – новые знания!»
–Какие качества мы должны с собой взять, чтобы сделать на уроке своё маленькое открытие?
– Как богат русский язык! Как много в нём метких слов и выражений. Сегодня мы в этом убедимся. И если мы на уроке не будем сидеть, сложа руки, то не успеем оглянуться, как закончится урок.
– Что такое «сидеть, сложа руки», «не успеешь оглянуться»?
– А что такое фразеологизмы?
- Что о фразеологизмах вы хотели бы еще узнать? (ответы детей)
- Определять, какую роль они выполняют в нашей речи?
- Научиться объяснять значения фразеологизмов
- Узнать откуда берутся фразеологизмы?
II. «Открытие новых знаний»
- – А начну я с шуточного стихотворения.
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос,
Он в этот час как говорится,
Готов сквозь землю провалиться,
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
– Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
(«Повесил нос» – был в плохом настроении, расстроился).
(«Краснеет до корней волос» – испытывает чувство стыда).
(«Сквозь землю провалиться» - испытывает сильную неловкость, стыд).
(«Бить баклуши» - бездельничать)
- А теперь посмотрим, как звучит стихотворение о Пете без фразеологизмов:
Глеб у доски стоял грустный,
Краснеет очень сильно.
Он в этот час как говорится,
Готов потеряться.
О чём же думал он вчера,
Когда бездельничал с утра?
- Какой вариант вам больше нравится? Почему?
- Сделайте вывод, для чего нужны фразеологизмы и почему их нужно употреблять в речи?
Сообщение о значимости фразеологизмов (ученик)
Слайд «Фразеологизм»
- Каллиграфическая минутка.
– Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Прописываем буквосочетание - оро-
- Словарная работа
– Давайте вспомним, в каких словарных словах-названиях птиц встречается это буквосочетание? (ворона, сорока, воробей) Запишите, подчеркните -оро-.
– Знаете, с этими словами в русском языке тоже есть фразеологизмы. Кто-нибудь из вас знает?
Слайд 3 (использованы триггеры). Для того, чтобы появилось нужное слово, надо щёлкнуть на слова: белая, на хвосте, считать, стрелять, стреляный, старого.
Задание классу – соотнести фразеологизм и его значение, записать в тетради (выполняют в парах)
Проверка:
Считать ворон – думает о своём.
Сорока на хвосте принесла – неожиданное сомнительное известие.
Стреляный воробей – так говорят об опытном человеке, которого трудно обмануть.
- Стр.110-111, упражнение № 1. Выбрать и записать значения фразеологизмов из подсказки по группам.
1 группа – “усердно, прилежно трудиться”
2 группа – “бездельничать”
3 группа – “мало”
-Проверяем.
Слайд 4
1 ряд – “усердно, прилежно трудиться”– не покладая рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица.
Слайд 5
2 ряд – “бездельничать” – сложа руки, лодыря гонять, бить баклуши, ловить мух.
Слайд 6
3 ряд – “мало”– с гулькин нос, воробью по колено, кот наплакал.
Физминутка.
– Если услышите фразеологизм – встают девочки, если обычное словосочетание – мальчики.
золотые руки, золотые зубы;
медвежья услуга, медвежья берлога;
волчий хвост, волчий аппетит;
горькая микстура, горькая правда;
выйти из положения, выйти из комнаты;
- Упражнение 5 стр.113
- Какие фразеологизмы можно прочитать в книгах, а какие услышать в разговоре? Обоснуй свой ответ.
Устное фронтальное выполнение.
Сообщение «Что означает выражение встречать хлебом-солью и отложить в долгий ящик» (два ученика)
-Подведите итог услышанному, откуда пришли в нашу речь фразеологизмы.
Итог: слайд «Откуда пришли фразеологизмы»
IV. Включение в систему знаний и повторение
- Вообще, фразеологизмов в русском языке очень много и часто среди них встречаются близкие и противоположные по смыслу. Как называются слова близкие по смыслу? (синонимы) Противоположные по значению? (антонимы)
-Предлагаю задание «Найти синонимы, 1 и 3 группа, и антонимы, 2 группа, к фразеологизмам.
1 и 3 группа: работа с карточки
2 группа: уч.стр.112 упр.3
Проверка по экрану.
Найдите фразеологизмы-синонимы
Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –
В двух шагах -
Слова для справок: намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал, лодыря гонять, рукой подать
V. Самостоятельная работа
В рассказе нужно вставить 10 пропущенных фразеологизмов и объяснить их смысл.
Попались на удочку.
Пригласил нас как–то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим –…………. Мы, конечно, обрадовались, ………., слушаем. Мой братишка так ……………. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить,………………. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому–нибудь морочит голову. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже …………. Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Слова для справок: уши развесили, голову потерял от счастья, не в своей тарелке, пальчики оближешь, собаку на этом деле съел.
Проверка по доске.
VI. Домашнее задание.
– Дома вы будете выполнять упр. 2, (с.110 ), где рисунки вам придут на помощь.
VII. Итог урока
– Что такое фразеологизм?
– Откуда пришли в нашу речь?
– Для чего в речи используются фразеологизмы?
Вывод: «Если вы будете работать на уроках, засучив рукава, то в скором времени о вас скажут светлая голова, кладезь премудрости, ума палата, семи пядей во лбу»
VIII. Рефлексия.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке с помощью фразеологизмов и цветовых кругов. Слайд 10
IX. Дополнительно:
- Люди наблюдали за повадками зверей и сравнивали с некоторыми чертами характера человека. Так появились фразеологизмы, которые вы услышите в стихотворении «Человек-зоопарк» (читают 2 ученика)
Я бываю нем как рыба,
Часто бегаю, как лось,
По-собачьи как-то плавать
Мне на речке довелось.
Говорят я очень хитрый,
Словно лис в лесу густом.
Иногда труслив как заяц,
Что укрылся под кустом.
А ещё могу реветь
Очень громко, как медведь!
Тихой быть могу овечкой
И упрямым как осёл.
Говорят, как черепаха,
Я из школы с двойкой шёл.
Я болтливый как сорока,
Забияка – как петух!
Во дворе, в жестокой схватке,
Заменяю сразу двух.
А ещё бываю я
Изворотлив как змея.
Как мартышка я кривляюсь,
Ржу как лошадь: – Иго-го! –
А вообще-то я нормальный,
Я как все, я ничего!
(А. Шевченко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка, 2 класс, "Школа 2100". Тема: "Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу".
Конспект урока русского языка, 2 класс, УМК "Школа 2100". Тема:Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу"....
План- конспект урока русского языка 4 класс .Тема: ,, Местоимение как часть речи. \'\' УМК ,, Школа России\'\'
Урок изучения нового материала с использованием средств икт для осмысления,осознания и первичного закрепления новой учебной информации....
Конспект урока русского языка. 3 класс. Тема урока: «Порядок разбора имени существительного как части речи»
Конспект урока...
Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Роль предлогов в речи"
Конспект урока русского языка 2 класс "Роль предлогов в речи" Учащиеся получат первоначальное представление о предлогах в речи с помощью одного известного героя мультфильма "Фиксики" Дедуса....
Конспект урока русского языка на тему: "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи." 3 класс
Конспект урока русского языка....
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...
Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Роль глагола в предложении, речи."
Конспект урока разработан по учебнику "Русский язык" Канакина В.П., Горецкий В.Г....